Компоненты психологической готовности ребёнка к школе
материал по психологии (подготовительная группа)

Компоненты психологической готовности ребёнка к школе

    Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе необходимо уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности.

ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

     Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, удерживать программу деятельности в течение времени, соблюдать правила, контролировать своё поведение. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Для развития волевой готовности необходимо учить ребёнка работать по инструкции, слышать её с первого раза, выполнять правильно. Для этого подойдут графические диктанты, конструирование по образцу, игры на переключение.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

     У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое, учиться чему-то. Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру - чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится. Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, Также важен родительский пример — если вы проявляете активный интерес к окружающей действительности, то ребёнок будет следовать в этом за вами. Используйте различные ресурсы для увлечения ребёнка наукой: подарите набор для экспериментов или красочную энциклопедию, сходите в парк научных открытий и т. д.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

     Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее. Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать контакты, относиться к сверстникам как к партнерам, товарищам. Необходимо обучать ребёнка эффективным способам выражения собственных эмоций.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ

      Для успешного обучения ребёнок должен обладать определёнными знаниями и умениями, которые формируются благодаря высшим психическим функциям. На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Внимание во многом является физиологическим процессом, связанным с работой нервной системы. Если вы наблюдаете у ребёнка проблемы с концентрацией внимания, важно не запускать этот процесс и обратиться к неврологу или нейропсихологу за консультацией.

Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 повторений ребенок обычно запоминает более половины слов.

Мышление: ребёнок должен уметь классифицировать объекты, относить их к разным группам, называть их общим словом. Появляется логическое мышление — проводить аналогии, переносить правило из одной ситуации в другую, выявлять закономерности. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты».

Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Зрительно-моторная координация: способность ребёнка соотнести зрительный образец со своей работой в тетради. Развитию данного компонента помогает перерисовывание по образцу или рисование по инструкции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КАК ПРАВИЛЬНО ПОДГОТОВИТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ?

Чтобы ребёнок был успешен в учёбе, при подготовке к школе необходимо уделить внимание развитию всех компонентов психологической готовности.

ВОЛЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ

Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, удерживать программу деятельности в течение времени, соблюдать правила, контролировать своё поведение. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

Для развития волевой готовности необходимо учить ребёнка работать по инструкции, слышать её с первого раза, выполнять правильно. Для этого подойдут графические диктанты, конструирование по образцу, игры на переключение.

МОТИВАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ

У ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое, учиться чему-то.

Учебная мотивация складывается у первоклассника при наличии выраженной познавательной потребности и умении трудиться. Познавательная потребность существует у малыша с самого рождения, а дальше она подобна костру - чем больше взрослые удовлетворяют познавательный интерес ребенка, тем сильнее он становится.

Поэтому очень важно отвечать на вопросы маленьких почемучек, Также важен родительский пример — если вы проявляете активный интерес к окружающей действительности, то ребёнок будет следовать в этом за вами.

Используйте различные ресурсы для увлечения ребёнка наукой: подарите набор для экспериментов или

красочную энциклопедию, сходите в парк научных открытий и т. д.

ЭМОЦИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен иметь навыки взаимодействия как со взрослыми, так и со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок должен осознавать контекст общения и уметь действовать исходя из этого контекста. Например, знать, когда можно вставать во время урока и следовать этому; спрашивать учителя по делу, а не по пустякам и так далее.

Общение ребёнка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать контакты, относиться к сверстникам как к партнерам, товарищам.

Необходимо обучать ребёнка эффективным способам выражения собственных эмоций.

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ

ГОТОВНОСТЬ

Для успешного обучения ребёнок должен обладать определёнными знаниями и умениями, которые формируются благодаря высшим психическим функциям.

На пороге школы высшие психические функции находятся на следующем уровне развития:

Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания.

Внимание во многом является физиологическим процессом, связанным с работой нервной системы. Если вы наблюдаете у ребёнка проблемы с концентрацией внимания, важно не запускать этот процесс и обратиться к неврологу или нейропсихологу за консультацией.

Память: для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 повторений ребенок обычно запоминает более половины слов.

Мышление: ребёнок должен уметь классифицировать объекты, относить их к разным группам, называть их общим словом. Появляется логическое мышление — проводить аналогии, переносить правило из одной ситуации в другую, выявлять закономерности. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты».

Воображение: становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

Зрительно-моторная координация: способность ребёнка соотнести зрительный образец со своей работой в тетради. Развитию данного компонента помогает перерисовывание по образцу или рисование по инструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая готовность ребёнка к школе

Психологическая готовность ребенка к школеДиагностическая методика представляет собой модифицированный опросник, разработанный американским психологом Дж. Чейпи.1. Оценка базового опыта ребенка •...

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Очень важно, чтобы к началу школьного обучения у ребёнка была сформирована достаточно зрелая эмоционально - волевая сфера....

Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе.

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребёнка. Поэтому понятна та озабоченность, которую проявляют и взрослые, и дети при приближающейся необходимости поступления в школу. Отличительна...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Компоненты психологической готовности ребёнка к школе

Компоненты психологической готовности ребёнка к школе...

«Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек»

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

"Компоненты психологической готовности ребёнка к школе"

Презентация была представлена на родительском собрании.https://vk.com/public212648534?w=wall-212648534_461...