Мастер-класс для педагогов «Арт – терапия в работе с детьми»
методическая разработка по психологии
Мастер-класс для педагогов
«Арт – терапия в работе с детьми»
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с детьми, используя различные арт – терапевтические методики, с включением метафорических ассоциативных карт.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
• Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала педагогов, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
• Предоставить информацию о МАК (краткий обзор МАК для детей);
• Показать практические техники применения МАК в работе с детьми и подростками для развития психических процессов.
Аудитория: педагоги.
Техническое оснащение и материалы: ноутбук, проектор, колоды используемых МАК, листы бумаги, карандаши.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass._art_-_terapiya.docx | 28.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для педагогов
«Арт – терапия в работе с детьми»
Цель: Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с детьми, используя различные арт – терапевтические методики, с включением метафорических ассоциативных карт.
Задачи:
• Познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;
• Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала педагогов, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы.
• Предоставить информацию о МАК (краткий обзор МАК для детей);
• Показать практические техники применения МАК в работе с детьми и подростками для развития психических процессов.
Аудитория: педагоги.
Техническое оснащение и материалы: ноутбук, проектор, колоды используемых МАК, листы бумаги, карандаши.
Ход мастер-класса.
Добрый день, уважаемые коллеги.
Меня зовут Передрий Татьяна Алексеевна, я педагог-психолог Чупинского детского сада.
Тема моего мастер класс звучит очень широко, а именно, арт-терапия в работе с детьми. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Тем не менее, хочу спросить вас, какие виды АТ вам известны?
На Слайде.
Арт - терапия — это метод воздействия на человека с помощью различных видов творческой деятельности, это может быть рисование, лепка, танцы, театр, сказки.
Все это близко детям и помогает им в самовыражении: застенчивым и нерешительным — избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным — переключиться на более спокойный вид деятельности.
Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять;
Итак, какие же техники арт-терапевтического процесса нам широко известны и большинством успешно применяются:
Слайд. перечислять не буду.
Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.
Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.
Сказкотерапия— чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.
Песочная терапия. Терапия водой. Игротерапия.
Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.
Танцевально-двигательная терапия.
Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.
Фототерапия
МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.
Как вы видите, видов АТ очень много, вариантов их использования в работе ещё больше.
В своей практике я использую множество арт – терапевтических техник, часто объединяю несколько.
Сегодня я вам покажу арт - терапевтические технологии с применением МАК карт, для того, чтобы использовать их в работе с детьми.
Слайд
МАК-терапия Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик.
Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого ребенка на попавшуюся ему картинку.
Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.
Слайд
Принципы работы с МАК.
Психолог никогда не спорит с тем, что происходит с ребенком.
Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — ребенок выступает экспертом.
Карты — это не средство для составления заключения, а источник информации о человеке.
Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов, и уж точно нельзя оценивать их.
Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.
Детям очень часто не хватает слов, чтобы описать свои чувства, события в их в жизни, а яркие, красочные карточки вызывают у них большой интерес и они с удовольствием их рассматривают, рассказывают о том, что видят на картинке, находят в своём опыте подобные ситуации, чувства.
Слайд.
Особенности использования МАК с детьми
- Применять метафорические карты можно, начиная с 5 лет, когда ребёнок может рассказать то, что он видит на карте.
- Не стоит использовать сразу всю колоду карт. Лучше часть карт убрать. Самое оптимальное количество карт – это двадцать.
- Абстрактные колоды карт в работе с дошкольниками не используются.
Слайд
В каких направлениях можно работать с МАК?
- Диагностика, т.е. сбор информации о ребёнке и его особенностях.
- Развитие когнитивных процессов.
- Развитие эмоциональной сферы.
- Работа с детско-родительскими отношениями.
Слайд
Вопросы для работы с детьми
В работе с детьми очень важно уметь задавать правильные вопросы, иначе красивые картинки останутся только картинками. Вот некоторые вопросы которые можно использовать в работе с детьми:
- Что изображено на карте?
- Кто является главным героем?
- Как ты думаешь, что чувствует герой на картинке? Как ты это понял?
- Бывают ли у тебя такие чувства? В каких ситуациях ты испытываешь эти чувства?
- Что главному герою может помочь преодолеть его трудности?
- Как бы ты поступил на месте этого героя?
- С чего всё началось?
- Как ты думаешь, что произойдёт дальше?
Таких вопросов может быть гораздо больше. Главное, чтобы они были понятны ребёнку.
Возникает вопрос: как и зачем применять метафорические карты педагогу.
Любая из колод метафорических карт может служить отличным учебным пособием, стимулирующим творчество и интуицию, развивающим все основные когнитивные процессы у детей: воображение, память, внимание. Использование карт на занятиях вносит разнообразие в процесс обучения. Комбинация карт может использоваться как исходный материал для рисования картин, сочинения коротких историй.
Думаю, самое время перейти от теории к практике, чтобы всем стало понятнее, о чём же идёт речь.
Уважаемые коллеги, приглашаю всех желающих поиграть. Игры, с которыми, я вас познакомлю, адаптированы на детей.
Игра «Жестовые этюды»
Цель: развитие воображения, раскрепощение креативности.
Прошу всех сесть полукругом. И одного, самого смелого приглашаю подойти к столу.
На столе выкладываются картинки, сходные по сюжету.
Предлагаю, пантомимой передать содержание картинки.
Группа не видит.
Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал, пантомима продолжается.
Вариант для группы: картинку молча показывает одна группа другой.
Игра «Что пропало?»
Цель: развитие оперативной памяти»
На столе выкладывается ряд картинок.
За 10 секунд необходимо запомнить ряд и отвернуться. Ведущий убирает карточку и
1 вариант. Ребёнок описывает, какой не хватает.
2 вариант. Ребёнок находит карточку среди других.
3 вариант. Педагог убирает карточку, а взамен кладет другую. Ребёнок должен определить лишнюю и найти пропажу.
Игра «Шерлок Холмс»
Цель: развитие внимания и сообразительности.
Игрок, загадавший карту, отвечает на вопросы группы по увиденному (один вопрос - одно предложение), причем в ответе можно использовать только слова самого вопроса или да/нет.
Игра «Запретная картинка»
Цель: развитие внимания (устойчивость, концентрация).
Педагог определяет «запретную картинку» или группу картинок, например, картинки с изображением явлений природы. Далее: либо ведущий показывает картинки по очереди, а игроки хлопают в ладоши на «запретной картинке»; либо колода пускается по кругу «вслепую» (т.е. изображением вниз), а тот, кто вытащит «запретную картинку», выполняет условленное задание.
Хочу показать вам несколько техник использования МАК с другими видами арт - терапии.
Техника с использованием метафорических ассоциативных карт и сказкотерапии. (Для этой техники отлично подходят карты из набора «Мастер сказок» (автор Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева). Так же я использую Мак «Avatar» с изображениями животных, и колоду МАК «маленькое счастье».)
Есть несколько вариантов работы с картами для сочинения сказок. Первый вариант - это выкладывание перед ребенком нескольких карточек и просьба сочинить историю по ним. Ребенок может перекладывать и перетасовывать предложенные карточки в любом порядке.
Второй вариант, который возможно использовать в работе - это сочинение коллективных историй. Для этого подходит следующий вариант работы: дети садятся за круглый стол и каждому участнику дается карточка изображением вниз. Первый участник раскрывает свою карточку и начинает рассказ. Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку и продолжает рассказ.
Таким образом, создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берет из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.
Вторая техника, которую мы с вами попробуем – Дорисовка карты.
Эта технику можно использовать в работе с коррекцией страхов и других не желательных состояний. Или как работу с развитием воображения.
Участникам выдаётся лист бумаги формата А4 и на выбор сюжетная карта, которые следует дорисовать в соответствии с темой.
Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки.
Большое спасибо за участие в мастер-классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста
Рассмотрим такие понятия Арт-терапия, нетрадиционные техники рисования, хромотерапия, изотерапия, значение цвета....
Семинар-практикум с педагогами. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.
Раскрыты возможности занятий песочной терапией для детей с ОВЗ. Практическое упражнение на песке позволяет педагогам самим окунуться в мир детства, развивает фантазию,речь,поднимает настро...
Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...
МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми»
мастер-класс для воспитателей...
Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»
Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии ил...
Мастер – класс: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...
Презентация к мастер-классу «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»
Упражнения с использованием Су-Джок развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общ...