Нейропсихология
методическая разработка по психологии

Баклаушева Гульнара Надыровна

Нейропсихология детского возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropsihologiya.docx25.34 КБ

Предварительный просмотр:

Теоретические основы нейропсихологии. Основные понятия нейропсихологии.

 

        Нейропсихология         –         это         одна         из         отраслей         психологии.

Нейропсихологию можно рассматривать как раздел клинической психологии.

Нейропсихология детского возраста – направлена на выявление нарушения ограничений генеза, или дисфункции, или несформированности целой группы, системы  ВПФ (Высших психических функций), которое возникает при слабости, незрелости или нарушениях каких-либо участков мозга.

Нейропсихология берет свое начало на стыке сразу нескольких наук, а именно: нейрофизиологии, психологии, неврологии и нейрохирургии.  

Именно поэтому, можно сказать, что нейропсихология, в некотором роде, занимает двойственную позицию.  

То есть, если посмотреть с одной стороны, то такой раздел психологии как нейропсихология, рассматривает и анализирует формирование, структуру, осуществление высших психических функций (ВПФ), а также психических состояний. Кроме того, нейропсихология анализирует также распад и пути восстановления высших психических функций и психических состояний.  

Если сказать кратко, то нейропсихология рассматривает и анализирует высшие психические функции (ВПФ) и их нарушения.  

Если же посмотреть с другой стороны, можно сказать, что нейропсихология, являясь отраслью именно психологического знания, свое основное внимание направляет на изучение мозговых механизмов психической деятельности. И именно поэтому классической моделью исследования взаимосвязи мозга как некого материального объекта и нематериальной психики является локальных поражений головного мозга. Конечно, такая взаимосвязь изучается не только в нейропсихологии, но большом количестве других нейронаук. Но именно у нейропсихологии имеются другие задачи по сравнению с другими науками, изучающими мозг.

Если         попытаться         коротко         охарактеризовать         взаимосвязь нейропсихологии и общей психологии, то это можно представить в виде следующих тезисов:

  • Все понятия нейропсихологии были сформированы на основании общепсихологической теории и являются, так сказать, неким "дополнением" представлений к исследованиям работы мозга, взятых из общей психологии;

 

  • Важность нейропсихологии для общей психологии заключается в том, что на исследование патологического материала вполне реально проверять гипотезы, которые помогут решить проблемы общей психологии, так как отклонение от нормы помогает увидеть то, что в этой самой норме скрыто.

 

            Таким образом, мы можем выделить предмет в нейропсихологии. Предмет нейропсихологии - это закономерность протекания высших психических функций (ВПФ), всей психической деятельности, а также закономерности их мозговой организации, принципы работы головного мозга в качестве источника психических процессов и особенности нарушений этих процессов при различных патологиях.

 

            Необходимо         упомянуть         и         о         задачах         нейропсихологии.

Все задачи, стоящие перед нейропсихологией, можно поделить на два вида: теоретические и практические.

Теоретические         задачи:         Изучение         ВПФ         как         главного         объекта нейропсихологии, а также изучение ее психологической структуры;

Исследование мозга как исходного продукта высших психических функций, а также изучение принципов устройства мозга и его деятельности при осуществлении ВПФ;

Соотношение мозга и ВПФ, другими словами – по каким принципам

ВПФ локализуется (организуется) по отношению к мозгу;  

Если кратко охарактеризовать практические задачи, то здесь можно сказать о том, что они заключаются в диагностике нарушений ВПФ, а также в реабилитации нарушенных ВПФ.    

Говоря о нейропсихологии, необходимо также упомянуть и о ее методе.

Метод нейропсихологии – это синдромный факторный системный анализ нарушений ВПФ, предложенный А.Р. Лурия. На практике он реализуется через использование клинико-нейропсихологических диагностических методик, которые были разработаны Александром Романовичем Лурия. По другому он называется «Луриевская батарея нейропсихологической диагностики».  

Практическое значение нейропсихологии заключается в том, что нейропсихологический подход к анализу нарушений психической деятельности и отдельных высших психических функций может осуществляться при исследованиях в любой клинике – и психиатрической, и соматической, и неврологической, и, нейрохирургической. Это возможно, потому что самые разнообразные заболевания и патологии оказывают влияние на работу всего организма и неизбежно вызывают в ней изменения, что непосредственно сказывается и на работе мозга, что, в свою очередь, сказывается на протекании ВПФ.  

Нейропсихологический подход к анализу высших психических функций также используется и в работе со здоровыми людьми. Например, в исследованиях детей практические нейропсихологические задачи могут заключаться в оценке функциональной недостаточности некоторых отдельных систем постоянно развивающегося детского мозга. Кроме того, практических запрос может заключаться и в оценке специфики гетерохронного становления отдельных систем мозга, а также в учете зоны ближайшего развития.

Проводится анализ индивидуальных различий темпов созревания, а также анализируется развитие психических функций. Кроме того, анализу подвергаются и факторы, которые обуславливают эти различия.

Все это помогает дать обоснованное заключение относительно различных  факторов. Например, о готовности ребенка к школе  или о необходимости проведения коррекционных или же реабилитационных мероприятий. Также это помогает обоснованно утверждать различные учебные программы в общих или же в специализированных учебных заведениях и так далее. Тема 2. Основные направления современной нейропсихологии.

Необходимо сказать и о том, что практические приложения нейропсихологии могут быть продемонстрированы при рассмотрении существующих направлений нейропсихологии. Мы можем провести деление нейропсихологии на направления через ее зависимость от объекта исследования.  

И тогда мы получаем следующие направления современной нейропсихологии:

  1. Детская нейропсихология (в норме и при патологии).
  2. Взрослая нейропсихология (в норме и при патологии).
  3. Геронтонейропсихология         (Изучает         нарушение         психических процессов и состояний престарелых) (в норме и при патологии).

Но существует и другой подход к выделению нейропсихологических направлений. Этот подход рассматривает основную задачу конкретного направления.  

И, исходя из этого, принято указывать следующие направления нейропсихологии:

Основное направление -  это клиническая нейропсихология.

Клиническая нейропсихология рассматривает то, как на состояние психических функций влияет тот или иной патологический процесс, а также изучает последствия этого влияния. Основная, принятая модель клинической нейропсихологии заключается в локальных поражениях головного мозга.  

Клиническая нейропсихология изучает нейропсихологические синдромы, т.е. закономерные сочетания тех нарушений, которые возникают при том или ином поражении мозга. И именно поэтому клиническую нейропсихологию по-другому еще называют синдромологией.  

Следующее направление нейропсихологии - это экспериментальная нейропсихология. Экспериментальная нейропсихология изучает психологические механизмы нарушения, которое, в свою очередь, описывается клинической нейропсихологией.

Экспериментальная нейропсихология довольно сильно связана с другими научными направлениями, например, с психофизиологией.  

Третье, очень важное направление в нейропсихологии - это нейропсихологическая реабилитация. Другими словами - реабилитационное направление. Данное направление работает с уже имеющимися диагнозами, с уже выявленными нарушениями, и поэтому основная деятельность, осуществляемая в данном направлении – восстановление нарушенных психических функций, а также восстановление и реабилитация личности пациента. Здесь также имеются и свои теоретические основы, и свои методы.   

Следующее направление – психофизиологическое. Оно заключается в том, что рассматривает нейропсихологический подход и метод анализа механизмов нарушений ВПФ в дополнении с психофизиологическими нарушениями.  

Также существует и психофармакологическое направление в нейропсихологии. Оно рассматривает то, каким образом различные фармакологические препараты воздействуют на особенности сохранных или нарушенных психических функций, а также изучает влияние этих воздействий.  

Следующее направление в современной нейропсихологии – это нейропсихология индивидуальных различий. По-другому ее еще называют «нейропсихология нормы или дифференциальная нейропсихология».

Нейропсихология нормы изучает особенности и типы мозговой организации у здоровых людей и соотносит их с разными психическими процессами, а также и с индивидуально-психологическими особенностями.

Тема 3. Теоретические основы детской нейропсихологии.

Рассматривая теоретические основы детской нейропсихологии и нейропсихологии вообще, необходимо изучить предпосылки появления нейропсихологии как научной отрасли, а также и формирование ее теоретических основ. Мы уже знаем, что нейропсихология появилась и стала развиваться на основе взаимосвязи общей психологии, нейрохирургии, неврологии и нейрофизиологии.

Теоретической         базой         нейропсихологии,         основанной         на         общей психологии, являлись концепции, автором которых является выдающийся советский ученый, Л.С. Выготский.  

К этим концепциям относятся следующие:

  • Культурно-историческая теория развития ВПФ;
  • Концепция о системном строении ВПФ;
  • Концепция о постепенном формировании и автоматизации ВПФ;

Здесь необходимо вспомнить основные положения этих концепций.

Культурно-историческая теория развития ВПФ описывает развитие специфически человеческих ВПФ. Согласно данной теории указанные психические процессы:

  • Прижизненно формируются в социуме;
  • Являются опосредствованными, другими словами - появляются и развиваются на основании использования различных средств. Например, таких как: язык, системы письма и счета, а также и других разнообразных знаков и символов, которые были выработаны в результате исторического развития человечества;

Концепция о системном строении ВПФ в своей основе использует общенаучный принцип системности и рассматривает психические явления в виде систем, которые, в свою очередь, состоят из элементов. Данные системы – это не просто сумма элементов, звеньев, которые в них входят, а они обладают своей собственной, определенной структурой. И свойства этих элементов тесно связаны с той ролью, которую они играют в структуре системы.

 Концепция о постепенном формировании и автоматизации ВПФ:

  • Формирование высших психических функций в онтогенезе происходит через переход интерпсихологического (распределенного между ребенком и взрослым) процесса в интрапсихологический (внутренний процесс ребенка);
  • Внешние способы осуществления функции превращаются во внутренние (т.е. психологические) путем интериоризации;
  • В         ходе         интериоризации         внешняя         деятельность         постепенно «сворачивается» и становится автоматической;
  • Структура высшей психической функции изменяется, согласно интериоризованным знакам;

В         конечном         счете,         психические         функции         детей         становятся «культурными», то есть, у них появляется осознанность и произвольность. И, таким образом, интериоризация выступает и как социализация.

И, на основании рассмотренных нами теоретических положений, основные характеристики ВПФ можно описать так: 

  • системность;
  • прижизненность;
  • социальность;
  • опосредованность (прежде всего, речью);
  • осознанность;
  • произвольность;

В заключение, мы можем сделать вывод о том, на основании рассмотренных нами общепсихологических теоретических предпосылках и базируется теория самой нейропсихологии – теория системной динамической локализации ВПФ Л.С. Выготского-А.Р. Лурия.  

 

Литература:

  1. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения» / Под ред.

В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. - М., 2004.

  1. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Клиническая нейропсихология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: МГУ, 1998.
  2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушение при локальных поражениях мозга. - М.: Изд-во МГУ, 1962 – 1-е изд.; 1969 – 2-е изд.; М.: Академ.проект, 2000 – 3-е изд.; СПб.: Питер, 2008 – 4-е изд.
  3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 384 с.
  4. Хомская Е. Д. Х.  Нейропсихология: 4-е издание. — СПб.: Питер, 2005. — 496 с: ил.
  1. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии
  2. Рустанович А.В., Шамрей В.К. Клиническая психиатрия в схемах, таблицах и рисунках. Издание 3-е.- СПб.: «ЭЛБИ-СПб», 2003. — 203 с.
  3. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. - СПб: Питер, 2008. https://www.rulit.me/books/nejropsihologiyadetskogo-vozrasta-read-368437-1.html  
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: Академия, 2002
  5. Будыка Е.В. Лекции по основам нейропсихологии. Учебное пособие.         Будыка         Е.В..         Москва:         МГМСУ,         2014

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.

Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Прогулка по осеннему лесу » Обучающие задачи НОД: • Систематизировать знания детей об осенн...

Нейропсихология в логопедии

Зачем логопеду знания по нейропсихологии....

Из опыта работы. Программа "Нейропсихология для дошколят"

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди детей «массовых» учреждений. Объективные клинические ...

Как развивать саморегуляцию у детей старшего дошкольного возраста: советы нейропсихолога

Информация предназначена для воспитателй подготовительной и старшей групп детского сада. Некоторые из приведенных игр можно использовать на занятиях воспитаталей с группой с целью развития умения регу...

презентация " Использование элементов нейропсихологии в логопедии"

Представлен материал  по использованию элементов нейропсихологии  при работе логопеда с детьми, имеющими ТНР....