Особенности работы с гиперактивными детьми
статья по психологии

Рыжова Ольга Викторовна

Бытует мнение, что гиперактивность - следствие родительских ошибок. На самом деле, это особенность нервной системы ребенка.Это сигнал к тому, что такой малыш - особенный и требует особого подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_s_giperaktivnymi_detmi.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

 «Особенности работы с гиперактивными детьми»

                                             Рыжова Ольга Викторовна, воспитатель

                                                          МАДОУ «Детский сад №74»

                                                                    г. Энгельса Саратовской области

Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Дети с ограниченными возможностями здоровья –  по классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, это дети с нарушением слуха, дети с нарушением зрения, дети с нарушением речи, дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с умственной отсталостью, дети с задержкой психического развития, дети с нарушением поведения и общения, дети с комплексными нарушениями психофизического развития.

 Дети с нарушением поведения и общения. Если ребенок живой, подвижный и непоседливый – это не всегда свидетельствует о его гиперактивности. Вполне нормально, если он не может усидеть за столом, неугомонен перед сном, непослушен в магазине игрушек и бегает, не останавливаясь, после длительного переезда. Главное отличие активного ребенка от гиперактивного заключается именно в том, что последний будет бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на любом, самом интересном предмете, независимо от ситуации, будь то дома, в гостях или в кабинете врача. На него не подействуют ни бесконечные просьбы, ни уговоры, ни подкуп. У него не работает механизм самоконтроля, в отличие от сверстников, даже самых избалованных. Гиперактивность – это болезнь, которую необходимо лечить.

Понятие «гиперактивность» характеризуется следующими признаками. Гиперактивные дети суетливы, никогда не сидят спокойны. Нередко бывают болтливы. Часто беспричинно двигают кистями рук, стопами, елозят на стуле, постоянно оборачиваются. Они не в состоянии долго усидеть на месте, вскакивают без разрешения, ходят по группе и т.д. Двигательная активность такого ребенка как правило, не имеет определенной цели. Он просто так бегает, крутится, карабкается, пытается куда-то залезть, хотя порой это бывает далеко не безопасно. Гиперактивные дети не могут играть в тихие игры, отдыхать, сидеть тихо и спокойно, заниматься чем-то определенным. Они всегда нацелены на движение.

Признаки синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно обнаружить у детей самого раннего возраста. Но наиболее заметными проблемы с вниманием становятся к моменту, когда дошкольник приходит в детский сад. Он попадает в коллектив, живущий по определенному распорядку, где от каждого требуется достаточная степень самоконтроля.

Такой ребенок чувствует себя неуютно в коллективе, ведь попав в разряд «неуспевающих», он ощущает негативное отношение со стороны педагогов и сверстников, что еще больше усугубляется неадекватным поведением. Дошкольника часто ругают взрослые, над ним смеются и «не берут в игру» дети. Из-за этого неуравновешенность, вспыльчивость, заниженная самооценка – характерные эмоции при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью – получают дополнительный стимул. Вспышки гнева и раздражения случаются довольно часто и порой даже на ровном месте. Многие дети замыкаются и начинают жить своей отдельной внутренней жизнью. Но случается и обратное – гиперактивный ребенок становится лидером в коллективе.

С появлением гиперактивного ребенка в детском саду у педагогов возникает немало проблем. При этом следует помнить, что многое зависит от поведения самих взрослых, стратегии и тактики общения с таким ребенком. Так, система запретов должна сопровождаться альтернативными предложениями. Необходимо с самого начала строить взаимоотношения с ребенком на принципах согласия и взаимопонимания. Безусловно, не следует разрешать ему делать все, что

вздумается. Нужно объяснить, почему это вредно или опасно. Если не получается, отвлечь, переключить внимание на другой объект. Говорить нужно спокойно, без лишних эмоций, лучше использовать шутку, юмор, какие-нибудь забавные сравнения. Выражая недовольство, ни в коем случае не следует манипулировать чувствами ребенка и уж тем более его унижать. Следует эмоционально поддерживать дошкольника во всех попытках конструктивного, положительного поведения, какими бы незначительными они ни были.

Правила поведения педагога с гиперактивным ребенком:

  • «Не замечать» мелкие шалости, сдерживать раздражение и не кричать на ребенка, так как от шума возбуждение усиливается;
  • Применять при необходимости позитивный физический контакт: взять за руку, погладить по головке, прижать к себе;
  • Рекомендуется сажать за первую парту, чтобы уменьшить отвлекающие моменты во время занятий;
  • Давать возможность в середине занятия подвигаться (попросить что-нибудь поднять, принести, предложить протереть доску и т.п.)
  • Хвалить за каждое проявление сдержанности, самоконтроля, открыто проявлять свой восторг, если ребенок довел какое – то дело до конца.

Деятельность, проводимая с гиперактивными детьми должны способствовать снятию напряжения, излишней двигательной активности, снижению агрессивности, развитию умения концентрировать внимание, следовать инструкциям педагога.

В качестве примера в приложении представлены игры для гиперактивных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с гиперактивными детьми

раскрыты некоторые аспекты развития гиперактивности; как предупредить некоторые проявления возбуждения, импульсивности у гиперактивных детей; сформулированны правила взаимодействия и направления в пла...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации родителям и педагогам об особенностях воспитания с подвижными детьми...

Особенности работы с гиперактивными детьми

Рекомендации для родителей и педагогов об особенностях воспитания подвижных детей...

Консультация для воспитателей на тему: "Особенности работы с гиперактивными детьми"

Гиперактивных детей нельзя не заметить. Они постоянно в движении, бегают, вертятся, натыкаются на вещи, опрокидывают их. Беспокойные дети своим поведением часто подвергают исп...

Особенности работы с гиперактивными детьми.

Особенности работы с гиперактивными детьми. Рекомендации для воспитателей....