Программа дополнительного образования «Юный эрудит»
рабочая программа по психологии (старшая, подготовительная группа)
Программа дополнительного образования «Юный эрудит» направлена на
развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста (способных, одаренных) в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа дополнительного образования «Юный эрудит» | 128.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Брусничка»
ПРИНЯТО
УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МДОУ «Брусничка» МДОУ «Брусничка»
О.Г. Сулейманова
Протокол № 4 от «31» августа 2023г.
Приказ № 70 от «31» августа 2023г.
на 2023-2024 учебный год
Программа дополнительного образования
«Юный эрудит»
Составитель: педагог- психолог Михайлова Г.В.
Содержание
1.Содержательный раздел.
1.1Направленность программ……………………………………………………3 1.2. Актуальность программы……………………………………………………3
1.3.Нормативно-правовая база программы……………………………………..3
1 4.Отличительная особенность программы…………………………………….4
1.5.Адресат программы…………………………………………………………...5
1.6.Объем программы. Формы организации образовательного процесса и виды занятий………………………………………………………………………6
1.7.Методы и приёмы обучения………………………………………………….7
1.8.Срок освоения программы……………………………………………………8
1.9.Цели и задачи программы ………………………………………………….. 8
1.10.Содержание программы…………………………………………………….9
1.11.Планируемые результаты………………………………………………….12
2.Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Условия реализации программы…………………………………………...14
2. 2. Материально-технические условия……………………………………….14
2.3.Методическое обеспечение …………………………………………… …..14
2.4.Формы аттестации и контроля ……………………………………………. 14
2.5.Методические материалы…………………………………………………...15
2.6.Технологии программы…………………………………………………….. 15
2.7.Организация занятий………………………………………………………..17
3. Литература……………………………………………………………………18
4.Приложения………………………………………………………………… .19
Направленность программыПрограмма дополнительного образования «Юный эрудит» направлена на
развитие творческого мышления и воображения у детей старшего дошкольного возраста (способных, одаренных) в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Воображение старших дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий, стимулирующих развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества, которые развиваются в различных видах деятельности:
• познавательно - речевой (сочинение сказок, рассказов, стихотворений, историй, словесные игры).
• творческой (рисовании, лепке, аппликации, конструировании)
• игровой (сюжетно-ролевые игры, настольные, кукольные театры)
Актуальность программы
Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Нашей стране нужны творческие, способные неординарно и нестандартно мыслить люди. В настоящее время в образовательных учреждениях массовое обучение сводится к овладению стандартными знаниями, умениями и навыками, к типовым способам решения предполагаемых задач.
Неординарный подход к решению заданий наиболее важен в дошкольном возрасте, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству.
Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.
Нормативно-правовая база программы:
Настоящая программа разработана в соответствии с нормативными документами, определяющими развитие дополнительного образования детей:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
- Концепция развития дополнительного образования детей (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках Президентской Программы
Отличительная особенность программы
Новизна представленной программы заключается в том, что она нацелена
на развитие творческого мышления и реализуется через решение трех основных
задач:
- развитие творческого мышления (дивергентного);
- развитие творческого воображения;
- эмоциональное развитие мира детей 5-7 лет, имеющих предпосылки
одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень
развития способностей.
Творить ребенок способен только при условии нормального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микро группе детей.
Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер – мышления, воображения и эмоций в программе по развитию творческости ребенка дошкольного возраста.
мышления дошкольников является система творческих заданий.
Образовательный процесс по рабочей программе строится на основе
следующих дидактических принципах:
1. Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку право выбора. В самом творческом задании заложена осознанная степень свободы.
2. Принцип открытости.
Предоставлять возможность ребенку работать с открытыми задачами, не имеющими единственно правильного решения.
3. Принцип деятельности.
Освоенные детьми мыслительные операции отрабатывать в практической творческой деятельности.
4. Принцип обратной связи.
Одно творческое задание пересекается с другим, тем самым педагог может проконтролировать степень освоения материала.
5. Принцип интеграции.
Познавательные и творческие способности ребенка развиваются в разных программных областях знаний.
6. Принцип личностной ориентации.
Каждый воспитанник детского сада должен чувствовать себя комфортно; дети ориентированы на успех и мотивацию успешности.
Практический материал представлен примерным перспективно-календарным планом работы с детьми двух возрастных групп (старшей и подготовительной). Представленные задачи перспективно проходят через возможные виды детской деятельности.
Адресат программы
Программа рассчитана на способных, одаренных детей 5–7 лет.
В старшем дошкольном возрасте подход к решению предложенных заданий в данной программе наиболее важен, так как в этот период развития ребенок воспринимает все особенно эмоционально, а яркие, насыщенные занятия, основанные на развитии творческого мышления и воображения, помогут ему не потерять способность к творчеству, способности фантазировать.
Учебная нагрузка планируется, исходя из педагогической целесообразности, с учётом психологических и физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Исследования детского творчества позволяет выделить как минимум три
стадии развития творческого мышления (один из видов мышления,
характерный созданием субъективно нового продукта и новообразования в ходе
самой познавательной деятельности по его созданию):
- наглядно-действенное (дошкольный возраст 5-7 лет);
- причинное (младший школьный возраст);
- эвристическое (с 12 лет и старше).
К 5-6 годам дети обучаются совершать действия в уме. В качестве объектов манипулирования выступают уже не реальные предметы, а их образы-
представления. Чаще всего дети представляют наглядный, зрительный, образ
предмета. Поэтому мышление ребенка дошкольника называют наглядно-
действенными.
Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. К 5 годам дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять
детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или
явления. Так, ребенок может предоставить животное, соединяющее в себе части
многих животных и поэтому обладающие такими качествами, которых нет ни у
одного существующего животного в мире. В психологии эту способность
называют фантазией.
Психологические качества, лежащие в основе фантазирования:
1) четкое и ясное представление образов предметов;
2) хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время
удерживать в сознании образ-представление;
3) способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать
их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
4) способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с
новыми свойствами.
Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки,
неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание
необычных, новых свойств предметов.
Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе
наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных
мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется
оригинальностью.
Объем программы
Объем программы составляет 36 часов. В содержании учебно-тематического плана выделены практические занятия.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий
Формы проведения | Виды занятий |
1 этап диагностический | Беседы Цель: выявление у детей 5-7 лет способности к интеллектуальному творчеству. Методики: 1) Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Н.Г.Руденко ( субтест 5,11 для подготовительной группы и субтесты 9, 11 для старшей группы) 2) Тест креативности П.Торранса « Незавершенные фигуры» (для подготовительной группы) Тест –игра «закорючки» или методика «Дорисовка фигур» О.М.Дьяченко, А.И.Кирилловой (для старшей группы)-на выбор. |
2 этап развивающий | Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка. Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.): - воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти; -угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков; -воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-то его части; - узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы; - находить в двух и более объектах общие и различные признаки; - узнавать объект по описанию возможных действий с ним; - переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой; - составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
2) Развитие эмоционального мира детей в программе предполагает работу в следующих направлениях: - снятие эмоционального напряжения; - развитие самосознания, повышение самооценки и уверенности в себе; - развитие умений общаться друг с другом; - адекватное ролевое развитие. |
3 этап заключительный | Цель: выявить результативность развивающих занятий. Методика: Краткий тест творческого мышления П.Торранса « Незавершенные фигуры». |
Методы и приёмы обучения
Методы | Приёмы |
Наглядный | Зрительный Слуховой Тактильный Наглядный |
Информационный | Совместная активная деятельность взрослого и ребенка |
Диалоговый | Описание и объяснение |
Проблемное обучение | Использование творческих решений при решении готовых заданий Самостоятельная работа |
Игровой | Дидактический Сюжетный Развивающий |
Исследовательский | Импровизация Самостоятельное планирование |
Соревновательный | Быстрое разгадывание загадок Нахождение не стандартных решений для достижения целей |
Срок освоения программы
Срок реализации программы рассчитан на 36 недель обучения, необходимых для освоения содержания программы. По уровню освоения содержания программа носит развивающий характер.
Режим занятий
Занятия по данной программе проводятся 1 раз в неделю (36 часа в год) во второй половине дня. Длительность занятий в каждой возрастной группе соответствует согласно СанПину:
Старшая группа-25минут
Подготовительная 30минут.
В том случае, если для обучающегося с особыми образовательными потребностями необходимо спроектировать индивидуальный образовательный маршрут, структура и содержание такого маршрута определяется
особенностями, интересами и потребностями самого ребенка в достижении необходимого образовательного результата; возможностями кадрового состава и материально-технической базы образовательного учреждения для организации образовательной деятельности, удовлетворяющей образовательные потребности дошкольника.
Большая часть часов представленной программы отводится на практические занятия.
Цель и задачи программы
Цель программы:
Раскрыть интеллектуально-личностный и познавательно-творческий
потенциал способных, одаренных детей дошкольного возраста в процессе творческой активности.
Задачи программы:
1. Сформировать у детей интерес к интеллектуально-творческой деятельности.
2. Сформировать личностно-значимые качества, навыки социально-
психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
3. Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.
4. Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и
педагогов в вопросах воспитания и развития детей с высокими творческими способностями.
Содержание программы
Учебный план* (старшая группа)
№ | Тема | Содержание | Срок проведения |
1 | Первичная диагностика | 1. Экспресс-диагностика в детском саду Н.Н.Павлова, Н.Г.Руденко (субтесты 9,11) 2) Тест креативности П.Торранса «Тест –игра «закорючки» или методика «Дорисовка фигур» О.М.Дьяченко, А.И.Кирилловой по выбору. | Сентябрь |
2 | Знакомство | Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения.Упражнения: «Назови своё имя», «Подарок», «Воспроизведение внешнего вида предметов и его свойств по памяти»,«Используйте предмет не по назначению», «Море волнуется», «Улыбка», «Какое настроение», «Предмет и его признаки». | Октябрь |
3 | «Волшебная страна» | Цель: развитие творческого воображения. Упражнения: «Улыбка», «На что похоже настроение», «Возьмемся за руки», «Собери фантастическое существо и назови его», «Предмет и его признаки», «Дотронься до…», «Фантастические рисунки». | Ноябрь |
4 |
«Умней-ка» | Цель: знакомство с элементами ТРИЗ-технологий. Упражнения: «Отгадай-ка», «Незаконченный рисунок», «Превращалки», «Порви круг», «Часть-целое», «Незаконченный рисунок», «Чем похожи», «Метод фокальных объектов», «Водный карнавал», «Гиперболизация». | Декабрь |
5 | Промежуточная диагностика | Цель: выявление динамики развития творческого мышления у детей. Краткий тест творческого мышления (фигурная форма) П.Торранса. | Январь |
6 | «Сочиняй-ка» | Цель: развитие активного воображения. Упражнения: «Чем пахнет настроение?», «Подарок»,«Кляксы», «Придумай сказку», «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?», «Порви круг», «Путешествие на Голубую звезду», «Волшебники», «Волк и Иван-Царевич». | Февраль |
7 | «Умней-ка» | Цель: развитие конвергентного и дивергентного мышления. Упражнения: «Мое настроение», «Подарок», «Лишнее слово»,«Назови отличие», «Торт», «Угадай-ка», «Сравнение по величине», «Чем измерить?»,«Три краски», «Свободный танец». | Март |
8 | Чему мы научились? | Цель: развитие мотивации на продолжение творческой деятельности. Упражнения: «Передай мяч», «Подарок», «Расставь по росту и объясни», «противоположности», «Игрушки и волшебник»,«Придумай сказку», «Продолжи рассказ», «Необычное начало и необычный конец», «Игры по желания», «Шел медведь по лесу», «Мы вместе и это здорово». | Апрель |
9 | Мониторинг успешности ребенка | Цель: оценка результативности и эффективности программы. (диагностика) | Май |
Учебный план* (подготовительная группа)
№ п/п | Блоки, темы, методы и приемы | Количество часов | |||
Игры, упражнения | Продуктивная творческая д-ть | Всего | |||
1 | Введение. Входная диагностика творческого мышления: | 1 | 1 | 2 | |
2 | Приемы развития пространственного мышления | 1 | 1 | 2 | |
3 | Приемы развития креативности, ассоциативного мышления. | 2 | 2 | 4 | |
4 | Приемы развития системного мышления. | 1 | 1 | 2 | |
5 | Приемы развития диалектического мышления, преодоление стереотипных барьеров. | 1 | 1 | 2 | |
6 | Знакомство с Морфологическим анализом. | 1 | 1 | 2 | |
7 | Знакомство с типовыми приемами фантазирования: | ||||
Уменьшение-увеличение | 1 | 1 | 2 | ||
Использование предметов необычным способом: | 1 | 1 | 2 | ||
Одушевление: | 1 | 1 | 2 | ||
«Поиск общих признаков у случайных объектов» | 1 | 1 | |||
«Исключение свойств» | 1 | 1 | |||
Придание объектам живой и неживой природы необычных свойств | 1 | 1 | 2 | ||
Фантастическое дробление | 1 | 1 | 2 | ||
«Машина времени» | 1 | 1 | 2 | ||
Изменение привычных отношений между сказочными героями. | 1 | 1 | 2 | ||
8 | Решение дивергентных задач: | 1 | 1 | ||
9 | Творческие работы, поделки из различных материалов с использованием различных техник. | 4 | 4 | ||
10 | Исходящая диагностика воображения, творческого мышления. | 1 | 1 | ||
Всего часов: | 18 | 18 | 36 |
Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с высоким уровнем развития творческого
мышления.
2. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с
высоким уровнем развития творческого мышления.
3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
4. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
5. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей.
6. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и
творческого потенциала воспитанников.
7. Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию
творческого мышления у детей.
Включение ребенка в многообразные формы работы с информацией, происходит включение дошкольника в различные виды деятельности, познания и общения. Взрослым необходимо в данном возрасте оказывать поддержку самостоятельности принятия решений и ответственности за них. Научить дошкольника к самооценке различных видов деятельности. Умение планировать и прогнозировать результат деятельности. Выставление объективной оценки. Развитие психической организации дошкольника в целом на всех ее уровнях и в ее различных формах создает психологическую готовность к последующему — школьному — периоду развития. В процессе освоения программы планируется достижение воспитанниками результатов личностного, предметного и метапредметного характера:
Личностные результаты:
- формирование уважительного отношения к иному мнению;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха образовательной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Предметные результаты:
- четкое и ясное представление образов предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать
их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных фигур и создавать новые предметы
- овладение теоретическими знаниями, заложенными в содержание программы;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.
Оценка личностных, предметных и метапредметных результатов происходит согласно уровню их сформированности :
№ | Уровни усвоения | Показатели |
1 | минимальный | часть показателей выражены слабо |
2 | базовый | обучающиеся овладели всеми показателями освоения планируемых результатов; |
3 | повышенный | все планируемые результаты достигнуты, по отдельным задачам отмечается выраженный прогресс, потребность в развитии |
4 | творческий | по большинству показателей отмечается выраженный прогресс, потребность в развитии. |
Комплекс организационно-педагогических условий
Условия реализации программы
Программу может реализовать педагог-психолог или педагог дополнительного образования, владеющий основными технологиями развития креативности, приемами развития фантазии и воображения.
Материально-технические условия:
- демонстрационные материалы
- расходные материалы для творческой деятельности: бумага (цветная, писчая разного формата, ватман, картон белый, цветной, тетради в клетку), фломастеры, карандаши простые, цветные, клей.
- цифровые устройства с возможностью фиксации цифровой информации;
- игрушки разного размера, различного материала, сундучок, мешочек, мяч.
- геометрические фигуры плоскостные, объемные, счетные палочки.
- напольные маты.
- столы, стулья.
- часы.
Методическое обеспечение
- Организационно-методические материалы педагога (календарный учебный график, рабочая программа).
- Конспекты занятий.
- Индивидуальные листы для занятий.
- Диагностика, диагностические карты.
Формы аттестации и контроля
Система определения результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы основана. Оценка результатов проводится в соответствии с уровнем сформированности (минимальный, базовый, повышенный, творческий), согласно представленным диагностикам.
При разработке диагностического инструментария результативности освоения программы определены следующие показатели освоения содержательного компонента:
- изучения результативности,
- наблюдение,
- анализ выполнения практических заданий, самостоятельных работ.
Мониторинг образовательной деятельности находит отражение в творческих портфолио обучающихся. Результаты предъявления детьми своего практического опыта (нестандартные решения поставленных задач, необычность и оригинальность творческих работ, выставки) дают психологу материал для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов.
Оценочные материалы разработаны также на критериальной основе.
Методические материалы
Образовательная деятельность по реализации дополнительной программы строится на основе взаимодействия психолога с детьми и взаимодействия детей в разных видах деятельности, ориентирована на интересы и возможности способного (одаренного) ребёнка при поддержке педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу; поддержке инициативы и самостоятельности детей. Широко используется деятельностный способ обучения, что подразумевает удовлетворение познавательной потребности детей с соблюдением структурных элементов учебной деятельности: целеполагание, планирование и организация, реализация целей и анализ результатов деятельности.
Технологии
Реализацию рабочей дополнительной программы обеспечивают следующие технологии:
- игровая технология;
- технологии развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- технология сотрудничества;
- технология творческого обучения.
В диалоговом общении во время взаимодействия участников образовательного процесса проявляется уникальность партнеров и их принципиальное равенство друг другу, ориентация каждого на понимание его точки зрения партнером.
Сотрудничество и общение взрослого с детьми, основанное на диалоге, является мощным фактором развития обучающихся. Критериями и показателями эффективности педагогики сотрудничества являются прилагаемые детьми эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия.
Реализуемая технология сотрудничества педагога и детей способствует формированию у дошкольников мотивации к использованию для решения творческих, нестандартных задач и порождает желание самостоятельного воплощения творческих идей.
Технологии программы:
Игровая технология | Концептуальные идеи и принципы:
|
Технология, опирающаяся на познавательный интерес | Концептуальные идеи и принципы:
|
Технология проблемного обучения | Концептуальные идеи и принципы:
|
Технология сотрудничества | Концептуальные идеи и принципы:
|
Проектная технология | Концептуальные идеи и принципы:
|
Организация занятий
Каждое занятие включает в себя:
1. Ритуал приветствия – снятие эмоционального напряжения у детей.
Установление контакта.
2. Основную часть занятия, которая направлена на достижение цели
программы и задач каждого занятия (решение проблемных ситуаций, мозговой штурм, творческая деятельность, придумывание сказок, загадок и пр.).
3. Игру на повышение двигательной активности или физминутку.
4. Релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.
5. Ритуал прощания: подведение итога занятия (что запомнилось, что понравилось), затем – сам ритуал прощания.
На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог-психолог рассказывает, что и как делать, показывает, т.е. действует как учитель. На втором же занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность), затем дети действуют самостоятельно. Также возможно домашнее задание . Взрослый – организатор среды. Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят – в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.
Литература:
Для педагогов:
1. Белова Е.С. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать: пос. для
воспитателей. – М.: МПСИ: Флинта, 1998. – 144 с.
2. Волков И.В. Психология для малышей, или сказка о самой «душевной»
науке. – М., 1996.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Издательство
«Питер», 1999. – 368 с.
4. Зельцерман Б.А., Рогалева Н.В. Учись! Твори! Развивайся! – Рига, 1997.
5. Ильина М.Н. Подготовка к школе: развивающие упражнения и тесты. –
СПб., 1998.
6. Колпакова Н.В. Познаём себя и мир вокруг. Курс развивающих занятий
для старших дошкольников. Барнул: АКИПКРО, 2006. – 34 с.
7.Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс, 1991. 13. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории в кн. «Проблемы общей психологии». М., Педагогика, 1973.
8. Сидорчук Т.А., Кузнецова А.Б. "Обучение составлению творческих рассказов по картине" http://www.trizminsk.org/e/prs/232016.htm
9.Симановский Я. Е. Развитие творческого мышления детей. Ярославль, 1996.
10. Страунинг А .М. Игры по развитию воображения по книге Джанни Родари "Грамматика фантазии". Ростов-на-Д.: Аспект, 1991. .
11. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. – Ярославль, 1997.
12. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
Для воспитанников:
1. Методика обучения составлению творческого рассказа по сюжетной картинке /Мурашковска И.Н. "Картинка без запинки" http://www.trizminsk.org/e/2312.htm;
2. Методика системного анализа сказочного сюжета / Методика Мурашковски И.Н. "Сказка, отворись" http://www.trizminsk.org/e/23207.htm;
3. Никашин А. И. Дидактические игры для развития творческого воображения детей. Ростов-на-Д.: Аспект, 1991.
4.Савенков А.И. Развитие творческого мышления. Рабчая тетрадь для
детей 6-7 лет. Ярославль: Академия развития, 2004.
5. Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Анализ сюжетного смысла сказок с помощью ситуативной игры "Да-Нет" http://www.trizminsk.org/e/23209.htm
Приложение № 2
К приказу Управления образования
Приуральский район
от 22 ноября 2021 г .№ ____
Формы аттестации / контроля
Карта оценки образовательных результатов
за 20 - 20 учебный год
Название объединения: ________________
Ф.И.О. педагога: _______________
Номер группы:
№ | ФИ обучающегося | Предмет диагностики | Общий уровень усвоения программы | |||
Личностные результаты | Предметные результаты | Метапредметные результаты | ||||
М - минимальный; Б - базовый; П - повышенный; Т - творческий.
Приложение № 3
К приказу Управления образования
Приуральский район
от 22 ноября 2021 г.№ ____
Анкета для родителей
ФИО (по желанию)
1. Полезны ли занятия на развитие творческого мышления и воображения для ребенка?
• да, ему нравится, и он часто рассказывает дома о том, что узнал на занятии
• да, «для общего развития»
• нет
• затрудняюсь ответить
2. Хотели бы Вы, чтобы ребенок в перспективе дополнительно занимался данной деятельностью?
• да, я постараюсь содействовать ему в этом
• если захочет - не буду препятствовать
• нет (увлекается другим направлением)
3. Готовы ли Вы участвовать в совместных мероприятиях объединения?
• нет
• да, я бы предложил
• могу помочь в (подчеркнуть) подготовке/проведении: открытых мероприятий , интеллектуальных конкурсах
4. Ваши предложения
5. Обратная связь (e-mail, телефон)
Приложение № 4
К приказу Управления образования
Приуральский район
от 22 ноября 2021 г.№ ____
Критерии оценивания группового задания
4 | 3 | 2 | 1 | |
Понимание задания | Я/мы продемонстрировали глубокое понимание сути задания и требований к его выполнению. | Я/мы продемонстрировали удовлетворительное понимание сути задания, даже несмотря на то, что некоторые второстепенные аспекты могли быть нами упущены или неверно истолкованы. | Я/мы продемонстрировали недостаточное понимание сути задания. | Я/мы продемонстрировали минимальное понимание сути задания. |
Выполнение задания | Я/мы полностью выполнили задание, высказывая по ходу работы продуманные объяснения и предлагая различные гипотезы. | Я/мы выполнили задание. | Я/мы выполнили большую часть задания. | Я/мы попытались выполнить задание, но безуспешно. |
Представление результатов | Я/мы доступно представляем идеи и результаты своей работы, поднимаем интересные и дискуссионные вопросы и делаем больше, чем от нас ожидают. | Я/мы доступно представляем результаты своей работы. | Я/мы стараемся представить свои идеи и результаты работы. | Я/мы не закончили исследование и/или не были способны представить свои идеи доступным способом. |
Групповая работа | Мы продуктивно использовали все имеющееся у нас время. Каждый был вовлечен в работу и внес свой вклад в работу группы. | Большую часть времени мы продуктивно работали вместе. Обычно мы слушали друг друга и использовали идеи, предложенные членами группы. | Какую-то часть времени мы работали вместе. Вклады членов группы в выполнение задания не были равнозначными. | Мы практически не работали вместе, или же работа в группе была непродуктивной. Не каждый член группы внес свой вклад в работу. |
Решение проблемы | Трудности не останавливали нас. Мы были активны и работали вместе над решением проблем. | Мы работали вместе, чтобы найти решение проблем. | Наша групповая работа могла бы быть более продуктивной. | Некоторые члены группы работали больше других ИЛИ Никто из членов группы не работал очень хорошо. |
Приложение № 5
К приказу Управления образования
Приуральский район
от 22 ноября 2021 г.№ ____
Оценочный лист аргументации
| Дата наблюдения | Постоянно | Иногда | Редко/ Никогда | Комментарии |
Воспитанник может четко объяснить свою позицию в утвердительной форме. |
| □ | □ | □ |
|
Воспитанник оценивает достоверность качественных доказательств. |
| □ | □ | □ |
|
Воспитанник оценивает достоверность количественных доказательств. |
| □ | □ | □ |
|
Воспитанник анализирует и оценивает аргументацию, на которой построены выводы, сделанные другими людьми. |
| □ | □ | □ |
|
Воспитанник анализирует и оценивает аргументацию, на которой построены его выводы. |
| □ | □ | □ |
|
Воспитанник подтверждает свою точку зрения мнениями экспертов. |
| □ | □ | □ |
|
Приложение № 6
К приказу Управления образования
Приуральский район
от 22 ноября 2021 г.№ ____
Оценочный лист творческого задания
| Постоянно | Иногда | Редко/ | Данные получены | Примечания |
Воспитанник использует знания, качества, умения и подходящие стратегии для того, чтобы создавать новые идеи. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник отмечает необычные особенности в реальных и представляемых ситуациях. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник говорит содержательно и использует неординарные ораторские приемы. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник находит способы для улучшения вещей, ставших частью нашей повседневной жизни. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник может определить, имеет ли смысл заниматься той или иной идеей. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник самостоятельно и разумно оценивает качество продуктов и результативность. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник демонстрирует уверенность в качестве работы, которая основана на знании соответствующего раздела обучения. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник с энтузиазмом приобретает новый опыт, не беспокоясь о риске неудачи. | □ | □ | □ |
|
|
Воспитанник добавляет детали, необходимые для воплощения идей и их совершенствования. | □ | □ | □ |
Приложение № 7
К приказу Управления образования
Приуральский район
от 22 ноября 2021 г.№ ____
Оценочный лист решения проблем
| Наблюдаемые данные | Комментарий |
Воспитанник предвидит проблемы в сложных проектах. |
|
|
Воспитанник решает проблемы до того как они возникнут. |
|
|
Воспитанник определяет, какая информация ему необходима для решения проблемы. |
|
|
Воспитанник тщательно анализирует проблему, прежде чем приступить к ее решению. |
|
|
Воспитанник использует знания предмета для решения проблем. |
|
|
Воспитанник применяет изученные стратегии для решения проблем. |
|
|
Воспитанник применяет эффективные стратегии решения проблем за пределами школы. |
|
|
Воспитанник обдумывает процесс решения проблем и, при необходимости, вносит изменения. |
|
|
Воспитанник четко и осмысленно сообщает о процессе решения проблем и достигнутых результатах. |
|
|
Приложение № 8
К приказу Управления образования
Приуральский район
от 22 ноября 2021 г.№ ____
Анкета для родителей «Удовлетворенность родителей результатами посещения ребенком занятий»
1. В чем Вы видите смысл дополнительного образования для Вашего ребенка?
Выберите из предложенных вариантов не более трех, наиболее значимых для Вас:
а) способствует познанию и пониманию окружающей жизни;
б) развивает интересы, способности ребенка;
в) мотивирует к познанию и творчеству;
д) обеспечивает самореализацию ребенка;
е) способствует успешному освоению образовательной программы в школе.
2. От чего в процессе посещения Вашим ребенком учреждения дополнительного образования Вы получаете наибольшее удовлетворение?
Проранжируйте по степени снижения значимости (1 – самое важное, 2 – менее важное и т.д. до 11):
а) от его успехов на занятиях дополнительного образования;
б) от его достижений в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, конференциях и т.д.;
в) от того, насколько интересно Вашему ребенку посещать занятия (кружковые, секционные и т.п.);
г) от взаимоотношений с ребятами;
д) от взаимоотношений с педагогами;
е) от возможности Вашего ребенка проявить себя, свои способности и умения;
ж) от того, как оценивают достижения Вашего ребенка;
з) от уровня требований со стороны педагогов;
и) от собственного вклада в содействие дополнительному образованию Вашего ребенка (посещение родительских собраний, открытых занятий, участие в массовых мероприятиях).
3. Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещает Ваш ребенок, воспитывает у него поведенческие качества
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 5 – в полной мере; 4 – в значительной степени; 3 – на достаточном уровне; 2 – в незначительной степени; 1 – практически не воспитывает:
а) аккуратность (умение содержать вещи в порядке);
б) дисциплинированность (умение следовать установленным правилам в делах);
в) ответственность (умение держать слово);
г) воля (умение не отступать перед трудностями);
е) жизнерадостность (способность принимать жизнь и радоваться жизни).
4. Оцените, пожалуйста, в какой степени образовательное учреждение, которое посещают Ваши дети (Ваш ребенок), воспитывает у них морально-психологические качества личности
При оценке воспользуйтесь следующей шкалой: 5 – в полной мере; 4 – в значительной степени; 3 – на достаточном уровне; 2 – в незначительной степени; 1 – практически не воспитывает:
Дополнительное образование помогает ребенку:
а) достигать результатов собственной деятельности;
б) преодолевать жизненные трудности;
в) выстраивать отношения со сверстниками;
г) выстраивать отношения со взрослыми.
5. Удовлетворяет ли Вас качество проведения учебных занятий в учреждении дополнительного образования?
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
а) полностью удовлетворяет;
б) скорее всего, удовлетворяет;
в) частично удовлетворяет;
г) совершенно не удовлетворяет.
6. Как бы Вы охарактеризовали отношение Вашего ребенка к занятиям в учреждении дополнительного образования?
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
а) положительное;
а) нейтральное;
а) отрицательное.
7. Удовлетворяет ли Вас профессиональные качества педагогов, работающих с Вашим ребенком?
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
а) полностью удовлетворяют;
б) скорее всего, удовлетворяют;
в) частично удовлетворяют;
г) совершенно не удовлетворяют.
8. Как Вы оцениваете материально-техническую оснащенность учебных помещений (рабочее место ребенка, наглядные пособия, наличие компьютеров, интерактивных досок, аудио- и видеоматериалы) учреждения дополнительного образования?
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
а) удовлетворен(а);
б) частично удовлетворен(а);
в) неудовлетворен(а).
9. Учитывается ли Ваше мнение при принятии решений, связанных с организацией образовательного процесса в детском объединении?
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
а) да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
10. Если у Вашего ребенка имеются ограниченные возможности здоровья, то удовлетворяются ли его образовательные потребности в учреждении дополнительного образования? (Если Ваш ребенок не относится к данной категории, отвечать на вопрос не нужно.)
Выберите один из предложенных вариантов ответов:
а) полностью удовлетворяются;
б) скорее всего, удовлетворяются;
в) частично удовлетворяются;
г) совершенно не удовлетворяются;
д) затрудняюсь ответить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Программа дополнительного образования "Юный турист" для детей старшего дошкольного возраста
Программа «Юный турист» определяет качественное повышение физического развития и оздоровления детей старших дошкольников посредством использования элементарных форм детского туризма....
Программа дополнительного образования «Юные волшебники» для детей 4 – 5 лет
Художественно-эстетическое развитие способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активн...
Программа дополнительного образования «Юный эколог»
Дошкольное детство - ответственный период жизни человека; закладываются основы правильного отношения к окружающему миру /природе/ ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому воспитанию детей...
Программа дополнительного образования "Юные патриоты России"
Программа по патриотическому воспитанию детей старшей группы...
Программа дополнительного образования "Юный пожарный"
Программа дополнительного образования "Юный пожарный"...