«Игра -как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду»
методическая разработка по психологии (младшая группа)
Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.
Основная задача в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверие воспитателю и педагогу -психологу. Ребенок должен увидеть в окружающем его персонале добрых, всегда готовых прийти на помощь людей (как мама) и интересных партнеров в игре. Эмоциональное общение с ребенком возникает на основе совместных игр и действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста в период адаптации.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: «Игра -как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду»
Поступление в детский сад – сложный этап в жизни любого малыша. Внутреннее благополучие ребенка, перешагнувшего порог новой группы детского сада в руках педагога. И здесь особого внимания требует психологическая атмосфера в группе: ощущение тепла, защиты, ласки, возможность приятного физического контакта, индивидуальный подход.
Основная задача в период адаптации ребенка в детском саду – формирование эмоционального контакта, доверие воспитателю и педагогу -психологу. Ребенок должен увидеть в окружающем его персонале добрых, всегда готовых прийти на помощь людей (как мама) и интересных партнеров в игре. Эмоциональное общение с ребенком возникает на основе совместных игр и действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому ребенку. Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольном учреждении, которая приводила бы к адекватному, безболезненному привыканию ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Учитывая, что игра в дошкольном возрасте является ведущим видом деятельности, она и явилась одним из наиболее простых и эффективных способов развития навыка общения у детей дошкольного возраста в период адаптации.
В нашем детском саду , в период адаптации, особое внимание отводится игр с бизибордами, изготовленными своими руками.
Бизиборд – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Используя бизиборд, ребёнок не только знакомится с бытовыми вещами, которые есть у него дома, но и развивает определённые навыки:
• мелкую моторику (это полная свобода тактильного восприятия.);
• координацию движений (ребёнок учиться управлять своими руками.);
• усидчивость (ребёнок учится удерживать внимание на выполнении множества действий до получаса);
• логику (ребенок начинает понимать, что сначала крутим ручку, а только потом нажимаем и открываем);
• цветовосприятие (ребёнок знакомится с эталонными представлениями о цвете).
Данная развивающая доска служит помощником в развитии у детей мелкой моторики пальчиков рук, активной речи, мышления, памяти; способствует воспитанию волевых и нравственных качеств: целеустремлённости, самостоятельности, в процессе работы с данным пособием у детишек улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение.
Всем известно о многообразие детских игр. Приведу примеры некоторых игр с детьми раннего возраста в период адаптации.
Игра «Полянка настроения»
Цель: настрой на позитивное сотрудничество, создание положительного эмоционального фона, развитие воображения.
Оборудование: плетеные салфетки, цветные ленточки, цветная проволока.
Ход игры:
Используя плетеную салфетку, разноцветные ленточки, шнурочки, бумажные салфетки, лепестки роз, мы создадим поляну настроения.
На глазах у ребенка и при его участии происходит превращение: вместо скучной серой салфетки появляется «красота». Помимо этого, продевание шнурка сквозь отверстие в салфетке способствует развитию мелкой моторики малыша — его пальчики становятся более ловкими, пробуждается творческое воображение.
Игра «Что нам подскажут пальчики»
Цель: развитие тактильного восприятия, наблюдательности, обогащение сенсорного опыта, стимуляция познавательной активности.
Оборудование: природные материалы различной фактуры: каштан, грецкий орех, шишка, деревянный ребристый карандаш, гладкий камушек.
Ход игры:
Ребенок осваивает окружающий мир с помощью органов чувств. В частности, через тактильное восприятие, чувствительность рук. В плетеной коробочке вы найдете природные материалы — шишку, каштан, камушек. Рассмотрите, потрогайте и опишите их. Например, шишка — шершавая, камень — гладкий. Затем закройте глаза, протяните ладошку, отгадайте, какой предмет лежит на ней.
Подвижность пальцев рук тесно связана с развитием речи. Активизировать речевое развитие можно, используя обычную деревянную прищепку и карандаш: добываем огонь, показываем маятник, пропеллер. Важно вовлекать в движение большое количество пальцев, а сами движения проводить энергично.
Благодаря этой игре ребенок с нетерпением ждет новых переживаний, впечатлений, ощущений, на основе которых впоследствии у него появится возможность рассуждать, мыслить, решать проблемы.
Игра «Рисунки на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».
Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.
Ход игры:
Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок.
Почему дети любят играть в песке?
Песок помогает расслабиться:
руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;
песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;
из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.
А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.
Таким образом, использование игр для детей раннего возраста способствует успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения , формирует положительную установку на детский сад, позитивное отношение к нему по средствам игр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изобразительная деятельность как средство успешной адаптации ребенка к детскому саду
Рисование – одно из самых больших удовольствий ребенка. Оно приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. А поскольку изоб...
Проект «радуга песка» как эффективное средство успешной адаптации детей к детскому саду
Что нужно для игры в песок?А нужно в сущности так мало......
Использование элементов арт-терапии как средство успешной адаптации дошкольников к детскому саду
Самым оптимальным подходом в обеспечении успешной адаптации детей раннего возраста можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и индивидуальности каждого ребенка. Таким современ...
Музыкально-игровая деятельность — средство успешной адаптации детей к детскому саду
сообщение для педагогов...
Коммуникативная игра как средство успешной адаптации детей в детском саду
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям....
Педагогическая песочница - как средство успешной адаптации детей к детскому саду.
Одним из эффективных средств адаптации является «Песочная» терапия.Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может ок...
«Развивающая среда «Фиолетовый лес» - как эффективное средство успешной адаптации детей к детскому саду.
Хочу поделиться своим опытом работы по использованию игр Вячеслава Воскобовича в период адаптации....