Тренинг для педагогов «Эмоциональная стабильность в период адаптации детей к условиям ДОУ»
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Ход семинара-тренинга:
Педагог: Добрый день, дорогие коллеги! Я рада вас всех сегодня видеть. Надеюсь, что мы интересно и полезно проведём здесь время.
Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы здоровы. Мы желаем Вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
Сегодня мы пришли, чтобы поговорить о детях, которые только прибыли в сад. Чтобы лучше их понять, на нашей встрече мы побудем немного детьми.
Упражнение «Возвращение в детство» (включается спокойная мелодия)
Цели: активизировать впечатления раннего детства, прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка в возрасте 2-3 лет.
Педагог: «Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы хорошо чувствовалась опора о спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в ногах, в руках.
Представьте себя в детстве, в то время, когда вы были маленькими. Представьте тёплый весенний день. Воздух пахнет смолянистыми тополиными почками. Деревья покрываются первыми листочками, и такие высокие, что кажется, своими верхушками достают до неба. Вам два или три года. Вы идёте по улице. Как вы выглядите? Посмотрите, что на Вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идёте по улице, рядом с вами близкий человек, посмотрите, кто это, вы берёте его за руку и чувствуете его тёплую нежную руку. Получается у вас представить себя маленьким ребёнком?
Упражнение «Я иду в детский сад»
Цель: прочувствовать эмоциональное состояние ребёнка, пришедшего в первый раз в детский сад.
Педагог: А теперь, представьте, что мама ведёт вас первый раз в детский сад. Вы входите в очень ярко освещённую комнату, видите незнакомую тётю, мальчиков и девочек. В комнате шумно. Рядом с тётей стоит девочка, плачет и зовёт маму. Тётя ласково зовёт вас войти, вы оборачивайтесь, чтобы взять маму за руку, а мамы нет. Что вы почувствовали в этот момент? О чём подумали?» (Ответы педагогов)
Педагог: Сегодня мы будем говорить с вами об адаптации ребенка к Доу.
Мини-лекция. Адаптация.
-Как вы думаете, что такое адаптация? (Ответы педагогов)
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.
Адаптация – это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых порах, но и выработка умений, и навыков в повседневной жизни.
Применительно к длительности протекания адаптационного процесса обычно говорят о трех степенях.
Легкая степень: поначалу ребенок капризничает, плачет, к 20-му дню пребывания в детском саду нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.
Средняя степень: слезы, крики, странное поведение ребенка. Ребенок отказывается идти в детский сад, но успокаивается постепенно в группе. На фоне такого эмоционального состояния ребенок может заболеть. Постепенно ребенок становится спокойнее и затем привыкает. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.
Тяжелая степень: ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду. Начинает часто и длительно болеть. От этого страдает его нервно – психическое развитие: ребенок может забывать новые слова, демонстрировать мнимое неумение есть ложкой, проявлять замкнутость и отчужденность. Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в детском саду. Нервно-психическое развитие отстает от исходного на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-х раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.
Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду.
Педагог: Назовите причины плохой адаптации ребенка к дошкольному учреждению. (Ответы педагогов)
-Отсутствие тренировки его нервной системы;
-Состояние здоровья (дети физически здоровые, т. е. не имеющие ни хронических заболеваний, ни предрасположенности к частым простудным заболеваниям. В адаптационный период все силы организма напряжены, и когда можно направить их на привыкание к новому, не тратя еще и на борьбу с болезнью, это хороший «старт»;
-Отсутствие навыков самостоятельности (это одевание (хотя бы в небольшом объеме, «горшечный» этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок это все умеет, он не тратит силы на то, чтобы срочно этому учиться, а пользуется уже сложившимися навыками);
-Отсутствие в семье режима дня, совпадающего с режимом детского сада (за несколько месяцев до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в саду);
-Отсутствие рациона питания, приближенного к садовскому (если ребенок видит на тарелке более-менее привычную пищу, он быстрее начинает кушать в саду, а еда и питье – это залог более уравновешенного состояния. От резкого контраста между обстановкой, в которой ребёнок привык находиться дома и той, в которой находится в дошкольном учреждении;
-Методики воспитания в семье отличаются от общепринятых;
-Ребенок не умеет общаться с другими детьми;
-Ребенок настороженно относится к чужим взрослым;
-Не умеет занять себя на некоторое время игрой.
Упражнение «Типичные ошибки родителей во время адаптации ребенка к детском саду».
Педагог: Адаптационный стресс переживают не только дети, но и их родители. В душе у них сплошные сомнения: любимое чадо плачет, может, стоит еще подержать его дома? Как он адаптируется к новым условиям?
-Как вы думаете, чего не должны делать родители, когда ребенок начинает ходить в детский сад? Я раздам Вам ситуации, которые происходят в вновь набранной группе. Для облегчения, Вам предложены варианты. Можете подобрать более подходящий ответ, по Вашему мнению.
(Педагоги зачитывают ситуации и подбирают к ним ответы)
1.Папа Вовы (2.5 г.) спрашивает, как отучить ребенка от бутылочки во время засыпания и от соски, ведь это не поощряется в дошкольном учреждении. Какие советы можно дать папе.
Родители начинают отучать ребенка от ранее сложившихся привычек, которые не приняты в детском саду. Этого делать ни в коем случае нельзя. Либо за 2-3 месяца до поступления в сад, либо после привыкания.
2Мама Саши (3г.) часто отпрашивается с работы, чтобы посидеть с ребенком дома. Саша, со слов мамы, трудно адаптируется к саду, переживает, плачет. Правильно ли поступает мама?
Уступить ребенку, найти возможность остаться дома (отпроситься на работе, попросить посидеть бабушку). Далее ребенок будет просить все настойчивее. Мамы обычно хорошо чувствуют своего ребенка, и знают, когда он манипулирует ситуацией, а когда – на самом деле болеет.
3.Мамы Леры (2.7 г.) и Оли (2.3 г.) очень переживают, как доченьки переносят разлуку с мамой: подолгу расстаются, стоят у двери, прислушиваются к звукам в группе. В свою очередь - девочки тревожные, неспокойные, адаптироваться к новым условиям им очень трудно. Правильно ли поступают родители? Какие советы можно дать мамам?
Пребывание родителей в состоянии обеспокоенности, тревожности. Они заботятся об общественном мнении, испытывают внутренний дискомфорт, волнуются, что недостаточно хороши в роли «мамы» и «папы». Прежде всего им надо успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передается им. Родителям очень важно понимать, что ребенок проходит адаптацию к новым условиям жизни. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще очень маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы и это еще больше усиливает детскую тревогу.
Упражнение «Мячики»
Цель: почувствовать тяжесть эмоционального переживания ребёнком начала посещения детского сада.
Педагог: «Посмотрите на мячики в нашей корзинке. Это трудности, с которыми сталкивается ребёнок, пришедший в детский сад. Для упражнения мне нужен один педагог. Сейчас я раздам их Вам. (раздаются мячики одному педагогу).
Я раздаю Вам:
• Ощущение одиночества и отсутствия близких людей в течение «бесконечного времени» и «неизвестно заберут ли меня домой?», «а мама придёт?».
• Незнакомую обстановку;
• Незнакомых взрослых, мальчиков и девочек;
• Недостаточно развитые навыки самообслуживания (неумение кушать, или неаккуратность во время этого процесса, неумение или стеснение попроситься на горшок, неумение одеваться);
• Сильную привязанность к взрослому;
• Отсутствие опыта разлуки с близкими;
• Неумение самостоятельно занять себя;
• Избирательное отношение к взрослому/детям.
• Новый режим дня.
Удобно ли Вам держать столько мячиков? Что вы чувствуете, если они падают? Что с ними хочется сделать? (Ответы педагогов)
Педагог: Адаптация ребенка к новым условиям жизни неизбежна. Но мы в силах сделать этот процесс максимально безболезненным. Так какие же методы и приемы способствуют облегчению прохождения периода адаптации?
Возможные мероприятия по облегчению периода адаптации:
• Воспитатель должен быть доброжелателен, терпеливым, улыбаться по ситуации.
• Называть ребенка ласковым именем, как дома.
• Использовать отвлекающие моменты при расставании, плаче.
• Использовать игрушки забавы (музыкальные, светящиеся, заводные и т. д.).
• При укладывании спать использовать телесный контакт (поглаживание, похлопывание, петь колыбельные или прослушивать фонограмму, разрешать брать с собой в кровать любимую игрушку.
• Использовать элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновением).
• Игры, направленные на освоение окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками.
• Использование игр на сближение детей друг с другом.
Педагог: Чтобы снизить напряжение необходимо переключить внимание малыша на деятельность, которая приносит ему удовольствие. Это, в первую очередь, игра. Ребёнок, оказавшись в новой обстановке испытывает волнение, тревогу, страх. Задача игр в адаптационный период – формирование эмоционального доверия к воспитателю, установление эмоционального контакта. Ребёнок в воспитателе должен увидеть готового прийти на помощь человека, ласкового и заботливого (как мама).
Создание положительного эмоционального настроения в группе в адаптационный период является важным компонентом воспитания и развития личности ребенка. Поэтому главной задачей перед педагогами, воспитывающими ребенка, становится обеспечение состояния эмоционального благополучия.
Рефлексия
Упражнение «Глаза»
Цель: развивать у педагога способность к эмпатии; понимать психическое состояние ребенка, его эмоциональные переживания в новых условиях; владение навыками восстановления эмоционального контакта с ребенком.
Педагог: Предлагаю Вам встать в тесный круг. В центре круга – «ребенок», который впервые пришел в группу. Взгляд у вас должен быть невыразительным, и только один человек должен взглядом показать «ребенку» свою заинтересованность и способность помочь. И ребенок, конечно же пойдет на контакт.
Педагог: Наша встреча подошла к концу. Надеюсь, что наши старания и совместная работа не пройдут даром, найдут отражение в понимании своих детей и себя. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия создания в группе эмоционального комфорта в период адаптации детей
Эта статья поможет воспитателям комфортно адаптировать детей к условиям детского сада....
План работы педагога-психолога МБДОУ в период адаптации детей к условиям ДОУ
Создание условий для успешной адаптации детей к новым условиям ДОУ...
Проект взаимодействия педагогов с родителями в период адаптации детей 2-3 лет к условиям общественного воспитания "Первые шаги".
Ра Данный проект поможет молодым специалистам во взаимодействии со всеми членами семьи, включая самого ребенка и его бабушек и дедушек на протяжении первого года посещения реб...
Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»
Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...
Взаимодействие педагогов с родителями в период адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Автор: Школьная Юлия Юрьевна Вид проекта: Долгосрочный Место реализации проекта: БДОУ детский сад N 366 общеразвивающего вида. г.Омск. Участники: Педагоги, родители, дети, врач, п...
Консультация для педагогов «Особенности организации работы воспитателя в период адаптации детей к условиям ДОО»
Очень важно организовать уход и воспитание за детьми таким образом, чтобы свести к минимуму адаптационный период — осложнение физического и психического состояния, суть которого, прежде всего в ...
Работа педагога в период адаптации детей к условиям ДОУ"
Работа с родителями,которую необходимо начинать до поступления ребенка в сад. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. ...