Консультация для воспитателей "Ребенок ОВЗ в группе детского сада"
консультация по психологии

Ребенок ОВЗ в группе детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenok_ovz_v_gruppe_detskogo_sada.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Ребенок ОВЗ в группе детского сада

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, с точки зрения педагогики, являются детьми «с особыми образовательными потребностями», для обучения которых необходимо создание специальных условий, специальной образовательной среды. Кто же такие дети с ОВЗ?

Дети с ОВЗ это дети:

• с нарушением зрения;

• с нарушением слуха;

• с нарушениями речи;

• с интеллектуальными нарушениями (от ЗПР до тяжелой умственной отсталости);

• с ДЦП и двигательными нарушениями;

• с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

• со сложными дефектами развития.

Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения встречаются практически в каждой группе ДОУ. Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания. А также не стоит забывать о детях с неустановленными диагнозами, которым также необходим особый подход со стороны воспитателей и специалистов. Часто педагоги испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Притом, следует отметить, что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ).

Положительные аспекты инклюзивного образования в ДО:

• Дети находятся вместе, в одной обычной груше.

• Специалисты помогают детям.

• Внимание акцентируется на сильные стороны ребёнка и его возможности.

• Дети учатся терпимости - воспринимают человеческие различия как обычные.

• Лети с ОВЗ получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнь.

• Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с ОВЗ становятся важными для окружающих.

• Равные возможности для каждого.

Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВ3

Дети, поступающие с ОВ3 в ДО имеют физические, интеллектуальные или эмоционально-волевые проблемы. Они испытывают те или иные трудности в социальной адаптации, в овладении навыками функционирования в обществе. У них нарушена познавательная деятельность, что ведёт к проблемам, связанными с трудностями в обучении: ограничено общение, нарушена система коллективных отношений (прежде всего со сверстниками), отсутствует или снижена социальная активность.

1. Создание соответствующего образовательного пространства.

2. Создание программно-методического обеспечения.

3. В соответствии с ФГОС большое внимание должно уделяться самостоятельной деятельности детей. Для стимуляции детской активности воспитатели должны использовать принципы организации предметно-развивающей среды:

  • предметно-развивающая среда должна быть привлекательной, комфортной и уютной с учётом возраста детей, для того чтобы у них были оптимальные возможности проявлять активность, работать как в сотрудничестве со взрослыми, с другими детьми, так и самостоятельно;
  • детям с интеллектуальными нарушениями необходимо предоставить игрушки предыдущей групп;
  • обязательно должна быть зона коррекции, уголки уединения (необходимо предоставлять ребёнку возможность уединиться и спокойно заснуть. Для этого подойдут балдахины над кроваткой, домики);
  • индивидуальное авторское пространство должно быть вариативное: у каждого ребёнка в соответствии с его интересами и возможностями был выбор и возможность реализовать свою инициативу (выбор игрушек, материалов, видов деятельности);
  • развивающая среда предусматривает «зоны ближайшего развития» (ребёнок может решать задачи с помощью взрослого, и после приобретения опыта совместной деятельности он становится способным к самостоятельному решению аналогичных задач);
  • среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменениями интересов и образовательных потребностей детей.

4. Создание дидактического обеспечения и для коррекции имеющихся отклонений в развитии:

- для коррекции содержания образовательной программы;

- для коррекции поведения или социальных компетенций.

5. Обеспечение безопасной развивающей среды для детей на участке, на прогулке.

6. Взаимосвязь со специалистами (логопед, психолог, дефектолог).

7. Взаимодействие с окружающим социумом (поликлиника, соцзащита, социокультурное пространство).

8. Применение основной образовательной программы, использование индивидуального коррекционно-развивающего маршрута, коррекционно-развивающей программы, системы индивидуальной работы в календарном плане.

9. Поощрение детей, если они помогают друг другу и терпимо относятся к сверстникам с ОВЗ: упор в обучении и воспитании на сильные стороны детей, что позволит ребёнку верить в себя.

10. Взаимодействие с родителями или законными представителями.

Игровые технологии

По характеру педагогического процесса выделяются следующие групповые игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие;

 в) репродуктивные, продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие технологии.

Так, классификация игр по Г.К. Селевко включает следующие группы игр:

По области деятельности:

• физические

• интеллектуальные

• трудовые

• социальные

• психологические.

По игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

Для успешной реабилитации и адаптации в различных сферах жизнедеятельности ребенку дошкольного возраста нужно создать положительную среду в детском саду, где поддерживалась бы его деятельность и адекватное повеление благодаря специально организованной работе специалистов.

Очень важно научить самостоятельно овладевать знаниями. Техника и технология меняются на протяжении жизни, внедряются новейшие достижения науки и ему предстоит самостоятельно пополнять и совершенствовать свои знания и умения. Очень большая роль по выполнению этой задачи отводится учреждению и семье.

Одной из основных форм работы с детьми с ОВ3 является работа с семьей. Это консультации, беседы, индивидуальные запросы родителей, которые помогают решить многие вопросы, чтобы избежать ошибок в воспитании. Оно заключается в том, чтобы преодолеть их социальную беспомощность за счёт поведения компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребёнком. Подобное сотрудничество с родителями помогает создавать благоприятную, эмоциональную и нравственную семейную атмосферу, которая способствует поведению педагогической компетентности родителей. Работа вся строится с учётом психофизических возможностей ребенка, режима, рекомендаций, использования информационных материалов, пособий.

Таким образом, говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание условий с детьми с ОВ3 в учреждении, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учётом возможностей ребёнка с особыми его нуждами. Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы, детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы. Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

 Рекомендации воспитателю если в группе слабослышащий ребенок.

Для того чтобы выстроить свою работу максимально эффективно, в данном случае, воспитателю необходимо знать,что:

• Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим ребёнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки. •

 Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации.

 • Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.

 •Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое, в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

 Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с ЗПР

Как известно, дети, имеющие диагноз «задержка психического развития» не всегда имеют возможность обучаться в специализированных группах коррекционной направленности. Причины этому могут быть разные, от нехватки мест, до отказа родителей менять воспитателя, группу, «привычную обстановку». В таком случае, воспитатель, имеющий ребенка данного контингента в своей группе, должен применять особый подход в обучении. Он необходим для достижения максимально возможного результата обучения ребенка в условиях массовой группы. В чем же он заключается?

• К детям с ЗПР должны предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие, положи на стол (осуществление инструкции, вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)». •

 Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы.

• Для того, чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанесите учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью; внимательно отнеситесь к организации его труда и отдыха. Если дети массовой группы зачастую могут организовать себя, то ребенку с задержкой психического развития это недоступно. Его режим полностью должен зависеть от воспитателя.

• Воспитатель обязательно должен поощрять детей за любые, даже малейшие успехи, поскольку дети указанной категории не проявляют достаточно стойкого интереса к предложенному заданию; они мало активны, безынициативны, не стремятся улучшить свой результат, осмыслить работу в целом, понять причины ошибок.

 • Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.

Рекомендации воспитателям по организации деятельности ребенка с СДВГ

 Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т. к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации. Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение). Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает. Воспитатель может обговорить с родителями и создать единую систему поощрений и наказаний гиперактивного ребенка. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.

Если в группе ребенок с ранним детским аутизмом.

 Работа должна строиться на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.

Рекомендации по воспитанию ребенка с нарушениями двигательной сферы, вследствие церебрального паралича

1. На занятиях воспитателю необходимо соблюдать условия двигательного режима:

• Постоянно следить за тем, как сидит ребенок, ровно ли держит спину и плечи (по мере возможностей, напоминать о том, как важно правильно сидеть.

• Обязательно перерываться на физкультминутку, пальчиковые и зрительные гимнастики

 2. В каждое занятие педагогу желательно включать упражнение на пространственную и временную ориентацию (например, положи ручку справа от тетради; найди сегодняшнюю дату на календаре и т. д.).

3. Необходимо обращать внимание на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка и учитывать его во время занятий (детям с церебральным параличом свойственна повышенная тревожность, ранимость, обидчивость; например, гиперкинезы и спастика могут усиливаться от громкого голоса, резкого звука и даже при затруднении в выполнении задания или попытке его выполнить).

4. На любом занятии требуется особый речевой режим (при наличии у ребенка тяжелых форм нарушения речи). У воспитателя, обращающегося к такому ребенку, речь должна быть максимально четкая, разборчивая, без резкого повышения голоса, содержать необходимое число повторений, подчеркнутое артикулирование.

5. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия её, целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. 6. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживать использованием красочного дидактического материала, введением игровых моментов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада

Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм и видеофильмов, компьютерным фильмам. Эта печальная реальность должна заставить родителей задуматься и попытаться,...

Годовое планирование бесед и консультаций для родителей первой младшей группы детского сада

В моей презентации педагоги найдут годовое планирование работы с родителями, а именно,беседы и консультации по месяцам, котрые сопровождаются занимательными картинками...

Консультация для родителей в старшей группе детского сада на тему "Праздник в доме"

Консультация  для родителей в старшей группе детского сада на тему  "Праздник в доме" , в рамках художественно-эстетического развития дошкольников....

Консультация для родителей детей старшей группы детского сада Неизвестная Вселенная

Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой.  Многие даже не представляют, как можно обо всем этом понятно и доступно рассказать ребенку. ...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада

Многие родители задаются вопросом, что читать детям в том или ином возрасте. Мнений на этот счет великое множество.Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то насл...

Консультация «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

Вопросы:•  Что такое межличностные отношения?Межличностные отношения – это переживаемые взаимосвязи между людьми, проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых люд...

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада

Консультация для родителей старшей - подготовительной группы детского сада...