Мастер – класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта»
план-конспект занятия по психологии
Цель: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.
Задачи:
1. Расширять и углублять знания педагогов об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология».
2. Обобщать знания педагогов о развитии интеллекта дошкольников.
3. Раскрыть причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка.
4. Привлекать педагогов к овладению кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktikum_dlya_vospitateley.docx | 410.46 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Мастер – класс для педагогов
«Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта»
Педагог-психолог: Ануфриева Н.Е.
с. Салемал
2023 г.
Пояснительная записка
Актуальность: Успешность детей в обучении во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей. Межполушарное взаимодействие необходимо с целью координации деятельность мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
На дошкольный возраст приходится сензитивный период развития межполушарного взаимодействия, когда кора полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована.
Таким образом, если осуществлять двуполушарный подход к образованию, проводить целенаправленную работу в дошкольном возрасте по развитию межполушарных связей, это улучшит работу нервной системы детей за счет развития нервных связей между двумя долями мозга, что в свою очередь будет являться условием необходимым для более успешного освоения воспитанниками целевых ориентиров дошкольного образования.
Цель: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.
Задачи:
1. Расширять и углублять знания педагогов об инновационной здоровьесберегающей технологии «кинезиология».
2. Обобщать знания педагогов о развитии интеллекта дошкольников.
3. Раскрыть причины, приводящие к проблемам в развитии ребенка.
4. Привлекать педагогов к овладению кинезиологическими методами для последующего применения в практической деятельности.
Аудитория: педагоги ДОУ
Предварительная работа: подбор литературы, пособий и игр.
Оборудование: карточки для определения доминирующего полушария (по И.П. Павлову), карандаши и чистые листы бумаги, карточки для развития межполушарного взаимодействия.
Ход мастер – класса
Предлагаю вашему вниманию мастер – класс на тему «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта». Надеюсь, что вам будет интересно и познавательно.
Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария головного мозга в единую, целостно работающую систему, формируется под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.
Предлагаю вам определить, какое полушарие доминирует именно у вас. Для этого мы сейчас воспользуемся одной из методик определения функциональной асимметрии полушарий (тест И.П. Павлова). Разложите на карточке слова по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что - то общее.
Оценка результатов:
Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».
2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».
3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».
Значит у вас преобладает логическое мышление и мыслительный тип, доминирует левое полушарие. В левом полушарии находится центр речи, поэтому «левополушарные» люди любят поговорить, левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов, оно не воспринимает музыку, «левополушарные» люди могут не узнать вас на улице. Эти люди любят углубляться в детали, они скрупулезны, сначала выделяют детали, а по деталям формируют представление о предмете в целом. Левое полушарие запоминает логические связи, графики и системы.
Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:
1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».
2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».
3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».
Следовательно, у вас образное мышление и художественный тип, доминирует правое полушарие. Правое полушарие отвечает за интонацию, эти люди говорят мало, но уделяют особое внимание интонации, чувствительны к юмору и понимают метафоры. Правое полушарие дает возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем сочинять различные истории. «Правополушарные» сначала «схватывают» образ целиком, а потом выделяют детали.
Какие результаты не получили бы Вы, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Для этого существует ряд кинезиологических упражнений, которые развивают межполушарное взаимодействие, улучшают мыслительную деятельность, развивают мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Использование игр на развитие межполушарного взаимодействия является, необходимыми базовыми упражнениями, которые «включают» мозговую активность и способствуют повышению эффективности и оптимизации всех видов развивающих и коррекционных занятий с ним.
В комплексе с лечебными мероприятиями данная практика показывает хорошие результаты у детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с педагогической запущенностью. Дети с особыми образовательными потребностями часто имеют трудности поведения и концентрации внимания. Целенаправленное развитие межполушарного взаимодействия способствует коррекции, в том числе и поведенческих расстройств.
Предлагаю вам выполнить несколько простых, но действенных упражнений вместе со мной на развитие межполушарных связей
Колечки. Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.
Цепочка. Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку.
Упражнение «Зайка-колечко-цепочка». Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторить 3-5 раз.
Упражнение «Зайчик-коза-вилка». «Зайчик» - указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. «Коза» - средний и безымянный пальцы согнуты, указательный и мизинец подняты вверх. «Вилка» – указательный, средний и безымянный пальцы подняты вверх, мизинец и большой палец согнуты. Три положения последовательно сменяют друг друга. Повторите 6-8 раз.
Кулак – ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. Количество повторений – по 8-10 раз. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении помогайте себе командами (кулак – ребро – ладонь), произнося их вслух или про себя.
Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.
Перекрестные шаги. Ладонь правой руки при ходьбе касается левого колена, ладонь левой руки – правого. Локоть правой руки при ходьбе касается левого колена, локоть левой руки – правого. Завожу правую ногу при ходьбе влево, а правая и левая рука поворачиваются вправо, левую ногу при движении заводим вправо, а обе руки поворачиваются налево – и другие модификации перекрестного шага.
Ухо-нос. Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1- 2 минуты. Дыхание произвольное.
Это очень простые и не сложные упражнения, но очень действенные упражнения, которые можно использовать.
Еще один способ развития межполушарного взаимодействия – это зеркальное рисование одновременно двумя руками.
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Для развития межполушарного взаимодействия использую карточки, разделенные на две части, на которых необходимо одновременно левой и правой рукой найти нужный рисунок.
И в завершении мастер–класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу. Надеюсь, что что-то возьмете для себя либо для работы.
Заключение
Таким образом, значимость кинезиологических упражнений в их универсальности. Систематическое использование упражнений по межполушарному взаимодействию не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, создают предпосылки для развития многих психических процессов. Использование кинезиологических упражнений помогают детям активно развиваться, более полно используя ресурсы своей психики, способностей, поэтому целесообразно использовать, сочетая их с другими видами деятельности.
Список использованной литературы:
1. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников / А.Л. Сиротюк. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 48 с .
2. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей / Т.П. Трясорукова. – М.: Феникс, 2016. – 32 с.
3. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие / Г.Е. Шанина. – М.: ВНИИФК, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей
Занятие разработано совместно с инструктором по физкультуре Мавриной Еленой Павловной. Практическое занятие для воспитателей. Цель которого,совершенствовать и обновлять систему оздоровитель...
Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей
Практическое занятие для воспитателейЦель: Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога и здоровья воспитанн...
Cсеминар-практикум "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе....
Презентация "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"
Презентацию "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей" можно использовать для группового консультирования педагогов и родителей....
Мастер-класс "Межполушарное взаимодействие, как основа интеллекта
Мастер-класс "Межполушарное взаимодействие, как основа интнллекта"...
Мастер - класс для педагогов "Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта"
Мастер - класс для педагогов"Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта"...
Мастер-класс для родителей на тему: «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР»
Мастер-класс для родителей на тему:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР» ...