Мастер-класс для родителей на тему: «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР»
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Мастер-класс для родителей на тему:
«Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мастер-класс для родителей на тему: «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР» | 234.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №3 «Огонек» НМР РТ
Мастер-класс для родителей на тему:
«Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта детей с ТНР»
Садрева Лариса Николаевна
учитель-логопед МБДОУ №3
пгт. КамскиеПоляны
Цель: познакомить родителей логопедической группы с кинезиологическими упражнениями, используемыми в коррекционной работе с детьми для успешного обучения в современных условиях интенсивного освоения большого объёма информации.
Задачи:
1. Актуализировать знания родителей о строении головного мозга, функциональном предназначении правого, левого полушарий, мозолистого тела.
2. Познакомить участников мастер-класса с эффективными кинезиологическими упражнениями, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников.
3. Отработать совместно с родителями последовательность действий и приемов работы по применению кинезиологических упражнений в работе с детьми логопедической группы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, карандаши и листы бумаги с рисунком.
Ход мастер – класса:
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Развитие головного мозга ребенка начинается внутриутробно и активно продолжается после рождения. Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий левого и правого. Каждое из них является не зеркальным отображением другого, а необходимым дополнением. Для того, чтобы творчески осмыслить любую проблему, необходимы оба полушария: левое полушарие - правое полушарие.
По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие.
Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие – слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
Период от рождения и до 2-3 лет ребенок активно нарабатывает базу сенсомоторных навыков; у него появляются согласованные движения рук, ног, глаз и языка. Эта «база» пригодится, когда ребенок начнет писать, ведь данный процесс предполагает согласованное движение руки, глаз, следящих за буквами и строчками, а также языка, проговаривающего слова при письме.
Если такой согласованности нет, то ребенок не может одновременно писать, думать и видеть написанное. А это вероятность появления дисграфии и дислексии.
В норме основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет, у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет.
Недостаточность развития мозолистого тела, которое находится между полушариями, может привести к:
- Эмоциональной неустойчивости;
- Низкому темпу деятельности;
- Снижению памяти;
- Снижению понимания нового материала;
- Нарушению пространственных представлений;
- Низкому уровеню развития графомоторных навыков;
- Нарушению скоординированных действий (езда на велосипеде, завязывание
шнурков, прыжки на скакалке).
Обратите внимание на кинезиологические упражнения, которые мы используем в нашей коррекционной работе:
- дыхательные упражнения;
- растяжки;
- ползанья (на четвереньках, по-пластунски);
- перекрестные шаги, когда руки и ноги выполняют отдельную программу;
- пальчиковые упражнения;
- двуручное рисование.
Представляем вашему вниманию несколько кинезиологических упражнений, которые вы можете выполнять дома вместе со своими детьми:
- «Горячие ладошки» потереть ладонь о ладонь и имитировать умывание, не дотрагиваясь до лица.
- «Думательный колпак» массаж ушных раковин, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши руками.
- «Колечки и цепочка» Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом и в обратном порядке. Цепочка. Пальцы, сложенные в колечки, «плетут» цепочку.
- «Зайка-колечко-цепочка» Зайка – указательный и средний пальцы подняты вверх, остальные согнуты. Колечко – указательный и большой пальцы соединены в кольцо. Цепочка – колечки правой и левой руки соединить в цепочку. Три положения последовательно сменяют друг друга.
- «Стол и стульчик» Стол. Накрыть ладонью левой руки вертикальный кулак правой руки, затем поменять руки. Стульчик. Левая рука сложена в кулак, кулак развернут большим пальцем к себе. Правая рука прямой ладонью прикасается к основанию ладони левой. После этого одновременно меняется положение рук, добиваясь точности и высокой скорости.
Стол. Накрыть ладонью левой руки вертикальный кулак правой руки, затем поменять руки.
- «Лезгинка» Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение рук.
- «Змея» Скрестить руки, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
- «Ухо-нос-хлопок» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».
- «Назови букву» Буквы верхней строчки вы должны произносить вслух. Желательно громко и чётко. В нижней строчке за буквами скрываются команды, которые надо выполнять (ИП: стоя, руки вытянуты вдоль тела):
- «Л» - левую руку поднять влево; «П» - правую руку поднять вправо;
«В» - обе руки поднять вверх. Чтобы справиться с заданием, вам придётся
одновременно считывать информацию с двух строк, произносить букву и при
этом совершать движение руками.
- Двуручное рисование. Положите на стол листы бумаги с двойными рисунками. Возьмите в обе руки по фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.
Возможности кинезиологии очень большие:
- активизация работы стволовых отделов мозга;
- успокоение и релаксация;
- развитие межполушарного взаимодействия;
- синхронизация работы полушарий;
- развитие мелкой моторики;
- развитие способностей;
- развитие памяти, внимания, восприятия, развитие речи, мышления;
- устранение дислексии и дисграфии;
- активизация мыслительной деятельности;
- улучшает эмоциональное состояние, повышает настроение.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка. Использую игровые моменты, направленные на синхронизацию работы полушарий, повышаются его функциональные возможности. Ребенок поэтапно выполняет ряд графических заданий только левой, только правой, а затем двумя руками одновременно. Этим обеспечивается включенность в работу правого и левого полушарий.
Под влиянием выполняемых заданий происходят положительные изменения. Формируются межполушарные связи, повышаются возможности произвольного внимания, самоконтроля, улучшается усидчивость, развивается зрительно-моторная координация, расширяются возможности координации обеих рук, укрепляются кисти и пальчики, появляется большая согласованность, точность, плавность мелко моторных движений.
И в завершении мастер–класса улыбнёмся и подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А на правую руку - то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и скажем спасибо! Благодарю вас за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей
Занятие разработано совместно с инструктором по физкультуре Мавриной Еленой Павловной. Практическое занятие для воспитателей. Цель которого,совершенствовать и обновлять систему оздоровитель...
Развитие межполушарного взаимодействия как основы интеллекта и физического здоровья детей
Практическое занятие для воспитателейЦель: Совершенствовать и обновлять систему оздоровительной работы в ДОУ, формируя активную позицию в отношении личного здоровья педагога и здоровья воспитанн...
Cсеминар-практикум "Развитие межполушарного взаимодействия как основа интеллекта и физического здоровья детей"
Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную целостную систему, формирующийся в онтогенезе....
Мастер-класс "Межполушарное взаимодействие, как основа интеллекта
Мастер-класс "Межполушарное взаимодействие, как основа интнллекта"...
Мастер - класс для педагогов "Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта"
Мастер - класс для педагогов"Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта"...
Мастер-класс Тема:« Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
Мастер-класс Тема:«Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителе...
Мастер – класс для педагогов «Межполушарное взаимодействие как основа интеллекта»
Цель: раскрыть суть здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» и ее роли в развитии дошкольников.Задачи:1. Расширять и углублять знания педагогов об ин...