Статья о нейропсихологии
статья по психологии

Ахиджак Эмма Бирамовна

Статья о нейропсихологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_neyropsihologii.docx18.97 КБ

Предварительный просмотр:

Статья о нейропсихологии

 подготовила: Ахиджак Э.Б.

В деле воспитания развитие навыков должно предшествовать развитию ума. Аристотель

Головной мозг человека – все еще мало изученный орган, таящий в себе бездну тайн. Но, те знания, которыми сегодня уже владеют ученые, позволяют сделать вывод, что мозг является одной из наиболее сложных систем организма. На него возложено множество ответственных задач, основная из которых – управление всей деятельностью человека.

Отследить связь между функционированием головного мозга, психикой и человеческим поведением – задача нейропсихологии – относительно новой науки, которой пророчат успешное будущее. Она активно развивается, открывая все больше возможностей перед специалистами, практикующими в этой области.

Нейропсихология – это наука, специализирующаяся на изучении процессов формирования и развития познавательных функций головного мозга, его способности быстро воспринимать и запоминать информацию. Ее цель заключается в понимании взаимосвязи структур и работы головного мозга с различными психическими процессами, человеческим поведением. Нейропсихология изучает внимание (концентрацию, возможности переключения), мышление, речь, способность к волеизъявлению и самостоятельному принятию решений, контролю деятельности, эмоций.

О нейропсихологии как науке, основанной на изучении медицины (физиологических процессов в организме человека) и психологии (высших психических функций), впервые заговорил психолог, врач-невропатолог Александр Лурия. Он является основоположником нейропсихологии в СССР. Лурия доказал существование связи между «нейро» — структурным и функциональным строением человеческого мозга, и психологией. В процессе своей работы он стремился выявить пораженные участки головного мозга, определить вследствие какого психического процесса произошел сбой и, опираясь на здоровые участки мозга, восстановить утраченную функцию.

Лурия условно разделял головной мозг на три функциональных блока, связанные между собой.

  • Энергетический блок отвечает за всю информацию, которую получает от внутренних органов. Если человек голоден, из желудка поступает сигнал о том, что нужна еда. Главная функция этого блока — поддерживать организм в тонусе и обеспечивать его жизнедеятельность.
  • Операциональный блок отвечает за переработку и хранение информации, которую получает человек благодаря органам чувств — слуху, зрению, обонянию и осязанию.
  • Блок программирования психических процессов — регулирует опорно-двигательную систему и находится в лобных долях головного мозга. Если происходит поражение этого блока, то человек теряет способность физических и мыслительных действий.

Нарушение работы одного блока неминуемо влияет на работоспособность двух других. По мнению ученого, функционирование всех трех блоков обеспечивает стабильное психическое поведение человека.

Последователем научных идей и взглядов Александра Лурии стала его ученица — Евгения Хомская. Она занималась изучением психических функций людей, пострадавших от тех или иных техногенных катастроф, в частности лиц с «чернобыльским синдромом», которые боятся радиации. Хомская — автор исследований о взаимосвязи головного мозга и эмоций. Она основала новое направление — психофизиология локальных поражений мозга. Научные труды Лурии и Хомской до сих пор актуальны и востребованы среди психологов.

Нейропсихология стремится объяснить, как состояние мозга влияет на высшие процессы психики и поведение человека. К высшим процессам психики (или к когнитивным функциям) относятся:

  • мышление;
  • речь;
  • память;
  • внимание;
  • восприятие и воображение;
  • обобщение и абстрагирование;
  • синтез и анализ информации.

То есть нейропсихология изучает, как мозг и его здоровье влияют на наши мысли, реакции и выводы о мире вокруг, на слова и манеру речи, а иногда — на решения и поступки. Ещё один фундаментальный вопрос клинической нейропсихологии: как связаны мозг, разум и поведение и можно ли воздействовать на одно через другое

Кому нужен нейропсихолог

Людям, у которых есть нарушения в реализации высших психических функций. Взрослым обычно нужен нейропсихолог:

-после черепно-мозговых травм;

-при поражениях мозга (инфекционных — менингит, энцефалит, — сосудистых, онкологических, токсических);

-при болезнях нервной системы (например, при болезни Альцгеймера или рассеянном склерозе).

Такие состояния трудно пропустить: если взрослому нужна помощь нейропсихолога, это обычно не вызывает сомнений. Иначе обстоит дело с детьми, которые только осваивают способности своего мозга: не всегда ясно, когда нужно обратиться к специалисту, а когда — просто подождать.

Например, некоторые малыши начинают говорить или ходить позже сверстников, но далеко не всегда дело в патологии: зачастую это просто особенности индивидуального развития.

Задуматься о походе к нейропсихологу точно стоит, если отставание от стандартных сроков освоения навыков сильно затянулось или наблюдается сразу в нескольких областях. Например, если ребёнок в три года не говорит или к году не произносит простых звуков и никак не проявляет мимику.

Нейропсихолог также может понадобиться, если есть проблемы с учёбой. Зачастую их списывают на лень, а любые поведенческие особенности — на недостаток воспитания. Но иногда ребёнку трудно соответствовать усреднённым параметрам поведения и развития из-за особенностей работы мозга, и в этом нет вины самого ребёнка.

Если педагогические приёмы, индивидуальные занятия с репетитором, забота и помощь родителей с уроками не помогают и в самой школе нет триггеров, мешающих обучению (травли, деспотичных учителей), возможно, дело в особом развитии когнитивных способносте Задача нейропсихолога в таком случае придумать «обходные» пути обучения: найти тот способ усвоения материала, запоминания, письма или анализа, который подойдёт конкретному ребёнку.

Итак, ниже перечислены ключевые маркеры того, что ребёнку нужна консультация нейропсихолога.

Задержка в развитии

Если вы замечаете, что ребёнок не достигает ключевых этапов развития (вовремя не начинает говорить, реагировать на общение и обращение к нему окружающих, ползать и ходить, интересоваться игрушками, распознавать цвета, держать предметы) — это может быть сигналом для консультации нейропсихолога. Если вы переживаете и чувствуете, что что-то не так, а лаконичное «Перерастёт» от педиатра вас не успокаивает, также можно обратиться к нейропсихологу для консультации.

Трудности в учёбе

Это могут быть постоянные проблемы в усвоении учебного материала, проблемы в координации движений, неусидчивость, замедленная обработка информации и повышенная отвлекаемость. А ещё сложности в концентрации внимания и дефицит памяти: ребёнок постоянно забывает сменку, дневник, тетради, по десять раз за день ищет где-то оставленный телефон, часто не помнит, зачем и куда шёл, потому что пути отвлекается на десяток других задач.

Социальные трудности

Например, изоляция от сверстников (по своей воле или в результате буллинга) или неспособность распознавать невербальные сигналы (в частности, трудности в понимании своих и чужих эмоций, удержании зрительного контакта и проявлении чувств). Также стоит обратить внимание на умение ребёнка распознавать сарказм, отделять шутки от серьёзной речи, поддерживать и начинать диалог, оперативно отвечать на простые вопросы.

Кроме того, поводом для обращения к нейропсихологу могут стать эпизоды внезапных эмоциональных всплесков. Например, ребёнок без особого повода впадает в ярость, неконтролируемо кричит и дерётся или, напротив, замыкается в себе, прячется от мира. Постоянные проявления стресса без видимых причин и сложности в контроле эмоций тоже нуждаются в профессиональной поддержке.

«Важно отметить, что детская нейрокоррекция может быть эффективной не только для решения проблем, но и для развития детей в целом. Если у ребёнка нет явных проблем в обучении или поведении, то помощь нейропсихолога необязательна, но не бесполезна. Начинать заниматься можно и нужно уже в раннем возрасте (рекомендованный возраст — от двух лет), когда мозг ребёнка активно развивается и усваивает новую информацию.

Специалист сможет подобрать индивидуальные упражнения, чтобы процесс знакомства с миром проходил комфортнее и эффективнее. И заложить здоровый фундамент для дальнейшего взросления и обучения. Например, в 2–3 года важно сформировать навык концентрации, но многие родители не знают, как это делать, а дети не всегда развивают это умение сами. В итоге в 6–7 лет ребёнку трудно перейти к освоению письма и чтения.

Чем младше ребёнок, тем легче он адаптируется к новым условиям и учится новым навыкам: детский мозг пластичен. А с возрастом нейропластичность снижается. Именно поэтому взрослым требуется больше сил для усвоения новой информации. С помощью специальных упражнений можно повлиять на различные когнитивные способности, но чем старше человек, тем менее пластичен его мозг, и в результате коррекция проходит тяжелее».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы и методы коррекции речи детей по нейропсихологии.

Тип: подгрупповая логопедическая непосредственно образовательная деятельность в старшей группе Тема: « Прогулка по осеннему лесу » Обучающие задачи НОД: • Систематизировать знания детей об осенн...

Нейропсихология в логопедии

Зачем логопеду знания по нейропсихологии....

Из опыта работы. Программа "Нейропсихология для дошколят"

В настоящее время наблюдается увеличение числа детей с отклонениями в психическом развитии. Причем характерно, что эта тенденция наблюдается среди детей «массовых» учреждений. Объективные клинические ...

Статья "Современные дети: взгляд нейропсихолога"

Каждое следующее поколение отличается от предыдущего, и в тоже время имеет с ним общее и единое. Современные дети изменились, этот факт сложно отрицать. Директор Центра детской нейропсихологии РОСТ (М...