Программа дополнительного образования "Волшебная комната"
рабочая программа по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи,тревоги и успокоить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования «Волшебная комната» | 357.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Брусничка»
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МДОУ «Брусничка» МДОУ «Брусничка»
Сулейманова О.Г..
Протокол № 4 от «31» августа 2023г.
Приказ № 7 0 от «31» августа 2023г.
2023- 2024учебный год
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Волшебная комната»
Направленность: социально-педагогическая
Срок реализации: долгосрочный
Возраст обучающихся: 3 - 7 лет
Составитель: педагог-психолог:
Михайлова Галина Витальевна
с. Белоярск
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт программы.
- Пояснительная записка.
- Краткое содержание программы.
- Тематическое планирование.
- Информационно-методическое обеспечение.
Паспорт программы
Наименование Программы | Рабочая программа «Волшебная комната» |
Нормативная база, в соответствии с которой разработана программа |
|
Заказчик Программы | Родительская общественность, воспитатели |
Исполнитель программы | Педагог – психолог |
Целевая группа | Для детей 3-7 лет, посещающих МДОУ «Брусничка» |
Составитель программы | Педагог – психолог Михайлова Галина Витальевна |
Цель Программы | Профилактика эмоционального напряжения и развитие сенсорных эталонов в условиях сенсорной комнаты у детей дошкольного возраста. Повышение уровня сенсорного развития детей. |
Задачи Программы | 1. Снимать эмоциональное и мышечное напряжение детей. 2. Создавать благоприятный психологический климат. 3. Развивать и корректировать сенсомоторные навыки, стимулировать сенсорную чувствительность и двигательную активность детей. 4. Развивать и корректировать зрительные, слуховые и тактильные ощущения. 5. Стимулировать сенсорно-перцептивные процессы. 6. Развивать и корректировать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение) и творческие способности. 7. Формировать представления об окружающем мире. 8. Развивать и корректировать умения выражать свои эмоции. 9. Оптимизировать уровень тревожности. |
Ожидаемые конечные результаты | -снятие эмоциональной напряженности, -поддержка положительной самооценки. -создание позитивного настроя, -усиление конструктивности поведения, способности выразить словами и осознать основания собственных действий, мыслей, чувств, -развитие продуктивности и контактности во взаимоотношениях с людьми, в возможности осуществить саморуководство и саморегуляцию, стать целостной личностью: физически и психологически здоровой. |
Сроки и этапы реализации программы | долгосрочный |
Пояснительная записка
Главной составляющей полноценного развития детей является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Полифункциональная интерактивная среда сенсорной комнаты несет особые коррекционные и развивающие возможности. Её оборудование – позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные предметно-практические и игровые действия, максимально реализовать их потребность в игре и в движениях, в приспособленной, комфортной и безопасной среде.
Сенсорная комната – это волшебная сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, манит, помогает забыть страхи,тревоги и успокаивает. Особенностью сенсорной комнаты являются «волшебные» и сказочные эффекты объемных предметов, света и звука, ощущений, она предоставляет неограниченные возможности в получении разнообразных зрительных, слуховых, тактильных стимулов, а также использования данной стимуляции длительное время. Сочетание данных стимулов оказывает на психическое, эмоциональное развитие ребенка расслабляющее, восстанавливающее и в то же время тонизирующее действие. Что, как не сказка, помогает ребёнку понять, что хотят до него донести взрослые, и что, как не «волшебство» сенсорной комнаты, поможет сделать сказку яркой, волнительной, наполненной чудесами и фантастическими образами.
Спокойная обстановка сенсорной комнаты дает ощущения безопасности
т.к. исключаются стрессовые ситуации, но «отсекаются» любые привычные
воздействия внешнего мира, что способствует развитию саморегулированию процессов торможения и возбуждения.
Актуальность проведения занятий в сенсорной комнате заключается в том, что, психоэмоциональное состояние является одним из важных компонентов развития ребенка, поэтому эмоциональная нестабильность препятствует гармоничному развитию ребенка в целом. Поэтому комната психологической разгрузки с сенсорным оборудованием является мощным инструментом для расширения и развития мировоззрения, сенсорного и познавательного развития, способствует стабилизации эмоционального состояния, повышает эффективность любых мероприятий направленных на улучшение психического и физического здоровья взрослых и детей дошкольного возраста.
Краткое содержание программы.
Теоретической основой данной программы является концепция А.Н. Леонтьева, где основными критериями анализа психики являются деятельность, сознание, личность. В основу программы положены принципы, отражающие гуманистические установки:
- уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
- создание условий для развития его индивидуальности;
- обеспечение психологического комфорта;
- взаимодействие психолога с ребенком по типу субъект – субъектного общения;
- наличие «свободного пространства» для проявления индивидуальной активности ребенка;
- каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»;
- необходимость поддержания высокой самооценки ребенка; осуществление понятной и ясной, честной и конкретной коммуникации между родителями и ребенком;
- совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного и краткое резюме педагога в конце занятия;
- конфиденциальность информации о ребенке родителям, недопустимость медицинских диагнозов; акцент на рекомендации.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Данная программа даст возможность ребенку адаптироваться к новым условиям жизни, создаст у него чувство принадлежности к группе, положительного эмоционального фона, дети смогут овладеть определенными коммуникативными навыками, игровой деятельностью, умением понимать свое эмоциональное состояние, научиться распознавать чувства других людей, расширит представления об окружающем мире. Так же смогут анализировать причины межличностных конфликтов и смогут самостоятельно их регулировать.
Общее психофизиологическое развитие. |
|
Эмоциональное развитие. |
|
Речевое развитие. |
|
Социальное развитие. |
|
Организация занятий
Данная программа рассчитана на воспитанников ДОУ с 3-7 лет.
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год) во второй половине дня. Длительность занятий в каждой возрастной группе соответствует согласно составленному расписанию (приложение №1)
Общее содержание занятий:
Все занятия имеют общую гибкую структуру, наполняемую разным содержанием. Структура разработана с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная |
|
Часть 2. Рабочая |
|
Часть3. Релаксация | Целью этой части является:
снижают уровень возбуждения, снимают напряжение;
|
Часть4. Завершающая | Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или свободные игры детей, релаксации. |
Ограничения и противопоказания к занятиям в темной сенсорной комнате.
На занятиях в темной сенсорной комнате применяются различные источники света, звуков, запахов. Поэтому перед началом основной работы необходимо познакомить детей с каждым прибором, научить концентрировать на нем внимание, выполнять необходимые определенные действия, принимать удобные для занятия позы и т.п. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одномоментного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Противопоказания: обострение соматических и психических заболеваний, аллергическая и бронхиальная патология.
Первые занятия в программе направлены на ознакомление с сенсорной комнатой, с ее пространством, на овладение взаимодействием с материалами и оборудованием, находящимся в ней. На этом этапе решаются задачи создания атмосферы доверия и безопасности. Знакомство с интерактивным оборудованием проводится постепенно, предъявляя детям по одному прибору. Сначала они включаются в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет, и он сможет увидеть, например, как прыгают "солнечные зайчики". Затем выключают общее освещение и оставляют включенными только пузырьковые колонны.
Основные методы:
- Элементы сказкотерапии, арттерапии с импровизацией;
- Психогимнастика;
- Элементы психодраммы;
- Игры на развитие навыков общения;
- Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
- Ролевые игры
Формы организации коррекционно-развивающего процесса:
- Индивидуальная работа.
- Подрупповая работа.
Формы работы с родителями:
- Совместное посещение занятий в сенсорной комнате.
- Индивидуальное и групповое консультирование.
- Стендовые консультации
- Открытые мероприятия с детьми и родителями в сенсорной комнате.
Оборудование в сенсорной комнате
Наименование оборудования | Назначение | Виды и формы работы |
Мягкое напольное покрытие, маты | Релаксация. Снятие негативных эмоций и состояний. Развитие воображения. Развитие:
Саморегуляция психического состояния | Упражнения на релаксацию. Упражнения на воображение. Игры на снятие агрессивности |
Сухой бассейн | Снижение уровня психоэмоционального напряжения. Снижение двигательного тонуса. Регуляция мышечного напряжения. Развитие:
Коррекция уровня тревожности, агрессивности |
|
Мягкий остров |
Саморегуляция психического состояния | Упражнение «Улыбка». Комплекс упражнений на релаксацию. Комплекс упражнений на воображение |
Зеркальный шар (проецирование специальных светоэффектов) | Развитие:
Релаксация: воздействие зрительных образов | Сказкотерапия. Комплекс упражнений по релаксации. Упражнение «Солнечные зайчики». Игра «Путешествие к звезде». Упражнение «Дискотека» |
Музыкальный центр |
Формирование навыков саморегуляции | Музыкальное фоновое сопровождение игр, упражнений, заданий, релаксации |
Пуфик-кресло с гранулами |
| Релаксационные упражнения |
Проектор Светоэффектов «Солар» с ротатором колес |
Развитие фантазии и воображения | Упражнения на воображение |
Панно «Звездное небо» |
| Упражнения на воображение |
Оптиковолоконный пучок «Водопад света» | Можно держать в руках, перебирать, обматывать вокруг тела, лежать на волокнах.
| |
Пузырьковая колонна |
| Сказкотерапия. Релаксация |
Сухой душ | Можно держать в руках, перебирать.
| Упражнения для развития мелкой моторики. Релаксация |
Световой проектор «Жар –птица» |
| Музыкотерапия. Светотерапия Релаксация |
Световой проектор «Зодиака» |
| Музыкотерапия. Светотерапия Релаксация |
Тактильные дорожки |
| Упражнение на развитие рецепторов стопы, координации движения Игра «Прогулка по четырём временам года». Игра «Четыре стихии». Игра «По следам». Игра «С кочки на кочку». |
Волшебная Пещера |
| Упражнения на воображение, релаксация, сказкотерапия |
Бизиборд |
| Игры «лабиринты» Игра бубен Счеты Дорожки |
Бизикуб |
| Игры «лабиринты» Игра бубен Колесо Дорожки Пирамидки цветные |
Настенная панель «дерево» Настенная панель «Озеро» |
| Сквозные лабиринты |
Год состоит из 24 занятий. Продолжительность занятия с детьми:
Вторая младшая (3-4года)- 15 минут
Средняя группа (4 -5 лет) – 20 минут,
Старшая группа (5- 6лет) – 25 минут
Подготовительная группа (6-7лет) 30 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня.
Календарно-тематическое планирование
Вторая младшая группа
Календарно – тематическое планирование
Средняя группа
Месяц | № | Тема занятия | Цель | Игры |
Ознакомительный блок | ||||
Октябрь | 1 | «Здравствуй, волшебная комната» | 1)Продолжать знакомить детей со средой сенсорной комнаты; 2)формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, 3)установление доверия между психологом и детьми; 4)формирование правил и норм поведения в сенсорной комнате. 5)развитие мимики, мышц лица 6)развитие мышц живота. 7)Обучение детей навыкам саморегуляции и релаксации. | 1) «Давайте поздороваемся» 2)релаксационное упражнение для лица. 3)Дыхательные упражнения: «Каша кипит», «Задувание свечи», «Ленивая кошечка» 3) Свободные игры. 4)Ритуал прощания. |
2 | «Волшебные шарики» | 1)Продолжать знакомство детей со средой сенсорной комнаты, 2)формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, 3) развитие тактильных ощущений. 2) развитие слухового восприятия. 4) снятие психоэмоционального напряжения | 1)Игра приветствие 2)Сюрпризный момент (волшебный мешочек с шариками) 3)Тактильная игра с шариком. 4)Музыкальная игра с шариком. 5)Свободные игры в сухом бассейне. 6)Рефлексия | |
Тактильный блок | ||||
3 | «Веселые прищепки» | 1) Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, мелкой моторики, фантазии и конструктивных умений. 3)закрепление цветов, животных, их питания, жилища. 2) снятие психоэмоционального напряжения. | 1) Игра приветствие 2) беседа о разноцветии волшебной комнаты. 3) Игры цветными прищепками:
4)Релаксация в пещере с цветными огоньками. 5) Ритуал прощания. | |
4 | «Тактильные игры» | 1) развитие тактильных ощущений, мелкой и общей моторики рук. 2) развитие координации движений рук; 3)снятие эмоционального и мышечного напряжения | 1) Игра приветствие 2)Пальчиковая гимнастика. 3)Тактильная игра «Узнай на ощупь» 4)Релаксация в сухом бассейне, пещере. . | |
Ноябрь | 1 | «Трудные тропинки» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, 3)снятие эмоционального напряжения на сенсорной тропе | 1)упражнения на сенсорной тропе, 2) игры с бизибордом «Крокодил» 3)игры с мелкими игрушками «угадай на ощупь» |
2 | «Волшебный песок» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения | 1)Игры с сухим и влажным песком; 2)игры с мелкими игрушками « найди в песке» | |
3 | «Умелые руки» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения | 1) настенные панели «Дерево и озеро» 2)аппликация ( цветная бумага, клей, шаблоны) | |
4 | ||||
Зрительный блок | ||||
Декабрь | 1 | «Чудесные ручейки» . | 1) Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, 2)развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения 3)коррекция страха темноты | 1)«Найди различие и сходство» 2)Пузырьковая колонна, (сказка про рыбку) |
2 | «Пещера» | 1)Коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции, 2)снятие психоэмоционального напряжения | 1) знакомство с пещерой; 2)релаксация в пещере, аудиозапись. 3) наблюдение за цветными огоньками. | |
3 | «Цвета радуги» | 1)Коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, 2)развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, 3) развитие умения выражать свои эмоции | 1)Картинка «цвета радуги» 2)Игровые задания :
3)звездное небо. 4)наблюдение за цветными огоньками в пещере. | |
4 | «Цветные игры» | 1)Коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, 2)развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, 3) развитие умения выражать свои эмоции. | 1)картинка «цвета радуги» 2)игра «найди такого же цвета». 3) мерцающий фонтан сухой дождь, оптиковолоконный пучок 4)световые поекторы «зодиак» и «жар –птица» | |
Слуховой блок | ||||
Январь | 1 | «Музыкальная шкатулка» | 1) Коррекция и развитие слухового восприятия, создание благоприятного эмоционального климата, 2)развитие мышления и воображения, расширение активного словаря детей. | 1) музыкальная книга «Транспорт» 2)игра «Представь себе» 3) упражнения на расслабление и снятие напряжения. |
2 | «В мире живой природы» | 1) Коррекция и развитие слухового восприятия, различения звуков на слух, звуковой дифференциации, 2)снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения | 1)Упражнения «Что слышно?», имитация голосов животных Аудиозаписи (музыкальная картина) 2) система Эду- квест (звуки животных) | |
3 | «В мире неживой природы» | 1)Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, 2)развитие внимания, расширение словарного запаса, 3) снятие эмоционального и мышечного напряжения | Упражнения :
| |
Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы | ||||
Февраль | 1 | «Азбука эмоций» | 1)Снятие психоэмоционального напряжения, расширение кругозора и активного словаря, 2)обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, 3)развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей | 1) Карточки с эмоциями «Смайлики», 2)Система Эду квест (модуль детки конфетки «мои чувства») 3)упражнения на расслабление и снятие напряжения. Аудиозаписи, |
2 | «Давайте радоваться!» | 1)Снятие эмоционального и мышечного напряжения, 2)создание благоприятного психологического настроя, 3) развитие тактильных ощущений, зрительного и тактильного восприятия, 4) расслабление | 1)Упражнения на расслабление и снятие напряжения, игры с мыльными пузырями, игрушками. 2)музыкальное сопровождение 3)световой шар | |
3 | Игры по правилам | 1)Создание положительного эмоционального фона 2)коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора, 3)снятие эмоционального и мышечного напряжения, 4)снижение тревожности, 5)повышение самооценки, развитие произвольной саморегуляции. | Настольные игры Настольные игры | |
4 | «Мое настроение» | 1)Снятие психоэмоционального напряжения, 2)расширение кругозора и активного словаря, 3)обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, 4) развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. | Упражнения: 1) «Цветные полоски», «Определи настроение». 2)Упражнения на расслабление и снятие напряжения 3)Карточки, аудиозаписи. | |
Завершающий этап | ||||
Март | 1 | «Что ты чувствуешь?» | 1)Снятие психоэмоционального напряжения, 2) расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, 3) развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. | 1)Упражнения на расслабление и снятие напряжения, 2) игры-имитации. 3)Карточки, аудиозаписи. |
2 | «Путешествие по волнам» | 1)Снятие эмоционального напряжения, 2) развитие общей и мелкой моторики, развитие восприятия разнообразных свойств и предметов, интеграция, полученных в ходе занятий по программе знаний и умений. | Упражнения на расслабление и снятие напряжения, свободные игры в сухом бассейне, релаксация в пещере, аудиозаписи. | |
3 | Коллективное творческое дело | Сплочение коллектива, обучение продуктивной совместной деятельности. Коллективное творческое дело | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, природный материал. |
Календарно – тематическое планирование
Старшая группа
Месяц | № | Тема занятия | Цель | Игры |
Ознакомительный блок | ||||
Октябрь | 1 | «Здравствуй, волшебная комната» | 1)Знакомство детей со средой сенсорной комнаты; 2)формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, 3)установление доверия между психологом и детьми; 4)формирование правил и норм поведения в сенсорной комнате. | 1) Игра-приветствие. 2) Беседа о правилах поведения в сенсорной комнате. 3) загадка. 4)беседа «когда мне грустно, когда весело» 5)игра «Нравится - не нравится». 6) свободные игры в сухом бассейне. |
2 | «Волшебные шарики» | 1)Продолжать знакомство детей со средой сенсорной комнаты, 2)формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, 3) установление доверия между психологом и детьми | 1) Игра-приветствие 2) Загадка про шарик.(сундучок с шариками) 3) Тактильная игра с шариком. 4)Музыкальная игра с шариком. 5) «Кто быстрей возьмет шарик» Свободные игры в сухом бассейне (с включение подсветки) 3)аудиозаписи. | |
Тактильный блок | ||||
3 | Тактильные игры. | 1) Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2) снятие психоэмоционального напряжения. 3) формирование заинтересованности детей к занятию. | 1) Игра-приветствие. 2)Беседа о тактильных играх. 3)Игра «Узнай предмет на ощупь» 4) Повторение геометрических фигур. 5)Игра – задание «Фигура на спине -фигура на листе. 6)Свободные игры 7)ритуал прощания. | |
4 | «Цвета радуги» | 1) развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, 2) развитие координации движений, 3)снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 1)Беседа о разноцветном оборудовании в сенсорной комнате. 2) Сухой бассейн, сухой дождь, оптиковолоконный пучок, мерцающий фонтан 3)Свободные игры в сухом бассейне. | |
Ноябрь | 1 | «Трудные тропинки» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, 3)снятие эмоционального напряжения на сенсорной тропе | 1) игры с песком 2) упражнения на сенсорной тропе, 3)игры с мелкими игрушками «угадай на ощупь» |
2 | «Волшебный песок» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения | 1)Игры с сухим и влажным песком; 2)игры с мелкими игрушками « найди в песке» | |
3 | «Умелые руки» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения | Аппликация (цветная бумага, клей, шаблоны) | |
4 | ||||
Зрительный блок | ||||
Декабрь | 1 | «Чудесные ручейки» . | 1) Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, 2)развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения 3)коррекция страха темноты | 1)«Найди различие и сходство» 2)Пузырьковая колонна (сказка про рыбку) |
2 | «Пещера» | 1)Коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции, 2)снятие психоэмоционального напряжения | 1) знакомство с пещерой; 2)релаксация в пещере, аудиозапись. 3) наблюдение за цветными огоньками. | |
3 | «Цвета радуги» | 1)Коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, 2)развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, 3) развитие умения выражать свои эмоции | 1)Беседа на тему «что означает каждый цвет, на что он похож» 2)Упражнения «Какого цвета не стало?», «Найди предметы такого же цвета», «Сложи радугу». 3)работа с зодиаком и жар птицей. | |
4 | «Цветные игры» | 1)Коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, 2)развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, 3) развитие умения выражать свои эмоции. | 1)Игры с мозаикой, прищепками, геометрический конструктор. 2) релаксация в бассейне с шарами. | |
Слуховой блок | ||||
Январь | 1 | «Музыкальная шкатулка» | 1) Коррекция и развитие слухового восприятия, создание благоприятного эмоционального климата, 2)развитие мышления и воображения, расширение активного словаря детей. | 1) музыкальная книга «Транспорт» 2)игра «Представь себе» 3) упражнения на расслабление и снятие напряжения. |
2 | «В мире живой природы» | 1) Коррекция и развитие слухового восприятия, различения звуков на слух, звуковой дифференциации, 2)снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения | Упражнения «Что слышно?», имитация голосов животных Аудиозаписи (музыкальная картина) | |
3 | «В мире неживой природы» | 1)Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, 2)развитие внимания, расширение словарного запаса, 3) снятие эмоционального и мышечного напряжения | Упражнения :
| |
Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы | ||||
Февраль | 1 | «Радость» | 1)Создать положительно эмоциональный фон 2)знакомство с чувством радости 3)развитие слухового восприятия,воображения 4)снятие эмоционального напряжения | См.занятие «Радость» (приложение) |
2 | «Грусть» | 1)Знакомить с чувством грусти. 2) Формировать навыки саморегуляции. 3)Снятие эмоционального напряжения. | См.занятие «Грусть» (приложение) | |
3 | «Страх» | 1) Знакомить с чувством страха; снять напряжение; настроить на совместную работу; способствовать формированию у детей умения любить окружающих. 2)Снижение тревожности, развитие мимики и пантомимики. 3)Развивать у детей смелость в себе. 4)Снятия эмоционального напряжения. | См.занятие «Страх » (приложение) | |
4 | «Гнев» | 1)Знакомить с чувством злости; тренировать умение различать эмоции. 2)Умение отражать и угадывать настроение. 3)Снятие эмоционального напряжения | См.занятие «Гнев » (приложение) | |
Завершающий этап | ||||
Март | 1 | «Что ты чувствуешь?» | 1)Снятие психоэмоционального напряжения, 2) расширение кругозора и активного словаря, обогащение представлений о мире эмоций и развитие умения выражать свои эмоции, 3) развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей. | 1)Упражнения на расслабление и снятие напряжения, 2) игры-имитации. 3)Карточки, аудиозаписи. |
2 | «Путешествие по волнам» | 1) развитие общей и мелкой моторики, развитие восприятия разнообразных свойств и предметов, интеграция, полученных в ходе занятий по программе знаний и умений 2). Снятие эмоционального напряжения, | 1)Бизиборд «крокодил» 2)оптиковолоконный пучок «водопад» 2)Упражнения на расслабление и снятие напряжения, свободные игры | |
3 | Коллективное творческое дело | Сплочение коллектива, обучение продуктивной совместной деятельности. Коллективное творческое дело | Цветная бумага, картон, ножницы, клей, вырезки из журналов, природный материал. |
Календарно тематическое планирование подготовительная группа
Месяц | № | Тема занятия | Цель | Игры | |
Ознакомительный блок | |||||
Октябрь | 1 | «Здравствуй, волшебная комната» | 1) Продолжать знакомить детей со средой сенсорной комнаты; 2) формирование правил и норм поведения в сенсорной комнате. 3)установление доверия между психологом и детьми; 4) формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием. | 1) Игра – приветствие; «Давайте поздороваемся» 2)Беседа о правилах поведения в сенсорной комнате. 3) Ходьба по сенсорным дорожкам. 4) Игра «что в нас одинакового» 5)Релаксационное упражнение для мимики лица. 6)Свободные игры. 7) Ритуал прощания. | |
2 | «Цвета радуги» | 1) Развитие цветовосприятия, тактильных ощущений, 2) развитие внимания, памяти, мышления, речи. 3)снятие эмоционального и мышечного напряжения. | 1) Игра – приветствие; «Давайте поздороваемся» 2)Беседа о разноцветном оборудовании в сенсорной комнате. 3) Загадка про радугу. 4)Беседа о радуге. 5)Считалочка с разноцветными кубиками. 6)Игра на внимание : «Найди заданный цвет на себе, покажи» 7)Сухой бассейн, сухой дождь, огоньки в пещере. 4)Подведение итогов (беседа, круг прощания) | ||
Тактильный блок | |||||
3 | «Волшебные шарики» | 1)Продолжать знакомство детей со средой сенсорной комнаты, 2)формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, 3) установление доверия между психологом и детьми | 1) Игра – приветствие: «Давайте поздороваемся» 2) знакомство со световыми приборами 3)Игра «Собери цветные шарики» «Музыка стоп» 4)релаксация аудиозаписи 5)круг расставания. | ||
4 | «Трудные тропинки» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, 3)снятие эмоционального напряжения на сенсорной тропе | 1)Игра – приветствие. 2) Упражнения на сенсорной тропе, 3)Игры с песком. 4)Тактильный мостик 5)Игры с мелкими игрушками «угадай на ощупь» 6) Свободные игры 7) Ритуал прощания. | ||
Ноябрь | 1 | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, 3)снятие эмоционального напряжения на сенсорной тропе | 1)Игра – приветствие. 2) Упражнения на сенсорной тропе, 3)Игры с песком. 4)Тактильный мостик 5)Игры с мелкими игрушками «угадай на ощупь» 6) Свободные игры 7) Ритуал прощания. | ||
2 | «Волшебный песок» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения | 1)Беседа 2)Игры с сухим и влажным песком; 3)игры с мелкими игрушками « найди в песке» 4)Релаксация. 5)Свободные игры. 6) Подведение итогов, прощание. | ||
3 | «Умелые руки» | 1)Развитие тактильных и кинестетических ощущений, 2)расширение словарного запаса, снятие эмоционального напряжения | 1) Круг приветствия. 2)Беседа. 3)Стихотворение /загадка 4)Аппликация ( цветная бумага, клей, шаблоны) 5)Демонстрация работ. 6)Свободные игры. 7)Прощание. | ||
Зрительный блок | |||||
Декабрь | 1 | «Чудесные ручейки» . | 1) Развитие зрительного восприятия, внимания и сосредоточения, двигательной активности детей, 2)развитие коммуникативных навыков снятие психоэмоционального напряжения 3)коррекция страха темноты | 1) Круг приветствия. 2)Игра «Найди различие и сходство» 3)Художественное слово (сказка про рыбку) 4)Пузырьковая колонна 5)Свободные игры 6)Ритуал прощания | |
2 | «Пещера» | 1)Коррекция и развитие зрительного и цветовосприятия, внимания, памяти, произвольной саморегуляции, 2) Коррекция страха 3)снятие психоэмоционального напряжения, | 1)Беседа. 2)Рассматривание картинок; 3) Знакомство с пещерой; 4)Релаксация в пещере, аудиозапись. 5) Наблюдение за цветными огоньками. 6)Свободные игры. 7)Подведение итогов, прощание. | ||
3 | «Цвета радуги» | 1)Коррекция и развитие зрительного восприятия, расширение кругозора и обогащение словарного запаса, 2)развитие коммуникативных навыков и коммуникативных поведенческих моделей, 3) развитие умения выражать свои эмоции | 1) Круг- приветствий; 2)Беседа на тему «что означает каждый цвет, на что он похож» 3)Игры: «Какого цвета не стало?», «Найди предметы такого же цвета», «Сложи радугу». 4)релаксация с использованием зодиака и жар птицей. 5) свободные игры 6)Подведение итогов, прощание. | ||
Слуховой блок | |||||
4 | «В мире живой природы» | 1) Коррекция и развитие слухового восприятия, различения звуков на слух, звуковой дифференциации, 2)снятие психоэмоционального напряжения, развитие воображения | 1)игра-приветствие; 2)беседа о живой природе; 3) игра-загадка: «Что слышно?» ( имитация голосов животных) 4)аудиозаписи 5)релаксация с использованием проектора «Солар» 6)подведение итога. | ||
Январь | 1 | «В мире неживой природы» | 1)Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, сенсомоторных навыков, 2)развитие внимания, расширение словарного запаса, 3) снятие эмоционального и мышечного напряжения | 1) круг приветствия. 2) беседа о неживой природе; 3) Игровые задания :
коробочек или баночек, колокольчик. 4)релаксация в пещере(наблюдение за огоньками) 5)свободные игры 6)круг прощаний. | |
Блок коррекции и развития эмоционально-волевой сферы | |||||
2 | «Радость» | 1)Создать положительно эмоциональный фон 2)знакомство с чувством радости 3)развитие слухового восприятия,воображения 4)снятие эмоционального напряжения | См.занятие «Радость» (приложение) | ||
3 | «Страх» | 1) Знакомить с чувством страха; снять напряжение; настроить на совместную работу; способствовать формированию у детей умения любить окружающих. 2)Снижение тревожности, развитие мимики и пантомимики. 3)Развивать у детей смелость в себе. 4)Снятия эмоционального напряжения. | См.занятие «Страх » (приложение) | ||
Февраль | 1 | «Удивление» | 1)Знакомить с чувством удивления; 2)закреплять мимические навыки. 3)Снятие эмоционального напряжения. | См.занятие «удивление» (приложение) | |
2 | «Гнев» | 1)Знакомить с чувством злости; тренировать умение различать эмоции. 2)Умение отражать и угадывать настроение. 3)Снятие эмоционального напряжения. | См.занятие «Гнев » (приложение) | ||
3 | «Грусть» | 1)Знакомить с чувством грусти. 2) Формировать навыки саморегуляции. 3)Снятие эмоционального напряжения. | См.занятие «Грусть» (приложение) | ||
4 | «Вина» | 1)Знакомить с чувством вины. 2)Умение определять свое настроение. 3)Саморегуляция своего состояния. | См.занятие «Вина» (приложение) | ||
Март | 1 | «Брезгливость» | 1)Знакомить с чувством брезгливости. 2)Формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях. | См.занятие «Брезгливость» (приложение) | |
2 | «Интерес» | 1)Знакомить с чувством интереса. 2)Развитие воображения. 3) Снятие эмоционального напряжения. | См.занятие «Интерес» (приложение) | ||
3 | Заключительное | 1)Закреплять полученные знания. 2)Снятие эмоционального напряжения. | 1)круг –приветствий 2)беседа 3)рисование 4)свободные игры. 5)круг прощания |
приложения
Средняя группа
Октябрь
Занятие 1.
Ход занятия:
1.Круг приветствий:
«Здравствуйте ладошки Хлоп-хлоп-хлоп и т.д.)
2.ребята мы продолжаем посещать нашу волшебную комнату, вы стали на год взрослее и перешли уже в среднюю группу. Какое название вашей новой группы?(ответы)
А теперь давайте вспомним правила которые необходимо соблюдать в в/к. (ответы детей)
3.В гости пришла кошечка, которая хочет с вами поиграть и научить, как правильно нужно дышать.
4.Релаксационное упражнение для лица.
«Умыли котята глаза и носы
И щечки и лобики
Даже усы
И доброе слово друг дружке
Мяукнули в чистые ушки!»
5.Лежа на мате, выполняют дыхательные упражнения «Каша кипит», «Задувание свечи», «Ленивая кошечка».
6.Кошечка приглашает поиграть: «В в/к мы поиграем, пошалим и обещаем никого не обижать, не шуметь и не кричать!»
7.Итог. Вопросы:
-кто к нам приходил в гости?
-чем мы сегодня занимались?
-Какое настроение?
Занятие 2.
Ход занятия:
1.Круг приветствий:
«Здравствуйте ладошки: хлоп-хлоп-хлоп и т.д.»
2.Ребята, посмотрите, что я принесла вам. Волшебный мешочек. А как вы думаете, что же там лежит? (ответы детей)
3.Там спрятались веселые шарики, с которыми мы сегодня и будем играть. Дети разбирают шарики.
4.Ребята, а вы знаете, что это не простые шарики, а заколдованные. Нам нужно их расколдовать. Рассмотрите их. Какого они цвета? (ответы детей). А хотите, чтобы наши шарики переливались разными цветами? Тогда давайте расколдуем их с помощью игр.
5.Тактильная игра:
«Мы возьмем в ладошки шарик
И потрем его слегка
Помассируем бока.
Шарик я в руке кручу, поиграть я с ним хочу!»
6.Музыкальная игра с шариками (дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту)
7.По тактильным дорожкам и мостикам подходят к бассейну.
Ребята, как вы думаете, вы хорошо играли и танцевали с шариками? Да. Все ли правильно сделали? Да. Тогда давайте подуем на шарики в бассейне дети дуют, психолог незаметно включает бассейн.
8.Свободные игры.
9.Рефлексия.Итог.
Занятие 3.
Ход занятия:
1.Круг приветствий:
«Здравствуй солнце золотое и т.д.»
2.
Занятие 4.
Ход занятия:
1.Круг приветствий:
«Здравствуй солнце золотое и т.д.»
2.Беседа. Давайте вспомним, какими интересными игрушками мы играли на прошлом занятии. Дети вспоминают. Прищепки.
Психолог раздает по одной прищепки.
Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»
Старшая группа
Октябрь
Занятие 1.
Ход занятия:
1.Игра-приветствие: «Мы сейчас пойдем направо 1,2,3, и т.д.»
Дети садятся в круг.
-Ребята отгадайте загадку:
2. «Разноцветными клоками вата по небу плывет,
Если в кучу соберется, то на землю дождик льет,
Объясните мне, ребята, как зовется эта вата?» (ответы детей)
-Правильно ребята. Посмотрите и к нам сегодня приплыли облака.
Психолог демонстрирует два облака. Грустное и веселое. Спрашивает детей, какие облака? Когда мы бываем грустные? Веселые?
Затем педагог раздает детям по 2 облачка - одно грустное, одно веселое.
3.Игра «Нравится – не нравится» (психолог демонстрирует различные картинки либо слайды, а дети должны поднять облачко с определенной эмоцией).
4.Ходьба по тактильным дорожкам.
В волшебной комнате мы поиграем,
Отдохнем и обещаем – никого не обижать
Не шуметь и не кричать!
5.свободные игры.
6.Рефлексия.Итог занятия (дети встают в круг и протягивают одну ладошку, ставя ее друг на друга и вместе проговаривают слова:
«Мы играли, отдыхали, никого не обижали,
А теперь пришла пора, всем сказать: пока! пока!» (машут руками)
Занятие 2.
Ход занятия:
1.Игра-приветствие: «Мы сейчас пойдем направо 1,2,3, и т.д.»
2. Ребята, посмотрите, что я принесла вам. Сундучок. А хотите узнать, что в нем лежит? Да. Тогда отгадайте загадку: «Формой я бываю разной, цвет –
зеленый, белый, красный, желтый, синий, голубой, обожаю цвет любой!» (ответы детей)
3.Там спрятались веселые шарики, с которыми мы сегодня и будем играть. Дети разбирают шарики. Рассмотрите их. Какого они цвета? (ответы детей).
4.Ребята, а вы знаете, что это не простые шарики, а заколдованные. А хотите, чтобы наши шарики тоже переливались разными цветами, как в загадке? Нужно их расколдовать. Тогда давайте расколдуем их с помощью игр.
5.Тактильная игра:
«Я мячом круги катаю, взад-вперед его гоняю
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку
Я сожму его немножко, как сжимает лапу кошка
Каждым пальцем мяч прижму. И другой рукой начну»
6.Музыкальная игра с шариками (дети встают в круг и выполняют движения согласно тексту)
7.Ребята, посмотрите, шарики светятся. Нет! Значит, еще сыграем в игру.
8.Игра «кто быстрей возьмет шарик»
Затем психолог незаметно включает бассейн.
8.Свободные игры.
9.Рефлексия. Итог.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительной платной образовательной услуги «Проведение занятий детей с психологом в сенсорной комнате «Сенсорная комната- волшебный мир здоровья» »
Психологическое здоровье необходимо ребенку, и в настоящем и в бедующем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья детей. Эмоц...
Программа дополнительного образования "Волшебная комната" (занятия в сенсорной комнате)
Новизна данной программы состоит в сочетании традиционных методов психокоррекционных занятий и инновационных технологий сенсорной комнаты, которые обеспечивают более глубокое и успешное решение ...
«Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 4-5 лет на 2020-2021 учебный год. Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию
Цель ПрограммыОпределение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том ч...
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Волшебный мир сенсорной комнаты» для детей 3-4 года на 2020-2021 учебный год
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Именно от уровня...
Программа дополнительной образовательной услуги для детей от 3 до 5 лет «Волшебная сенсорная комната»
Программа по дополнительной образовательной услуги «Волшебная сенсорная комната» Для детей от 3 до 5 лет. Разработана на основе парциальной программы («Сенсорная комната &nda...
Программа дополнительных платных услуг,по развитию интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного возраста. «Фиолетовая комната.
Актуальность программы определена тем, что игры В.Воскобовича учат детей действовать в «уме» и «мыслить», а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их твор...
Рабочая учебная программа дополнительной платной образовательной услуги проведение занятий в сенсорной комнате «Маленькие волшебники» во второй младшей группе
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира....