Программа "Готовлюсь к школе!"
рабочая программа по психологии (старшая группа)

Капленко Таисия Анатольевна

Развивающая программа для подготовки к школе старших дошкольников «Готовлюсь к школе!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_gotovnost_k_shkole.docx327.66 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая программа для подготовки к школе старших дошкольников «Готовлюсь к школе!»

Пояснительная записка

Психологическая подготовка ребенка к школьному обучению является необходимым компонентом для развития старшего дошкольника. Ее содержание определяется системой требований, которые включают в себя:

- Мотивационную готовность;

- Развитие памяти, концентрации внимания, слухового восприятия;

- Развитие самоконтроля и произвольности;

- Развитие пространственных ориентаций;

- Развитие словесно-логического мышления.

Программа «Готовлюсь к школе» позволит успешно подготовить ребенка в школе, развивая умение проводить аналогии, классификации и обобщения, повышая общую осведомленность ребенка, развивая внимание, зрительную память и мелкую моторику рук.

Основана на программах Севостьянова Ю.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет и Е.В. Бойко Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет.

Данная программа помогает развивать навык самоконтроля, умение общаться с людьми, ролевое поведение, самостоятельность.  В ходе игровых занятий старший дошкольник готовиться к школьному обучению с учетом своих особенностей психического развития.

Цель: развитие и подготовка познавательной и мотивационной сфер для успешного перехода в школу старших дошкольников

Задачи:

- Развить словесно-логическое мышление;

- Развить слуховое и зрительное восприятие;

- Развить зрительную и слуховую память;

- Развить внутреннюю мотивацию дошкольников;

- Развить уровень самоконтроля;

- Развить концентрацию внимания.

Способствовать развитию эмпатии и коммуникативных навыков

Форма работы: подгрупповые занятия 1раз в неделю, по 25-30 минут.

Занятия состоят из разделов, направленных на развитие внимания, зрительной памяти, речи, воображения и мелкой моторики

Возраст 6-7 лет

Структура занятий: разминка, работа в тетради, работа в группе, рефлексия.

Сроки реализации: Программа рассчитана на 4,5 месяца, январь-май

Ожидаемые результаты:

После реализации программы дети готовы к школьному обучению, имеют сформированную мотивацию к обучению, развивают уровень самоконтроля.

Предлагаемая программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Календарно-тематическое планирование

Цели

Содержание

Занятие 1

развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке; развитие мышления; обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

«Погода»; «Противоположность»; «Зачеркни букву».

Занятие 2

развитие воображения, внимания, способности по ряду признаков определять предмет.

«Что было бы, если бы...»; Игра «Право-Лево-Верх-Низ»; «Загадки»; «Выложи кружочки»

Занятие 3

развитие концентрации внимания, мышления, снятие мышечного напряжения

«Найди отличия»; «Запомни картинки»; «Мышка — птичка»; «Доброе животное».

Занятие 4

развитие внимание, снятие мышечного напряжения

Игра «Река-берег»; Овощи, фрукты, ягоды; Ласковые слова; «На берегу моря»

Занятие 5

Развитие памяти, целостности восприятия, мелкой моторики; снятие эмоционального напряжения

«Что изменилось?»; «Дорисуй фигуры»: «Ловушка»;  Игра «Чудесная бумага»

Занятие 6

Развитие зрительного восприятия, внимания

«Зашумленные картинки»; «Разминка»; «Рыба, птица, зверь»;

Занятие 7

Развитие внимания, мышления

«Последовательность»; «Корректурные пробы»; «Что бывает?»; «Перевоплощения»

Занятие 8

Развитие внимания, мышления, зрительного восприятия

«Корректурные пробы»; «Пирамидка»; «Съедобное – несъедобное»; «Да и нет»

Занятие 9

Развитие внимания, мышления

«Классификация»; «Улыбка»; «Аналогии»; «Чудеса техники»

Занятие 10

Развитие внимания, мышления

«Четвертый лишний»; «Пчелка»; «Картинки-загадки»;  

Занятие 11

Развитие внимания, мышления

«Четвертый лишний»; «Чудесная азбука»; «Группа, смирно!»

Занятие 12

Развитие воображения,  внимания

«Не может быть»;» Чего на свете не бывает!»; «Принц-на-цыпочках»

Занятие 13

Развитие внимания, развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов

«Найди отличия»; «Найди свой цвет»; «Делай то, что я говорю и показываю»

 

Занятие 14

Развитие внимания

«Найди отличия»; «Повторяем друг за другом»; «Угадай, что получится»

Занятие 15

Развитие эмоциональной сферы, внимания, телесного восприятия

«Мимическая гимнастика»; «Мышеловка»; «Кто больше?»; «Термометр»

Занятие 16

Развитие внимания

«Зачеркни букву»; «Слушаю музыку»; «Не перепутай сигнал»; «Летает – не летает»

Итого 16 занятий

Список использованной литературы

- Гамезо М.В. Герасимова В.С. Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития

- Е.В. Бойко Лучшие подвижные и логические игры для малышей от 3 до 6 лет

- Севостьянова Ю.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5-7 лет


Конспекты занятий

Занятие 1

«Погода» (презентация)

Цель: развитие умения переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно показанной картинке.

Материал: картинки с изображением солнышка, тучки и дождика; зонт.

Психолог: «Сейчас вы пойдете гулять. Дождя нет, погода хорошая, светит солнышко (Показывает картинку с изображением солнышка.) Можно собирать ягоды. Но вдруг погода может испортиться. Пойдет дождь. Вы должны сразу, как увидите картинку с тучкой, прибежать ко мне и спрятаться под зонтик, который я буду держать».

Упражнение выполнить 5—6 раз.

Противоположность (презентация)

Цель: развитие мышления

Материалы: цветные картинки с изображениями различных предметов.

Задача ребенка – назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, вы показываете картинку с изображением стакана. Ребенок может назвать следующие предметы: доска (стакан выпуклый, а доска прямая), туча (стакан сделан человеком, а туча – это явление природы), вода (вода – это содержимое, а стакан – это форма) и т. д. Отвечая, ребенок обязательно должен пояснить, почему он назвал тот или иной предмет.

«Зачеркни букву» (см. рабочая тетрадь)

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Материал: раздаточный материал, карандаши.

Ребенку предлагается вырезка с текстом. Психолог: «Сейчас вы должны найти букву (А, С, О …) и зачеркнуть ее карандашом». Психолог с помощью секундомера фиксирует время. После 60 секунд дети ставят палочку и продолжают искать дальше.

На задание дается 5 минут.

Данное упражнение можно использовать как диагностическое «Тест Бурдона»

Занятие 2

«Что было бы, если бы...»

Цель: развитие воображения

Кто-нибудь из ребят придумывает самые фантастические ситуации, а другие должны найти наиболее возможные решения. Например, – «Если каждый человек с рождения приобретет свойство читать мысли другого, как изменится жизнь на Земле?» - «Если бы вдруг исчезла сипа притяжения на Земле, т. е. все предметы и существа полностью потеряли бы свой вес, то...» – «Если бы все люди вдруг потеряли дар речи, то...»

Игра «Право-Лево-Верх-Низ»

Цель: развитие внимание

Психолог: Если я говорю «Право» - вы тяните руки вправо, если говорю «Лево», то, соответственно, влево. Если я говорю «Верх» - вы тяните руки вверх и встаете на носочки, а если «Вниз», то опускаетесь на корточки. Будьте внимательны, я буду вас путать. А в помощь у вас - браслеты на правой руке.

Дети играют. При достаточном уровне сформированности пространственных представлений детям можно задавать программу и нарушать её (например, три раза подряд говорите – право, лево, верх, низ, а затем – лево, право верх, низ).

«Загадки» (презентация)

Цель: развитие способности по ряду признаков определять предмет.

Материал: любые загадки, соответствующие данной возрастной группе детей.

Психолог загадывает загадки, ребенок должен отгадать загадку.

Кто на свете ходит

В каменной рубахе?

В каменной рубахе

Ходят... (черепахи).

И в лесу мы, и в болоте,

Нас везде всегда найдете —

На поляне, на опушке.

Мы — зеленые ... (лягушки).

За рекой они росли,

Их на праздник принесли,

На веточках — иголки.

Что же это — ... (елки).

Очень ласковый и чистый,

Лапой моется пушистой,

Если пустит когти в ход,

Страшный зверь — домашний ... (кот).

«Выложи кружочки» (презентация + рабочая тетрадь)

Цель: увеличение объема внимания.

Материал: презентация, раздаточный материал, карандаши

Психолог показывает слайд с кружками. Задача детей: запомнить.

Далее детям предлагается раскрасить кружочки в правильной последовательности в своих рабочих тетрадях.

Можно повторить 2-3 серии

Занятие 3

«Найди отличия» (презентация)

Цель: развитие концентрации внимания.

Материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Психолог: «Посмотрите на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назовите, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

Можно использовать 2- 3 картинки

«Запомни картинки» (презентация + рабочая тетрадь)

Материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов: стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки.

Дети рассматривают пять картинок и запоминают, что на них нарисовано. Затем картинки переключаются.

Дети должны найти на своих листочках знакомые предметы и обвести их.

 «Мышка — птичка»

Цель: обучение способности: к помехоустойчивости; максимально сосредоточиться, не обращая внимания на помехи; сосредоточить внимание на словесной инструкции.

Психолог называет слово «мышка». Дети, услышав это слово, должны присесть на корточки. Услышав слово «птичка», дети должны встать и помахать руками. Затем взрослый выполняет действия, не соответствующие словам «птичка» и «мышка», т.е. мешает правильно выполнять инструкцию. Дети должны сосредоточиться только на словесной инструкции и не обращать внимание на помехи.

«Доброе животное»

Цель: снятие мышечного напряжения

Участники встают в круг и берутся за руки.

Психолог тихим голосом говорит: «Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит!» Все прислушиваются к своему дыханию, дыханию соседей. «А теперь подышим вместе!» Вдох – все делают шаг вперед. Выдох – все делают шаг назад. Вдох – все делают два шага вперед, вдох – все делают два шага назад. Вдох – два шага вперед, выдох – два шага назад. «Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Занятие 4

Игра «Река-берег»

Цель: развитие внимание

Дети выходят в игровую зону, и встают перед разложенной на полу веревочкой.

Психолог: Ребята, перед вами веревочка – это граница реки. Перед веревкой – глубокая река, а позади – берег. Когда вы услышите команду «Река», вам надо прыгнуть за веревочку. А по команде «Берег» вернуться обратно. Готовы?

Психолог отдает команды, а ребята выполняют задание.

Схема команд педагога.

Р-Б-Р-Б-Р-Б-Р-Р-Б-Р-Б-Р-Б-Р-Б-Б-Р-Б

Овощи, фрукты, ягоды

Цель: развитие внимание, сообразительности.

Материал: 3 мяча разного цвета

Дети становятся вкруг лицом к центру. Троим малышам следует дать по большому резиновому мячу разного цвета. Цвет каждого мяча соответствует названию ягод, фруктов и овощей. Например, красный цвет обозначает ягоды, зеленый – овощи, желтый – фрукты.

По вашему сигналу мячи передаются по кругу из рук в руки. Внезапно вы произносите одно из названий растений, например, «клубника». В этот момент передача мячей прекращается, а игрок, держащий в руках красный мяч, должен поднять его над головой. Затем передача мячей продолжается, и вы называете другой овощ, ягоду или фрукт. Каждый раз тот, кто перепутает цвет мяча, выходит в центр круга, затем вновь вступает в игру, а его место занимает новый проигравший.

Ласковые слова

Цель: развитие мышления, речи

Психолог: «Внучек, пальчик – очень ласковые слова. Люди, чтобы приласкать кого-то, говорят ласковые слова. Но случается и так, что тот, кто говорит ласковые слова, ведет себя грубо, неуважительно. Послушай, стихи про такого мальчика. При этом окончания «ласковых» слов мы будем договаривать с тобой вместе:

…Вот пришел из сада мальчик,

Поднимает кверху паль…(чик),

Манит дедушку: «Дедуль…(чик)!

Принеси-ка быстро стуль…(чик)!

Расстегни-ка мне замо…(чек),

Опусти воротничо…(чек)!

Ой! Запутался шнуро… (чек).

Развяжи-ка узело… (чек)!

И поправь-ка мне носо… (чек)!»

Бабушка спешит: «Ах, внучек!

Хочешь есть? Покушай суп… (чик)!

Съешь бульон… (чик)! Вот батон… (чик),

Вкусный блин… (чик), пышный пон… (чик).

Вот огур… (чик), баклажан… (чик),

Апельсин… (чик) и банан… (чик)!»

«Я наелся! Ну, бабуль… (чик)!

Отодвинь-ка быстро стуль… (чик)!

Я возьму еще банан… (чик)

И улягусь на диван… (чик)».

«Эй, дедуль… (чик), – крикнул мальчик,

Принеси-ка мне журналь… (чик)!

И не шаркай так, дедуль… (чик)!

Воду выключи, бабуль… (чик)!

Не шумите! И – молчок!

Отдыхает ваш вну…(чок)».

«На берегу моря»

Цель: снятие мышечного напряжения

Дети ложатся на ковер.

Психолог включает музыку «Шум моря» и спокойным ровным голосом говорит: «Закройте глаза, представьте, что мы лежим на берегу моря. Светит теплое солнышко, мы греемся на нем. Ручки и ножки расслаблены. По телу разливается тепло. Дует ласковый ветерок (в этот момент можно погладить каждого ребенка). Дышим спокойно и глубоко. Набираем полные легкие воздуха и выдыхаем весь воздух. Нам хорошо и спокойно. Море спокойное, а под водой плавают разноцветные сказочные рыбки. Представьте, какие они красивые: голубые, желтые, зеленые – они блестят и переливаются. А мы лежим на берегу, и все заботы и тревоги покидают нас, уплывают как рыбки. Потихоньку открываем глаза, можно потянуться, возвращаемся в нашу комнату».

Занятие 5

«Что изменилось?» (презентация)

Цель: обучение навыкам запоминания образа, ситуации.

Материал: презентация

Детям предлагают рассмотреть первую картинку и запомнить расположение предметов. Затем предлагают другую картинку. Дети должны назвать предметы, которые изменили местонахождение. Можно повторять 2-3 раза

«Дорисуй фигуры» (рабочая тетрадь)

Цель: развитие целостности восприятия.

Материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур

Детям объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». Им предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми.

Данное упражнение можно использовать как диагностическое

«Ловушка»

Цель: обучение рефлексии; снятие эмоционального напряжения.

Психолог рассказывает историю, состоящую из нелепостей: «Летом я была в деревне. В первый летний месяц март мы собирали яблоки. Они уродились на славу: каждое размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт — синие яблоки. Собирать яблоки приходилось в перчатках — ведь на ветках яблоневых пальм огромные колючки. В первый день сбора яблок я забыла надеть шапку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошел без приключений...».

Психолог спрашивает у детей, почему они смеются. Дети должны объяснить, что не так.

Игра «Чудесная бумага» (презентация)

Цель: развитие мелкой моторики

Материал: бумага, карандаши

Психолог: Возьмите прямоугольный лист бумаги и научите ребенка складывать его гармошкой (как показано на рисунке). Затем возьмите полученную гармошку двумя пальцами с одной стороны так, как изображено на рисунке. У вас получится замечательный веер, который сможет спасти вас в жаркую погоду.

При желании его можно разукрасить.

Занятие 6

«Зашумленные картинки» (презентация + рабочая тетрадь)

Цель: развитие зрительного восприятия

Психолог показывает зашумленные картинки: Какие фигуры вы здесь видите? Возьмите четыре цветных карандаша и обведите по контуру каждую фигуру (разными цветами).

«Последовательность» (презентация + рабочая тетрадь)

Цель: воспроизведение заданной последовательности

Задание выполняется в тетрадях, детям нужно продолжить последовательность.

Разминка

Психолог вместе с детьми выполняет зарядку. Дети в такт песенке двумя ладошками прикасаются к называемым частям тела – ушам, шее, локтям и т.д.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

А у Божьей у коровки пятна пятнышки везде.

На лбу, ушах, на шее на локтях.

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

Рыба, птица, зверь

Цель: развитие внимание, сообразительности.

Психолог, указывая по очереди на каждого игрока, произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать животное, в данном случае птицу. Причем названия повторяться не должны. Если ответ принимается, игра продолжается. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также считается нарушением), то ребенок получает одно очко. Выиграет тот, у кого меньше всего очков (нарушений).

Эту игру можно проводить в разных вариантах, когда дети называют, например, цветок, овощ, фрукт и т. п.

Занятие 7

«Последовательность» (презентация + рабочая тетрадь)

Цель: воспроизведение заданной последовательности

Задание выполняется в тетрадях, детям нужно продолжить последовательность.

«Корректурные пробы» (рабочая тетрадь)

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Материал: бланк с заданием

Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. После выполнения ребенок поднимает руку, психолог записывает его время на листе.

Данное упражнение можно использовать как диагностическое

Что бывает?

Цель: развитие внимание, сообразительности

Психолог предлагает детям назвать предметы, отвечая на следующие вопросы.

Что бывает красным? Зеленым? Синим? Что бывает квадратным? Прямоугольным? Что бывает холодным? Горячим? Что бывает жидким? Твердым? Что бывает гудящим? Звенящим?

«Перевоплощения»

Цель: развитие воображения

Участники удобно располагаются на стульях. Один из них получает задание от психолога или от своего соседа превратиться в определенную вещь. Он должен вообразить себя этой вещью, погрузиться в ее мир, ощущать ее «характер». От лица этой вещи он начинает рассказ о том, что ее окружает, как она живет, что чувствует, о ее заботах, пристрастиях, о ее прошлом и будущем. Закончив рассказ, участник дает задание следующему по кругу и т. д.

Занятие 8

«Корректурные пробы» (рабочая тетрадь)

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Материал: бланк с заданием

Ребенку предлагается расставить значки, как в образце. После выполнения ребенок поднимает руку, психолог записывает его время на листе.

Данное упражнение можно использовать как диагностическое

«Пирамидка» (презентация + рабочая тетрадь)

Цель: улучшение качества деятельности зрительного анализатора; развитие цветоразличения.

Материал: презентация, рабочие тетради, карандаши

Детям показывается пирамидка с различными цветами, они смотрят на изображение 1 минуту. А затем пытаются раскрасить пирамидки правильным образом в своих рабочих тетрадях

Съедобное – несъедобное

Цель: развитие внимание, сообразительности.

Материал: мяч

Кидая мяч ребенку, вы называете предмет – если он съедобный, ребенок должен поймать мяч, если несъедобный – отбить. Допустивший ошибку выходит из игры.

Да и нет

Цель: развитие мышления

Психолог загадываете слово или рассказываете о какой-то необычной ситуации, а дети разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из четырех ответов: «да», «нет», «это нельзя объяснить», «и да и нет». Вопросы в этой игре должны формулироваться непосредственно в процессе игры.

Затем кто-то из детей становится ведущим и придумывает слово.

Занятие 9

«Классификация» (рабочая тетрадь)

Материал: раздаточный материал

Психолог: Вот изображены три корзины. Мы хотим разложить в них эти предметы. В одну кладутся фрукты, другую – овощи, а в третью – цветы. Разложить все предметы по корзинкам.

«Улыбка» (презентация)

Цель: обучение целенаправленному управлению мышцами лица; обучение свойствам невербального общения.

Дети попеременно улыбаются, затем расслабляют мышцы лица. Повторить 6—8 раз.

«Аналогии»

Цель: развитие мышления

Психолог предлагает ответить на вопросы:

Днем светло, а как будет ночью? Темно

Птица может петь, а что может собака? Лаять

Автомашина может ехать, а что может самолет?  Летать 

Одежда сделана из ткани, а из чего сделана обувь? Кожа

У кошки есть шерсть, а что есть у утки? Перья

Голубь может летать, а что может рыба? Плавать

«Чудеса техники»

Цель: развитие воображения

Психолог предлагает участникам вообразить, будто группа находится на выставке последних новинок техники. Здесь демонстрируются замечательные предметы быта - осязаемые, но почти невидимые. Психолог демонстративно роется в карманах и «находит»» коробок спичек. Затем он делает несколько выразительных движений, перекладывая невидимый коробок из одной руки в другую, открывая и закрывая его. Затем зажигает несуществующую спичку, передает ее кому-нибудь из группы и просит кого-нибудь, чтобы он зажег сверхсовременную спичку сам. Постепенно в игру вовлекаются все участники: кто-то пришивает несуществующую пуговицу к прозрачной рубашке, кто-то точит невидимый карандаш и т. д. Участники угадывают, кто что делает.

Занятие 10

«Четвертый лишний» (презентация + рабочая тетрадь)

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Материал: карточки, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый – лишний.

Варианты 4 лишний на слух:

1) сапог, тарелка, тапок, ботинок;

2) вилка, тарелка, яблоко, кастрюля;

3) яблоко, груша, виноград, огурец;

4) помидор, морковь, машина, картофель;

5)  шапка, машина, самолет, поезд.

Психолог говорит: «Посмотрите на эти предметы; их — четыре, три предмета как-то связаны между собой, что-то у них есть общее, похожее, а четвертый — лишний, его нужно убрать. Обведите этот предмет».

Пример (Сапог, тапок, ботинок — это обувь, а тарелка — это не обувь, а посуда.)

Данное упражнение можно использовать как диагностическое

«Пчелка»

Цель: обучение переходу из одного режима громкости

Дидактический материал: колокольчик.

Дети, изображая пчелку, жужжат и перелетают с одного цветка на другой. Взрослый объясняет пчелкам: «Если я позвоню в колокольчик 3 раза, значит, летит трутень. Его надо прогнать. Для этого надо жужжать громче. Два звонка будут означать, что трутень улетел, можно возвращаться к своим делам и жужжать тихо. Один звонок означает страшную опасность — пчелка должна мгновенно замолкнуть и спрятаться».

Картинки-загадки

Цель: развитие мышления

Материал: большая коробка, в которую надо положить маленькие картинки с изображением различных предметов.

Из группы детей нужно выбрать одного водящего, остальные дети садятся на стулья. Водящему следует подойти к вам и взять одну из картинок. Не показывая ее игрокам, он должен описать предмет, нарисованный на этой картинке. После этого дети предлагают свои версии. Следующим водящим становится ребенок, первым давший правильный ответ.

Занятие 11

«Четвертый лишний» (презентация + рабочая тетрадь)

Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Материал: пять карточек, на каждой карточке изображены четыре предмета; три предмета связаны между собой каким-либо общим признаком, а четвертый — лишний.

Чудесная азбука (презентация)

Цель: развитие мышления

Материал: презентация

Психолог: Посмотрите на алфавит. Вы ничего не замечаете? А вам не кажется, что буква «Д» похожа на дом, буква «Ж» – на жука, а буква «О» – на обруч? Присмотрелись? А теперь вместе с детьми, глядя на каждую букву, подумайте, на что она может быть похожа

«Группа, смирно!»

Цель: развитие внимание

Дети становятся в одну шеренгу. После этого психолог встает лицом к играющим и подает команды. Игроки должны выполнять их только в том случае, если перед командой будет произнесено слово «группа». Если же оно не было произнесено, то выполнять команду не надо. Допустивший ошибку должен сделать шаг вперед и продолжить игру. Если игрок не выполняет команду с предварительным словом «группа», он также делает шаг вперед.

К концу игры самые невнимательные игроки отходят дальше других от исходного положения. Выигрывают те дети, которые были наиболее внимательны и остались в своем исходном положении.

Занятие 12

«Не может быть»

Цель: развитие воображения

Любой из детей называет что-нибудь невероятное: вещь, явление природы, необычное животное, рассказывает случай. Выигрывает тот, кто придумает 5 таких сюжетов подряд, и никто ни разу ему не скажет: «Бывает!»

«Чего на свете не бывает!»

Цель: развитие внимание, сообразительности, воображения.

Материал: бумага, карандаши

Психолог предлагает детям пофантазировать и нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем попросите рассказать, что они нарисовал.

Презентуется 5-7 рисунков по желанию

 «Принц-на-цыпочках»

Цель: снятие мышечного напряжения

Психолог: Встаньте и как следует потянитесь. Я хочу, чтобы вы показали мне, как вы можете таинственным образом превратить шумную классную комнату в учебную мастерскую, где царят спокойствие и сосредоточенность. Пусть кто-нибудь из вас начнет игру. Это будет Принц-на-цыпочках (Принцесса-на-цыпочках). Тихими неслышными шагами Принц подойдет к кому-нибудь из вас, легко дотронется до кончика вашего носа, а затем направится к кому-то следующему. Тот, до чьего носа дотронулся Принц, будет так же бесшумно следовать за ним. Каждый, кто таким образом станет членом королевской свиты, должен будет держаться с королевским достоинством, т.е. спокойно и элегантно. Королевская свита будет увеличиваться до тех пор, пока все вы в нее не войдете. В этот момент Принц-на-цыпочках должен будет обернуться к своей свите, раскрыть руки, как бы обнимая всех, и сказать: "Благодарю вас, господа". После чего все возвращаются на свои места.

Занятие 13

«Найди отличия» (презентация)

Цель: развитие концентрации внимания.

Материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Психолог: «Посмотрите на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назовите, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

Можно использовать 2- 3 картинки

«Найди свой цвет»

Цель: развитие координации зрительного, слухового и моторного анализаторов; тренировка подвижности нервных процессов, умения ориентироваться в пространстве и различать цвета.

Материал: несколько флажков и пуговиц разного цвета из бумаги.

По всей комнате расставляют стулья, на которые устанавливают флажки разного цвета. Каждому ребенку в руки дают пуговицу одного цвета. По команде психолога «Иди гулять!» дети ходят по комнате. По команде «Найди свой цвет!» ребенок должен подойти к флажку, соответствующему цвету пуговицы.

Игра проводится 4—5 раз.

«Делай то, что я говорю и показываю»

Цель: тренировка на дифференциацию заданий взрослого.

Взрослый медленно совершает разные движения и называет их («Сжимаю правый кулак, левой рукой чешу затылок, трогаю кончик носа, поворачиваюсь к окну...»)- Часть движений не должна совпадать со словесным описанием. Дети должны выполнять задания «правильные», а «неправильные» (ловушки) выполнять не должны.

Занятие 14

«Найди отличия» (презентация)

Цель: развитие концентрации внимания.

Материал: две картинки с похожими изображениями одного и того же предмета.

Психолог: «Посмотрите на эти две картинки. Они очень похожи, но у них есть много отличий. Назовите, пожалуйста, чем отличаются картинки друг от Друга».

Можно использовать 2- 3 картинки

«Повторяем друг за другом»

Цель: развитие внимание, сообразительности.

Первый играющий называет любое слово, например, «арбуз», второй повторяет названное слово и добавляет к нему какое-нибудь свое, ассоциирующееся с данным предметом (арбузом), следующий перечисляет по порядку названные до него слова и добавляет к ним свое слово и т. д.

«Угадай, что получится»

Цель: развитие внимание, сообразительности.

Материал: бумаги и карандаши (или фломастеры) для каждого играющего.

Первый играющий начинает какой-нибудь рисунок (сначала можно провести только одну линию). Следующий играющий говорит вслух, что это может быть, и дорисовывает еще одну линию. Третий придумывает что-нибудь еще и дорисовывает линию в соответствии со своим новым замыслом и с тем, что было уже нарисовано. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не закончит рисунок по-своему.

Занятие 15

Мимическая гимнастика (явления погоды)

Цель: развитие эмоциональной сферы

Взрослый называет явления погоды, дети должны с помощью мимики выразить свое отношение.

Пример: дождь, снег, радуга, ветер, солнце, облачно и т.д.

«Мышеловка»

Цель: развитие внимание

Дети делятся на две команды. Одна группа встает в круг, держась за руки, – «мышеловка». По хлопку руки поднимаются так, чтобы вторая команда – «мыши» – могли свободно вбегать и выбегать из круга.

По следующему хлопку руки опускаются – «мышеловка захлопывается», и «мыши» стараются выбежать. Тот, кого поймали, становится в общий круг – «мышеловку».

«Кто больше?»

Цель: развитие внимание, сообразительности

Психолог предлагает детям назвать как можно больше слов, обозначающих то, что может лететь, ехать или прыгать.

Например, лететь может вертолет, парашютист, птица, бабочка, комар, стрела, воздушный шар, воздушный змей и т. д.

Спросите у детей, какими способами можно сообщить новость другому человеку? Перечислите вместе с ним как можно больше способов. Например, можно сказать словами, можно передать с помощью жестов, можно написать и т. д.

«Термометр»

Цель: развитие телесного восприятия, взаимодействие

Участники разбиваются на пары. Один из пары закрывает глаза и пытается вызвать ощущение тепла в своей правой или левой (по указанию ведущего) руке, представляя себе, что он держит в ней какой-то нагретый предмет. По истечении некоторого времени партнер внимательно ощупывает обе его руки и пытается определить, которая из них теплее. После каждой такой попытки происходит смена ролей в парах или смена партнера.

Занятие 16

«Зачеркни букву» (см. рабочая тетрадь)

Цель: обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания.

Материал: раздаточный материал, карандаши.

Ребенку предлагается вырезка с текстом. Психолог: «Сейчас вы должны найти букву (А, С, О …) и зачеркнуть ее карандашом». Психолог с помощью секундомера фиксирует время. После 60 секунд дети ставят палочку и продолжают искать дальше.

На задание дается 5 минут.

Данное упражнение можно использовать как диагностическое «Тест Бурдона»

«Слушай музыку»

Цель: развитие активного внимания.

Материал: магнитофон, аудиозапись с веселой мелодией.

Психолог: «Сегодня у нас будет интересная игра. Пока звучит музыка, ты можешь бегать, прыгать, танцевать. Как только музыка прекратится, ты должен остановиться и не двигаться, пока музыка не зазвучит вновь».

«Не перепутай сигнал»

Цель: развитие внимание, сообразительности.

Материал: 3 карточки разного цвета – красная, желтая и зеленая

Увидев зеленую карточку, дети должны начать маршировать на месте, на желтый «свет» участники перестают маршировать и дружно хлопают в ладоши, а на красный – быстро приседают и замолкают. Выигрывают те, которые реже путали сигналы.

«Летает – не летает»

Цель: развитие внимание, сообразительности.

Психолог называет в любом порядке летающие и нелетающие предметы, животных и т. д. Если предмет летает, то ребенок должен изобразить крылья – поднять руки, если не летает – опустить. В усложненном варианте вы, называя слово, также опускаете или поднимаете руки, при этом действия не обязательно должны соответствовать словам. Выигрывает тот, кто остался последним.


Карта готовности ребенка к школьному обучению

Фамилия, имя ребенка____________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Показатели готовности

к школьному обучению

Уровни развития

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Познавательная сфера

Память

Внимание

Восприятие

Мышление

           Работоспособность на занятии

Истощаемость

Темп деятельности

Включенность

Утомляемость

              Эмоционально-волевая сфера

Регуляция деятельности

Выполнение требований

Следование инструкции

Произвольность поведения

                  Коммуникативная сфера

Умение взаимодействовать с детьми

Умение взаимодействовать со взрослыми

                                                         Личностные особенности

Самооценка

Мотивация

Тревожность

Моторика

Моторная активность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».

Конспект итогового занятия по определению готовности к школе детей подготовительной к школе группы «Скоро в школу».Цель: Выявление знаний детей по разделам программы детского сада.  Зад...

Программа психолого-педагогического сопровождения процесса формирования социально-личностной готовности воспитанников подготовительных к школе групп к началу регулярного обучения в школе «На пороге школы»

На современном этапе развития отечественной науки и практики проблема готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость.Социально-личностная готовность к школе – один из важнейших комп...

Семейный клуб «А Ваш ребенок готов идти в школу?» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Речевая готовность ребенка к школе»

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. В статье говорится о том, как должны быть развиты компоненты...

"Дискуссионные качели" для родителей подготовительных к школе групп на тему: "Пора ли ребенку в школу?" / Готовность ребенка к школе в контексте ФГОС ДО/

Методическая разработка общего родительского собрания для родителей подготовительных групп в нетрадиционной форме - "дискуссионные качели" создаст непринужденную атмосферу сотрудничества пед...

Сценарий выпуска детей в школу "Золушка идет в школу" (подготовительная к школе группа)

Сценарий праздника выпуска детей подготовительной группы в школу включает в себя фрагменты сказки о Золушке, что вовлекает детей в ход праздника с его играми, разными заданиями. Прослеживается интегра...