Конспект "период адаптации у родителей дошкольников"
план-конспект занятия по психологии (младшая группа)
создать условия для успешной адаптации родителей и детей к детскому саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_roditeley_na_den_otkrytyh_dverey.docx | 26.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«Период адаптации есть и у родителей!»
Цель занятия: создать условия для успешной адаптации родителей и детей к детскому саду.
Оборудование: бейджи, фломастеры, фигуры человечка (30 штук), клей, ножницы, заготовки с ситуациями, буклет, заготовка “Отзыв о мероприятии”.
Психологу необходимо находится в помещении за 15 минут до начала мероприятия. У входа поставить два стола с бейджиками и фломастерами. Участникам занятия необходимо выбрать бейдж и написать на нем свое имя. После этого необходимо рассказать участникам о надписи на противоположенной стороне бейджа.
Психолог: “Перед тем, как начнётся занятие, Вам необходимо будет найти человека с точно такой же надписью, как и у Вас. Когда Вы найдете свою пару – сядьте рядышком” (участники занятия выполняют задание, психолог раздает бейджи).
Здравствуйте! я педагог-психолог нашего дошкольного учреждения. Так как мы находимся в неформальной обстановке, в течение нашего занятия Вы можете звать меня Светлана. Так же, как и Вы можете обращаться к друг другу по имени.
Наверное, Вы уже догадались, что на бейджах не простые надписи. Если соединить их всех вместе, в результате получится стихотворение. Перед каждой надписью есть цифра, которая показывает очередность. Давайте попробуем прочитать стихотворение.
“Первый день в детском саду”.
(1) В детский сад иду я с мамой
Крепко за руку держусь,
И теперь не знаю сам я
Как без мамы обойдусь.
(2) Первый раз пришёл я в группу,
Как же много там детей,
Все играют и смеются
И игрушек много в ней.
(3) Воспитательница мило
Улыбнулась нам сперва,
А потом ребяток тихо
Всех ко мне подозвала.
(4) Познакомились мы быстро.
До чего ж тут хорошо!
Этот день я не забуду,
Столько я друзей нашёл!
(5) Мама очень волновалась:
"Как ребенок там в саду?"
Может очень испугался,
Или плачет он в углу?
(6) Вот поэтому пораньше
В сад торопится она.
Я навстречу ей с улыбкой
Выбегаю: …
(7) "Ты пришла!
Как я рад, Я счастлив очень!
Только, мама, не спеши...
(8) Мы с Егором доиграем,
С Гришей книжку дочитаем,
Дорисуем мы с Ильюшкой,
А потом ещё покушаем,
(9) Погуляем, поиграем,
Мячик в зале погоняем.
Вот тогда, моя мамуля,
Ты за мною приходи!"
Вот такой веселый первый день, провел ребенок в детском саду!
Данное стихотворение показывает нам легкую адаптацию, когда ребенок адаптируется буквально за несколько дней и не испытывает дискомфорт. Ребенок вступает в контакт по своей инициативе, умеет обратиться с вопросом к взрослому, может попросить о помощи. Он умеет играть с другими детьми, доброжелателен к ним. В данном случае, с адаптацией не возникнет ни каких проблем.
Есть адаптация средней тяжести, когда ребенок не хочет уходить от мамы, плачет при расставании, но через несколько минут напряженность постепенно спадает, ребенок может вступать в контакт по своей инициативе, может развернуть игровые действия. Такая адаптация продолжается примерно одна – две недели.
И еще есть тяжелая адаптация, причиной которой является то, что у ребенка не сформированы элементарные культурно-гигиенические навыки; нет опыт общения с незнакомыми людьми; нет умения занять себя игрушкой; в семье отсутствует режим дня, совпадающий с режимом детского сада…
Опрос “Насколько Вы готовы к детскому саду?”
Сейчас я проведу для Вас некий мини опрос, который поможет мне и Вам понять, насколько Вы адаптированы к детскому саду.
У каждого из Вас будет фигура человека, которую Вам необходимо будет расположить на лестнице, т.е. чем ближе вы располагаете человечка к детскому саду, тем больше Вы доверяете, заинтересованы, готовы принимать участие в жизни детского сада и т.д. Если же Ваше отношение к детскому саду отрицательно, дальше от детского сада, ниже по лестнице. Также Вы можете поставить человечка посередине если Вам еще трудно определиться (участники выполняют задание).
Упражнение “Поменяйтесь местами те кто …”.
Поменяйтесь между собой местами те:
- У кого сейчас хорошее настроение;
- Кто старается придерживаться дома режима дня максимально приближенного к режиму в детском саду (Какой именно это режим дня?);
- Кто обучает ребенка необходимым навыкам самообслуживания;
- Чьи дети умеют умываться, мыть и вытирать руки, одеваться и раздеваться, самостоятельно кушать, проситься на горшок;
- Кто включает в рацион питания те блюда, которые употребляют в садике;
- Кто приглашает друзей ребенка в гости и ходит в гости сам;
- Кто показал ребенку, где находиться детский сад и гулял на его территории;
- Кто рассказал ребенку - что такое детский сад, зачем он нужен, как там внутри (в какой форме лучше рассказывать ребенку о детском саде?);
- Кто играет с ребенком дома в игру – детский сад;
- Кто играет в игру прятки с ребенком;
- Кто пугает ребенком детским садом: “Вот будет плохо себя вести – отдам в детский сад” – помните, что так говорить ребенку, ни в коем случае нельзя.
Я хочу Вас похвалить, ведь Вы очень ответственно отнеслись к подготовке детей к посещению детского сада. Теперь можно присесть на стулья.
Итак, первой причиной тяжелой адаптации является? (не подготовленность ребенка к детскому саду).
Как Вы думаете, какова вторая причина? (родители рассуждают, психолог направляет их на правильный ответ).
Второй причиной тяжелой адаптации, является, когда родители находятся в слиянии с ребенком, сомневаются в том, что он сможет освоиться в детском саду, т.е. не заинтересованы в посещении детского сада. Ребенок чувствует их настрой и не хочет идти в детский сад – устраивает истерики, кричит, не играет с другими детьми, часто болеет.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что процесс адаптации ребенка полностью зависим от адаптации родителей, поэтому тема нашего сегодняшнего занятия так и звучит: “Период адаптации есть и у родителей”.
Практика показывает, если родители легко и быстро адаптируются к детскому саду, то и у ребенка этот процесс протекает легче. Как вы думаете, что может облегчить адаптацию родителей к детскому саду? (родители отвечают)
Проблем с адаптацией не возникнет,
- если родители понимают, что: детский сад – это место, где заинтересованы в их ребенке;
- если родители с доверием относятся к воспитателям и специалистом, прислушиваются и выполняют их рекомендации;
- понимают что детский сад для их ребенка своего рода работа, что он устает и скучает, поэтому делают внеплановые выходные;
- искренне интересуются жизнью своего ребенка в группе;
- принимают участие в мероприятиях, предлагают свою помощь и занимаются со своим ребенком дома.
Первые дни адаптации – очень напряженные в эмоциональном плане. Родители волнуются, переживают – кто-то очень сильно, кто-то немного. И каждому из нас нужно будет успокоиться, ведь наше напряжение будет передаваться ребенку.
Как это можно сделать?
- Используйте метод арт-терапии: Психологи и физиологи установили, что изобразительная деятельность для ребенка не столько художественно-эстетическое действо, сколько возможность выплеснуть на бумагу свои чувства. Уголок изо творчества со свободным доступом детей к карандашам и бумаге поможет решить эту проблему в любое время, как только у малыша возникнет потребность выразить себя. Также можно использовать другие методы арт-терапии: танцевальная терапия, фототерапия, сказкотерапия, песочная терапия и т.д. Организуйте с ребенком интересные, успокаивающие занятия с водой, сюжетные игры, рисование пальцами на больших листах бумаги.
В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите ему: "Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает грустно. Когда что-то новое начинается, сначала всегда бывает трудно, а потом привыкаешь и становится интересно. У тебя всё получится". Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребёнку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет семью. Необходимо подчеркивать, что ребенок по-прежнему дорог и любим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы родителям дошкольников по адаптации детей в д/с
Вопросы адаптации в д/с...
Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.
Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...
Музыкотерапия как метод адаптации и социализации дошкольников.
Ребенок в детском саду - самое уязвимое звено педагогического процесса. Только придя в детский сад он испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую...
Консультация для родителей дошкольников "Адаптация"
Данный материал будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам - психологам, родителям....
Адаптация к ДОУ дошкольников.
Адаптация и возрастные особенности детей 3-4 лет....
Буклет для родителей дошкольников "Адаптация к условиям ДОУ"
Все родители рано или поздно сталкиваются с ситуацией, когда их подросшие малыши вынуждены знакомиться с детсадом. В этот момент перед взрослыми членами семьи и встаёт множество вопросов...