Мастер-класс для педагогов " Прозрачный мольберт в работе педагога ДОУ"
учебно-методический материал по психологии
«Один рисунок стоит тысячи слов».Эта восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии, а точнее изотерапии.
В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, вялость умственных усилий, низкая способность к регуляции собственной деятельности, неустойчивое внимание, избегание произвольных действий и конечно же прохо развитая речь. Эти их особенности затрудняют процесс обучения и усвоения программного материала на всех возрастных ступенях. Такая ситуация побуждает педагогов постоянно искать новые эффективные способы, приёмы, пособия для активизации процесса коррекционно-развивающего обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prozrachnyy_molbert_v_rabrte_pedagoga.docx | 16.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Прозрачный мольберт в рабрте педагога-психолога.
Прозрачный мольберт – универсальное пособие в коррекционной работе педагога.
«Один рисунок стоит тысячи слов».Эта восточная мудрость наиболее точно отражает основную идею арт-терапии, а точнее изотерапии.
В последнее время появляется всё больше детей с особыми возможностями здоровья. Таким детям свойственна сниженная познавательная активность, вялость умственных усилий, низкая способность к регуляции собственной деятельности, неустойчивое внимание, избегание произвольных действий и конечно же прохо развитая речь. Эти их особенности затрудняют процесс обучения и усвоения программного материала на всех возрастных ступенях. Такая ситуация побуждает педагогов постоянно искать новые эффективные способы, приёмы, пособия для активизации процесса коррекционно-развивающего обучения.
Одним их новых интересных инструментов, которые я использую в своей работе - был выбран прозрачный мольберт. Он представляет собой деревянную раму с небьющимся орг стеклом внутри. Прозрачный мольберт - по-настоящему многофункциональное пособие. При его использовании можно решать множество задач коррекционной работы:
расширение сенсорного опыта,
развитие психических функций и речи,
развитие пространственных представлений,
межполушарного взаимодействия,
мелкой моторики,
эмоциональной и произвольной сферы ребёнка,
речевого развития.
Цель:
Создать условия для развития познавательных и психических процессов детей с помощью прозрачного мольберта.
Ещё одно достоинство данного пособия - возможность для ребёнка выполнять задания и работать стоя, свободно двигаться, что является для многих детей элементом комфорта, постоянно меняются динамические позы, что влияет на профилактику нарушения осанки. А постоянная смена угла зрения при работе на мольберте способствует профилактике нарушений зрения.
В работе с прозрачным мольбертом можно использовать широкий спектр нестандартных творческих техник и материалов:
- рисование и левой, и правой рукой, и одновременно двумя руками, для стимуляции межполушарного взаимодействия;
- рисование пальцам, ладошками, кулачками;
- рисование разнообразными кисточками и другими подручными средствами (штампами, листьями, печатками, поролоновыми валиками, ватными палочками и др.),
- рисование гуашью, пальчиковыми красками, маркерами, кремом, зубной пастой и т.д.
- Также возможно использование многообразного стимульного материала для активизации деятельности: цветной фон, сюжетная картинка, изображения различных объектов, контурные изображения.
В отличие от рисования по бумаге, стекло дарит новые визуальные впечатления и тактильные ощущения. Ребят захватывает сам процесс рисования: гуашь скользит мягко, ее можно размазывать и кистью, и пальцами, так как она не впитывается в материал поверхности и долго не высыхает.
Рисование на Прозрачном мольберте способствует развитию мелкой моторики, следовательно, речи и умственных способностей, интеллекта. Развивается координация рук. Детские пальчики становятся более сильными, ловкими и умелыми. Ребенок учится различать ощущения от окружающих предметов, их физические свойства. Рисование способствует развитию памяти, усидчивости, внимания. В творческом процессе ребёнок учится различать цвета и оттенки, поймет, что такое размер и количество. Через рисование он познает окружающий мир по-новому, запомнит его и полюбит. Богатая фантазия, самостоятельность, усидчивость, которые вырабатываются рисованием.
Примеры заданий и упражнений с прозрачным мольбертом.
Упражнение «Нарисуй картину»
Задача:Развитие пространственной ориентировки, с отработкой пространственных значений предлогов.
Ход:
Учитель прикладывает к стеклу дерево (или любой другой предмет: стол, шкаф, домик…) с обратной стороны прозрачного мольберта и предлагает «нарисовать картину» располагая предметы справа, слева, между, над, под, за по отношению к предмету. В зависимости от возраста ребёнка, инструкции могут быть разной сложности.
Упражнение «Назови, кто рядом (назови соседей)»
Задача: Развитие пространственной ориентировки с отработкой пространственных значений предлогов.
Ход:
1 вариант.Нарисовать на прозрачном мольберте изображения разных предметов, фигур. Педагог просит найти изображение какого-то предмета и назвать, что изображено слева, справа от него.
2 вариант.В центре мольберта нарисовать предмет или поместить изображение предмета. По инструкции надо нарисовать предмет в нужном направлении по отношению к заданному (справа, слева, вверху, внизу)
Упражнение «Дорисуй предмет. Допиши букву»
Задача:Развитие умения анализировать предмет и его части, конструировать букву из элементов.
Ход:
На обратной стороне мольберта размещается листок, на котором изображены предметы с недостающими частями или буквы с недостающими элементами. Ребёнок вместе с учителем рассматривает картинку, определяет, чего не хватает и дорисовывает недостающую деталь или элемент буквы. Для школьников, как вариант, можно «зашифровывать слова» с нужными буквами, и после дописывания элементов попросить ребёнка их прочитать.
Упражнение «Ищи предмет. Буквы запутались в паутинке»
Цель:Формирование умения находить на «зашумленной картинке» заданный предмет или букву.
Ход:
С обратной стороны прозрачного мольберта прикладывается лист с «зашумленными» картинками или буквами. Ребёнку предлагается найти и обвести предмет или букву. После выполнения задания лист убирается, и на мольберте остаются нарисованные предметы, написанные буквы.
Упражнение «Сравни, посчитай»
Цель:формирование и закрепление навыка сравнения, уравнивания множеств.
Учитель рисует на мольберте две группы предметов (человечков, домиков, цветочков, шариков и т.п.) соотнесено, по парам. Просит ребёнка определить, всем ли хватило пар? (поровну, больше - меньше). Можно попросить ребёнка сделать так, чтобы стало поровну (добавить или убавить предмет).
Упражнение «Загадки»
Цель:развитие образного мышления, межполушарного взаимодействия.
Педагог загадывает загадки. Ребёнок рисует отгадки. Можно рисовать, используя разные техники, двумя руками.
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам…(луна)
Рисуют луну спонжами.
Бело покрывало на земле лежало,
Лето пришло - оно все сошло.(снег)
Рисуют снег мятой бумагой.
Его весной и летом.
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.(дерево)
Рисуют дерево пальчиком (ватной палочкой, кисточкой)
Упражнение «Рисуем сказку»
Цель:учить слушать сказку, развивать эмпатию, эмоциональный отклик.
Педагог читает сказку. Ребёнок, совместно с педагогом делает зарисовки по содержанию. Затем рассказывает сказку по картинкам.
Рисовать рекомендуется как правой, так и левой рукой – для развития и
стимуляции полушарий головного мозга.
Очень интересно совмещать рисование и аппликацию: ребёнок рисует рисунок, а некоторые детали приклеивает из ткани, ваты, цветной бумаги.
Рисование кремом.
Зимние пейзажи: сугробы снега или небо можно рисовать, используя густой крем. - На оргстекло наносится любой крем (лучше детский, равномерно распределяется пластмассовым «шпателем». Такой рисунок имитирует рисование на
запотевшем стекле, и стекло можно использовать не ограниченное количество раз. Пальчики и оргстекло легко приводятся в порядок с помощью бумажных салфеток.
Игровое упражнение«Рисуем стихи» ребенку предлагалось послушать 4 коротких веселых стихотворения «Зимним вечером», «Птички», «Форель», «Куда в машинах снег везут?» Арт-мольберт вертикальной и горизонтальной линией делился на 4 части. На каждой части мольберта (размером А 4), ребенок рисовал свои впечатления и ощущения от услышанных поэтических строк. Упражнение проводилось с подгруппой детей из 4 человек. Каждый ребенок рисовал свой образ, свою ассоциацию к понравившемуся стихотворению. По окончании занятия дети рассматривали изображения, делились своими впечатлениями, чувствами и эмоциями.
«Рисуем сказку»(упражнение для подгрупповой работы – 4-5 человек).
Материалы: расписной деревянный сундучок с персонажами и атрибутами сказки, краски гуашевые, кисточки, ватные палочки.
Детям предлагалось открыть красивый, расписной «волшебный сундучок», где находятся персонажи сказок (маленькие мягкие или деревянные игрушки), которые появлялись из сундучка лишь только после того, как ребята произнесут волшебные слова и позовут сказку к себе в гости:
«Сундучок, сундучок, позолоченный бочок,
Расписная крышка, медная задвижка,
Раз, два, три, четыре пять, можно сказку начинать….
Сундучок открывается, а там….»
Далее сундучок открывался, и на столе располагались атрибуты и персонажи сказок. Дети смотрели настольный театр игрушки и слушали авторскую сказку (С. Демьяненко) «Мышонок Сухарик и радуга» (приложение 1).
Поделившись своими впечатлениями, ребятам было предложено изобразить полюбившегося главного персонажа сказки Упражнение вызвало у детей восторг и большой познавательный интерес. Аналогичную работу ребята выполнили после просмотра настольного театра игрушки по сказке Дети с большим желанием стали выполнять арт-терапевтическое упражнение .
Основные подходы в работе со сказкой:
1. Выразительное чтение или эмоциональное рассказывание сказочной истории.
2. Беседа по сказке. Вопросы, приглашающие ребенка к размышлению.
3. Выполнение творческого задания на прозрачном арт-мольберте.
Подводя итог, можно сказать, что использование прозрачного мольберта в работе с детьми с ОВЗ помогает решать коррекционно-развивающие задачи, позволяет повысить познавательную активность детей, самоконтроль и внимание, снизить уровень тревожности, неуверенности, негативных поведенческих реакций. А также добиться положительных результатов в развитии понимания речи, активного словаря и письменной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования "Прозрачного мольберта" в работе учителя-дефектолога.
Представленный дидактический материал в совокупности с использованием «Прозрачного мольберта» позволяет учить детей понимать форму, цвет, величину и пространственные положения предметов и...
Использование прозрачного мольберта в работе педагога-психолога с детьми с ЗПР.
quot;Прозрачный мольберт" используется для обогащения сенсорного опыта, развития психических функций, развития пространственно-логического мышления и вербального анализа, внимания, мелкой мотори...
Мастер – класс по теме «Использование арт-терапии в работе педагога-психолога»
И, пожалуй, одним из самых любимых и детьми, и взрослыми, является «золотой» прием, который носит название «кремотерапия на стекле». Вопрос...
Мастер-класс для педагогов " Прозрачный мольберт-прозрачное чудо"
Добрый день, уважаемые коллеги!Я рада вас видеть сегодня, друзья.Я очень надеюсь, что мой сегодняшний мастер класс на тему «Прозрачный мольберт-прозрачное чудо» даст вам ин...
"Прозрачный мольберт" для работы учителя-логопеда и педагога психолога
В этом году в детском саду возникла идея применения нового пособия - "Прозрачный мольберт". Это живопись на стекле, которая является хорошим способом творческого самовыражения детей и способ...
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Кейс-технология в работе педагога ДОО»
Мастер-класс для воспитателейТема: «Кейс-технология в работе педагога ДОО»...
Мастер-класс "Использование набора LEGO Education Emotions в работе педагога ДОУ"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"26979273","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"200","width":"600"}}]]...