К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
статья по психологии
Немного о важном в жизни семьи, где есть приемные дети.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ | 55.26 КБ |
Предварительный просмотр:
К ВОПРОСУ
О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ
ПРИЕМНЫХ СЕМЕЙ
Проблемы, с которыми сталкиваются приемные семьи в России и обеспечение психологического сопровождения приемных родителей – одна из важнейших задач на современном этапе.
Как помочь приёмным родителям справиться с трудностями, которые их могут подстерегать? Эти вопросы поднимаются в
данной статье. Если для потенциальных приёмных родителей, которые только собираются усыновить ребенка, в некоторых социальных учреждениях, преимущественно в крупных городах, работают школы приемных родителей, то приемный родитель в сельской местности во многих случаях оказывается
один на один с проблемами, к которым не всегда оказывается
готовым.
Чаще всего ребенок до того, как оказывается в приемной семье, получает опыт негативных социальных установок: сначала в
биологической семье, а потом и в детском доме. В большинстве
случаев, чем дольше ребенок находился в неблагоприятной атмосфере, тем выше вероятность развития различных отклонений, которые могут повлиять на всю дальнейшую жизнь ребенка. Среди них особyю тревогy вызывают не только прогрессирyющая отчyждённость, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей-сирот, но и их цинизм, жестокость, агрессивность и
девиации.
В целом, проблема факторов, обусловливающих девиантное поведение детей-сирот в приемных семьях, является
недостаточно изученной. В настоящее время нет единого подхода в решении проблемы девиантного поведения детей-сирот, а
есть единичные исследования в разных областях науки: педагогике, психологии, медицины.
Приёмными родителями на практике чаще всего выступают
супруги, имеющие своих детей. Средний возраст 45–48 лет. Поэтому приёмные дети с первых минут проживания в приемной
семье на примере приёмных родителей и их детей учатся строить свои взаимоотношения как со взрослыми, так и с другими
детьми. Они сразу же ощущают семейное тепло и уют.
Приёмные родители, безусловно, пытаются максимально помочь ребенку адаптироваться в новых условиях.
Часто, когда и самим приемным родителям необходимо, то они оказываются в сложной ситуации и помощь не всегда можно получить.
Возникают сложные конфликтные ситуации с кровными детьми приемных родителей. Современные дети-сироты из детских домов не привыкли к домашнему труду, у них, как правило, не сформированы навыки самообслуживания, нет уважения к чужому труду и собственности, своей или
чужой, они не дорожат вещами и не задумываются, откуда они
берутся. Успешная социализация ребенка в новых условиях требует много сил и терпения от приёмных родителей.
Существуют многие факторы, тормозящие развитие института приемной семьи.
Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приёмных родителей в трудовой
и социальной сферах.
Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации.
В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей.
В-четвёртых, отсутствует необходимый жилищный фонд для
предоставления жилплощади приемным семьям. Недостаточное
использование ресурсов приёмной семьи на практике в немалой
степени связано с недостаточной государственной поддержкой
этого социального института.
Как правило, окружение, сторонние наблюдатели, нередко
относятся к семье, принявшей на воспитание чужого ребенка, с
недоверием. Часто выискиваются какие-либо корыстные мотивы, а если ребенок не приживается – вновь семья оказывается в зоне повышенного внимания и критики.
То, что дети, попадающие в приёмные семьи, нередко отличаются сложным характером, а подчас морально больны,
секретом не является.
Как избежать ненужных ошибок, не допустить душевных
трагедий – именно в этом направлении работают специальные
Школы для опекунов и приемных родителей. Там учатся проводить с детьми досуг, преподают навыки самообслуживания
для малюток, знакомят с особенностями детской психики, освещают медицинские и юридические аспекты при устройстве и
дальнейшем пребывании детей в семьях. Все знания полезны и
применимы на практике. Но основная проблема состоит именно
в том, что школы работают с потенциальными родителями. В
компетенцию школ приёмных родителей не входит дальнейшее
сопровождение и помощь родителям, уже взявшим на воспитание ребенка.
Психологические проблемы семьи, взявшей на воспитание
ребенка, можно условно разделить на две группы.
Первая группа этих проблем связана с особенностями переживаний, поведения и ожиданий приемных родителей.
Вторая – касается трудностей вхождения в новую семью и адаптации в ней приёмного ребенка. Эти проблемы тесно связаны между собой, тем не менее, в их содержании есть свои специфические особенности, которые следует учитывать как приемным родителям, так и представителям специальных служб опеки и попечительства, которые занимаются вопросами усыновления. Обучение приёмных родителей до принятия ими на воспитание ребёнка предоставляет им время для того, чтобы еще раз взвесить те последствия, которые повлечет за собой принятие на себя обязанностей по
воспитанию чужих детей.
Обычно соответствующая программа ориентируется на взаимодействие приемных родителей и официальных учреждений, и направлена на решение проблем, обусловленных возникновением у ребёнка ощущения оторванности от родной семьи и связанных с этим эмоциональных переживаний, а также подразумевает общение с родными родителями ребенка (если такая возможность имеется). Это обучение помогает приёмным родителям решить для себя, сумеют ли они справиться с тем нелегким бременем, которое добровольно на себя возлагают.
По результатам опроса в постоянных консультациях психолога нуждается 71% приемных родителей. Обучение приёмных
родителей после принятия ими на воспитание чужого ребенка,
как правило, отсутствует. И вопросы развития детей, методы поддержания семейной дисциплины и управления поведением, навыки взаимодействия и проблемы отклоняющегося поведения, чаще всего и оказываются без ответов. Столь различная ориентация этих двух видов обучения приемных родителей объясняется тем, что повседневная жизнь с чужим ребенком накладывает
большой отпечаток на всю семейную жизнь. Приёмным родителям необходимо хорошо понять необходимость обучения и использовать в первую очередь ту информацию, на которую они могут непосредственно опираться в своей повседневной практике. Среди проблем, на которые должно быть обращено особое внимание, можно отметить следующие:
- обучение родителей взаимодействию с детьми, имеющими
эмоциональные, физические или умственные отклонения, 30%
детей-сирот школьного возраста имеют 7 или 8 вид коррекционного обучения;
- освоение родителями навыков взаимоотношений с детьми,
испытывающими трудности в учении;
- усвоение информации и овладение специальными умениями о взаимодействии с подростками (особенно состоящими на
учете в детской комнате полиции);
- приобретение необходимых навыков для установления
контакта с детьми раннего возраста;
- освоение опыта взаимодействия и оказания необходимой
психологической поддержки безнадзорным детям, испытавшим
на себе жестокое обращение взрослых.
Результаты анкетирования показали, что в биологической семье жестокое обращение взрослых на себе испытали – 26% детей-сирот.
При организации обучения приемных родителей следует
иметь в виду то обстоятельство, что у них может быть разный
уровень образования, разное социальное и материальное положение.
Однако при этом им не следует забывать,
что воспитание детей следует рассматривать как разновидность
профессиональной деятельности, которая требует специальной
подготовки. Поэтому при обучении приемных родителей следует ориентировать их на то, что такая подготовка не может быть
поверхностной и краткосрочной и немедленно давать практические результаты. Родительской профессии им придется обучаться всю жизнь, потому что ребенок растет, изменяется, а поэтому
должны изменяться и формы взаимодействия с ним, и виды педагогических воздействий. Приёмные родители, планируя свою
деятельность в соответствии с потребностями ребенка, должны
уметь работать вместе с консультантами, врачами, педагогами и
другими специалистами, чтобы научиться разрешать те проблемы, с которыми им придется столкнуться в воспитании приемных
детей, и устранять те трудности, которые закономерно возникают в любой семье. Одним из главных, в связи с этим становится, постоянное
сопровождение приёмных семей квалифицированными специалистами-психологами, педагогами, медиками, деятельность которых может быть объединена в единую службу.
Материал подготовлен педагогом-психологом Сливной Л.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно - психологическое просвещение семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...
Информационно - психологическое просвещение семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...
Информационно - психологическое консультирование семьи.
Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей. Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, ...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи...
Психологический климат семьи - основа психологического здоровья ребенка
Взаимосвязь писхологического здоровья ребенка и психологического климата семьи...
Психологический климат семьи как фактор сохранения психологического здоровья ребенка
Семья – сложная система взаимоотношений между супругами, родителями, детьми, другими родственниками. В совокупности эти отношения составляют микроклимат семьи, который непосредственно влияет на ...
Презентация. Семья ребенка с ОВЗ как система. Социально- психологический портрет семьи.
Рассматривая семью как систему, как единое образование, можно увидеть, что она обладает определенными особенностями структуры, семейными взаимодействиями, семейными функциями и жизненным циклом семьи....