Тест «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)
материал по психологии

Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка (диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom_derevo_chelovek.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Р. Ф. Беляускайте

Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка (диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М.: АПН СССР, 1987. – с.67-80.

Тест «Дом-дерево-человек» (ДДЧ)

Американский психолог Дж. Бак.

Первым создал и разработал детально систему интерпретации теста ДДЧ. Проективные особенности этого теста обусловлены неопределенностью предъявляемого стимула. Слова «дом», «дерево», «человек» - знакомы каждому, но они не специфичны, и поэтому при выполнении задания испытуемый вынужден проецировать своего представления каждого объекта и свое отношение к тому, что данный объект символизирует для него. Считается, что рисунок дома, дерева, человека, т.к. в своем рисунке он представляет те черты объектов, которые в той или иной степени значимы для него.

Для выполнения теста ДДЧ ребенку предлагается бумага, простой карандаш, ластик. Стандартный лист для рисования складывается пополам. На первой странице в горизонтальном положении наверху печатными буквами написано «дом», на втором и третьем в вертикальной позиции сверху каждого листа соответственно «дерево» и «человек», на четвертой – имя и фамилия испытуемого, дата проведения исследования. Для рисования используется простой карандаш 2м.

Инструкция для ребенка: «Нарисуй, пожалуйста, как можно лучше дом, дерево и человека». На все уточняющие вопросы испытуемого следует отвечать, что он может рисовать так, как ему хочется. Выполнение теста состоит из двух частей: рисования и беседы после него. Обычно записываются все спонтанные высказывания, отмечаются непривычные движения. После рисования ребенку задается ряд вопросов о его рисунках. Опрос обычно начинается с рисунка человека. Спрашивается, кого он нарисовал, возраст нарисованного мальчика или девочки, что он делает, какое у него настроение, напоминает ли он кого-нибудь из знакомых.

Анализ рисунков производится с учетом их формальных и содержательных аспектов. Информативными признаками, например, считаются расположение рисунка на листе бумаги, пропорции частей рисунка, его величина, стиль раскрашивания, сила нажима, стирание рисунка или его частей, выделение деталей. Содержательные аспекты – особенности, движения и настроение нарисованного объекта.

Для анализа используется три аспекта оценки: детали рисунков, их пропорции и перспективы. Детали представляют осознание и заинтересованность человека в каждодневной жизненной ситуации. Личная значимость деталей может быть показана позитивно (если во время работы ребенок подчеркивает или стирает детали, а также возвращается к ним) или негативно (пропущены основные детали рисуемых объектов). Интерпретация значимых деталей может выявить некоторые конфликты, страх и переживание рисующего. Но интерпретировать их нужно с учетом целого и в сотрудничестве и рисующим: символическое значение деталей может быть индивидуальным. Отсутствие рта или глаза может указывать на трудности в общении или же его отрицание. Дети с ювенильным рематоидным артритом часто рисовали детей со спрятанными за спину руками, а также без ног, или же с выделенными каким-либо образом руками и ногами.

Пропорции рисунка отражают психологическую значимость вещей, ситуаций, отношений. Пропорция может рассматриваться как отношение целого рисунка ко всему пространству бумаги или как отношение одной части рисунка к другой. Очень маленький человек показать чувство неадекватности субъекта в его окружении или желание аутически выйти из ситауции. Считается, что перспектива показывает более сложное отношение человека к его окружению. При оценке перспективы внимание обращается на положение рисунка на листе по отношению к зрителю (взгляд сверху или снизу), взаимное расположение частей рисунка, движение нарисованного объекта. Например, человек бегущий, танцующий, играющий чаще всего показывает активное творческое отношение ребенка к своей жизни.

Для количественной оценки теста ДДЧ общепринятые качественные показатели сгруппированы в симптомокомплексы. Показатели симптомокомплексов оцениваются баллами отсутствует показатель 0 во всех случаях. Некоторые признаки оцениваются по степени выраженности. Наличие объема на одном рисунке – 1 балл, на двух – два, на всех трех – три.

Баллы, выставляемые признаку, зависят также от его значимости в интерпретации рисунка.

Выраженность симптомокомплекса оценивается как сумма баллов его показателей. При интерпретации ДДЧ нужно исходить из полостности всех рисунков. Наличие одного признака не свидетельствует о наличии психологической особенности. Возникшую гипотезу лучше проверить в беседе с ребенком. ДДЧ целесообразно применять в начале консультации, чтобы локализировать проблему ребенка в эмоциональной сфере или же в сфере интеллектуального развития.

Рисунок заметно хуже, чем у сверстников, плохая перспектива, неадекватные пропорции, присутствуют основные детали объекта. Если всё это на трех рисунках, то можно думать о возможном отставании умственного развития. Если же один рисунок выделяется плохим качеством, можно предположить, что он вызывает наиболее яркую эмоциональную реакцию рисующего. Когда по рисункам акцентированы несколько симптомокомплексов, тогда можно предположить, что для ребенка важнее разрешение эмоциональных проблем.

Пять показателей органического поражения центральной нервной системы:

  1. двойные линии в рисунке.
  2. несоединенные между собой линии.
  3. сильный уклон нарисованной фигуры.
  4. очень большая голова.
  5. неадекватно выделенная в рисунке человека.

Присутствие трех и более признаков дает основание предполагать об органической дисфункции ЦНС.

Симптомокомплексы теста ДДЧ

Симптомокомплекс

Симптом

Балл

Максимальный балл

НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ 1. Рисунок в самом центре листа 0,1,2,3

2. Рисунок в верхнем углу листа 0,1,2,3

3. Дом, дерево – с самого края 0,1,2

4. Рисунок внизу листа 0,1,2,3 МАХ = 17

5. Много второстепенных деталей 0,1,2,3

6. Дерево на горе 0,1

7. Очень подчеркнутые корни 0,1

8. непропорционально длинные руки 0,1

9. Широко расставленные ноги 0,1

10. Другие возможные признаки 0,1

ТРЕВОЖНОСТЬ 1. Облака 0,1,2,3

2. Выделение отдельных деталей 0,1 МАХ = 22

3. Ограничение пространства 0,1,2,3

4. Штриховка 0,1,2,3

5. Линии с сильным нажимом 0,1

6. Много стирания 0,1,2

7. Мертвое дерево, больной человек 0,2

8. Подчеркнутая линия основания 0,1,2,3

9. Толстая линия фундамента дома 0,2

10. Интенсивно затушеваны волосы 0,1

11. Другие возможные признаки 0,1

НЕДОВЕРИЕ К СЕБЕ 1. Очень слабая линия рисунка 0,2

2. Дом с краю листа 0,1

3. Слабая линия ствола 0,1 МАХ = 7

4. Одномерное дерево 0,1

5. Очень маленькая дверь 0,1

6. Самооправдывающие оговорки во время

рисования, прикрывание рисунка рукой 0,1

7. Другие возможные признаки 0,1

ЧУВСТВО 1. Рисунок очень маленький 0,1,2,3

НЕПОЛНОЦЕННОСТИ 2. Отсутствуют руки, ноги 0,2

3. Руки за спиной 0,1

4. Непропорционально короткие руки 0,1 МАХ = 11

5. Непропорционально узкие плечи 0,1

6. Непропорционально большая система

Веток 0,1

7. Непропорционально крупные

двухмерные листья 0,1

8. Дерево, умершее от гниения 0,1

9. Другие признаки 0,1

ВРАЖДЕБНОСТЬ 1. Отсутствие окон 0,2

2. Дверь – замочная скважина 0,1

3. Очень большое дерево 0,1

4. Дерево с краю листа 0,1 МАХ = 14

5. Обратный профиль дерева, человека 0,1

6. Ветки, двух измерений, как пальцы 0,1

7. Глаза – пустые глазницы 0,2

8. Острые, длинные пальцы 0,2

9. Оскал, видны зубы 0,1

10. Агрессивная позиция человека 0,2

11. Другие признаки 0,1

КОНФЛИКТНОСТЬ 1. Ограничение пространства 0,1,2,3

(ФРУСТРАЦИЯ) 2. Перспектива снизу (взгляд червя) 0,1,2,3

3. Перерисовывание объекта 0,2

4. Отказ рисовать какой-либо объект 0,2

5. Дерево как два дерева 0,2 МАХ = 17

6. Явное несоответствие качества 0,2

одного из рисунков

7. Противоречивость рисунка и

Высказывания 0,1

8. Подчеркнутая талия 0,1

9. Отсутствуют трубы на крыше 0,1

10. Другие признаки 0,1

ТРУДНОСТИ 1. Отсутствие двери 0,2

ОБЩЕНИЯ 2. Очень маленькая дверь 0,1

3. Отсутствие окон 0,2 МАХ = 17

4. Окна – отверстия без рам 0,1

5. Излишне закрытые окна 0,1

#1042;ыделенное лицо 0,1

7. Лицо нарисовано последним 0,1

8. Отсутствие основных деталей лица 0,2

9. Человек нарисован схематично 0,2

10. Дом, человек в профиль 0,1 МАХ = 17

11. Дверь без ручки 0,1

12. Рука в оборонительной позиции 0,1

#1042;ысказывание об одиноком человеке

как одиноком, без друзей 0,1

ДЕПРЕССИВНОСТЬ

#1055;омещение рисунка в самый низ

листа 0,1,2,3

#1042;ид дерева или дома сверху 0,1

#1051;иния основания идущая вниз 0,1

#1051;иния, слабеющая в процессе

рисования 0,2 МАХ = 11

#1057;ильная усталость после рисования 0,2

#1054;чень маленькие рисунки 0,2

#1044;ругие возможные признаки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волшебное тесто.Как правильно замесить соленое тесто?

Как правильно замесить соленое тесто?Вариант №1Берем соль, муку и воду в пропорциях 1:1:2,5. Воду немного подогреваем (максимум до 37 градусов) в нее высыпаем соль (все равно какого помола) и растворя...

Занятие- экспериментирование с тестом "Тесто для пирожков"

Знакомство с тестом, как материалом для лепки...

тест Дом, дерево, человек

Методика «Дом - Дерево - Человек» Дж. Бука...

«Дом-дерево-человек» Л.А.Венгер

ПроективнаяметодикаПредложена Дж. Буком в 1948 г. По мнению Дж. Бука, каждый рисунок - этосвоеобразный автопортрет, детали которого имеют личностное значение. Порисунку можно судить об аффективной сфе...

Тест «Дом, дерево, человек»

Данный тест применяется для внутриличностной диагностики ребенка. ...