Игры на развитие мышления
картотека по психологии
Игры на развитие мышления
«АССОЦИАЦИИ»
Цель: развитие мышления и речи.
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребёнку и говорит какое-то слово, ребёнок должен бросить мяч назад и сказать слово к нему подходящее. Например, лёд – коньки, шайба – клюшка, кошка – молоко, клумба – цветы, варежка – рука, лето – солнце и т.д.
«МЕНЯЛКИ»
Цель: развитие внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти. Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог предлагает поменяться местами тем, кто имеет какой-то одинаковый признак. Например, «Меняются местами те, кто мальчики, кто сегодня в платье, у кого голубые глаза, кто любит есть конфеты, кто умеет читать и т.д.
Дети, имеющие данный признак, должны встать и быстренько поменяться местами. В последствие дети сами становятся водящими и придумывают признаки по очереди.
« МЫШКА, КОШКА, СОБАКА»
Цель: развитие внимания, мышления.
Оборудование: 3 массажных колючих мячика разной величины.
Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог-ведущий начинает рассказывать историю: « В старой ветхой избушке жили-были дед и баба, и завелась в их домике мышка». Передаёт самый маленький мяч по кругу. «Стала мышка везде бегать, шуршать и деду с бабой мешать.
Тогда решили они завести кошку», вслед за маленьким мячиком передаёт по кругу – средний. Одновременно дети передают по кругу 2 мячика. «Стала мышка убегать, кошка догонять. Решили тогда дед с бабой завести собаку». Передаёт третий мячик вслед за двумя первыми.
В кругу дети передают 3 мячика друг за другом. « Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки». Передача всех мячей происходит 2-3 круга, затем педагог останавливает все мячи в своих руках. «Бегали они бегали, никто никого не догнал, устали и легли отдыхать». В игре нужно следить, что бы мячики передавались из рук в руки, и дети старались мячики не уронить.
«БАБУШКА»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления, воображения.
Дети садятся на стульчиках вкруг. Ведущий (педагог) начинает игру со словами: « Бабушка собралась в дорогу и взяла с собой (какую-то вещь) , например – платок» и передаёт мешочек из ткани или сумочку ребёнку, стоящему справа.
Тот в свою очередь повторяет за ведущим и «кладёт» какую-то свою вещь. Например, «Бабушка взяла с собой в дорогу платок и …расчёску». И так передаёт следующему.
Игра повторяется, пока мешочек не вернётся ведущему.
«Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ»
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Дети стоят произвольно. Первый ребёнок берёт в руки большой мяч, начинает стучать им по полу и говорит: «Я знаю пять имён мальчиков: Миша – раз, Саша – два, Серёжа – три, Коля - четыре, Саша – пять». Затем передаёт мяч другому ребёнку. Тот, стучит мячом об пол и говорит «Я знаю 5 названий городов…(цветов, деревьев, домашних животных, транспорта, обуви, посуды, овощей и т.д.).
В последствие игру можно усложнить: «Я знаю 6 названий, 7 названий…»
«МОЛЕКУЛА»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия, саморегуляции.
Дети – атомы, свободно передвигаются по комнате.
При слове «молекула», которое произносит педагог, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
Игру можно усложнить. Педагог-ведущий хлопает в ладони, подаёт команду
«молекула» и называет число (2, 3, 4 и т.д.). Дети должны быстро объединиться по столько человек, сколько назвал ведущий.
«ЗАПОМНИ ПОЗУ»
Цель: развитие внимания
Дети стоят в кругу в разных местах комнаты. Каждый ребёнок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, свободно двигаясь по комнате.
С окончанием музыки они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
«СОБЕРИ ЦВЕТОЧЕК»
Цель развитие мышления.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Каждому ребёнку выдаётся круглая карточка – середина будущего цветка (одному - платье, второму – слон, третьему – пчела и т.д.) . затем игра проводится так же как и лото: ведущий раздаёт карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию.
«СЛУШАЙ ХЛОПОК»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны) , на два хлопка – позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу. Время выполнения 5 минут.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»
Цель: развитие мышления, внимания.
Плоскостные геометрические фигуры, предметные картинки соответствующих форм.
Каждый ребёнок выбирает в качестве образца какую-нибудь геометрическую фигуру и выбирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Например: круг (пуговица, тарелка, таблетка, мяч и т.д.), квадрат (коробка, монитор, ковёр, платок и т.д.). Усложнить упражнение можно убрав картинки, и предложив детям вспомнить, какие предметы данной формы они знают.
«ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цель: развитие логического мышления.
Психолог прикрепляет к магнитной доске картинки. Расположение картинок: верхний ряд – фасоль, яблоко, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк; нижний ряд – пила, чашка, мандарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика.
Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего рядя подходящую картинку из нижнего. Дети поочерёдно составляют пары и объясняют своё решение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_na_razvitie_myshleniya.docx | 23.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие мышления
«АССОЦИАЦИИ»
Цель: развитие мышления и речи.
Дети встают в круг. Педагог бросает мяч ребёнку и говорит какое-то слово, ребёнок должен бросить мяч назад и сказать слово к нему подходящее. Например, лёд – коньки, шайба – клюшка, кошка – молоко, клумба – цветы, варежка – рука, лето – солнце и т.д.
«МЕНЯЛКИ»
Цель: развитие внимания, восприятия, мышления, воображения, памяти. Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог предлагает поменяться местами тем, кто имеет какой-то одинаковый признак. Например, «Меняются местами те, кто мальчики, кто сегодня в платье, у кого голубые глаза, кто любит есть конфеты, кто умеет читать и т.д.
Дети, имеющие данный признак, должны встать и быстренько поменяться местами. В последствие дети сами становятся водящими и придумывают признаки по очереди.
« МЫШКА, КОШКА, СОБАКА»
Цель: развитие внимания, мышления.
Оборудование: 3 массажных колючих мячика разной величины.
Дети сидят в кругу на стульчиках. Педагог-ведущий начинает рассказывать историю: « В старой ветхой избушке жили-были дед и баба, и завелась в их домике мышка». Передаёт самый маленький мяч по кругу. «Стала мышка везде бегать, шуршать и деду с бабой мешать.
Тогда решили они завести кошку», вслед за маленьким мячиком передаёт по кругу – средний. Одновременно дети передают по кругу 2 мячика. «Стала мышка убегать, кошка догонять. Решили тогда дед с бабой завести собаку». Передаёт третий мячик вслед за двумя первыми.
В кругу дети передают 3 мячика друг за другом. « Мышка убегает от кошки, кошка убегает от собаки». Передача всех мячей происходит 2-3 круга, затем педагог останавливает все мячи в своих руках. «Бегали они бегали, никто никого не догнал, устали и легли отдыхать». В игре нужно следить, что бы мячики передавались из рук в руки, и дети старались мячики не уронить.
«БАБУШКА»
Цель: развитие слуховой памяти, внимания, мышления, воображения.
Дети садятся на стульчиках вкруг. Ведущий (педагог) начинает игру со словами: « Бабушка собралась в дорогу и взяла с собой (какую-то вещь) , например – платок» и передаёт мешочек из ткани или сумочку ребёнку, стоящему справа.
Тот в свою очередь повторяет за ведущим и «кладёт» какую-то свою вещь. Например, «Бабушка взяла с собой в дорогу платок и …расчёску». И так передаёт следующему.
Игра повторяется, пока мешочек не вернётся ведущему.
«Я ЗНАЮ 5 НАЗВАНИЙ»
Цель: развитие логического мышления, внимания, памяти.
Дети стоят произвольно. Первый ребёнок берёт в руки большой мяч, начинает стучать им по полу и говорит: «Я знаю пять имён мальчиков: Миша – раз, Саша – два, Серёжа – три, Коля - четыре, Саша – пять». Затем передаёт мяч другому ребёнку. Тот, стучит мячом об пол и говорит «Я знаю 5 названий городов…(цветов, деревьев, домашних животных, транспорта, обуви, посуды, овощей и т.д.).
В последствие игру можно усложнить: «Я знаю 6 названий, 7 названий…»
«МОЛЕКУЛА»
Цель: развитие внимания, слухового восприятия, саморегуляции.
Дети – атомы, свободно передвигаются по комнате.
При слове «молекула», которое произносит педагог, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
Игру можно усложнить. Педагог-ведущий хлопает в ладони, подаёт команду
«молекула» и называет число (2, 3, 4 и т.д.). Дети должны быстро объединиться по столько человек, сколько назвал ведущий.
«ЗАПОМНИ ПОЗУ»
Цель: развитие внимания
Дети стоят в кругу в разных местах комнаты. Каждый ребёнок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить её. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, свободно двигаясь по комнате.
С окончанием музыки они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.
«СОБЕРИ ЦВЕТОЧЕК»
Цель развитие мышления.
Оборудование: карточки с предметными картинками.
Каждому ребёнку выдаётся круглая карточка – середина будущего цветка (одному - платье, второму – слон, третьему – пчела и т.д.) . затем игра проводится так же как и лото: ведущий раздаёт карточки с изображением различных предметов. Каждый участник должен собрать из карточек цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию.
«СЛУШАЙ ХЛОПОК»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Дети идут по кругу. На один хлопок в ладоши они должны остановиться и принять позу аиста (стоять на одной ноге, вторая поджата, руки в стороны) , на два хлопка – позу лягушки (присесть на корточки), на три хлопка – возобновить ходьбу. Время выполнения 5 минут.
«НА ЧТО ЭТО ПОХОЖЕ?»
Цель: развитие мышления, внимания.
Плоскостные геометрические фигуры, предметные картинки соответствующих форм.
Каждый ребёнок выбирает в качестве образца какую-нибудь геометрическую фигуру и выбирает изображения предметов, имеющих сходную форму. Например: круг (пуговица, тарелка, таблетка, мяч и т.д.), квадрат (коробка, монитор, ковёр, платок и т.д.). Усложнить упражнение можно убрав картинки, и предложив детям вспомнить, какие предметы данной формы они знают.
«ПОДБЕРИ ПАРУ»
Цель: развитие логического мышления.
Психолог прикрепляет к магнитной доске картинки. Расположение картинок: верхний ряд – фасоль, яблоко, чайник, петух, аист, кузнечик, лопата, ель, тюльпан, коза, воробей, волк; нижний ряд – пила, чашка, мандарин, индюк, горох, лебедь, лиственница, муравей, медведь, овца, синица, гвоздика.
Детям предлагается составить пары, подбирая для каждой картинки из верхнего рядя подходящую картинку из нижнего. Дети поочерёдно составляют пары и объясняют своё решение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей. Тема : "интеллектуальные игры для развития мышления у старших дошкольников"
консультация для родителей...
Общее влияние игры на развитие мышления.
Этот материал подскажет родителям как можно играть с детьми дома. Всё очень просто и понятно....
Дидактическая игра "Отвечай быстро". Данная игра способствует развитию мышления и речи детей старшего дошкольного возраста
•Цель игры: Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству. Активизировать словарь, воспитывать слуховое внимание, умение быстро думать.•Ход игры•Воспитатель: Если хочешь ...
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. Картотека Игры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет
Развивающие игры для детей 3-4 лет в детском саду. КартотекаИгры для развития мышления для дошкольников 3-4 лет...
Диагностика мышления дошкольников и игры на развитие мышления
Вашему вниманию представлен пример диагностики мышления у дошкольников и игры на развитие мышления...
Консультация для родителей «Учимся, играя: игры на развитие мышления»
Консультация для родителей...