Психологические особенности тревожного ребенка
статья по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В статье описаны личностные и поведенческие особенности тревожных детей, расказывается о проявлениях ситуативной и личностной тревожности. Приведены критерии, по которым можно определить тревожного ребенка, а также даны рекомендации педагогам по работе с такими детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_osobennosti_trevozhnogo_rebenka.docx | 20.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности тревожного ребенка
Одной из распространенных проблем современности является детская
тревожность и детские страхи. Психологи уделяют ей особое внимание, потому что она отрицательно влияет на развитие, общение, здоровье и общий уровень психологического благополучия ребенка.
В психологической литературе можно встретить разные определения
понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходится в том, что тревожность стоит рассматривать как ситуативное явление и как личностную
черту.
Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в повышенной склонности к опасениям, беспокойству. Следует отличать тревогу от тревожности. Чувство тревоги знакомо и детям, и взрослым, но у детей, только познающих окружающий мир, оно встречается гораздо чаще. Тревога возникает как естественная реакция организма на возможную опасность, неопределенную ситуацию или какие-либо конкретные обстоятельства. Носит она эпизодический характер и после устранения причины, вызвавшей тревожное состояние, проходит. Но в ряде случаев ощущение тревоги у детей становится постоянным, фоновым, что дает основание говорить о повышенной тревожности, как об устойчивом состоянии.
Тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует человеку в любом виде деятельности.
Виды тревожности в психологии делят на два типа: ситуативную и
личностную.
Ситуативную тревожность - считают первой ступенью. Она подразумевает беспокойство, волнение, проявляющиеся в конкретной жизненной ситуации, но не распространяющиеся на другие сферы жизни. Тревожность как реакция на ситуацию, то есть не как постоянную личностную черту, а как временное психологическое состояние, адекватное обстоятельствам. Например, ребенка укусила собака. Эта собака громка лает, бросается на всех, кто проходит мимо. Ребенок, видя собаку, каждый раз напрягается, плачет, демонстрирует беззащитность и неуверенность – черты тревожности, которые в других ситуациях ему не свойственны.
Личностная тревожность не связана с какой-либо определенной ситуацией и проявляется почти всегда. Это состояние сопутствует ребенку в любом виде деятельности. Личностная становится частью характера индивидуума. Например, ребенок часто напряжен, опасается и боится того, что не является угрозой. На занятиях, выполняя простой рисунок, который удается ему с легкостью, ребенок будет напряжен, скован, может долго не приступать к процессу, испытывать неуверенность. В общественных местах он будет крепко держаться за маму.
Особенности поведения тревожных детей:
Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например, рисования, в которой испытывают затруднения.
У таких детей можно заметить заметную разницу в поведении на
занятиях и вне занятий. Вне занятий это живые, общительные и непосредственные дети, на занятиях они зажаты и напряжены. Отвечают на вопросы воспитателя тихим и глухим голосом, могут даже начать заикаться. Речь их, может быть, как очень быстрой, торопливой, так и замедленной, затрудненной. Как правило, возникает длительное возбуждение: ребенок теребит руками одежду, манипулирует чем-нибудь.
Хорошо видна тревожность детей в рисунках. Рисунки тревожных детей
отличаются обилием штриховки, сильным нажимом, а также маленькими
размерами изображений. Нередко такие дети «застревают» на деталях,
особенно мелких.
Примерность, аккуратность носят защитный характер - ребенок делает
все, чтобы избежать неудачи. Неуверенный в себе, склонный к сомнениям и
колебаниям, робкий, тревожный ребенок нерешителен, несамостоятелен,
нередко инфантилен, повышено внушаем. Ребенок опасается других, ждет
нападения, насмешки, обиды. Он не справляется с задачей в игре, с делом.
Когда же человек боится чего-то конкретного, мы говорим о проявлении
страха. Базисом формирования тревожности являются страхи. А. Адлер
считает, что в основе формирования тревожности лежат такие механизмы, как
страх, боязнь трудностей.
В страхе и в тревоге есть общий эмоциональный компонент в виде чувства
волнения и беспокойства, страх и тревога не редко встречаются вместе. Страх – это естественная эмоция человека, способствующая самосохранению. Но не каждый страх станет фундаментом тревожности. Именно интенсивный, постоянный, не отпускающий страх может породить у ребенка личностную тревожность.
Признаки тревожности:
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему сняться страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнует
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдерживать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
По данным исследований, каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребенка, степени развития его воображения и определенных качеств личности ребенка. Каждому детскому возраста присущи так называемые «возрастные страхи».
Профессор А.И.Захаров выделил возрастные нормы страхов для детей дошкольного возраста. Если количество страхов у ребенка превышает возрастную норму в 1,5 раза, то можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка.
Правила работы с тревожными детьми для педагогов:
- Избегать публичных порицаний и замечаний!
- Избегать сравнения с другими детьми (особенно, если кто-то лучше).
- Обязательно отмечать успехи индивидуально и перед группой.
- Хвалить ребенка, гордиться им. Всем рассказывать и показывать его
достижения.
- Приободрять во всех начинаниях и хвалить даже за незначительные
самостоятельные поступки.
- Стараться делать как можно меньше замечаний ребенку.
- Не унижать ребенка, наказывая его.
- Эмоциональная поддержка («Ничего страшного…», «Бывает люди
ошибаются, боятся…», «Ну ничего, в следующий раз получится…») —
- Стимулирующая помощь – авансирование («У тебя получится, я знаю», «Я уверена, я в тебя верю…»).
- Персональная исключительность («Только у тебя и может получиться…», «А мне очень нравится то, как ты это сделал, нарисовал» и т. д.).
- Усиление мотивации («Сделай это для меня, мне будет очень приятно…», «Нам это так нужно для…»)
- Высокая оценка детали («Вот эта часть у тебя замечательно получилась…»).
- Не торопить! Давать время сообразить.
- Когда торопится, останавливать, успокаивать.
- При необходимости повторить и уточнить инструкцию.
- Проводить упражнения на релаксацию.
Список литературы:
1. Астапов В.М. «Тревожность у детей». – Москва, ПЕРСЭ, 2008.
2. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, Изд. «Просвещение», 2000.
3. Гурьев М.Е. «Социально-психологические причины и особенности
проявления страхов и тревог у детей и подростков». В сборнике:
Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. -
Новосибирск: ЦРНС, №21, 2015.
4. Захаров А.И. «Происхождение детских неврозов и психотерапия». - Москва., ЭКСМО-Пресс, 2000.
4. Мухина В. С. «Психология дошкольника». - Москва. Изд. «Просвещение», 2007.
5. «Общение детей в детской саду и семье» / Под. ред. Т А. Репиной, Р Б.
Стеркиной. – Москва, «Педагогика», 2000.
6. «Особенности психического развития детей 6–7-летнего возраста» / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л. А. Венгера. Москва. «Педагогика», 2006.
7. Пригожан А.М. «Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика». - Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Психологические особенности воспитания ребенка от 3 до 5 лет"
Материал содержит информацию, которая будет интересна родителям, воспитывающих трехлеток. Именно в этот возрастной период начинается психологическое взросление малышей, отделение его от мамы и начало ...
Психологические особенности адаптации ребенка к детскому саду
Адаптация обычно протекает сложно с массой негативных процессов в детском организме. Что происходит с ребенком в этот период и как же помочь ему легче адаптироваться? Попытаемся найти ответы на э...
Психологические особенности развития ребенка раннего возраста (от 1,5 до 3 лет).
Основные аспекты психолгического развития ребенка раннего возраста...
Психологические особенности родителей ребенка с ОВЗ
Больной ребенок-это испытание для родителей. Какие чувства испытывают родители? Почему обижаются, когда мы им хотим помочь?...
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ»
Родительское собрание с родителями воспитанников старшей группы по вопросам развития детей 5-6 лет...
Психологические особенности семьи ребенка с ОВЗ
Консультация для педагогов, работающих с семьями, в которых есть ребенок с тяжелыми нарушениями здоровья...
Повышенная тревожность у ребенка. Психологическая помощь тревожному ребенку.
Понятие тревожности. Поведенческие признаки тревожного ребенка. Причины повышенного уровня тревожности. Работа с тревожными детьми....