Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по психологии (старшая группа)
чем коммуникация отличается от общения? на что направлено социально-коммуникативное развитие. как можно развивать социально-коммуникативные навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialno.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социально-коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.
социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
- Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Освоение ребенком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Ведь именно через коммуникацию происходит то самое развитие сознания и высших психических функций. А умение ребенка позитивно общаться позволяет ему жить комфортно среди людей. Благодаря общению он не только познает другого человека будь то взрослый или сверстник, но и все больше познает самого себя.
И так что же входит в развитие коммуникативных навыков.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека
Коммуникация
(англ. communikate – сообщать, передавать) предполагает:
-осуществление передачи содержания социально исторического опыта человечества.
-обмен мыслями, переживаниями по поводу внутреннего и окружающего мира.
-побуждение и убеждение собеседников действовать определенным образом.
-для достижения результата.
-передачу опыта различных видов деятельности и обеспечения их освоения.
Коммуникация- это общение с целью передачи определенной информации таким образом, чтобы собеседник понял ее смысл.
Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми.
В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников.
Игра - ведущий вид деятельности детей, она возникает без принуждения взрослых. Это значит, что самые важные изменения в психике ребенка, в развитии его социальных чувств, в поведении происходит в игре.
Общение является важным элементом любой игры, которая дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни.
И наша задача – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Условия, выполнение которых при организации игровой деятельности обусловит эффективность формирование коммуникативных умений:
- реализация комплекса коммуникативных игр, обладающего вариативностью, обеспечивающего поэтапное формирование коммуникативных умений;
-рефлексивный характер игровой деятельности (оценка педагогом состоявшегося взаимодействия участников игрового процесса);
- коллективный характер игр на основе добровольного участия детей.
Особое место занимают игры, которые создают сами дети, это творческие или сюжетно-ролевые игры.
В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности и для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей.
Особое внимание эмоциональному воспитанию, навыкам общения уделяется в процессе театрализованной деятельности. Театрализованная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях.
Одной из форм игры, распространенной в дошкольном возрасте являются игры с правилами. Отношения в этих играх определяются уже не ролями, а правилами и нормами. Именно в них развивается способность детей принимать правила и нормы и подчиняться им.
Для социально – коммуникативного развития дошкольников, огромное значение не только игра, но и занятия, беседы, упражнения, знакомство с музыкой, чтение книг, наблюдения, обсуждение различных ситуаций, поощрение взаимопомощи и сотрудничества детей, их нравственных поступков – всё это становится кирпичиками, из которых складывается личность человека.
Коммуникативные игры – это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил, и способности эмоционально откликаться на состояние другого. В таких играх, как «Хвостдракона» и «Сороконожка» правила заданы таким образом, что для достижения определенной цели дети должны действовать с максимальной согласованностью. Это требует от них большого внимания к сверстникам и приводит к сплоченности действий.
Для повышения детской самооценки можно поиграть с детьми в «Клубочек», «Комплименты», «Передай сигнал», «Скажи хорошее о друге», «Шляпа знакомств», «Солнышко».
Многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Некоторые дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие социально-личностных навыков у детей старшего дошкольного возраста по средствам игры
Недостаточно развитые навыки игровой деятельности, являются причиной низкой социализации ребенка в обществе. Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникаю...
Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке; обогащаются переживания ребенка, эмоциональная отзывч...
Развитие музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста
Методика развития музыкально-ритмических навыков у детей старшего дошкольного возраста...
Развитие вокально-певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста
Пение является важным средством музыкального воспитания и играет существенную роль в решении задач всестороннего и гармонического развития ребенка....
Формирование и развитие вокально-хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста
Статья освещаает значимость использования распевок на музыкальных занятиях в ДОУ, рекомендует педагогические методы и приёмы формирования и развития певческих навыков у детей старшего дошко...
Опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора»
Здесь представлен мой опыт работы по теме: «Развитие вокально - певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста в процессе работы по ознакомлению с произведениями русского фольклора». ...
Статья на тему "Особенности развития вокально - хоровых навыков у детей старшего дошкольного возраста".
В статье рассматриваются особенности слуха и голоса детей 5 -7 лет, а также определяется последовательность формирования вокально - хоровых навыков....