Мастер-класс для педагогов «Арт – терапия в работе с детьми»
методическая разработка по психологии

Татьяна Алексеевна Передрий

Мастер-класс для педагогов

«Арт – терапия в работе с детьми»

Цель:  Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с детьми, используя различные арт – терапевтические методики, с включением метафорических ассоциативных карт.

Задачи:

• Познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала педагогов, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 

• Предоставить информацию о МАК (краткий обзор МАК для детей);

• Показать практические техники применения МАК в работе с детьми и подростками для развития психических процессов.

Аудитория: педагоги.

Техническое оснащение и материалы: ноутбук, проектор, колоды используемых МАК, листы бумаги, карандаши.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass._art_-_terapiya.docx28.24 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Арт – терапия в работе с детьми»

Цель:  Познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с детьми, используя различные арт – терапевтические методики, с включением метафорических ассоциативных карт.

Задачи:

 Познакомить участников мастер-класса с опытом использования арт-терапевтических технологий и их применением на практике;

• Способствовать развитию профессионально-творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала педагогов, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. 

• Предоставить информацию о МАК (краткий обзор МАК для детей);

• Показать практические техники применения МАК в работе с детьми и подростками для развития психических процессов.

Аудитория: педагоги.

Техническое оснащение и материалы: ноутбук, проектор, колоды используемых МАК, листы бумаги, карандаши.

Ход мастер-класса.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Меня зовут Передрий Татьяна Алексеевна, я педагог-психолог Чупинского детского сада.

Тема моего мастер класс звучит очень широко, а именно, арт-терапия в работе с детьми. Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.

Тем не менее, хочу спросить вас, какие виды АТ вам известны?

На Слайде.

Арт - терапия — это метод воздействия на человека с помощью различных видов творческой деятельности, это может быть рисование, лепка, танцы, театр, сказки.

Все это близко детям и помогает им в самовыражении: застенчивым и нерешительным — избавиться от страха; гиперактивным, агрессивным — переключиться на более спокойный вид деятельности.

Арт-терапия позволяет проработать мысли и эмоции, которые ребенок привык подавлять;

Итак, какие же техники арт-терапевтического процесса нам широко известны и большинством успешно применяются:

Слайд. перечислять не буду.

Изотерапия — рисование красками, карандашами, пальчиковыми красками.

Цветотерапия (хромотерапия) — направление, при котором используется воздействие цветовой гаммы.

Сказкотерапия— чтение сказок, пересказ, сочинение собственных историй, в которых главный герой — сам ребенок.

Песочная терапия. Терапия водой. Игротерапия.

Драматерапия — отыгрывание с помощью постановок негативных ситуаций, которые могут появляться в жизни детей.

Танцевально-двигательная терапия.

Куклотерапия — использование театра, пальчиковых кукол.

Фототерапия 

МАК-терапия — психотерапевтические сеансы с применением метафорических карт.

Как вы видите, видов АТ очень много, вариантов их использования в работе ещё больше.

В своей практике я использую множество арт – терапевтических техник, часто объединяю несколько.

Сегодня я вам покажу арт - терапевтические технологии с применением МАК карт, для того, чтобы использовать их в работе с детьми.

Слайд

МАК-терапия Метафорические ассоциативные карты (МАК) — это особый вид арт-терапии, основывающийся на принципах проективных методик.

Важен не заложенный изначально психотерапевтом в картинку смысл, а душевный отклик каждого ребенка на попавшуюся ему картинку.

Проекция — это когда мы чему-то снаружи присваиваем свойства того, что у нас внутри. Именно так карты позволяют увидеть внутренний мир ребенка.

Слайд

Принципы работы с МАК.

Психолог никогда не спорит с тем, что происходит с ребенком.

Работая с картами, он смотрит, он что-то видит, у него идут какие-то ассоциации — ребенок выступает экспертом.

Карты — это не средство для составления заключения, а источник информации о человеке.

Нет карточек правильных и неправильных, нет выборов верных и неверных. Не стоит делать прямолинейных выводов из выборов, и уж точно нельзя оценивать их.

Нет четко расписанной последовательности действий, вопросов, которые непременно нужно задать в определенном порядке. Более того, нет жесткого соотнесения того или иного вида карточек (материала) с той или иной проблематикой.

Детям очень часто не хватает слов, чтобы описать свои чувства, события в их в жизни, а яркие, красочные карточки вызывают у них большой интерес и они с удовольствием их рассматривают, рассказывают о том, что видят на картинке, находят в своём опыте подобные ситуации, чувства.

Слайд.

Особенности использования МАК с детьми

  1. Применять метафорические карты можно, начиная с 5 лет, когда ребёнок может рассказать то, что он видит на карте.
  2. Не стоит использовать сразу всю колоду карт. Лучше часть карт убрать. Самое оптимальное количество карт – это двадцать.
  3. Абстрактные колоды карт в работе с дошкольниками не используются.

Слайд

В каких направлениях можно работать с МАК?

  1. Диагностика, т.е. сбор информации о ребёнке и его особенностях.
  2. Развитие когнитивных процессов.
  3. Развитие эмоциональной сферы.
  4. Работа с детско-родительскими отношениями.

Слайд

Вопросы для работы с детьми

В работе с детьми очень важно уметь задавать правильные вопросы, иначе красивые картинки останутся только картинками. Вот некоторые вопросы которые можно использовать в работе с детьми:

  • Что изображено на карте?
  • Кто является главным героем?
  • Как ты думаешь, что чувствует герой на картинке? Как ты это понял?
  • Бывают ли у тебя такие чувства? В каких ситуациях ты испытываешь эти чувства?
  • Что главному герою может помочь преодолеть его трудности?
  • Как бы ты поступил на месте этого героя?
  • С чего всё началось?
  • Как ты думаешь, что произойдёт дальше?

Таких вопросов может быть гораздо больше. Главное, чтобы они были понятны ребёнку.

Возникает вопрос: как и зачем применять метафорические карты педагогу.

Любая из колод метафорических карт может служить отличным учебным пособием, стимулирующим творчество и интуицию, развивающим все основные когнитивные процессы у детей: воображение, память, внимание. Использование карт на занятиях вносит разнообразие в процесс обучения.  Комбинация карт может использоваться как исходный материал для рисования картин, сочинения коротких историй.

Думаю, самое время перейти от теории к практике, чтобы всем стало понятнее, о чём же идёт речь.

Уважаемые коллеги, приглашаю всех желающих поиграть. Игры, с которыми, я вас познакомлю, адаптированы на детей.

Игра «Жестовые этюды»

Цель: развитие воображения, раскрепощение креативности.

Прошу всех сесть полукругом. И одного, самого смелого приглашаю подойти к столу.

На столе выкладываются картинки, сходные по сюжету.

Предлагаю, пантомимой передать содержание картинки.

Группа не видит.

Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал, пантомима продолжается.

Вариант для группы: картинку молча показывает одна группа другой.

Игра «Что пропало?»

Цель: развитие оперативной памяти»

На столе выкладывается ряд картинок.

За 10 секунд необходимо запомнить ряд и отвернуться. Ведущий убирает карточку и

1 вариант. Ребёнок описывает, какой не хватает.

2 вариант. Ребёнок находит карточку среди других.

3 вариант. Педагог убирает карточку, а взамен кладет другую. Ребёнок должен определить лишнюю и найти пропажу.

Игра «Шерлок Холмс»

Цель: развитие внимания и сообразительности.

Игрок, загадавший карту, отвечает на вопросы группы по увиденному (один вопрос - одно предложение), причем в ответе можно использовать только слова самого вопроса или да/нет.

Игра «Запретная картинка»

Цель: развитие внимания (устойчивость, концентрация).

Педагог определяет «запретную картинку» или группу картинок, например, картинки с изображением явлений природы. Далее: либо ведущий показывает картинки по очереди, а игроки хлопают в ладоши на «запретной картинке»; либо колода пускается по кругу «вслепую» (т.е. изображением вниз), а тот, кто вытащит «запретную картинку», выполняет условленное задание.

Хочу показать вам несколько техник использования МАК с другими видами арт - терапии.

Техника с использованием метафорических ассоциативных карт и сказкотерапии. (Для этой техники отлично подходят карты из набора «Мастер сказок» (автор Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева). Так же я использую Мак «Avatar» с изображениями животных, и колоду МАК «маленькое счастье».)

Есть несколько вариантов работы с картами для сочинения сказок. Первый вариант - это выкладывание перед ребенком нескольких карточек и просьба сочинить историю по ним. Ребенок может перекладывать и перетасовывать предложенные карточки в любом порядке.

Второй вариант, который возможно использовать в работе - это сочинение коллективных историй. Для этого подходит следующий вариант работы: дети садятся за круглый стол и каждому участнику дается карточка изображением вниз. Первый участник раскрывает свою карточку и начинает рассказ. Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку и продолжает рассказ.

Таким образом, создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берет из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.

Вторая техника, которую мы с вами попробуем – Дорисовка карты.

Эта технику можно использовать в работе с коррекцией страхов и других не желательных состояний. Или как работу с развитием воображения.

Участникам выдаётся лист бумаги формата А4 и на выбор сюжетная карта, которые следует дорисовать в соответствии с темой.

Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки.

Большое спасибо за участие в мастер-классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста

Рассмотрим такие понятия Арт-терапия, нетрадиционные техники рисования, хромотерапия, изотерапия, значение цвета....

Семинар-практикум с педагогами. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.

Раскрыты возможности занятий  песочной терапией для  детей с ОВЗ. Практическое упражнение на песке позволяет педагогам самим окунуться в мир детства, развивает фантазию,речь,поднимает настро...

Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»

И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...

Мастер-класс для педагогов «Арт-терапия в работе с детьми дошкольного возраста»

Эмоциональное состояние участников образовательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, часты проявления общей апатии ил...

Мастер – класс: «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

В настоящее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики, познавательного, эмоционально-волевого  и речевого развития.Уважаемые воспитатели! Представляю вашему вни...

Презентация к мастер-классу «Использование приёмов Су-Джок терапии в работе с дошкольниками»

Упражнения с использованием Су-Джок  развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общ...