Тренинг для педагогов так и для родителей «Школа здоровья детей и родителей»
консультация по психологии
Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек является одной из актуальных проблем современности. Это связано с тем, что социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. В биологии и психологии выделяются понятия «пол» и «гендер». Необходимо различать эти понятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_polovoe_vospit.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для педагогов
«Школа здоровья детей и родителей»
Составил и провел
педагог-психолог Карякина И.С.
ПОДЕЛИТЬ ПЕДАГОГОВ НА РОЗОВЫХ (ДЕВОЧКИ) И ГОЛУБЫХ (МАЛЬЧИКИ) (раздать фишки каждому частнику)
Ход тренинга
Звучит музыка: «Из чего же сделаны наши мальчишки и девчонки» (музыка: Юрий Чичиков, слова: Яков Хелемский).
Психолог: Добрый день уважаемые педагоги. Разрешите вас поприветствовать на тренинге «Школа здоровья детей и родителей»
Сегодня мы все вместе попробуем подобрать ключи к вопросу о формировании половой принадлежности детей дошкольного возраста.
Психолог: Дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек является одной из актуальных проблем современности. Это связано с тем, что социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. В биологии и психологии выделяются понятия «пол» и «гендер». Необходимо различать эти понятия.
ОПРОС ПЕДАГОГОВ: КАК ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧЕМ РАЗЛИЧАЮТСЯ ЭТИ ДВА ПОНЯТИЯ? (ответы членов тренинга)
ПОЛ | ГЕНДЕР |
пол является природной характеристикой человека, благодаря которой происходит разделение людей на мужчин и женщин | Понятие «гендер» обозначает прежде всего отношения между одним объектом (или существом) и другими, раннее уже обозначенными классом, группой. Это отношения принадлежности. Таким образом, гендер следует понимать как социальное отношение.. |
Изначально такое естественное разделение исходило из анатомического различия между представителями обоих полов. В Большой советской энциклопедии (1975) пол определяется как «совокупность морфологических особенностей организма, обеспечивающее половое размножение», сущность которого сводится, в конечном счете, к оплодотворению. Пол человека является природным, материальным феноменом, важнейшим признаком человеческой телесности, благодаря которому индивид принадлежит материальному и социальному миру. Причем, характер и способы предъявления себя как представителя того или иного пола определяются социокультурным наполнением полового (телесного) различия. В своем поведении мужчины и женщины руководствуются системой социальных норм, ролей, социальных стереотипов относительно «мужских» или «женских» качеств и их предназначения. А содержание этой системы менялось с изменением социальных, экономических и исторических условий жизнедеятельности людей. Однако неизменным оставалось убеждение, что в основе социальнопсихологических различий между мужчинами и женщинами лежит их половая конституция. Дело в том, что с момента рождения, женщины и мужчины сразу попадают с систему общественных отношений, где им 9 отведены определенные (женские или мужские) роли: активная – мужчинам и пассивная – женщинам. При этом значимость мужских ролей всегда выше, чем женских в соответствии с иерархией социальных отношений. Такой биологически детерминированный подход к пониманию проблемы полов в течение тысячелетий считался единственно верным. | В середине ХХ века убеждения о биологическом происхождении различий и предназначении мужчин и женщин были подвергнуты сомнению. В 60-70 гг. в различных отраслях научного знания на Западе и в нашей стране активно стала заявлять о себе гендерная проблематика. Постепенно в научный оборот стали входить понятия «гендер», «гендерные исследования», «гендерный анализ», как отражение нового теоретического направления в развитии мировой и отечественной психологии. Иначе, понятие «гендер» объясняет не природную детерминированность, а полоролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношение общества к мужчинам и женщинам, разную общественную ценность в зависимости от их пола. Из этого следует, что гендер не является естественно заданным, а имеет свой источник в культуре и обозначает социальные представления о различии полов, их предназначения и ролей в обществе. Гендер понимается как совокупность символов, норм и законов, которые выработаны обществом в процессе своего развития, и регулирующие жизнь человека и общества. Другими словами, гендер – это система культурных значений, присвоенных полу, а потому, он является искусственным, социально сконструированным и должен быть понят как совершенно независимая от понятия «пол» категория. Понятие «гендер» определяет социальный статус и социальнопсихологические характеристики личности, приписываемые обществом 10 мужчинам и женщинам, на основании их половых различий. Но гендер не сводится буквально к совокупности психологических черт личности (соответственно мужских и женских). Ключевым здесь является приписывание психологических черт индивидам, с целью закрепления за ними социального статуса и ограничения в системе гендерных отношений |
Психолог: Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить.
ВОПРОС: Чем отличаются мальчики и девочки? (ответы членов тренинга)
Психолог : Левое полушарие мозга, отвечающее за словесно-логическое мышление, у девочек формируется раньше. У мальчиков же преобладает правое полушарие, поэтому в дошкольном возрасте главенствует образно-эмоциональная сфера.
Девочки раньше начинают говорить предложениями, у них лучше способности к общению и коммуникации.
У мальчиков более развито зрительное восприятие, у девочек – слуховое. Поэтому девочке нужно обязательно объяснять задание на словах, а мальчику будет понятнее, если ему наглядно покажут. Наверное, этим и объясняется, почему мужчины любят глазами, а женщины – ушами.
Девочки более склонны к послушанию, чем мальчики. Это заложено самой природой: чтобы воспроизвести потомство, самке нужно уметь приспосабливаться к окружающей среде. К подростковому возрасту послушание девочек и мальчиков становится примерно одинаковым.
У мальчиков чаще встречаются отклонения от нормы, как в отрицательную, так и в положительную сторону. Это также обусловлено разными биологическими задачами. Женщина предназначена для того, чтобы сохранить и передать потомкам накопленный опыт. На мужчинах природа приспосабливается к изменяющимся условиям, пробует новые функции, не всегда удачно. Поэтому среди мужчин чаще встречаются гениальные и психически больные люди.
Девочки биологически развиваются быстрее, чем мальчики. Они начинают ходить на 2-3 месяца раньше мальчиков, на 4-6 месяцев раньше начинают говорить. К школьному возрасту девочки опережают мальчиков примерно на год, а к возрасту полового созревания – на 2 года.
У мальчиков более развита потребность в исследовании окружающего мира. Поэтому мальчики бегают, залазят на деревья и заборы, спускаются в колодцы и подвалы. Девочкам же достаточно маленького уголка, где они могут тихонько заниматься с куклами, обустраивать домик. Поэтому и травматизм среди мальчиков в 2 раза выше. В будущем у мужчин более развито пространственное восприятие, они лучше ориентируются.
Девочки скорее включаются в работу. Мальчикам же требуется время на раскачивание, прежде чем приступить к заданию. Создаётся впечатление, что девочки более внимательны и работоспособны. Зато когда мальчишки достигают наибольшей работоспособности, девочки уже истощаются и снижают темп.
В оценке результатов мальчикам нужна конкретика: что именно он сделал хорошо или плохо. Для девочек же более значимо, кто именно их оценивает и как. Поэтому девочкам очень важна похвала, а мальчикам — совместный анализ их действий.
Мальчики чувствительны к критике в свой адрес в первые минуты беседы. Потом их мозг «отключается» и не воспринимает длительных нотаций. Поэтому делать выговор мальчику следует чётко и коротко.
Отгадывание загадок
Психолог : Уважаемые, педагоги, попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».
Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).
Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …(мальчишки).
Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики).
Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки).
При всех помериться силенкой конечно любят лишь…(мальчишки).
Психолог : А сейчас, я предлагаю немного обыграть жизненные ситуации которые могут случится у нас на работе. Нужен один доброволец ,он будет играть роль «родителя», а второй доброволец роль «психолога».
Ситуация 1. Мать с ребенком встречаются с психологом.
Моему сыну 2 года. Я заметила, что во время игр с другими детьми он чаще играет с игрушками, которые больше подходят девочкам: куклы, коляски, посуда и т.д. Стоит ли мне беспокоиться по поводу его предпочтений и запрещать ему играть с этими игрушками.
Что вы посоветуете маме? Проконсультируйте маму!
Ситуация 2. Мать с ребенком встречаются с психологом.
Моей девочке 5 лет. В последнее время она отказывается носить платья, юбки, заплетать косы и даже попросила постричь ей волосы как у мальчика. Предпочитает играть в компании мальчиков, любит драться, спорить. На день рождение попросила подарить ей пистолет и машинку. Стоит ли мне беспокоиться по этому поводу и как объяснить что она девочка.
Что вы посоветуете маме? Проконсультируйте маму!
Психолог :Молодцы, коллеги! Все прекрасно справились с заданиями!
Психолог : Какие игрушки нужны мальчикам, чтобы они выросли настоящими мужчинами? Какие игрушки нужны девочкам, чтобы они выросли хорошими мамами и хозяйками?
Психолог: ДЕВОЧКИ
В игротеке девочки обязательно и в полном комплекте должны присутствовать игры для будущей мамы, хозяйки, женщины: домашняя утварь - посуда, шкафчики, утюги. Хорошей мамой нашим девочкам помогут стать куклы пупсы и аксессуары по уходу - кроватка и постельное белье, полотенце для купания малыша и всякие атрибуты для прогулок. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т. Д. Нужны мягкие куклы-дети, которых легко посадить, положить спать, искупать, одеть и раздеть.
МАЛЬЧИКИ
Будущему рыцарю нужны игрушки, которые позволят ему проявить мужественность, почувствовать себя героем и спасателем мира, и еще обязательно те, которые дадут возможность проявить заботу. Например, военные игрушки позволяют прочувствовать и прожить такие важные качества, как самостоятельность, уверенность, независимость, оказать покровительство слабому, пережить ситуацию успеха и победы. Мальчишки играли в «войнушку» всегда. Всегда бегали с пистолетами и кричали «бах-бах-бах». И это нормально. Мужчина - воин. Чтобы вырасти не только настоящим мужчиной, но и счастливым, открытым миру человеком, мальчику нужно научиться проявлять чувства. Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.
Психолог : Давайте Представим ситуацию «В детский сад воспитателем принят мужчина» Предлагаю поделится на команды. Первая команда будет доказывать плюсы, а другая минусы
1 команда | 2 команда | |
1.Дети буду менее капризны | 1.Не сможет в девочках воспитать грациозность, ласку. | |
2.Будут более дисциплинированы | 2.В девочках будет прослеживаться мужская манера поведения. | |
3.Дети будут более четко реагировать на замечания мужчины – воспитателя. | 3 Отцы девочек будут против воспитания дочери посторонним мужчиной, даже, если это воспитатель | |
4.Мальчики будут видеть, как можно починить игрушку, если она сломалась. | 4. Девочки наверняка будут испытывать стеснение вовремя переодевания. | |
5.Мальчики и девочки будут с азартом гонять мяч на занятиях по физической культуре – значит, вопрос физического развития будут стоять на первом месте. | 5. Мужчина может не уделить должного внимания формированию гигиенических навыков детей. | |
6. Мальчики будут лучше идти на контакт с мужчиной воспитателем. | 6. Мужчина – воспитатель может не обратить на мелочи при одевании на прогулку (не очень хорошо повязан шарф, шапка не поправлена) | |
7.Мужчина – воспитатель быстрее и лучше найдет общий язык с детьми. | 7.Мужчина – воспитатель не сможет заплести косы девочкам, причесать, застирать пятно на платье. | |
8. Нестандартное мышление и принятие решения в возникающих вопросах. | 8. Больше внимания будет уделено сюжетно-ролевым играм с тематикой, близкой для мальчиков (транспорт, игры с конструктором, военные игры) | |
9.Многие мальчики, да и девочки растут без отца, а здесь пример мужского поведения, мужского воспитания | 9. Детям дошкольного возраста больше требуется внимания, теплоты, а это может дать только воспитатель – женщина. |
Педагоги обсуждают ситуацию, высказывают свое мнение.
Психолог : Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность вместе общаться, играть, трудиться.
Итак, мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Они по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Постарайтесь понять и принять наших мальчишек и девчонок такими, какие они есть, такими разными и по-своему прекрасными, какими создала их природа. А вот удастся ли сохранить, раскрыть, развить эти задатки, не повредить, не сломать – зависит только от нас с вами.
Психолог: Дорогие коллеги, наш тренинг подошел к концу! Большое спасибо вам за проделанную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОУ. Тема:«Позитив эмоций – основа здоровья педагога».
Педагог постоянно включен в разнообразные быстроменяющиеся социальные ситуации, на которые должен мобильно реагировать. При встрече с непредвиденными ситуациями, он должен думать, прежде всего, о том,...
Консультация для родителей ДОУ. «Здоровые дети – счастливые родители»
Консультация для родителей ДОУ. «Здоровые дети – счастливые родители»...
Консультация для родителей ДОУ "Здоровые дети-счастливые родители"
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, крепким, выносливым. Как правило у взрослых возникае тинтерес к ЗОЖ лишь тогда, когда ребенку уже требуется медицинская помощь....
Консультация для родителей ДОУ. «Здоровые дети – счастливые родители»
Консультация для родителей ДОУ.«Здоровые дети – счастливые родители»...
Консультация для родителей ДОУ «Здоровые дети – счастливые родители»
Консультация для родителей ДОУ«Здоровые дети – счастливые родители» Воспитатель: АстанинаЕ. А. Цель: формирование здоровья детей дошкольного возраста.Здоро...
Консультация для родителей ДОУ. «Здоровые дети – счастливые родители»
Консультация для родителей ДОУ. «Здоровые дети – счастливые родители»...