Рисуночная методика «Я и мой мир» для детей от 6 до 14 лет. Выявляет увлечения, мечты, социальные предпочтения ребенка
методическая разработка по психологии
Рисуночная методика «Я и мой мир» позволяет увидеть ценностные ориентиры ребенка. Причем такие, которые могут и не проявляться в детском саду.Методика «Я и мой мир» состоит из четырех заданий. Для каждого задания на листе отведена отдельная зона для рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risunochnaya_metodika_ya_i_moy_mir.docx | 96.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Рисуночная методика «Я и мой мир» для детей от 6 до 14 лет. Выявляет увлечения, мечты, социальные предпочтения ребенка
Рисуночная методика «Я и мой мир» позволяет увидеть ценностные ориентиры ребенка. Причем такие, которые могут и не проявляться в детском саду.Методика «Я и мой мир» состоит из четырех заданий. Для каждого задания на листе отведена отдельная зона для рисования.
1. Личностное самовосприятие. Нарисуй себя в волшебном зеркале. Оно показывает тебя таким, каким ты хочешь себя видеть. В первую очередь, привлекая внимание детей к началу задания, прошу назвать фигуру в центре листа. Все дружно отвечают, что это «овал».
– Вы правы, но в нашем задании это не просто овал, а овальное волшебное зеркало. Представьте, что вы отражаетесь в нем такими, какими хотите себя видеть. Представьте всё: внешность, одежду, настроение. Быть может, вы что-то нужное держите в руках. Возьмите цветные карандаши и нарисуйте то, что представили. Рисуйте как можете, как получается. Рисунок конечно до конца не может передать настоящее отражение в волшебном зеркале, но все остальное можно будет описать словами. На выполнение данного задания достаточно 7-10 минут.
2. Желаемый круг близкого окружения. Нарисуй в своем домике тех, с кем бы ты хотел жить.
От овала отходят стрелочки. Прошу ответить детей, на что указывает стрелочка справа в верхней части листа. Опять хор дружных ответов «На домик».
– Да, вы правы. И представьте, что это ваш собственный домик. Хотя он нарисован совсем просто, в нем есть всё, что вам необходимо, всё, что вы хотите: игрушки, мебель, еда и многое другое. Вам осталась нарисовать только людей, с которыми вы бы хотели в этом домике жить. Для них в этом домике тоже будет все необходимое. Себя рисовать не нужно. Домик в любом случае ваш, а себя вы уже нарисовали в волшебном зеркале. Для выполнения этого задания потребуется больше всего времени – 12-15 минут. Если ребенок начинает все же рисовать окна, лестницы, мебель, даю такую инструкцию:
– Вот это дорисуй и больше ничего из предметов не нужно. Все это в доме уже есть, нужно нарисовать только тех людей, с которыми ты в нем хочешь жить. Чаще всего дети рисуют свою семью, но иногда друзей и/или животных.
3.Личностные предпочтения, интересы, хобби. Нарисуй в сердце то, что ты любишь, то, что тебе нравится
Обращаю внимание детей, что в задании есть еще одна стрелка в левой части листа, указывающая вниз на одну из любымых в детской среде фигурок – сердце.
– Представьте, что это ваше сердце. Нарисуйте в нем то, что вы любите, всё, что вам нравится. Людей, нарисованных в домике здесь рисовать не нужно так, как понятно, что вы их тоже любите, раз дарите им место в своем доме. На выполнение этого задания достаточно будет 5-7 минут.
Тут педагог может столкнуться тем, что ребенок просит подсказать, что можно нарисовать. Но готовые ответы, как вы понимает, недопустимы.
Достаточно «углубить» инструкцию: – Это же Твое сердце, поэтому ты сам рисуешь, то что ты любишь, то, что тебе нравится.
При рисовании шестилетки не всегда бывают объективны, рисуют что-то случайное, маловажное (круглые витаминки, мягкую подушку). Их рефлексивные процессы находятся еще в зачаточном состоянии. Дети могут первый раз в жизни задуматься, что они могут что-то вообще любить. Пусть это не даст достоверного результата, но ребенку на память достанется трогательный рисунок, подрастет, сам с удивлением узнает, что он «любил» в детстве.
4. Мечты, планы. Нарисуй в облаке свою мечту, нарисуй то, что ты хочешь, чтобы обязательно случилось в твоей жизни.
Прошу сказать детей, на что указывает последняя стрелочка в задании. Все так же дружно произносят: «На облако».
– Правильно. Такие облака часто рисуют в мультфильмах или детских комиксах, когда нужно показать, что герой о тем-то мечтает. Это облако мечты. Причем это облако Вашей мечты. О чем вы метаете? Быть может, чтобы у вас что-то было, или куда-то попасть, чего то достигнуть, с кем-то встретиться, что-то увидеть. Мечты бывают самые разные. И свои мечты вы можете отразить здесь. Как правило, за 5-7 минут дети справляются.
После того, как задание выполнено, рисунки и карандаши собираются. Ребята могут поиграть на ковре. Но по одному человеку они приглашаются в «секретную» комнату, чтобы можно было побеседовать о рисунке.
Секретная комната – это условное название уголка, где я могу уединиться с ребенком. Ее можно оборудовать за ширмой или в групповой раздевалке, поставив рядом два стульчика. В среднем на мини-беседу с ребенком отводится 5-7 минут.
Задаются вопросы о том, кого и что он нарисовал в разных зонах бланка «Я и мой мир», уточняются детали, спрашивается, хотел бы он еще что-то нарисовать.
Качественная оценка рисуночной методики «Я и мой мир»
Результаты рисуночной методики «Я и мой мир» позволяют проследить качественное развитие параметров личности ребенка по таким шкалам, как:
– эгоцентризм – объективность восприятия;
– ориентация на материальные потребности – ориентация на потребности в развитии;
– направленность на себя (социальная интроверсия) – направленность на окружающий мир (социальная экстраверсия).
Конечно, у дошколят преобладает выражение эгоцентрической позиции, ориентированной на материальные потребности и социальную интроверсию:
- рисуя мечту, дети выражают желания, направленное на удовлетворение своих материальных потребностей (я хочу, чтобы мне купили телефон, робота на пульте управления, фею Винкс и т.п.)
- рисуя свои предпочтения (то, что я люблю) дети тоже изображают свои игрушки, гаджеты, героев мультфильмов, а так же любимые лакомства: мороженое, конфеты и т.п.
Хорошо, если по мере взросления сюжеты рисунков ощутимо меняются в сторону шкал «объективность восприятия», «ориентация на потребности в развитии», «направленность на окружающий мир (социальная экстраверсия)».
- рисуя мечту, дети могут демонстрировать стремления к познанию, саморазвитию, стремление реализовать не только свои потребности, но и потребности близких людей, выражают заботу по отношению к своим родителям. Например: Аня Б.: «Я мечтаю выучиться на модельера одежды и шить себе, маме и сестричке платья». Света И.: «Я мечтаю увидеть город Нью-Йорк и выучить английский язык, чтобы у меня было больше друзей», Кирилл Т.: «Хочу научиться водить машину и вертолет и тогда смогу возить свою семью на море или мы полетим туда».
- рисуя свои предпочтения (то, что я люблю) дети имеющие прогресс в социальном развитии уже изображают:
а) чувства – люблю смеяться, люблю быть добрым и добрых людей, люблю, когда улыбается мама и т.п.
б) социально одобряемые поступки, полезные действия – люблю наводить порядок в комнате, люблю заниматься спортом, люблю с папой мастерить кормушки, люблю ухаживать за своими цветами и т.п.
Методику «Я и мой мир» целесообразно поводить не чаще одного раза в год. По мере взросления ребенка, соберутся рисунки для рефлексивного анализа. Конечно, они не дадут полную картину о мире детства, но позволят сохранить на память ряд образов, деталей, которые забываются.
Думаю, особо интересными и полными будут результаты у подростков, которым по 10-14 лет. Возможно, методика будет интересна людям постарше, строгих возрастных ограничений у неё нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рисуночная методика "Домик для эльфа"
Рисуночная методика "Домик для эльфа" Златы Королевы позволяет выявить отношение к окружающему миру. Всё, что нужно для работы - это незаконченный рисунок лесного пейзажа с маленьким эльфом, которому ...
Тест “Детский сад” - рисуночная методика
Иногда педагогу нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе его воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае - предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей гру...
Консультация на тему: «Использование рисуночных методик в качестве диагностики и профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов»
Предлагаемые рисуночные методики являются диагностическим, (позволяющие оценить физическое, моральное, эмоциональное состояние человека) и профилактическим материалом в работе по про...
Программа психокоррекции страхов у детей 5-7 с использованием рисуночной методики.
Феномен страха интересовал многих именитых ученых, начиная с глубокой древности. Но до сих пор эта эмоция остается загадочной, несмотря на то, что в настоящее врямя наметились существенные сдвиги в пр...
Рисуночные методики
Набор рисуночных методик, которые помогют мне в работе...
Психокоррекционная программа по преодолению страхов у детей 5 -7 лет с использованием рисуночных методик
Цель программы – создание условий для преодоления страхов у детей дошкольного возраста. В ходе достижения цели решаются следующие задачи:·Совершенствования умения у детей передачи своего эмоциона...
Рисуночные методики Методика «Барашек в бутылке»: выявляем эмоциональные проблемы в семье
Одно из условий хорошей адаптации ребенка к детскому саду и в будущем к школе – благополучные детско-родительские отношения. Чтобы определить, как ребенок чувствует...