Самые необычные направления в психологии
статья по психологии

Кирсанова Кристина Алексеевна

Статья с описанием современных интересных направлений  психологии для недели психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samye_neobychnye_napravleniya_v_psihologii.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Самые необычные направления в психологии

Мир не стоит на месте, и наука психология развивается вместе с ним: постоянно происходят изменения, разрабатываются новые методы познания внутреннего мира человека и взаимодействия с ним. Предлагаю в этой статье рассмотреть самые необычные и нестандартные, но в то же время довольно эффективные и современные направления в психологии, возможно вы о них даже не знали. Эта статья носит ознакомительный характер. Итак:

1) Психодрама

Направление психологии начало свою историю в 20-х XX столетия благодаря таланту выдающегося врача, психолога и философа Я. Л. Морено. Впервые психотерапевтические сеансы из индивидуальных трансформировались в групповые, переносясь из замкнутого психоаналитического кабинета в реальную среду. Таким образом, Я. Морено решил задачу проявления внутренней реальности человека непосредственно в ситуации социального окружения, собственно того окружения,  в столкновении с которым и продуцируется психологический конфликт.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, - это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные темы. Затем происходит выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа. Выбор происходит так - ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигаются из общего круга вперед и рассказывают, с чем они хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Выбирается именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет  играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем выбираются участники  на роли важных для его жизненной  ситуации персонажей. Психодраматическая сцена заканчивается, когда протогонист находит решение проблемной ситуации или почувствует, что получил достаточно информации о ситуации. После этапа действия проходит шеринг – обмен впечатлениями между «участниками действия» и «зрителями». Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, какого им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Существует определееная этика характерная для данного направления - на шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы – мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни. Психодрама сегодня в оригинальном виде распространена мало, однако, ее элементы широко используются во всех видах психотерапии.

2) Сказкотерапия

В 90-х года XX столетия психологи из Санкт-Петербурга стали задуматься о том, как и в какую форму нужно упаковывать психологические знания, предъявляемые российскомуу клиенту. Хлынувшие в нашу страну зарубежные терапии не давали полного удовлетворения питерским психологам.    Татьяне Зинкевич-Евстигнеевой пришла идея – использовать в этих целях сказку.  И такой ход был выбран не случайно, ведь метод сказкотерапии исторически наиболее древний формат передачи знаний о жизни. Вначале сказка была источником информации, она позволяла хранить историю народа в памяти людей, её передавали из уст в уста, от старшего поколения к младшему. Она была призвана вдохновлять, передавать знания, помогать усвоению правил и норм окружающего мира, служила способом общения, в конце концов. 
     Немало людей причисляет метод сказкотерапии к несерьёзному, «детскому» методу. Изначально это мнение возникает благодаря термину «сказка», но вместе с тем, огромное количество разработок этого направления адресовано именно взрослым. Поэтому более близкое знакомство позволяет заблуждающимся изменить своё мнение.  
       До 10-12 лет наиболее важная информация для развития и социализации ребёнка должна быть передана через яркие образы. Лучше всего эту роль выполняют сказочные и мифологические истории, благодаря которым формируется своеобразный «банк» жизненных ситуаций, некий образ Мира.           Причём, если ребёнку просто читать истории, то этот образ окажется в пассивном состоянии, а обсуждение прочитанного заставит информацию использоваться активно. Такое сказочное восприятие Мира даёт ощущение гармонии и радости не только детям, но и взрослым.  
         Исходя из выше сказанного, в качестве предмета метода сказкотерапии с подростками и взрослыми можно определить воспитание «Внутреннего Ребёнка», развития души, повышение уровня осознанности событий, приобретение знаний о законах жизни и способах социального проявления созидательной творческой силы.  
          И направлена она на осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни, понимание причинно-следственных связей событий и поступков, которые совершаются человеком, на внутреннее ощущение своей силы и гармонии. 
В то же время, как и любое психотерапевтическое направление, сказкотерапия не универсальна.  Она помогает диагностировать, воздействовать и развивать, для чего использует несколько видов сказок в зависимости от ситуации. Они могут быть художественными, дидактическими, психокоррекционными, психотерапевтическими или медитативными.  При этом каждому возрасту присуща своя собственная сказка: притча или легенда, басня или баллада, песня или миф.   Но важно помнить, что в любом случае, использование сказки должно быть уместным. Психолог может использовать её в таких рабочих ситуациях, где он, на первый взгляд, бессилен. Погружая клиента в сказочную обстановку, специалист может увидеть потенциальные части личности, психотерапевтические сказки побуждают к размышлению. Часто это процесс длительный, впрочем, как и любая работа над собой.  

3) Спа-психология

Базовый принцип - выявление в человеке его  сильных сторон, его достоинств, его позитивных качеств, а не мучительный  анализ прошлого. Спа-психология – необходимая составляющая жизни современного человека в мегаполисе. Это профилактика и «лечение» душевной смуты, последствий стрессов, заниженной самооценки. Опираясь  на современные научные исследования и учитывая сумасшедший ритм жизни, спа-психология предлагает новую систему достижения отличных жизненных результатов через удовольствие и расслабление. Методики SPA-психологии чудодейственны: расслабляясь, играя, развлекаясь, человек легко  и незаметно для себя решает основные жизненные задачи.

4) Мандалотерапия

Метод объединяет в себе принципы арт-терапии и буддистской философии. В основе работы с мандалой лежит вера в то, что она отражает внутреннюю сущность человека, его настроение, самоощущение. В психотерапию мандала введена К. Г. Юнгом, но, несмотря на это, метод становится все популярнее именно в последнее время. Связано это с тем, что нарисовать мандалу может любой человек. Для этого достаточно взять лист бумаги, мелки, краски или даже фломастеры. Если рисовать не хочется, можно взять готовый набор. Выбор одной мандалы из 20 уже поможет в интерпретации причин внутреннего беспокойства, эмоционального дискомфорта. В рисунке анализируются отдельные детали, их соотношение друг с другом, наличие центра, границы, используемые цвета.

5) Метафорические ассоциативные карты

Для решения вопросов, связанных с внутренними конфликтами, страхами  общением с людьми, отношениями, бизнесом  и поиском себя используются метафорические ассоциативные карты. В основе метода – ассоциации, которые появляются, когда человек смотрит на то или иное изображение. При этом ситуация, представленная на карте, воспринимается, как не связанная с другими людьми, а потому безопасная и позволяющая свободно находить решение проблем.

6) Танцедвигательная терапия. (ТДТ)

Это один из современных методов психотерапии, который использует движение и танец главным посредником в психотерапевтическом процессе.
ТДТ исходит из предположения, что движение и танец отражают как психическую, динамику человека, так и его межличностный стиль общения. Поэтому изменения, достигнутые через движение и танец, ведут также к изменениям и развитию личности человека, улучшению его эмоционального самочувствия и более зрелого способа построения взаимоотношений с другими людьми.
 

7) Нейро Лингвистическое Программирование ( НЛП) 

Основатели данного направления: Ричард Бандлер и  Джон Гриндер. Метод не такой уж новый,и уже насчитывает несколько десятилетий использования.
НЛП представляет собой  технику общения, направленная на изменение привычных схем взаимодействия, обретение уверенности в жизни, оптимизацию творческого потенциала. 
НЛП работает не с содержанием, а с процессом. В ходе группового или индивидуального обучения стратегиям поведения клиент анализирует собственный опыт и пошагово моделирует эффективное общение. Занятия - от нескольких недель до 2 лет.

8) Телесно-ориентированная терапия

Основатели ее являются  Вильгельм Райх; Австрия (1897-1957); Александр Лоуэн, США (р. 1910). 
Метод основан на применении особых физических упражнений в сочетании с психологическим анализом телесных ощущений и эмоциональных реакций человека. В его основе положение В. Райха о том, что все травмирующие переживания прошлого остаются в нашем теле в виде «мышечных зажимов». Проблемы клиентов в этом методе рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Задача человека, выполняющего упражнения, - понять свое тело, осознать телесные проявления своих потребностей, желаний, чувств. Познание и работа тела меняют жизненные установки, дают ощущение полноты жизни. Занятия телесно-ориентрованной терапией бывают  индивидуальными групповыми.

Возможно какие-то методы были у вас на слуху, а другие могли стать открытием и заинтересовать, надеюсь что так и произошло и эта статья была вам полезна. В любом случае, сегодня психология предлагает множество современных методов снятия тревожности, борьбы со стрессами, с  фобиями, неуверенностью в себе, помогает в решении трудностей межличностных отношений, и каждый сможет себе найти направление по душе и своему запорсу. 

Список использованной литературы:

  1. www.spa-psychology.ru
  2. https://nvlasova.livejournal.com
  3. https://www.stud24.ru/
  4. www.yburlan.ru 
  5. psychology.net.ru
  6. www.malayev.com
  7. http://www.tomalogy.com/
  8. www.ontopsyholog.ru
  9. www.kluchnikov.ru
  10. www.ekaterinburg.samopoznanie.ru
  11. www.hr-portal.ru
  12. www.psycho.all.ru
  13. www.psyteh.ru
  14. www.enc-dic.com
  15. https://samka.co/
  16. psihologiyaslovari.yandex.ru
  17. www.i-u.ru
  18. www.psychology-online.net
  19. www.alleng.ru
  20. ru.wikipedia.org
  21. www.atpp.ru
  22. www.synergia.ru
  23. www.openreality.ru
  24. naturalworld.ru/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самые необычные явления природы

Необычные явления природы (для детей)...

Самые необычные гусеницы планеты.

С помощью этого материала дети дошкольного возраста могут познакомиться с самыми необычными гусеницами в мире. Увидеть их удивительные фотографии, и узнать интересные факты из жизни насекомых....

Презентация "Самые необычные растения мира"

Презентация для детей старшего дошкольного возраста...

«Самая необычная новогодняя елочка» Творческая работа

ull; Всем известно, что самый любимый праздник детей – это Новый год. Каждый год почти все елки украшены однотипно, елочными шарами из магазинов. В целях развития творческой фантазии была...

Самое необычное животное земли

1 слайд Здравствуйте! Сегодня я хочу рассказать Вам об одном из самых удивительных животных на Земле. 2 слайд Пожалуйста, отгадайте загадку:У него клюв как у утки,У него хвост как у боб...

Презентация "Самые необычные школы планеты"

Презентация для детей подготовительной к школе группы...

Дидактическое пособие "Учимся общаться, жить в обществе, дружить, читая книгу Дэвида Макки "Самый необычный слон"

Дидактическое пособие  для педагогов и родителей состоит из серии вопросов на внимательность, вопросов для размышления, игр, заданий и  упражнений на основе материала книги "Самый необы...