Динамическая модель привязанности
статья по психологии

Дербина Марина

В статье описаны некоторые положения теории привязанности и примеры поведения ребенка, за которыми может стоять нарушение в детско-родительских отношениях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dinamicheskaya_model_privzyaannosti.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Теория привязанности обретает все большую популярность, так как объясняет поведение ребенка – которое часто  кажется взрослым  странным, «плохим», «ненормальным», вполне понятными причинами.

Каждый ребенок, объясняют создатели и последователи теории привязанности -  Джон  Боулби, Мари Эйнсворт, имеет цель выжить, а для этого он должен максимально держаться за своего взрослого. И строить с ним такие отношения, которые помогут ему выжить, получить заботу и чувство безопасности.

Ребенок сигнализирует о своих потребностях, проявляя поведение привязанности. По мнению Дж.Боулби, поведение привязанности  у младенца (сосание, плач, цепляние, улыбка, следование) активизируется, когда ребенок чувствует дискомфорт.

Фактически, цель поведения привязанности – это достижение ребенком эмоциональной и физической близости с матерью, а потом и с другими важными взрослыми. Количество персон привязанности должно быть примерно  равно возрасту ребёнка.

Наличие заботы, утешения, эмоциональный отклик матери  в ситуации дискомфорта и небезопасности создает необходимые условия для эмоционального и познавательного развития ребенка.

Несмотря на представление о детстве как о  «счастливом времени, счастливом  неведении», на самом деле ребенок совершает огромную работу, преодолевает сложные препятствия, испытывает ежедневный стресс развития. И именно забота и утешение взрослого дают ему силу расти и взрослеть.  

Ребенок, которому достался сложный взрослый, не отзывчивый, непредсказуемый, эмоционально нестабильный, привяжется даже сильнее, чем в норме, будет адаптироваться и выбирать те виды поведения, которые улучшают контакт с взрослым. 

По мере взросления у ребенка формируется рабочая модель привязанности – его совокупный опыт  о том, что такое близкие отношения, как люди выражают любовь.

Ученица Мэри Эйнсворт, канадский психолог Патриция Криттенден описала «динамическую модель привязанности». В этой модели привязанность описывается как:

  1. Способ построения значимых отношений, который человек использует в течение всей жизни;
  2. Способ обработки информации (нужно ли ребенку искажать реальность, чтобы сохранить отношения со взрослым?);
  3. Способ самозащиты в ситуации угрозы и стресса.

Таким образом, если ребенок

- ходит за мамой «хвостиком» и не дает ей отлучиться ни на минуту

- очень требователен, всегда недоволен  и капризничает по любому поводу

- не может делать уроки, не готов думать, а  пытается угадать верный ответ

- чрезмерно послушен, не замечает своих потребностей (не замечает, что голоден, болен, мокрый), ничего не просит

-«провоцирует», доводит родителя до ярости

- абсолютно беспомощен, ничего не может сделать сам, или наоборот, абсолютно самостоятелен и не рассчитывает на помощь родителя,

в этих и других ситуациях мы можем думать не только о возрасте, личностных особенностях ребенка, но и о некоторых нарушениях в детско-родительских отношениях.

И прежде чем «лечить» ребенка, можно попробовать проанализировать, как складываются отношения в семье? Какие потребности пытается удовлетворить ребенок своим поведением? Насколько последователен родитель в своих реакциях?

Ребенку не нужен идеальный родитель, но нужен тот, который обеспечит безопасность и будет эмоционально отзывчивым, будет пытаться увидеть ребенка и понять его потребности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития»

Привязанность к родителям - это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью, как с наиболее близким человеком....

Болезненная привязанность к матери

Статья на тему: "Болезненная привязанность к матери"....

Материнская привязанность важна ли она?

меня очень заинтересовала эта тема " привязанность". так как я работаю на детях раннего возраста , которые не ходили в детский сад и как они адаптируются к новым условиям в которые попадают. я заметил...

Дети раннего возраста. Теория привязанности.

Данная презентация была подготовлена в рамках семинара-практикума по теме "Семейные группы в домах ребенка. Профилактика первичной и вторичной депривации". Презентация рекомендована специалистам...

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»

Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР

КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...