Опыт педагога – психолога в работе с детьми с ТНМР с помощью нестандартного сенсорного оборудования в ДОО
статья по психологии (старшая группа)
На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению здоровья и психического состояния детей с ТМНР. И мы тоже не являемся исключением. В нашем распоряжении имеется уникальное оборудование позволяющее развивать детей с ТМНР всесторонне - сенсорное развитие, развитие познавательных процессов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_almanaha.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Киретова Юлия Владимировна
Педагог – психолог СОШ МБУ
№26 с/п, д/с «Тополёк»
Опыт педагога – психолога в работе с детьми с ОВЗ с помощью нестандартного сенсорного оборудования
На сегодняшний день разработано множество направлений работы по улучшению здоровья и психического состояния детей с ОВЗ . И мы тоже не являемся исключением. В нашем распоряжении имеется уникальное оборудование позволяющее развивать детей с ОВЗ всесторонне - сенсорное развитие, развитие познавательных процессов.
Описываемое игровое пособие и оборудование разработано ведущими немецкими фирмами LOGO, Lern- Spiel- Verlag и др. Оно характеризуется хорошим качеством изготовления и долговечностью. Все игровые пособия хорошо совмещаются друг с другом. Это оборудование создаёт развивающую игровую среду, помогает в реализации всестороннего сенсорного развития детей включает в себя такие пособия: игра «Мягче-жёсче», «Набор тактильных шаров», «Определи на ощупь», «Пирамида приключений», «Подбери пару» «Подуй на шарик», «Пощупай и угадай», «Пощупай рукой и определи ногой», «Сверкающее домино», «Тактильная дорожка», «Тактильные доски», «Тактилото», «Тактильная пирамида», игры с песком (специальное оборудование), «Сенсибар», « зеркальный уголок», «Колейдо» и др.
Мы работаем в нашем учреждении с детьми с ОНР и ДЦП.
Важным моментом для всестороннего развития психической сферы этих детей является сенсорно – перцептивный опыт восприятия. А дети, имеющие особые возможности здоровья особенно в этом нуждаются.
Дети с диагнозом ДЦП достаточно чувствительны, метеозависимы, в поведении присутствует частая смена настроения, внимание их трудно удержать. Сенсорные расстройства у этих детей включают нарушения зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия. А сенсорное развитие является основой для становления познавательной деятельности этих детей.
Дети с ОНР - это дети с недоразвитием речевых функций, а речь связана с другими сторонами психического развития, которые стоят в прямой зависимости друг от друга. У этих детей в первую очередь страдают такие психические процессы как внимание и память, у них низкая познавательная активность.
Наше оборудование помогает в работе с детьми решать ряд таких задач как:
Развитие зрительного, слухового, тактильного и кинестетического восприятия.
Развитие внимания зрительного и слухового.
Развитие памяти зрительной и слуховой, тактильной.
Развитие познавательной активности.
Ребёнка с ОВЗ необходимо научить рассматриванию, ощупыванию, слушанию, т. е. сформировать у него перцептивные действия, что в нашем случае позволяет сделать специальное оборудование, пособия, игры.
Структура построения занятия:
- Ритуал приветствия. Настраивающая рефлексия.
- Разминка
- Основная, практическая часть.
- Релаксация
- Ритуал прощание. Рефлексия
Работа с оборудование включается в разминку и практическую часть.
Работая в этом направлении, мы можем более эффективно подойти к формированию и закреплению сенсорных эталонов у детей с ОВЗ. Все эти эталоны должны быть усвоены ребёнком в дошкольном возрасте и на основе их идёт качественная закладка «фундамента» к школьному периоду.
На основе представленного оборудования, упражнений и игр, направленных на развитие сенсорных возможностей ребёнка нами ведётся целенаправленная работа по созданию цикла коррекционно – развивающих занятий, которые включают весь возрастной диапазон дошкольного возраста, где ключевым моментом являются сенсорные эталоны.
Содержание коррекционно – развивающей работы:
Занятия проводятся 2 раза в неделю, групповые и индивидуальные (в зависимости от сложности дефекта)
Продолжительность курса: 50 часов (2 встречи в неделю по 30 минут, наполняемость группы не более 3 - 5 человек)
Ожидаемый результат: снижение страхов и эмоционального дискомфорта через расширение сенсорно – перцептивного опыта. Развитие процессов восприятия.
Содержание разработки. Она условно делится на 3 блока
- Развитие зрительно - моторного гнозиса на основе представлений о величине, форме, цвете, тактильно - кинестической чувствительности.
- Повышение познавательной активности.
- Развитие воображения и снижение эмоционально и мышечного напряжения
Наша работа позволит в полном объёме охватить сенсорно – перцептивное развитие и восполнить пробел в материале по развитию сенсорно - перцептивных возможностей ребёнка дошкольника с ОВЗ, так как каждый вид восприятия ребенок начинает осваивать в определенном возрасте с опорой на предыдущий опыт. В младшем дошкольном возрасте большинство детей кинестетики, у которых ведущим канал являются разного рода ощущения. По ходу обучения существенно увеличивается роль зрения в жизни ребёнка, а кинестетическое развитие отходит на второй план. Слуховое восприятие у ребёнка развивается позже других каналов, поэтому дети старшего дошкольного возраста в большинстве очень плохо воспринимают словесные пояснения без опоры на наглядность.
Наша работа строиться согласно ведущему типу восприятия ребёнка.
Таким образом, наши дети в ходе проведения коррекционно- развивающих занятий развивают не только сенсорно – перцептивные действия но совершенствуют речевые навыки.
Для детей с ДЦП проводятся индивидуальные занятия, где мы большее место отводим игровым пособиям, направленным на развитие движений рук и действий с предметами, по нормализации речевого дыхания, по стимуляции эмоционального общения ребенка с окружающими. Так как у детей с ДЦП в структуру дефекта входит нарушение пространственных представлений, включены игровые пособия по расширению пространственных представлений об окружающем.
По результатам диагностических исследований после проведения коррекционно развивающих занятий в конце учебного наблюдался динамический рост.
Детьми ОНР на 100% (старший и подготовительный возраст) освоены сенсорные эталоны.
Дети ДЦП на 83% владеют сенсорными эталонами, но им в отдельных случаях требуется помощь взрослого.
Список литературы:
- Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Л.М.Шипицина, И.И.Мамайчук.
- Специальное образование дошкольников с ДЦП. Смирнова И.А.
- Психологические особенности социализации детей с ЗПР Р.Д. Тригер.
- Психологическая помощь при нарушениях раннего эмоционального развития. Составители Е.Р. Баянская, М.М. Либлинг.
- Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста. Под редакцией Стребелевой А.Е.
- Материалы курса повышения квалификации «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
"Работа педагога-психолога с заикающимися детьми возможностями арт-терапии"
Обощен опыт работы с заикающимися детьми. Показаны формы, принципы работы как с детьми, так и с родителями, возможности педагога-психолога и результаты....
Работа педагога-психолога с трудными детьми и их родителями в ДОУ
В последнее время проблема общения с "трудными детьми" стала чрезвычайно актуальной. Происходит это потому, что численность "трудных детей" неуклонно растет.Если в былые годы "трудными детьми" станови...
Программа для работы педагога - психолога с тревожными детьми 5-7 лет
Программа "Не бойся! Я с тобой" направлена на коррекцию и развитие эмоционально - личностной сферы детей дошкольного возраста....
План работы педагога-психолога по адаптации детей младших групп и помощь ребёнку в этот период.
Разработанный план педагога-психолога на уч.год в период адаптации детей младших групп. Помощь ребёнку в адаптации к детскому саду. Основные направления работы психологической службы БДОУ и пакеты док...
Конспект по физическому развитию с детьми раннего возраста с использованием нестандартного физкультурного оборудования «Вот какие мы большие!»
создать благоприятные условия для физического развития и укрепления организма детей раннего возраста....
Актуальный педагогический опыт педагога-психолога Благих А.В.
Актуальный педагогический опыт педагога-психолога Благих А.В. "Развитие мышления дошкольников посредством технологии "Сказочные лабиринты игры В. Воскобовича"...