«Адаптация и создание специальных условий для детей с ОВЗ»
презентация к уроку по психологии (старшая группа)

Трансляция опыта работы с детьми с ОВЗ в период адаптации к ДОУ. Разные варианты взаимодействия с детьми по нозологиям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей ребенка. Демонстрация специального оборудования и вариантов его использования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_adaptatsiya_detey_s_ovz.pptx1.63 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1514» «Адаптация и создание специальных условий для детей с ОВЗ» Педагоги-психологи: Красавская Н. В. Пожидаева М . А Москва, 15 февраля 2024 г. .

Слайд 2

Актуальность . Период адаптации к детскому саду - важный этап в жизни каждого ребенка. Для детей с ОВЗ процесс привыкания к новым условиям является более сложным и длительным . Наша задача – создать благоприятные условия для каждого ребенка .

Слайд 3

Важным фактором адаптации ребенка с ОВЗ к условиям ДОУ является согласованная работа воспитателей, специалистов и родителей. Критерии , влияющие на продолжительность адаптации детей с ОВЗ: уровень самостоятельности ребенка; сформированность навыков самообслуживания; возраст ребенка; уровень психического и физического развития; личностные особенности ребенка; навыки коммуникации со сверстниками и взрослыми .

Слайд 4

Для успешной адаптации детей с ОВЗ необходимо уделить особое внимание проведению режимных моментов:

Слайд 5

Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата . Наибольшую сложность в период адаптации у детей с НОДА вызывает наличие сенсорной сверхчувствительности и отсутствие саморегуляции . Внезапное сенсорное возбуждение приводит к усилению мышечного спазма. Необходимо соблюдение следующих требований: Часто чередовать динамическое общение с отдыхом; Избегать неожиданных внешних воздействий; Выбирать рабочее место лицом к двери спиной к окну; Использовать метод «рука в руке»; Сопровождать речью любое производимое действие; Избирательно использовать тактильный контакт; Контактировать на уровне глаз.

Слайд 6

Специальное оборудование для детей с НОДА . Стулья, накладки на стулья для кормления и занятий; Специальные канцелярские принадлежности (ножницы, ручки, помазки);

Слайд 7

Утяжеленное одеяло для засыпания; Кинестетический песок, пластилин; Мягкий модуль «труба»; Уголок уединения (шатер, домик); Сенсорная комната; Ящик Пертра ;

Слайд 8

Оборудование для развития мелкой и крупной моторики.

Слайд 9

Дети с расстройством аутистического спектра. Выделяют основные психологические проблемы, наблюдаемые у детей с расстройствами аутистического спектра, отрицательно влияющие на их социализацию: Невосприятие окружающих; Отсутствие восприятия целостности человеческого тела; Отсутствие зрительного контакта; Отсутствие соответствия правилам поведения и культурным нормам; Равнодушие к переживаниям окружающих; Наличие эмоций, неуместных для ситуации .

Слайд 10

Необходимые условия для адаптации детей с РАС: Увеличенное время для вхождения ребенка в группу; Распорядок жизни группы должен быть четким, с правилами, расписанием; Двигательная фиксация поведения (при смене обстановки); Соблюдение ритуалов; Законченность действия.

Слайд 11

Специальное оборудование для детей с РАС. Для обозначения личных мест ребенка в группе (шкафчик, кроватка, стол, личное полотенце) можно использовать визуальные маркеры: определенная картинка, фотография, если ребенок умеет читать — его имя. Это поможет ему освоить новую ситуацию, почувствовать себя в безопасности. Визуальное расписание; Балансир; Наушники; Шумовые инструменты; Уголок уединения; Утяжеленное одеяло; Стеклянный мольберт.

Слайд 12

Дети с задержкой психического развития и умственной отсталостью. Наибольшую сложность в период адаптации детей с ЗПР и УО представляет сниженная способность к адаптации вследствие стойкого расстройства функций головного мозга: Часто некоммуникабельны; Присутствуют неадекватные реакции; Отсутствуют самоконтроль и критичность; Не переносят полученные знания и навыки в реальную жизнь; Возникают сложности в общении (построение вопроса, просьбы, речевого высказывания); Медленно усваивают материал.

Слайд 13

Необходимые условия для адаптации детей с ЗПР и УО. Поощрение для стимуляции; Бытовая ориентировка; Организация рабочего места; Наглядность; Совместная деятельность взрослого и ребенка; Подражание ; Действие по образцу и речевой инструкции. Поэтапное развитие игровой деятельности (манипуляция, рутина, ролевая)

Слайд 14

Специальное оборудование для детей с ЗПР и УО: Нумикон; Интерактивная песочница; Зеркало; Дидактические игры на бытовые темы; Уголок наблюдения за природой; Уголок дежурства.

Слайд 15

Дети с тяжелыми нарушениями речи и синдромом дефицита внимания и гиперактивности : О сновная проблема адаптации детей с ТНР в сложности коммуникации. Дети с СДВГ практически не реагируют на замечания и запреты, имеют трудности восприятия и удержания внимания.

Слайд 16

Специальное оборудование для детей с ТНР и СДВГ: Речевые уголки; Визуальные карточки для неговорящих детей; Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики; Тетрадь взаимодействия с логопедом.

Слайд 17

Кейс 1. Ребёнок 5 лет, диагноз ДЦП, посещает старшую группу детского сада (полный день) и занимается по индивидуальной программе для детей с НОДА. Находится на минимальном медикаментозном сопровождении. Общая моторная неловкость, «загребает» ногами, иногда падает, есть грубая задержка психического развития. Жалобы воспитателей на проявление негативизма, неконтролируемой агрессии по отношению к другим детям, двигательной расторможенности. Жалобы мамы , что дети обижают, не принимают, а воспитатели не уделяют достаточного внимания.

Слайд 18

Кейс 2. Девочка 4 года, инвалидность, диагноз РАС. Посещает среднюю общеобразовательную группу детского сада. В группу ходит в первой половине дня. Ребенок не говорящий, не контактный, впадает в истерику, зацикливается на определенных предметах, э моционально-волевая сфера не сформирована. Мама доброжелательно настроена. У воспитателей возникли сложности при организации образовательного процесса. (выход из группового помещения, переключение на другую деятельность).

Слайд 19

Список литературы. Адаптационные группы в ДОУ. /под ред. Давыдова О.И., Майер А.А. - М., 2011 Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. "Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта". Социальная адаптация малышей в ДОУ. /под ред. Иванова Н. В., О. Б. Кривовицына , Якупова Е. Ю. – М., 2011 Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья от 1,5 до 3 лет. / под ред. Мохирева Е. А., Назарова Е. Л., Тимошенко И. В. - М, 2019

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий, побуждающих детей третьего года жизни к двигательной активности и способствующих развитию у них основных видов движений (прыжков)

           Как известно, именно интерес играет ведущую роль в формировании положительного эмоционального состояния детей в ходе физкультурных мероприят...

Конспект занятия по программе «Адаптация в жизни и обществе детей с ограниченными возможностями здоровья» для детей 4 – 5 лет с задержкой психического развития по ознакомлению с окружающим миром и развитию мелкой моторики на тему: «Одежда»

Бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Вологодской области «Великоустюгский центр психолого - медико – социального сопровожд...

До-21.12.2015года-Создание развивающей среды своими руками - информационный бюллетень о создании схем для детей в экспериментальном уголке группы.

     Задачи уголка: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных  операций (анализ, сравнение, обобщение...

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

Консультация для педагогов на тему: «Создание условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ»

Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более 2 миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всей детской популяции), из них около 700 тысяч — дети с инвалидностью.Ежег...