Развивающая программа "Адаптация без слез"
рабочая программа по психологии (младшая группа)

Капленко Таисия Анатольевна

Развивающая программа сопровождения адаптационного процесса 1,5-3 года «Адаптация без слез»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayushchaya_programma_adaptaiya_bez_slez.docx451.88 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая программа сопровождения адаптационного процесса 1,5-3 года «Адаптация без слез»

Пояснительная записка

Адаптация -  процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптированность, т. е. совокупленность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс).

Выделяется три фазы адаптационного процесса:

  • острая фаза или период дезадаптации,
  • подострая фаза или собственно адаптация,
  • фаза компенсации или период адаптированности.

1. Острая фаза – у детей отмечаются стойкие нарушения поведения: они прячутся в укромный уголок и сидят в раздевальной комнате, зовут маму, много плачут, плохо спят, отказываются от еды. В первые дни бурно реагируют на уход родителей, проявляют агрессию к сверстникам, потом становятся вялыми и пассивными. Такие дети, как правило, заболевают ОРВИ в первые 10 дней после поступления в дошкольное учреждение, болеют повторно и с осложнениями. Период адаптации задерживается до 2-3 месяцев, иногда дольше. Часть детей с тяжелой адаптацией не болеют, но несмотря на это, у них длительно отмечается неадекватное поведение, некоторые даже перестают говорить. В таких случаях родителям следует повременить с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, пока он не окрепнет, а его нервная система не станет более зрелой.

2. Подострая фаза – эмоциональное состояние, аппетит и сон нормализуются медленнее. Кроме того, в первый месяц после поступления многие дети заболевают острой респираторной вирусной инфекцией (ОРВИ), которая длится не более 7, 10 дней и проходит без осложнений.

 3.Фаза компенсации – наблюдается временное ухудшение эмоционального состояния. Малыш плохо спит, теряет аппетит, капризничает, отказывается от игр. Однако все эти явления проходят в течение месяца, иногда и раньше – 2, 3 недели.

Основные условия нормального психического развития ребенка – благоприятная психологическая атмосфера; правильно организованный педагогический процесс; здоровьесберегающая среда, обеспечивающая потребности ребенка в движении, творчестве, общении; добрый и справедливый педагог, внимательный и чуткий к любым проявлениям ребенка.

При сопровождении вновь прибывших в детский сад детей на первый план выдвигается задача улучшения их психоэмоционального благополучия в адаптационный период вспомогательными психолого-педагогическими средствами.

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

Цели и задачи программы

Цель: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем.

Задачи:

1. Помощь детям раннего возраста преодолеть стрессовые состояния в период адаптации к дошкольному учреждению.

2. Содействовать возникновению у малышей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;

3.  Обеспечить консультативно-просветительскую поддержку семей воспитанников в вопросах адаптации детей к условиям детского сада и их вовлечение в образовательную деятельность ДОУ.

Данная рабочая программа разработана на основе развивающих программ

Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. "Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии"

Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, снижению импульсивности, тревоги и агрессии, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов, оптимизации детско-родительских отношений. 

Диагностика проходит по трем направлениям:

1. Характеристика родителями состояния своих детей в семье  

2. Заполнение индивидуального листа адаптации ребенка педагогами

3. Заполнение карт наблюдения адаптированности детей к дошкольному учреждению.

Работа с детьми проводится в течение первых трех месяцев с периода поступления детей в детский сад. Занятия проводятся на протяжении 3 месяцев. Занятия длительностью 10-20 минут проводятся 2 раза в неделю. Каждое из занятий повторяется по 3- 4 раза, чтобы дети запомнили слова потешек и песенок, правила игр Занятия направлены на создание положительного эмоционального настроя воспитанников к условиям ДОУ.

Результативность.

Результат адаптации будет анализироваться с помощью адаптационных листов, которые будут заполняться воспитателем; результат анкетирования родителей.

Оценка результативности

1. Анализ адаптационных листов

2. Анализ анкетирования родителей и воспитателей об успешности адаптации детей в ДОУ.

3. Анализ карт наблюдения.

Ожидаемые результаты

1. Успешная адаптация детей раннего возраста.

2. Оптимизация взаимодействия воспитателей и родителей в воспитании детей.

3. Активное усвоение ребенком норм и правил социального поведения соответствующих возрастной норме.

Примерное перспективное планирование занятий по профилактике дезадаптации детей 1,5 - 3 лет

Дата

(месяц)

Тема занятия

Цель занятия

Сентябрь

1

Занятие «Божья коровка»

по программе Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

  1. Создание положительного эмоционального настроя

в группе;

  1. Развитие умения действовать соответственно правилам игры;
  2. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле
  3. Развитие зрительного восприятия (цвета, формы, размера предметов);
  4. Развитие внимания, речи и воображения.

2

Занятие «Мячик» по программе Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

  1. Сплочение группы, развитие умения взаимодействовать со сверстниками.
  2. Повышение эмоционального тонуса.
  1. Развитие чувства ритма, координации движений.
  2. Развитие ориентации в пространстве.
  3. Обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов.
  1. Развитие зрительного и тактильного восприятия, речи и воображения.

3

Занятие «Таня и собачка» по программе Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. "Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии"

  1. Создание

положительного эмоционального настроя в группе.

  1. Развитие умения подражать движениям взрослого.
  2. Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

4.Развитие мелкой моторики

4

Занятие «У кота Василия» по программе Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. "Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии" 

  1. Создание

положительного эмоционального настроя в группе.

  1. Развитие умения подражать движениям взрослого.
  2. Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.

4.Развитие мелкой моторики

Октябрь

5

Занятие «Веселый Петрушка» по программе Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

  1. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с правилами игры, с ритмом стиха.
  2. Закрепление знаний детей о принадлежности к полу (девочка- мальчик).
  3. Закрепление пространственных представлений («верх», «низ»).
  4. Развитие общей и мелкой моторики.
  5. Развитие восприятия, речи и воображения.

6

Занятие «Бабушке в подарок!» по программе Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. "Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии"

  1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
  2. Развитие умения подражать движениям взрослого.
  3. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
  4. Развитие тактильного восприятия, внимания, речи и воображения.

7

Занятие «Мячики» по программе Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

  1. Развитие коммуникативных навыков (учить устанавливать контакт друг с другом, действовать согласованно, подстраиваться к темпу движений партнера.
  2. Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
  3. Развитие умения согласовывать свои действия с ритмом и текстом стиха.
  4. Развитие ориентации в собственном теле;
  5. Развитие общей и мелкой моторики.
  6. Развитие зрительного восприятия, речи и воображения.

Ноябрь

8

Занятие «Мыльные пузыри»» по программе Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

  1. Снятие эмоционального напряжения и агрессии.
  2. Снятие излишней двигательной активности, импульсивности.
  3. Обучение детей установлению контакта друг с

другом, сплочение группы.

  1. Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики.
  2. Развитие внимания, речи и воображения.

9

Занятие «Птичка-птичка» по программе Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. "Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии"

  1. Создание
  2. положительного эмоционального настроя в группе.
  3. Развитие умения подражать движениям взрослого.
  4. Развитие умения подчиняться правилам игры, отработка быстроты реакции.
  5. 4.Развитие мелкой моторики

10

Занятие «Мишка» по программе Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

 

  1. Сплочение группы, развитие эмпатии.
  2. Снятие эмоционального и мышечного

напряжения, тревожности.

  1. Развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, с ритмом стиха, с правилами игры.
  2. Развитие координации движений, общей и мелкой моторики.
  3. Развитие внимания, речи и воображения.

Используемая литература

- Кротова Т.Б., Минина О.А., Можейко А.В. "Цикл занятий для развития познавательной сферы у детей 1-3 лет с проблемами в развитии"

- Лапина И.В. Адаптация детей при поступлении в детский сад: программа, психолого-педагогическое сопровождение.

- Роньжина А.С. «Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации»

- Рузина Р.С. Страна пальчиковых игр.

- Смирнова Л.Н. “Развитие речи у детей 2-3 лет” М. “Мозаика – Синтез” 2006г.

- Интернет-ресурсы

Конспекты занятий.

Занятие 1

БОЖЬЯ КОРОВКА

Материалы: игрушечная божья коровка (желательно круглой формы); большие и маленькие машинки, матрешки, куклы, кубики и т.п.;

лист с изображением божьей коровки.                                                                  

Ход занятия

Приветствие.

Психолог показывает детям игрушечную божью коровку и говорит:

- К нам в гости прилетела божья коровка. Посмотрите, какая она красивая! Давайте поздороваемся с ней.

Дети рассматривают божью коровку, здороваются с ней.

Упражнение 1.

Психолог предлагает определить цвет, форму и величину игрушки, затем вместе с детьми считает очки на сцинке божьей коровки.

Если дети затрудняются с ответом, психолог сам называет цвет, форму и величину игрушки.

Ребята, представьте себе, что наша божья коровка полетела. Ну-ка, попробуем ее поймать!

Упражнение 2.

Психолог, делая вид, что пытается поймать воображаемого жучка, выполняет хватательные движения над головой: одной рукой, другой, обеими руками одновременно. Дети повторяют показанные движения.

-  Давайте разожмем кулачки и посмотрим, смогли ли мы поймать божью коровку.

Дети вслед за психологом медленно разжимают кулачки.

-  Вот наш жучок! Подставьте ему обе ладошки. Дети вслед за психологом соединяют раскрытые ладони, представляя, что держат воображаемого жучка.

Упражнение 3.

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Черного и белого,

 Только не горелого!

Ритмично покачивают ладонями.

Делают взмахи перекрещенными кистями рук.

Машут кистями рук на себя. Ритмично хлопают в ладоши. Грозят указательным пальцем.

Как правило, на первом занятии многие дети не способны повторить некоторые движения за взрослым (скрестить кисти рук, погрозить указательным пальцем). В этом случае мамы, воспитатель, психолог сажают малышей к себе на колени и, поддерживая их ладони, делают вместе с ними вышеописанные движения.

- Замерзла божья коровка, не может взлететь. Давайте согреем ее нашим дыханием. Дети дышат на ладошки.

Упражнение 4.

Обучая этому дыхательному упражнению, психолог может попросить детей широко открыть рот и длительно произносить звук «А».

- Согрелась божья коровка, давайте сдуем ее с ладошки.

Дети делают несколько глубоких вдохов через нос и выдохов через рот. На выдохе вытягивают губы трубочкой, подставляют под холодные струйки воздуха ладошки.

На начальном этапе освоения этого упражнения можно предложить детям на выдохе длительно произносить звук «У».

Упражнение 5.

Психолог выставляет перед детьми парные игрушки, различающиеся по величине (большие и маленькие машинки, матрешки и т.п.) и говорит:

-  Ребята, божьей коровке захотелось поиграть с вашими игрушками. Помогите ей выбрать маленькие игрушки.

Дети выполняют задание.

 Психолог говорит:

- Божьей коровке у вас очень понравилось, но пришла пора прощаться. До свидания!

Занятие 2

МЯЧИК

Материалы: большой мяч;

матерчатый мешочек, маленький пластмассовый мяч и пластмассовый кубик (соразмерные по величине).

Ход занятия

Упражнение 1.

Психолог показывает детям большой мяч и предлагает определить его величину, цвет и форму. Дети выполняют задание.

-  Покажите рукой форму мяча.

Дети рисуют в воздухе круг: одной рукой, другой, обеими руками одновременно.

Упражнение 2.

- А теперь представьте, что вы превратились в мячики. Катя, ты будешь мячиком какого цвета? А ты, Вова? Ит.д.

Дети рассматривают свою одежду и называют соответствующие цвета.

Упражнение 3.

- Я буду играть с мячами - легонько шлепать вас ладошкой, а вы будете прыгать, как мячики.

Дети, почувствовав касание, подпрыгивают на месте.

Игра повторяется 2-3 раза.

 - Ребята, вы так весело играли, что мячу тоже захотелось с вами поиграть. Закройте глаза, а мячик спрячется.

Упражнение 4.

Дети закрывают глаза, психолог прячет мяч. По команде психолога дети открывают глаза и начинают искать мяч. Найдя, говорят, где он «прятался».

Упражнение 5.

Психолог показывает детям матерчатый мешочек, в котором находятся маленький мячик и кубик.

- В этом мешочке спрятался маленький мячик. Вам нужно найти его, не заглядывая в мешочек.

Дети поочередно отыскивают мячик на ощупь и рассказывают, как они отличили его от кубика.

Психолог говорит:

- Наше занятие заканчивается. Давайте скажем друг другу «спасибо» за веселую игру. До свидания!

Занятие 3

ТАНЯ И СОБАЧКА

Ход занятия

Психолог: А знаете ли вы, кто наш дом стережет, не пускает никого чужих? С кем так весело играть? Кто разговаривает вот так: «Гав-гав!». (Ответы детей). Конечно, это собачка. (Психолог показывает игрушку-собачку). Собаки лают: «Гав-гав!». (Дети имитируют лай собаки).

Упражнение 1.

Послушайте русскую народную песенку про собачку:

Баю-бай, баю-бай, ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули, мою Таню не буди.

Психолог обращает внимание детей на иллюстрацию к песенке.

Упражнение 2. Рассматривание иллюстрации (Таня спит)

Посмотрите на картинку. Что на ней нарисовано? (Ответы детей).

Маленькой Тане пора спать, а собачка ей мешает. А как же она мешает? (Ответы детей: лает, шумит, рычит…).

Давайте мы отвлечем собачку.

Упражнение 3. Игра «Покорми собачку» Цель: учить детей понимать и выполнять элементарные побудительные инструкции в процессе обыгрывания игрушек и общения со взрослым (расширение и уточнение пассивного словаря). Побуждать к воспроизведению звукоподражаний, лепетных слов, обозначающих знакомые игрушки, действия. Вводить в активную речь детей отдельные, часто употребляемые слова, а также имена близких людей и обслуживающего персонала. Совершенствовать координацию движений рук при зрительном контроле.

Оборудование: игрушечная собачка, тарелка из кукольной посуды.

Ход игры:

Психолог показывает собаку, говоря: «Собачка, вот какая хорошая собачка пришла к детям. Собачка лает: ав-ав». Спрашивает детей: «Как лает собачка?». Дети повторяют: «Ав-ав».

Затем взрослый говорит: «Собачка хочет кушать, давайте покормим собачку. Вот тарелка, в тарелке каша (суп)». Психолог подносит тарелку с «кашей» ко рту собачки, приговаривая: «На, собачка, кашу, ешь кашу».

Обращаясь к каждому ребенку, психолог дает ему тарелку и просит: «Покорми собачку». Ребенок выполняет действия самостоятельно или с помощью взрослого. После того как ребенок покормит собачку, психолог обращается к нему с просьбой: «Дай собачку. Скажи: «на». Добивается, чтобы ребенок свое действие сопровождал словом.

В конце игры психолог вновь спрашивает каждого ребенка, как лает собачка. Собачка «убегает». «Убежала собачка, - говорит педагог, - нет собачки».

А знаете, как собачка говорит «спасибо»? (Ответы детей). Конечно, «гав-гав». Давайте ответим собачке на ее языке «пожалуйста». (Дети выполняют упражнение на звукоподражание).

Наше занятие заканчивается. Собачка говорит вам «спасибо» за игры. До свидания! 

Занятие 4

У КОТА ВАСИЛИЯ

Материал: мягкая игрушка Кот

Психолог входит в группу, стоит корзина с разбросанными клубками.

Посмотрите, вчера я оставила корзину с клубками для нас, а кто-то все разбросал. Как вы думаете, кто это сделал?

Я сейчас вам подскажу.

Мохнатенький, усатенький, молоко пьет, песенки поет. (кот)

Попробуем позвать его? (да. кис-кис) Будем искать кота? (Да)

Основная часть.

Знакомьтесь, кот Василий. Посмотрите, какой он? (мягкий и пушистий) Вы хотите его погладить? (да)

А как вы думаете, что коты любят кушать? (молоко) Как кошечка лакает молочко?

А как кошечка кричит? (мяу).

Посмотрите на нашего кота Василия. Что у него есть (усы, глаза, ушки, ротик, носик)

А это что такое? (лапки)

Чтобы быстро бегать и высоко прыгать.

А это что такое? (хвостик)

Котики бывают сердитыми? Как они это показывают?

Пальчиковая игра «Кошка выпускает коготки»

На счет «один» прижать подушечки пальцев к верхней части ладони и прошипеть, как рассерженная кошка: «Ш-ш-ш!»

На счет «два» быстро выпрямить и растопырить пальцы, промяукать, как довольная киска: «Мяу!».

Повторить игру, всякий раз превращаясь то в рассерженного, то в добродушного котенка.

Речевая подвижная игра “Мы котята”.

(Педагог предлагает детям изобразить котят. Он произносит рифмовку, а малыши выполняют описываемые в ней движения).

Мы котята, мы идём, мы идём, мы идём.
И на ножки мы встаём, мы встаём, мы встаём.
Лапками мы хлопаем, хлопаем, хлопаем.
Лапками мы топаем, топаем, топаем.
Мы виляем хвостиком, хвостиком, хвостиком.
Нюхаем мы носиком, носиком, носиком.

(По окончанию игры котик благодарит, угощает детей гостинцами и прощается с ними).

Занятие 5

ВЕСЕЛЫЙ ПЕТРУШКА

Материалы: игрушка (кукла бибабо) «Петрушка»;

игрушечный паровозик, с привязанной к нему длинной лентой;

бельевая прищепка синего цвета (для каждого мальчика); бельевая прищепка желтого цвета (для каждой девочки);

обруч, с привязанными к нему лентами желтого и синего цвета;

мягкая игрушка или кукла (для каждого ребенка).

Ход занятия

Психолог говорит:

-  Ребята, к нам в гости едет веселый Петрушка.

 «Петрушка» обращается к детям*:

- Здравствуйте, дети! Я - веселая игрушка, а зовут меня...                               Дети хором произносят: «Петрушка!»

-  Правильно, угадали! Наверное, вы меня ждали? Ну, тогда давайте играть и веселиться! Кто хочет на моем паровозе прокатиться?

Упражнение 1.                                            

Дети встают друг за другом, берутся одной рукой за ленту, дружно шагают и поют песенку.

Паровоз, паровоз, маленький блестящий,

Он вагоны повез, будто настоящий.

Кто едет в поезде?

Плюшевые мишки, зайки пушистые,

Кошки да мартышки!

Вот мы и приехали в страну игр и развлечений! Вставайте в круг. Давайте поиграем с нашими ручками и ножками. Ой, а где же ваши ручки? Спрятались?

Упражнение 2.                                            

Психолог и «Петрушка» поют песенку и показывают движения. Дети повторяют за ними.

Где же, где же наши ручки?  Где же наши ручки?              

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга

Нету наших ручек!

Прячут руки за спину.

Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки!

Поворачивают ладошки тыльной стороной вверх-вниз.

Пляшут, пляшут наши ручки! Пляшут наши ручки!

Ритмично машут ладошками перед собой.

Где же, где же наши ножки? Где же наши ножки?

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга

Нету наших ножек!

Садятся на корточки

Вот, вот наши ножки! Вот наши ножки!

Ритмично хлопают ладошками по ногам

Пляшут, пляшут наши ножки! Пляшут наши ножки!

Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя

Где же, где же наши детки? Где же наши детки?

Разводят руками, удивленно смотрят друг на друга.

Нету наших деток!

Прячут лицо в ладошки.

Вот, вот наши детки! Вот наши детки!

Открывают лицо, улыбаются, покачивают головой

Пляшут наши детки! Пляшут наши детки!

Пританцовывая, поворачиваются вокруг себя

- Ура! Нашлись наши детки! Вам мои игры еще не надоели? Тогда всё на карусели! А у вас есть билеты? Получите: девочки-желтые, мальчики — синие.

«Петрушка» раздает детям «билеты». Девочки получают желтые прищепки, а мальчики - синие. Дети самостоятельно прикрепляют прищепки на одежду. «Петрушка» обращается к каждому из детей с вопросами: «Какого цвета у тебя билет? Почему?»

Упражнение 3.                                           

Дети отвечают:                                                      

-  У меня желтый билетик, потому что я девочка.

—  У меня синий билетик, потому что я мальчик

Упражнение 4.                                            

Психолог предлагает детям встать в круг и взяться за руки и поводить хоровод.

Психолог и дети благодарят «Петрушку» за путешествие и игры. Все прощаются до следующей встречи.

Занятие 6

БАБУШКЕ В ПОДАРОК!

Игра "Вот я!"

Цель: учить ребенка выделять себя, употреблять личное местоимение "я", подражать действиям взрослого.

Ход игры: дети сидят на стульях полукругом перед психологом. "Сейчас я спрячусь. Вот так, - говорит он и присаживается за спинкой стула. -Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как я". Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: "Вот я", побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2-3 раза.

Игру можно проводить, используя шляпу.

Игра "Бабушкин клубочек"

Цель: учить ребенка фиксировать внимание на себе, идентифицировать себя со своим именем.

Оборудование: клубок ниток.

Ход игры:

Дети садятся на стульчики в кружок. Психолог показывает клубок, смотрит на первого ребенка, улыбается, ласково ему говорит: "Вот бабушкин клубочек, он катится к Анечке. Лови, Аня, клубочек!".

Если ребенок не может самостоятельно поймать клубочек, взрослый помогает ему. Затем взрослый восклицает: "Вот, Аня, поймала клубочек. Передавай клубочек дальше!»

Психолог сопровождает игру: "Кто поймал клубочек? Наш Ваня поймал клубочек!" Игру можно повторить несколько раз.

Пальчиковая игра «Цветок»

Психолог: «Подарим нашей бабушке цветы»

Наши красные цветки

Расправляют лепестки.

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет.

Наши красные цветки

Закрывают лепестки.

Головой качают.

Тихо засыпают.

(Сомкнутые и чуть округлые ладони — бутон цветка. Утром, когда восходит солнце, лепестки цветка медленно начинают раскрываться. Пальцы начинают расходиться в стороны. Цветок распустился, смотрит на солнце. Лишь его лепестки слегка трепещут от легкого ветерка. Пальцы расходятся полностью, далее немного прогибаются, а чуть-чуть шевелятся кончики пальцев. Вечером, когда на землю начинают опускаться сумерки, цветок медленно закрывает лепестки и засыпает. Пальцы вновь медленно смыкаются.)Скриншот 04-08-2022 19_41_57.jpgСкриншот 04-08-2022 19_42_09.jpg

Скриншот 04-08-2022 19_42_29.jpg

Занятие 7

МЯЧИКИ

Материалы: большой красный мяч и маленький синий мячик; мячи среднего размера (для каждой пары детей);

магнитофон, кассета с записью спокойной музыки и ритмичной плавной мелодии.

Ход занятия

Приветствие.

Психолог показывает детям большой красный мяч и маленький синий мячик. Дети рассматривают мячи, называют их количество, сравнивают по величине и цвету.

Упражнение 1.

Психолог предлагает детям встать в круг, взяться за руки и изобразить сначала большой, а потом маленький мяч. Дети выполняют задание.

-  Ребята, мячи хотят с вами поиграть.

Дети вслед за психологом повторяют слова и выполняют движения, упоминаемые в тексте.

Девочки и мальчики прыгают, как мячики.

Ножками топают, руками хлопают,

Головой кивают, а после отдыхают.

Игра повторяется 2-3 раза.

- Дети присаживаются на ковер, закрывают глаза. Психолог включает спокойную музыку и говорит:

-  Мячики отдыхают, а по комнате летает ветерок и дотрагивается до них.

Упражнение 2.

Психолог гладит детей по разным частям тела. Открыв глаза, дети должны показать и назвать части тела, до которых дотрагивался «ветерок».

- Теперь давайте дружно похлопаем ладошками по мячу.

Дети садятся вокруг большого мяча, кладут на него по одной ладошке.                  

Упражнение 3.

Психолог читает потешку, дети ритмично шлепают по мячу.

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду ты со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо с тобой играть!

Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми до следующего занятия.

Занятие 8

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Материалы: набор для выдувания мыльных пузырей;

магнитофон, кассета с записью плавной мелодии;

мячи;

мячи для подскоков (хоппы).

Ход занятия

Приветствие.

Упражнение 1.

Психолог показывает детям набор для выдувания мыльных пузырей и предлагает отгадать загадку:

В мыльной воде родился,

В шарик превратился.

К солнышку полетел,

Да не долетел - лопнул!

Психолог и дети выдувают пузыри, наблюдают за ними, ловят их. В конце упражнения психолог задает вопросы. Дети отвечают на них.

Упражнение 2.                                    

-  Сколько пузырей я выдула?

-  Какой формы пузыри?

-  Какого размера были пузыри?

- А какого цвета вы видели пузыри?

Разноцветные (подытоживает психолог).

Упражнение 3.

Все берутся за руки и встают в маленький круг. Психолог рассказывает стишок и не спеша отступает назад. Дети повторяют за ним.

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,'

Оставайся такой,                                                

Да не лопайся!

Круг расширяется, пока психолог не скажет: «Лопнул пузырь!» Тогда все хлопают в ладоши, хором говорят: «Хлоп!», сбегаются в маленький круг и снова берутся за руки.

Игра повторяется 2-3 раза.

Упражнение 4.

Психолог предлагает детям лечь на спину, обхватить руками согнутые в коленях ноги, подтянуть голову к коленям.

Дети выполняют задание.

-  Вспомните, как плавно покачивались в воздухе пузыри. Попробуйте это изобразить.

Дети выполняют задание.

Взрослые помогают детям раскачиваться вперед-назад.

Психолог хвалит детей за работу и прощается со всеми до следующего занятия.

Занятие 9

ПТИЧКА-ПТИЧКА

Материал: игрушка Птица

Ребята, сегодня к нам на занятие залетела птичка. Как вы думаете, кто это? Как птицы общаются между собой? (Чирик-чирик, кар-кар)

Подвижная игра “Ворона”.

Цель: координация речи с движением; закреплять умение договаривать словосочетания.

Описание.

На фонарь ворона села, (Дети присели)

 Посидела, посмотрела (Поворачивают голову влево – вправо).

 “Кар! – она сказала громко. (Нахмуривают брови, грозят указательным пальцем правой руки).

Не капризничает Ромка?” (Грозят указательным пальчиком левой рук).

Психолог: «Или к нам залетела не ворона, а красивый лебедь?»

Упражнение «Лебедь»

Упражнение выполнять стоя. Наклониться вперед и опустить руки вниз. Затем подняться и начать плавно махать руками по сторонам, представляя. Что это крылья лебедя.

Психолог: «А может это бабочка была?»

Пальчиковая гимнастика «Бабочка»

Чтобы руки смогли превратиться в бабочку, их нужно скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, выпрямив пальцы. Бабочка сложила крылышки. А теперь бабочка взлетает с цветка! Взмахи рук - крыльев легкие, плавные от основания ладоней до кончиков пальцев.

Психолог: «Давайте не будем пугать нашу птичку и тихонечко подышим»

Дыхательное упражнение «Вдох и выдох»

Не поднимая плечи, сделать глубокий вдох так, чтобы легкие до конца наполнились воздухом и грудная клетка расширилась. Выдох постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы – снова вдох.

Психолог» Ой, улетела, может она вернется к нам позже?»

Занятие завершается.

Занятие 10

МИШКА

Материалы: игрушечный медвежонок;

магнитофон, кассета с записью пения птиц;

Ход занятия

Приветствие.

Психолог показывает игрушечного медвежонка и просит детей внимательно послушать что он скажет:

-  Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мишка. А фамилия моя - Топтыгин. А как вас зовут?

Дети называют свои имена и фамилии, пожимают «Мишке» лапку.

- Ребята, а вы знаете, где я живу? А где я сплю зимой? Правильно, в лесу, в берлоге. Давайте возьмемся за руки и встанем в круг — это будет моя берлога. Кто хочет быть медвежонком и вместе со мной спать в берлоге?

Упражнение 1.

Ребенок, играющий роль медвежонка, берет Мишку, ложится в центр круга и закрывает глаза.

Психолог и остальные дети водят вокруг него хоровод и поют:

Медвежонок, медвежонок спит в своей берлоге.

Громко не кричите, Мишку не сердите, -

Тихо подходите, ласково будите.

Дети и психолог подходят к «медвежонку» и «будят» его (аккуратно, ласково прикасаются к нему, гладят). «Медвежонок» открывает глаза и улыбается.

-  Мишка проснулся, друзьям улыбнулся, сладко потянулся.

Все поднимают вверх сначала Левую, потом правую руку, встают на носочки.

Игра повторяется 2-3 раза.

Чтобы каждый ребенок побывал в роли медвежонка, можно предложить лечь в круг сразу нескольким детям

 Психолог укладывает игрушечного медведя на бочок и говорит:

- Все медвежата уже проснулись, а Мишка все спит. Давайте расскажем про него стишок.

Упражнение 2.

Дети садятся на стульчики. Психолог рассказывает стишок и показывает движения. Дети повторяют за ним.

Как под горкой

Подставляют ладонь под кулачок

Снег, снег,

Опускают руки, шевелят пальцами

И на горке,

Кладут ладонь на кулачок

Снег, снег,

Опускают руки, шевелят пальцами

А под снегом

Подставляют ладонь под кулачок

Спит медведь

Кладут ладони, сложенные «лодочкой», под щеку. Разводят руки в стороны, переступают с ноги на ногу

Тише, тише,

Подносят к губам указательный палец одной, затем другой руки

Не шуметь!

Грозят указательным пальцем.

Упражнение 3.

Психолог включает кассету с пением птиц и говорит: - Ребята, почему птицы запели? Какое время года наступило? Правильно, весна, а медведь все спит! Пора его будить/

Дети идут к «медведю», напевая песенку: У медведя во бору Я гуляю и пою,' Медведь, вставай, Из берлоги вылезай!

Когда медведь» начинает рычать, дети прячутся в широко раскрытых объятиях воспитателя.

Игра повторяется 2-3 раза.

Упражнение 4.

Психолог поднимает игрушечного медведя: - Кто меня будит? Кто мне спать мешает? Какое сейчас время года? Что? Уже весна? Ну, пора мне вставать, пора шишки собирать. Спасибо за то, что разбудили!

Психолог рассказывает потешку и показывает движения. Дети повторяют за ним. 

Мишка косолапый по лесу идет

Имитируют походку медведя

Шишки собирает в сумочку кладет

Наклоняются, делая вид, что собирают шишки

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб

Хватаются за лоб

Мишка рассердился и ногою «Топ!»

Топают ногой

Психолог говорит: наше занятие заканчивается. Мишка говорит вам «Спасибо!» за игры. До свидания.

Приложения

Карта наблюдения адаптационного процесса

Наблюдение

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь (результат адаптации)

1

Не проявляет интереса к игровым занятиям.

Не доверчив, осторожен, не стремится рассматривать картинки, повторять слова.

2

Не доброжелателен. замкнут.

Вступает в диалог только с воспитателем.

3

Плохо владеет формулами общения(привет, пока).

Не понятно выражает просьбы.

4

Бедный словарный запас

5

Не владеет навыками самообслуживания.

6

Избегает контакты Плохо выражает мысли, чувства

7

Прочее


Анкета для родителей

«Удовлетворенность сопровождением адаптационного периода»

1.Насколько, по Вашему мнению, проведенная работа по облегчению адаптации у детей была успешной? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

 2.Удовлетворила ли Вас организация и проведения адаптационных занятий? Почему? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

4.Были ли получены рекомендации (буклеты, памятки, стендовые консультации)? __________________________________________________________________ __________________________________________________________________

5. Ваши пожелания

__________________________________________________________________ __________________________________________________________________

Скриншот 04-08-2022 13_11_27.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слезы расставания с мамой, или адаптация ребёнка в детском саду.

Уважаемые родители! Не бойтесь привести и оставить ребенка в детском саду. Социализация детей должна начинаться вовремя....

Проект "В детский сад хожу без слез"

Проект "В детский сад хожу без слез" Процесс перехода ребенка из семьи в детское дошкольное учреждение сложен и для самого малыша, и для родителей. Ребенку предстоит приспособиться к совершенн...

Как ходить с ребенком по магазинам без слез и истерик ?

Детское "Купи!" вызывает целую бурю необъяснимых эмоций у взрослых. Родители готовы назвать своих чад попрошайками, жадинами, бессовестными транжирами даже за просьбу купить мелочь, вполне досту...

проект "В детский сад хожу без слез"

Детский сад - новый период в жизни ребенка. Для малышей это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу без проблем...

Социальный проект "В детский сад хожу без слез"

- накопление информационной базы по теме адаптация и ранняя социализация детей 2-3 лет;- создание психологически комфортной, рассчитанной на дифференцированный подход к ребёнку среды;- обогащение пред...

в детский сад без слез

ребенка, который очень сильно привязан к матери, следует приучать к детскому саду постепенно....

Игровое развивающее занятие "Мир смеха и слез"

Презентация направлена на изучение эмоций и чувств ребенка с помощью загадок....