«Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр упражнений»
презентация по психологии
Родительская встреча
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_pamyati_u_doshkolnikov_v_protsesse_razvivayushchih_igr_i_uprazhneniy.pptx | 579 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Память Память – это сложный психический процесс. В зависимости от того, какого рода информацию необходимо запомнить, каким образом это происходит, какое время информация хранится в памяти, различают различные виды памяти.
Критерий Виды памяти По сроку хранения информации Мгновенная (0,1 – 3 сек.) Кратковременная (3 -30 сек) Долговременная (может храниться годами) По объекту запоминания Зрительная Слуховая Тактильная Вкусовая Обонятельная Двигательная Эмоциональная По форме хранения информации в памяти Образная Словесно-логическая По участию воли в процессах памяти Произвольная (необходимы усилия) Непроизвольная (информация запоминается сама по себе) По участию мышления в процессах памяти Механическая (простое заучивание) Логическая (запоминание смысла)
Виды памяти Зрительная – когда запоминается картинка (лица, обстановка вокруг и прочее) Слуховая – происходит запоминание услышанного. Двигательная (моторная). Она характеризуется запоминанием различных движений – в зависимости от обстоятельств: танец, ритмические упражнения, работа рук в процессе освоения формообразующих движений в изодеятельности . Эмоциональная. Если ребенок обжег руку утюгом, то он больше не будет к нему подходить, эти эмоции намного лучше всяких запретов родителей помогут усвоить правило. Вкусовая – запоминание вкусов. Обонятельная – память на различные запахи. Осязательная (тактильная) –запоминание ощущения при прикосновениях к различным предметам.
Особенности развития памяти Ранний возраст (2-3 года) Преобладает непроизвольная память, в этот период малыш с легкостью запоминает и воспроизводит небольшие четверостишья, которые привлекают его внимание и вызывают интерес. К концу 3 года ребенок легко узнает знакомые предметы Младший возраст (3-4года) По просьбе взрослого дети могут запомнить до 5-6 названий предметов (из 10). Принять задачу на запоминание (2-3 последовательных действия).К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить отрывки из любимых произведений. Средний возраст (4-5лет) Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов (из 10-15). Начинает формироваться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Благоприятен для развития всех видов памяти: кратковременной и долговременной, наглядно-образной, слуховой, зрительной и др. Улучшается устойчивость памяти. При этом для запоминания дети уже могут использовать несложные приёмы и средства (в качестве подсказки могут выступать схемы или рисунки) (6-7 лет) Легко заучивает четверостишья. Способен запомнить некоторое количество предметов, образов, слов, начинает их классифицировать, группировать по смыслу. В этом возрасте запускаются процессы опосредованной памяти, то есть, запоминания объектов, явлений, образов, слов, основанное на сравнении их с объектами, явлениями, образами и словами, запомненными ранее.
Методы развития памяти у дошкольников Наблюдение Рассматривание Чтение художественных произведений Заучивание Пересказ Игры Упражнение
Приемы развития памяти Проговаривание вслух (показ того, что видят и слышат) повторение (вслух или про себя вслед за предъявлением материала) запоминание последовательности (например, какие слова следуют одно за другим) актуализация реальных воспоминаний, связанных с заучиваемым материалом объединение заучиваемого одной общей темой группировка (слов, образов, которые надо запомнить) по какому-либо признаку (предметы, игрушки, животные и т.д.
Формы работы с детьми для развития памяти у дошкольников НОД Чтение, рассматривание и обсуждение Наблюдения Игровая деятельность Изобразительная, конструктивная, музыкальная деятельность, танцы Инсценирование и драматизация Викторины, конкурсы
Игры, способствующие развитию памяти у дошкольников «Чего не стало?» Цель: развитие зрительной памяти. «Кто к нам пришел?» Цель: развитие зрительной памяти. «Чудесный мешочек». Цель: развитие тактильной памяти. «Делай, как я». Цель: развитие двигательной памяти. «Чудесные слова». Цель: развитие слуховой памяти. «Найди пару». Цель: развитие зрительной памяти. «Запомни слова». Цель: развитие механической памяти. «Вкус и запах». Цель: развитие обонятельной памяти. «Пара слов». Цель: развитие смысловой памяти. «Цирк». Цель: развитие эмоциональной памяти.
Спасибо за внимание !
Литература Дьяченко О.М., ЛаврентьевТ.В . Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. Выпуск 1.- М.:1996 Урунтаева . Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для педагогических учебных заведений. – М. Изд. «Академия», 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников»
Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти у дошкольников»...
Упражнения для коррекции и развития памяти старших дошкольников
Примерные задания для работ дома по коррекции и развитию памяти детей подготовительных групп....
Картотека игр и упражнений по развитию памяти у дошкольников
Данная методическая разработка будет полезна для работы педагогам работающими в группах комбинированной направленности...
Мастер-класс для родителей «Развитие памяти у дошкольников в процессе развивающих игр и упражнений»
Память является одним из основных свойств личности. Древние греки считали богиню памяти Мнемозину матерью девяти муз, покровительниц всех известных наук и искусств. Человек, лишенный памяти, по сути д...
Упражнения для развития памяти у дошкольников.
Память играет важную роль в жизни каждого человека. Ежедневно нам необходимо запоминать, сохранять, а позже узнавать то, что запомнили и воспроизводить то, что было в прошлом нашем опыте. ...
Упражнения на развитие памяти у дошкольников
Небольшая подборка игр-упражнений для развития всех видов памяти дошкольников...
Статья : "Развитие детского интеллекта дошкольников в процессе развивающей дидактической игры." 2024г
В статье особое вниманиеи уделено роли воспитателя в подборе и проведении игр, способствующих когнитивному развтитю ребенка....