Психологические особенности детей с заиканием.
методическая разработка по психологии (старшая группа)
Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием.
Психологические особенности детей с заиканием. Детям с нарушениями в психоэмоциональной сфере характерна, эмоционально – волевая незрелость, которая проявляется:
или вялости, пассивности,
что связано с быстрой истощаемостью ребенка, и как следствие, возникает снижение темпов деятельности; а так же,
Исходя из психологических особенностей детей с заиканием, психологом ставятся следующие задачи психо - коррекционной работы: 1) Гармонизация детско – родительских отношений; Когда процесс личностной самореализации и саморазвития ребенка искажается или ограничивается, в результате нарушения взаимоотношений в семье, тогда, как следствие этого, у ребенка может возникнуть заикание. Коррекционно – развивающая работа психолога начинается с группового родительского тренинга, так как, именно родители являются ведущим звеном в детско – родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье. Целью поведенческого тренинга, является оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, а так же, их личностное развитие. Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи:
Осознание собственных стереотипов воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования. 2) Групповая работа с детьми: установление доверия, повышение уровня комфортности и безопасности. Установление доверия – одна из первых задач, которую решает психолог в работе с детьми (используются не только игры и упражнения, но и медитации.Например, отправляемся в путешествие…в самое надежное и защищенное место на земле, …). Таким образом, создаем «положительный якорь» для ребенка и только потом переходим к следующей задаче. 3) Отреагирование негативных эмоций: гнева, страхов, агрессии. Выводим агрессию на символическом уровне через тело, через творчество. Спрашиваем у ребенка: «Где это в теле? Как это выглядит?, и так далее…» Таким образом, решается следующая по важности задача 4) Снижение психоэмоционального напряжения. 5) Расширение репертуара форм самовыражения ребенка. Дети учатся понимать и принимать свои чувства, адекватно выражать их и управлять ими.
6) Повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей. 7) Обучение навыкам снятия мышечного и психоэмоционального напряжения. Так как дети и их родители имеют трудности в выражении негативных эмоций, у многих из них происходит блокирование этих невыраженных эмоций на телесном уровне, возникают мышечные «зажимы». Поэтому, психолог использует в своей работе упражнения на мышечное напряжение и расслабление, релаксации, формирует навыки диафрагмального дыхания. 8) Формирование коммуникативных навыков. 9) Развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств, переживаний. 10) Формирование у детей эмоциональной децентрации: способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (использование ролевых игр и упражнений). 11) Развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления, а так же планирующей функции речи. 12) Коррекция дезадаптивных черт характера и поведения детей (чувства неуверенности в своих силах).. 13) Профилактика развития вторичных эмоционально – личностных нарушений:
Предполагаемый результат:
Среди многочисленных речевых нарушений, заикание, одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Этот механизм еще недостаточно изучен. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка. Но в любом случае, важно учитывать нарушения физиологического и психологического характера. Перечисленные психологические и логопедические проблемы обусловливают трудности социальной адаптации заикающихся детей. Чем больше времени проходит от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью). Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. В связи с этим, высока потребность проведения коррекционно – развивающей работы для данной категории детей, в рамках которой они должны получить комплексную помощь психолога, логопеда и психоневролога. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_detey_s_zaikaniem.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи коррекционно – развивающей работы психолога с детьми с заиканием.
Психологические особенности детей с заиканием. Детям с нарушениями в психоэмоциональной сфере характерна, эмоционально – волевая незрелость, которая проявляется:
или вялости, пассивности,
что связано с быстрой истощаемостью ребенка, и как следствие, возникает снижение темпов деятельности; а так же,
Исходя из психологических особенностей детей с заиканием, психологом ставятся следующие задачи психо - коррекционной работы: 1) Гармонизация детско – родительских отношений; Когда процесс личностной самореализации и саморазвития ребенка искажается или ограничивается, в результате нарушения взаимоотношений в семье, тогда, как следствие этого, у ребенка может возникнуть заикание. Коррекционно – развивающая работа психолога начинается с группового родительского тренинга, так как, именно родители являются ведущим звеном в детско – родительской системе и именно от них в наибольшей степени зависит характер взаимоотношений в семье. Целью поведенческого тренинга, является оптимизация коммуникации и межличностных отношений между ребенком и его родителями, а так же, их личностное развитие. Для достижения цели в процессе проведения занятий решаются следующие задачи:
Осознание собственных стереотипов воспитания позволяет родителям глубже узнать самих себя, преодолеть привычные стили реагирования. 2) Групповая работа с детьми: установление доверия, повышение уровня комфортности и безопасности. Установление доверия – одна из первых задач, которую решает психолог в работе с детьми (используются не только игры и упражнения, но и медитации.Например, отправляемся в путешествие…в самое надежное и защищенное место на земле, …). Таким образом, создаем «положительный якорь» для ребенка и только потом переходим к следующей задаче. 3) Отреагирование негативных эмоций: гнева, страхов, агрессии. Выводим агрессию на символическом уровне через тело, через творчество. Спрашиваем у ребенка: «Где это в теле? Как это выглядит?, и так далее…» Таким образом, решается следующая по важности задача 4) Снижение психоэмоционального напряжения. 5) Расширение репертуара форм самовыражения ребенка. Дети учатся понимать и принимать свои чувства, адекватно выражать их и управлять ими.
6) Повышение степени принятия ребенком самого себя и других людей. 7) Обучение навыкам снятия мышечного и психоэмоционального напряжения. Так как дети и их родители имеют трудности в выражении негативных эмоций, у многих из них происходит блокирование этих невыраженных эмоций на телесном уровне, возникают мышечные «зажимы». Поэтому, психолог использует в своей работе упражнения на мышечное напряжение и расслабление, релаксации, формирует навыки диафрагмального дыхания. 8) Формирование коммуникативных навыков. 9) Развитие способности эмоциональной саморегуляции ребенка за счет осознания им своих эмоций, чувств, переживаний. 10) Формирование у детей эмоциональной децентрации: способности воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (использование ролевых игр и упражнений). 11) Развитие познавательных психических процессов: произвольного внимания, памяти, мышления, а так же планирующей функции речи. 12) Коррекция дезадаптивных черт характера и поведения детей (чувства неуверенности в своих силах).. 13) Профилактика развития вторичных эмоционально – личностных нарушений:
Предполагаемый результат:
Среди многочисленных речевых нарушений, заикание, одно из немногих, механизмы которого до конца не раскрыты, не объяснены в такой степени, чтобы можно было, опираясь на них, разработать высокоэффективную методику устранения этого дефекта. Этот механизм еще недостаточно изучен. Именно недостаточная разработанность проблемы механизмов заикания обусловливает многоаспектность воздействия на заикающегося ребенка. Но в любом случае, важно учитывать нарушения физиологического и психологического характера. Перечисленные психологические и логопедические проблемы обусловливают трудности социальной адаптации заикающихся детей. Чем больше времени проходит от начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект, и влечёт за собой изменение в психике ребёнка (болезненные переживания, страх перед речью). Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. В связи с этим, высока потребность проведения коррекционно – развивающей работы для данной категории детей, в рамках которой они должны получить комплексную помощь психолога, логопеда и психоневролога. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста. Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Тренинг для родителей детей раннего возраста «Психологические особенности детей раннего возраста»
Тренинг для родителей детей раннего возраста.Тема: «Психологические особенности детей раннего возраста»...
Семинар - практикум для педагогов «Психологические особенности детей дошкольного возраста. Современные дети. Какие они
Представлен материал для проведения семинара-практикума с педагогами...
Психологическая методика по исследованию психологических особенностей детей дошкольного возраста
Важнейшим периодом развития человека в отношении формирования его морфофункционального статуса можно признать «дошкольный» период, завершающийся поступлением в школьное образовательное учр...
Особенности детей, страдающих заиканием
Первоначально развитие речи у заикающихся детей (понимание и активное пользование ею) чаще всего происходит так же, как и у нормально говорящих сверстников. Отдельные слова у них появляются в возрасте...