КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 комбинированного вида»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
«АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК»
Подготовила: педагог высшей
квалификационной категории
Кульбакова И.Н.
Михайловск, 2024г.
Агрессивное поведение – это одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Агрессивностью принято называть целенаправленное нанесение физического или психического ущерба другому человеку. Выделяют множество факторов влияющих на ее проявление: • стиль воспитания в семье (гипер - и гипоопека); • повсеместная демонстрация сцен насилия; • нестабильная социально-экономическая обстановка; • индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность, низкий уровень активного торможения и т.п.). Те или иные проявления агрессии замечаются практически у всех детей. К ним относятся: • Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворенность, физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание. • Вспышки ярости и физическое нападение на сверстников, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1-2,5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др. • Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка трех лет, которые связаны с ограничением его «исследовательского инстинкта» с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским «нельзя». • Драчливость у мальчиков, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо. Детская агрессивность нарастает на протяжении всего дошкольного возраста и только к 7 годам (в норме) идѐт на спад. Психологи связывают это с тем, что к этому возрасту, ребѐнок уже научается разрешать конфликты другими способами, у него уже появляется опыт «выпускания паров» в игровых ситуациях, он лучше понимает чувства и поступки других людей. Однако, если агрессивность ребѐнка, как привычная реакция на препятствия и запреты, не уменьшается, а только набирает силу, то это повод для беспокойства. Как же помочь маленьким агрессорам? Как вести себя взрослому, если он стал свидетелем агрессивной стычки? Виды агрессии: - физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта; - вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, ругань); - прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта; - косвенная агрессия – действия, которые опосредованно направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки), и действия, характеризующиеся не направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу); - инструментальная агрессия – является средством достижения какой-либо цели; - враждебная (целевая) агрессия – выражается в действиях, целью которых является причинение вреда объекту агрессии. Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными. Возникновению агрессивных качеств, способствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Социолог М. Мид доказала, что в тех случаях, когда ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, когда в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются. На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает характер наказаний, которые обычно применяют родители в ответ на проявление гнева у своего чада. В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость. Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих. Исследования показали, что родители, резко подавляющие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а, напротив, взращивают его, развивая в своем сыне или дочери, чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем известно, что зло порождает только зло, а агрессия – агрессию. Кроме того, существует мнение, что если малыш растет в атмосфере грубости, нетерпимости, жестокости, если для доказательства своей правоты родители прибегают к «насилию», в ребенке формируется агрессивное начало. Поведение родителей с ребенком и друг с другом – это самый первый и значимый образец для ребенка. Зачастую в гневе ребенок может ответить взрослому его же словами и действиями. Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией. «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь» (Р. Кэмпбелл). РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ. Причин агрессивного поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как поступить иначе. К сожалению, их поведенческий репертуар довольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием откликнутся на предложение, и наше общение с ними станет более эффективным и приятным для обеих сторон. Успешному преодолению агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста будут способствовать следующие психолого-педагогические условия: - положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (педагогов и родителей), что ориентирует на без оценочное восприятие личности ребенка; - сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля; - расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений. Различают два основных типа агрессивных проявлений: - враждебная (целевая) агрессия; - инструментальная агрессия. Первая выступает как осуществление агрессии в качестве заранее спланированного акта, цель которого – нанесение вреда или ущерба объекту. Вторая совершается как средство достижения некоторого результата, который сам по себе не является агрессивным актом. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: - стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); - повсеместная демонстрация сцен насилия; - нестабильная социально – экономическая обстановка; - индивидуальные особенности человека (сниженная произвольность и т.п.); - социально – культурный статус семьи и т. п. Среди причин, провоцирующих агрессию детей, выделяются следующие: - привлечение к себе внимания сверстников; - ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть свое превосходство; - защита и месть; - стремление быть главным; - стремление получить желанный предмет. Как можно видеть, большинство проявлений агрессивного поведения наблюдается в ситуациях защиты своих интересов и отстаивания своего превосходства, когда агрессивные действия используются как средства достижения определенной цели. Таким образом, в большинстве случаев агрессивные действия детей имеют инструментальный характер. В то же время у отдельных детей наблюдаются агрессивные действия, не имеющие какой-либо цели и направленные исключительно на причинение вреда другому. Об агрессии нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания. Независимо от выявленных причин психолого-педагогическая работа по преодолению агрессии должна соответствовать следующим условиям: - положительное внимание и принятие личности ребенка со стороны взрослых (родителей и педагогов), поскольку это способствует установлению доверительного отношения ребенка ко взрослым, формирует самооценку ребенка, развивает эмпатию – этому способствует такие формы работы, как совместные чтения, беседы и т. д.; - сотрудничество с ребенком – оказание конструктивной помощи в от реагировании проблемных ситуаций и наработки навыков само регуляции и контроля. Этому способствуют такие формы работы, как занятия пальчиковой гимнастикой, постановка с детьми спектаклей, беседы и т. д.; - расширение поведенческого репертуара детей, родителей и педагогов через развитие коммуникативных умений – совместные игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе, проведение словесные и подвижных игр и эстафет, игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения и т. д. Любая работа с детьми не будет успешной без поддержки родителей и воспитателей ДОУ, которых необходимо учить понимать ребенка. Таким образом, основные усилия педагогов и родителей в области преодоления детской агрессии должны быть направлены на выявление причин возникновения агрессии и на поиск позитивных способов: 1.Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева. 2.Надо научить детей выражать гнев неразрушительным способом. 3.Обучение навыкам распознавания и контроля негативных эмоций. Дети с трудом могут назвать свое эмоциональное состояние, для этого можно использовать специальные шаблоны: 4.Использовать рисование. 5.Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию. Здесь можно использовать ролевую игру, в процессе которой ребенок получает возможность поставить себя на место других, оценить свое поведение со стороны. Так же можно разыгрывать и другие ситуации, которые чаще всего вызывают конфликты в коллективе: как реагировать, если товарищ не отдает нужную тебе игрушку; что делать, если тебя дразнят; как поступить, если тебя толкнули и ты упал, и др. Целенаправленная и терпеливая работа в этом направлении поможет ребенку с большим пониманием относиться к чувствам и поступкам других и научиться самому адекватно относиться к происходящему. Кроме того, можно предложить детям организовать театр, попросив их разыграть определенные ситуации, например: «Как Мальвина поссорилась с Буратино». Однако, прежде чем показать какую-либо сценку, дети должны обсудить, почему герои сказки повели себя тем или иным образом. Необходимо, чтобы они попытались поставить себя на место сказочных персонажей и ответить на вопросы: «Что чувствовал Буратино, когда Мальвина посадила его в чулан?», «Что чувствовала Мальвина, когда ей пришлось наказать Буратино?» и др. Подобные беседы помогут детям осознать, как важно побыть на месте соперника или обидчика, чтобы понять, почему он поступил именно так, а не иначе. Научившись сопереживать окружающим людям, агрессивный ребенок сможет избавиться от подозрительности и мнительности, которые доставляют так много неприятностей и самому «агрессору», и тем, кто находится с ним рядом. А как следствие – научиться брать на себя ответственность за совершенные им действия, а не сваливать вину на других. Правда, взрослые, то же должны избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швыряет в гневе игрушки, можно, конечно сказать ему: «Ты - негодник! От тебя одни проблемы. Ты всегда мешаешь всем детям играть!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоциональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, который и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше. В таком случае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо: «Ты почему не убрал игрушки?» можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда игрушки разбросаны». Таким образом, вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. И в заключение: Своевременное выявление агрессивного поведения необходимо в целях, предупреждения неблагоприятного варианта развития личности ребенка. Проявление агрессивности у дошкольника является следствием множества причин, наиболее значимыми из которых являются: 1)неудовлетворенность ребенка содержанием общения с близкими взрослыми и со сверстниками; 2)низкий социальный статус ребенка в группе; 3)неуспех, в совместной со сверстниками деятельности, обусловленный как трудностями характера, так и изменением мотивационной стороны деятельности; 4)неудовлетворенность потребности в признании. Одной из главных причин возникновения агрессивного поведения у дошкольника являются дефекты семейного воспитания. Так же следует учитывать более глубокие возможные причины агрессивности у ребенка, уходящие своими корнями в недра семейной обстановки, являющую собой основу социальной ситуации развития дошкольника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...