Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.
статья по психологии

В статье рассатривается влияние игры на развитие личности в дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_igra1.docx41.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.

«Игра – это огромное светлое нежное,

через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений и понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Сложный и длительный путь проходит человек в процессе своего развития. Наиболее интенсивно изменения в нашем организме происходят в детском возрасте, когда физический и психический рост особенно заметен. В это время у детей формируются психические процессы и качества необходимые для выполнения и усвоения ими разнообразных действий и знаний. В дошкольном возрасте также закладываются и свойственные для взрослых формы поведения в обществе, формируются индивидуальные личностные черты, которые отличают одного человека от другого, и определяют его поступки.

Советский психолог А.Н. Леонтьев пишет о детстве: «Это период первоначального фактического склада личности, период развития личностных «механизмов» поведения. В дошкольные годы развития ребенка завязываются первые узлы, устанавливаются первые связи и отношения, которые образуют новое, высшее единство деятельности и вместе с тем новое, высшее единство субъекта – единство личности».

Личность понималась Л.С. Выготским как осознание себя и отношений к себе как к физическому, духовному и общественному существу. Таким образом, развитие ребенка и его личности, идет по линии осознанности и произвольности в процессе взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.

О развитии личности ребенка мы судим по изменениям во всей структуре психической деятельности, по смене ведущей деятельности, по изменению активности и появлению основных новообразований личности.

В период дошкольного детства происходят существенные изменения в личностном развитии, что отражается:

- в формировании самостоятельности в практической и познавательной деятельности;

- в перестройке мотивационной стороны психической деятельности, проявляющейся в преобладании познавательных и социальных мотивов;

- в формировании социальной позиции, навыков саморегуляции и произвольности;

- в способности адаптации к изменяющимся условиям.

У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка.

Характерными чертами личности дошкольника являются:

Самостоятельность - анализ свои действий и понимание последствий своих поступков на основании небольшого жизненного опыта даёт ребёнку возможность самому принимать решения, основываясь только на своих предпочтениях и своем мнении.

Произвольность - в состоянии соотнести свои поступки с нормами и правилами, которые считаются им правильными, и сделать вывод о допустимости или недопустимости своих действий.

Быть инициатором - уже может подталкивать, мотивировать, заставлять окружающих делать то, что хочется ему.

Безопасность - понимает, что можно, а что нельзя делать с точки зрения безопасности здоровья.

Ответственность - понимание и принятие того, что за поступки необходимо отвечать.

Всестороннее и целостное развитие личности ребенка, формирование его отношения к окружающему миру и себе происходит в процессе деятельности. Чтобы деятельность привела к формированию желательного, социально приемлемого, запроектированного образа личности, её нужно организовать и разумно направить.

Многообразные виды деятельности ребенка, возникающие в дошкольном возрасте, различаются по своему содержанию и по характеру отношений между ребенком и взрослым.

  1. Игра, в которой ребенок изображает взрослого, беря на себя его общественные функции и отношения к вещам и другим людям. Поведение ребенка, его отношение к вещам и товарищам по игре (выполняющим функции других людей) копирует образ взрослого. Благодаря интересной и привлекательной роли взрослого, взятой ребенком, и действенному её воплощению он усваивает типичные формы отношений к вещам и другим людям.

Вместе с тем происходит интенсивное формирование механизмов личностного поведения, т. е. механизмов подчинения своего поведения образу, копирующему в идеальной форме образцы поведения взрослого.

Разнообразные формы творческой деятельности — рисование, лепка, конструирование также можно отнести к игровой деятельности.

  1. Режимные моменты, когда отношения ребенка и взрослого регулируются определённой, заранее заданной чёткой системой правил.

Режим дня - это четкий рациональный распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко придавал огромное значение режиму дня. Он считал, что режим является средством воспитания; правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений.

  1. Труд, который выражается в ознакомлении детей с трудом взрослых и приобщении их к доступной трудовой деятельности, В результате у дошкольника формируется положительное отношение к труду взрослого, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.
  2. Занятия, в которых взрослый организует деятельность ребенка через смысл предлагаемых заданий и их оценку.

В процессе постепенного развития отношений между ребенком и взрослым и дифференциации всех видов его деятельности в дошкольном возрасте происходит:

1) возникновение и развитие соподчинения мотивов;

2) усвоение этических норм;

3) развитие произвольного поведения;

4) формирование личного сознания.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольного возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Игра - "гигантская кладовая настоящей творческой мысли будущего человека".

На протяжении всего дошкольного периода игровая деятельность претерпевает существенные изменения.

По мнению Л.С. Выготского, младшие дошкольники (3 - 4 года) имитируют предметную деятельность — моют посуду, стирают платье, подметают пол. Процесс выполнения действий для них важнее результата. Дети предпочитают играть в одиночку. Продолжительность игр 15-20 минут, сюжет - копирование действий взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Для средних дошкольников (4 - 5 лет) на первое место выходят отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летний ребёнок, никогда не забудет «сваренный» суп поставить перед куклами и не перепутает последовательность действий — сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот. Средние дошкольники предпочитают совместные игры, они ревностно следят за соблюдением правил игры, соответствии выбранной роли. Целью игры становится имитация отношений между людьми. В среднем дошкольном возрасте рисование становится изобразительным. Активный интерес вызывают игры-соревнования.

Для старших дошкольников (5 - 7 лет) важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил жёстко контролируется ими самими. Предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью («…я помыла им руки»). Старший дошкольник может играть длительное время, даже в течение нескольких дней. Соответствие высоким морально-этическим нормам приобретает в игре большое значение. Активно развивается конструирование, в процессе которого ребенок усваивает простейшие трудовые навыки, знакомится со свойствами предметов, развивает практическое мышление, учится пользоваться инструментами, предметами обихода.

Так, на протяжении своего развития, ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладевает им как орудием, приспосабливая его к исполнению своих желаний и нужд, но это орудие отличается от всякого другого. Любой предмет можно просто использовать, что-то им делать, можно даже выбросить за ненадобностью, он не живой, поэтому не может чувствовать, хотеть, сообщать о своих потребностях как это могут делать взрослые... Опыт любого взаимодействия имеет последствия, которые отражаются на этих взаимоотношениях, с которыми приходится считаться. Иногда эти последствия могут быть болезненными и непоправимыми. В ситуации человеческих отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Поэтому необходимость формирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений.

Известнейший в нашей стране педагог А.С. Макаренко так характеризовал роль детских игр: "Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре..."

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предметы, за которыми не закреплено никакого действия.

В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Последний компонент в структуре игры - правила. Л.С. Выготский выдвигает положение, что нет игры там, где нет поведения ребенка с правилами, его своеобразного отношения к правилам.

Игровые правила, есть правила его для самого себя, правила внутреннего самоограничения и самоопределения. Ребенок сам себе говорит - я должен себя вести так и так в этой игре.

В игре впервые возникает новая форма удовольствия ребенка - радость от того, что он действует так, как требуют правила. В игре «ребенок плачет как пациент и радуется как играющий». Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжается в школьном возрасте.

Эмоции делают игру увлекательной, создают благоприятный климат для взаимоотношений, повышают тонус, который необходим каждому ребёнку для его душевного комфорта, а это, в свою очередь, становится условием восприимчивости дошкольника к воспитательным действиям и совместной со сверстниками деятельности.

Игра - это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Например, в игре формируется такое качество личности ребёнка, как саморегуляция действий с учётом задач деятельности. Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Оно не только характеризует нравственный облик ребенка, но и перестраивает существенным образом его интеллектуальную сферу, так как в коллективной игре происходит взаимодействие различных смыслов, развитие событийного содержания и достижение общей игровой цели. Именно в игре дети получают первый опыт коллективного мышления. Важно, что плодотворное освоение общественного опыта происходит лишь при условии собственной активности ребёнка в процессе его деятельности.

В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи - тех фундаментальных психических процессов, развитие которых приводит к воспитанию гармоничной личности.

Ребенок приобретает опыт в собственной деятельности, многое узнаёт от воспитателей, родителей. Разнообразные знания, впечатления обогащают его духовный мир, и всё это находит отражение в игре. Чем выше уровень развития мышления ребенка, тем выше интеллектуальный уровень осуществления его ведущей деятельности, готовность к творчеству.

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей.

Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания.

На современном этапе общественного развития игры подразделяются на две большие группы:

  1. Творческие игры – они могут быть режиссерского, сюжетно-ролевого, театрализованного и конструкторского характера.
  2. Игры по правилам – игры, которые разработаны последователями народной и научной педагогики, ориентированные на решение определенного круга воспитательных задач. Содержание и правила таких игр фиксированы. Такие игры могут быть дидактическими и подвижными.

Активность детей в обучении играм носит в основном репродуктивный характер: дети, решая игровые задачи с данной программой действий, лишь воспроизводят способы их осуществления. На основе сформированности и умения детей могут затевать самостоятельные игры, в которых будет больше элементов творчества.

Цели и задачи, поставленные «программой воспитания и обучения в детском саду» полностью достигаются за счёт применения в воспитании детей игр, правильно подобранных в соответствии с возрастом и этапом развития игровой деятельности. В этом случае, детская активность и детская самостоятельность будут направлены на общественно значимый опыт и не потребуют специально организованных занятий.

Решая возникающие в процессе игровой деятельности проблемы, преодолевая трудности, находя ответы, дошкольники повышают свою познавательную активность, адаптивный и творческий потенциал, что находит отражение в реальной жизни.

Так в глубине дошкольного возраста с развитием игровой деятельности развиваются психические процессы, способствующие совершенствованию реальных нравственно-эстетических и высоко моральных качеств ребёнка, формированию высокой самооценки и подготовки к усвоению знаний в виде систематического обучения.

Получается, что игра не только всесторонне развивает личность ребёнка, но и способствует возникновению потребности в занятиях, расширению сферы его интересов, становлению мотива к новой учебной деятельности. Так через игру осуществляется психологическая подготовка ребёнка к обучению в школе.

Таким образом, оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребёнка, создаются не путем ускоренного, сверхраннего узконаправленного обучения, приводящего к сокращению детства. Наоборот, гармоничное развитие детей, достигается за счёт максимального обогащения содержания и широкого применения специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, а также общения детей со взрослыми и друг с другом. На их основе должно осуществляться целенаправленное формирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновения которых создаются наиболее благоприятные предпосылки в раннем детстве и которые, войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности.

Список литературы.

  1. Актуальные проблемы развития ребенка в дошкольном и дополнительном образовании / Под ред. А.А. Майера. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. – 192 с.
  2. Анкудинова Н.Е. О развитии самосознания у детей / Н.Е.Анкудинова // Психология дошкольника: хрестоматия: для студентов средних педагогических заведений / Сост. Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1997.
  3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. - Вопросы психологии. – 1978. - №4. – С. 23-35, № 2. – С. 47-56.
  4. Божович Л. И. Личность и её формирование в детском возрасте.- СПб [и др.]: Питер, 2008. – 398 с.
  5. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1967.
  6. Воспитание детей в старшей группе детского сада. Пособие для воспитателей / В.В. Гербова, Р.А.Иванкова, Р.Г.Казакова и др. - М.: Просвещение, 1994. – 288 с.
  7. Выготский Л. С. Раннее детство // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 340—367. Стеногр. лекции. Ленингр. пед. пн-т. 15 декабря 1932 г.
  8. Выготский Л. С. Развитие личности и мировоззрение ребенка // В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.
  9. Выготский Л. С. Конкретная психология человека // - Вестник МГУ. Сер Психология. 1986. №1. С. 52-63.
  10. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. - №6. – С.62-68.
  11. Залысина Е.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи. // Вопросы психологии. - 1985, №4. С. 34-37.
  12. Кричевский Р.Л., Дубровская Е.М. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении // Психология межличностного познания. / Под ред. А.А. Бодалева . - М., 1981.
  13. Левин К.. Дембо Т., Фестингер Л., Сирс Р. Уровень притязаний // В кн.: Психология личности. Тексты. Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М., 1982.
  14. Майер А.А. Управление социализацией детей дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: Состояние и перспективы: монография/ А.А. Майер. – М.: Сфера, 2008.
  15. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы / Под ред. Н.Е. Верксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозаика – Синтез, 2014.
  16. Психология и педагогика игры дошкольника. / Под редакцией А.П. Усовой, А.В. Запорожца. - М., 1996.
  17. Эльконин Д.Б. Детская психология [Текст] : (Развитие ребенка от рождения до семи лет) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии. – М. : Учпедгиз, 1960. - 328 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сказка как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

Статья посвящена вопросам всестороннего развития ребенка дошкольного возраста с помощью сказки. Основной акцент делается на значении сказки для личностного развития дошкольников и методах работы со ск...

Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста.

Театрализованная игра имеет коллективный характер, это создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия, осуществляется эмоциональное разви...

Игра как средство развития личности ребенка дошкольного возраста

Ведущую роль игры в формировании психики ребенка отмечали крупнейшие психологи и педагоги. Все мы разные, в мире нет похожих людей, как физически, так и психологически. Но мы все хотим, чтобы на...

«Художественная литература как средство развития личности ребенка дошкольного возраста»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ДОНЕЦКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВА...