Динамическая модель привязанности
статья по психологии
В статье описаны некоторые положения теории привязанности и примеры поведения ребенка, за которыми может стоять нарушение в детско-родительских отношениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dinamicheskaya_model_privzyaannosti.docx | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Теория привязанности обретает все большую популярность, так как объясняет поведение ребенка – которое часто кажется взрослым странным, «плохим», «ненормальным», вполне понятными причинами.
Каждый ребенок, объясняют создатели и последователи теории привязанности - Джон Боулби, Мари Эйнсворт, имеет цель выжить, а для этого он должен максимально держаться за своего взрослого. И строить с ним такие отношения, которые помогут ему выжить, получить заботу и чувство безопасности.
Ребенок сигнализирует о своих потребностях, проявляя поведение привязанности. По мнению Дж.Боулби, поведение привязанности у младенца (сосание, плач, цепляние, улыбка, следование) активизируется, когда ребенок чувствует дискомфорт.
Фактически, цель поведения привязанности – это достижение ребенком эмоциональной и физической близости с матерью, а потом и с другими важными взрослыми. Количество персон привязанности должно быть примерно равно возрасту ребёнка.
Наличие заботы, утешения, эмоциональный отклик матери в ситуации дискомфорта и небезопасности создает необходимые условия для эмоционального и познавательного развития ребенка.
Несмотря на представление о детстве как о «счастливом времени, счастливом неведении», на самом деле ребенок совершает огромную работу, преодолевает сложные препятствия, испытывает ежедневный стресс развития. И именно забота и утешение взрослого дают ему силу расти и взрослеть.
Ребенок, которому достался сложный взрослый, не отзывчивый, непредсказуемый, эмоционально нестабильный, привяжется даже сильнее, чем в норме, будет адаптироваться и выбирать те виды поведения, которые улучшают контакт с взрослым.
По мере взросления у ребенка формируется рабочая модель привязанности – его совокупный опыт о том, что такое близкие отношения, как люди выражают любовь.
Ученица Мэри Эйнсворт, канадский психолог Патриция Криттенден описала «динамическую модель привязанности». В этой модели привязанность описывается как:
- Способ построения значимых отношений, который человек использует в течение всей жизни;
- Способ обработки информации (нужно ли ребенку искажать реальность, чтобы сохранить отношения со взрослым?);
- Способ самозащиты в ситуации угрозы и стресса.
Таким образом, если ребенок
- ходит за мамой «хвостиком» и не дает ей отлучиться ни на минуту
- очень требователен, всегда недоволен и капризничает по любому поводу
- не может делать уроки, не готов думать, а пытается угадать верный ответ
- чрезмерно послушен, не замечает своих потребностей (не замечает, что голоден, болен, мокрый), ничего не просит
-«провоцирует», доводит родителя до ярости
- абсолютно беспомощен, ничего не может сделать сам, или наоборот, абсолютно самостоятелен и не рассчитывает на помощь родителя,
в этих и других ситуациях мы можем думать не только о возрасте, личностных особенностях ребенка, но и о некоторых нарушениях в детско-родительских отношениях.
И прежде чем «лечить» ребенка, можно попробовать проанализировать, как складываются отношения в семье? Какие потребности пытается удовлетворить ребенок своим поведением? Насколько последователен родитель в своих реакциях?
Ребенку не нужен идеальный родитель, но нужен тот, который обеспечит безопасность и будет эмоционально отзывчивым, будет пытаться увидеть ребенка и понять его потребности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Привязанность к родителям - важнейший компонент эмоционального развития»
Привязанность к родителям - это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью, как с наиболее близким человеком....
Болезненная привязанность к матери
Статья на тему: "Болезненная привязанность к матери"....
Материнская привязанность важна ли она?
меня очень заинтересовала эта тема " привязанность". так как я работаю на детях раннего возраста , которые не ходили в детский сад и как они адаптируются к новым условиям в которые попадают. я заметил...
КОМПЛЕКСЫ ДИНАМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ (Для среднего и старшего дошкольного возраста ) Комплекс динамического часа «Птички» (для младших дошкольников)
6 комплексов динамической гимнастики....
Дети раннего возраста. Теория привязанности.
Данная презентация была подготовлена в рамках семинара-практикума по теме "Семейные группы в домах ребенка. Профилактика первичной и вторичной депривации". Презентация рекомендована специалистам...
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ГБОУ Д/С №2696 БОНДАРЕНКО СВЕТЛАНЫ БОРИСОВНЫ Тема: «Влияние детско-родительской привязанности на адаптацию ребенка в условиях ДОУ (группы кратковременного пребывания)»
Для многих детей раннего возраста поступающих в детские учреждения, сложно установить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми (педагогами). И очень важно помочь ребенку в установлении таких от...
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР
КОНСПЕКТ ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЫ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ СКАЗКИ В ДИНАМИЧЕСКОЙ ПАУЗЕ КАК СПОСОБ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ТНР...