Развитие ребенка 7 лет
консультация по психологии
Предварительный просмотр:
Развитие ребенка 7 лет
Многим знаниям вашего малыша научат уже в школе, но ему самому будет проще, если он овладеет большинством навыков заранее. Домашняя обстановка более спокойная, уютная и располагает к неторопливому обучению. За партой же ребёнок будет вынужден подчиняться временным рамкам, торопиться или отставать, если что-то не успевает. Всё это, скорее всего, будет сопряжено с беспокойством, нервным напряжением, снижением самооценки. Крайнее проявление – отказ от уроков, нежелание посещать школу. Будьте внимательны к своему ребёнку и обязательно проверьте уровень его подготовленности перед собеседованием в первый класс.
Так что же должен знать и уметь ребенок к моменту поступления в школу
Общение и коммуникативные навыки
НУЖНО:
• уметь вполне хорошо изъясняться,
• описывать свои ощущения, впечатления, переживания.
• словарный запас семилетки составляет около 4 тысяч слов
Объем лексических знаний семилетнего ребенка зависит от того, насколько часто: занимаются и общаются с ребенком его родители, члены семьи, родственники, а также что он читает и какую именно литературу.
• уметь заводить новых друзей, находя с ними общий язык, увлечения и интересы
Некоторые дети делают это с опаской; некоторые – с охотой. Родителям нужно способствовать расширению круга общения ребьенка, но нельзя принуждать к тому, чтобы он общался с другими ребятами, которых школьник по каким-либо причинам избегает. Если в своем классе семилетка не смог обзавестись хорошими приятелями, то расширить круг его общения позволит любой детский кружок, спортивная или другая секция, где первокласснику будет не только интересно, но ион сможет проще отыскать для себя друга по интересам.
• знать общие правила поведения
Но помимо общих правил необходимо формировать также и поведение, характерные для мальчиков и девочек. Нередко, например, случается, что мальчикам труднее поддерживать свою опрятность и следить за внешним видом, чем девочкам. Кроме того, подрастающему джентельмену следует прививать правила мужского поведения: защищать слабых, помогать девочкам, уступать место пожилым людям и женщинам. В идеале ребёнок должен иметь перед глазами соответствующий образ, отвечающий этим требованиям. Конечно же, это фигура отца. Но что же делать в тех случаях, когда отца нет, или вместе с ребенком не проживает? Есть такое понятие как «значимый взрослый»; в случае отсутствия отца, таким значимым взрослым может стать другой родственник мужского пола, тренер в секции, духовный наставник и др. А отцам важно участвовать в воспитании как мальчиков, так и девочек, и особенно в подростковом возрасте.
Грамота
НУЖНО:
• обязательно знать алфавит
• научиться писать печатные буквы
• определять количество слогов
• определять количество звуков
• определять места ударений
• различать мягкие и твердые согласные
• отличать друг от друга гласные и согласные звуки
• использовать имеющийся запас лексики
• формулировать несложные предложения из 2-5 слов
• выстраивая фразу, понимать, что все слова в предложении идут друг за другом в определенной последовательности (не «Гулять пошел на улицу я», а «Я пошел гулять на улицу»)
Математические знания
НУЖНО:
• назвать последовательно числа от 1 до 10 и перечислить их в обратном порядке
• решать простые арифметические задачи в одно действие (сложение или вычитание)
• правильно пользоваться измерительными приборами (линейкой, угольником)
• понимать, какое из представленных чисел больше, а какое – меньше
• правильно соотносить количество предметов с определенной цифрой
• ориентироваться в пространстве и направлении (внизу, вверху, выше, ниже, впереди, сзади, между и пр.)
• ориентироваться во времени, определяя его по часам
• называть геометрические фигуры;
• Знать знаки плюс и минус, как ими пользоваться;
Рисование и художественные способности
НУЖНО:
• уметь аккуратно рисовать
• пользоваться карандашами, ручкой, фломастерами, кисточкой и акварельными либо гуашевыми красками
• при работе с листом бумаги ориентироваться в его свободном пространстве, помещая картинку ближе к центральной части листа или же полностью отводя лист под изображение, например, при изображении пейзажей.
• раскрашивая черно-белую картинку, не выступать за обозначенные контуры
• правильно подбирать цвета: трава зеленая, солнце желтое, дом коричневый или черный
• раскрашенный рисунок опрятный и соответствующий действительности.
• знать цвета и оттенки
• знать обозначение направлений и сторон
Знания об окружающем мире
НУЖНО ЗНАТЬ:
• своё полное имя, возраст, дату рождения, адрес, город, страну, планету
• полные имена родителей, близких родственников, их дни рождения и профессии
• дни недели, месяцы, времена года
• диких и домашних животных, насекомых, птиц, водных обитателей
• овощи, фрукты, ягоды, растения, деревья, цветы
• правила дорожного движения.
Концентрация внимания
НУЖНО УМЕТЬ:
• быть усидчивым
• сосредоточенно выполнять определенное задание (раскрашивать рисунок, разгадывать настольную головоломку) в течение 20-25 минут (для гиперактивных детей 15 минут)
• уметь находить различия на двух похожих картинках (задачки на внимательность)
• находить лишний предмет среди нескольких, объединенных общим признаком (например, в ряду «картошка-капуста-морковь-помидор-яблоко» ребенок вычеркнет яблоко, которое не относится к овощам)
• находить отличия и сходства между разными предметами (стул-стол, чашка-чайник)
• выполнять задания по предложенному образцу, например, копирование узора, буквы, символа, геометрической фигуры
• находить одинаковые предметы на картинке
• уметь удерживать в поле зрения, не поворачивая головы, около 10 предметов сразу (Попросите ребенка посмотреть прямо перед собой, и назвать те предметы, которые охватывает его взгляд)
Учитывая, что в начальной школе ребенку придется выдерживать отведенную продолжительность уроков, с очень подвижными и неусидчивыми малышами, с ним предварительно надо заниматься, тренируя и вырабатывая у него терпение и умение концентрировать свое внимание.
Главное условие – это наличие у ребенка интереса к тому, чем ему предстоит заниматься. Опираясь на это условие, родители, пытающиеся добиться от ребенка сосредоточенности, должны в первую очередь заинтересовать его тем или иным заданием. Угрозы и крики в этой ситуации инструменты не только неэффективные, но и даже опасные: так навсегда закрепляется стойкое неприятие к любой деятельности, где требуется сосредоточенность и скрупулезность.
Речевое развитие, мышление, память
НУЖНО:
• уметь самостоятельно составлять небольшие рассказы из 6-10 предложений (на основании его личного опыта, пережитых ситуаций и впечатлений)
• в рассказе должна наблюдаться логическая последовательность событий Можно использовать следующие способы и упражнения:
-- Чтобы сопоставить имеющиеся у ребенка знания и навыки с тем, что должен знать ребенок в 7 лет, попросите его описать в устной форме пережитый день. Что он видел, где был, с кем встретился?
-- Мягко поправляйте допущенные ошибки в рассказе, задавайте наводящие вопросы, чтобы повествование приобрело более детализированный и четкий характер.
-- Сделайте такие рассказы ежедневной вечерней традицией: это поможет и в развитии речи и мышления, и в умении разобраться с психоэмоциональным состоянием прошедшего дня.
-- Читайте небольшие сюжетные истории с последующим пересказом. Чем больше деталей в сюжете запомнит семилетка, тем лучше.
-- Поиграйте в подбор синонимов и антонимов к словам (хороший — плохой, добрый — злой и пр.).
-- Совместно планируйте события следующего дня – это очень полезный способ научить ребенка ориентироваться во времени и программировать свои действия. Вопросы: Что будем делать утром, днем, вечером? Как долго будем делать то-то и то-то? Что будем делать на прогулке, куда пойдем, в парк или в сквер?
-- Совместно разгадывайте загадки, головоломки, ребусы, пазлы.
Чтение
НУЖНО:
• уметь читать разносторонние книги
• полностью понимать описываемые в книге события
• отвечать на вопросы по содержанию и теме прочитенного
• скорость чтения к семи годам у разных детей может сильно варьироваться
• заучивать сказки, песни, стихи наизусть
Для развития навыков чтения у ребенка следует использовать произведения, различающиеся по объему (большие и маленькие), по содержанию (рассказы о природе, животных, о мире растений), по жанру (рассказы, басни, поэзия)
Бытовые навыки
НУЖНО:
• уметь полностью способны обслуживать себя
• самостоятельно кушать
• убирать за собой, наводить порядок в комнате среди вещей, книг и игрушек
• охотно помогать маме по хозяйству, выполняя несложную работу по дому
• самостоятельно одеться и раздеться
• сложить вещи на полку или повесить на вешалку
• без помощи взрослых разбирать кровать перед сном и заправлять ее по пробуждении
Если родители видят, что ребенок стремится к самостоятельности, это следует поощрять. Не выполняйте за малыша ту работу, с которой он, очевидно, прекрасно справляется и сам. Даже если вам хочется его пожалеть.
Ребенок готов к школе, если:
Его многое интересует, он задает вопросы.
Любит делать что-то, может занять себя сам.
Ему интересно познавать новое.
Он делает выводы и умозаключения.
Он просит читать ей книги и внимательно слушает их.
Может спокойно подождать некоторое время.
Может целенаправленно идти к своей цели.
Ребенка интересует школа, он хочет пойти туда.
Ребенок легко устанавливает контакт и нормально общается с другими людьми.
Играет в игры по правилам, соблюдает установленные правила.
Достаточно физически развитый, ловкий.
Имеет полностью сформированные навыки самообслуживания.
Ребенок не готов к школе, если:
Имеет серьезные логопедические проблемы, которые не решили ранее (рекомендуется консультация логопеда).
Ребенок часто болеет (школьное обучение желательно начинать ближе к 7 годам).
Ребенок всегда предпочитает игру, учебная деятельность его совсем не привлекает.
Психические процессы (память, внимание, мышление, волевые качества) не сформированы достаточно, чтобы ребенок мог выдерживать учебную нагрузку.
Ребенок имеет проблемное поведение – агрессивное, слишком тревожный, не соблюдает правила поведения и тому подобное (рекомендуется консультация психолога).
Любые хронические заболевания, стрессы (развод родителей, госпитализации ребенка, потеря близких) в дошкольном возрасте – это повод подумать о начале школьного обучения ближе к 7 годам.
Тест: готов ли ребенок к школе?
Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл:
Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться?
Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений?
Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом "овощи" помидоры, морковь, лук)?
Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно - рисовать, собирать мозаику и т.д.?
Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Вообще, возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. Если оно составляет:
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы;
10-14 баллов - вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий;
9 и меньше - почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Результаты могут вас разочаровать. Но помните, что все мы - ученики в школе жизни. Ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе - это комплекс способностей, поддающихся упражнению. Упражнения, задания, игры, выбранные вами для развития ребенка, легко и весело можно выполнять с мамой, папой, бабушкой, старшим братом - со всеми, кто располагает свободным временем и желанием заниматься. При подборе заданий обратите внимание на слабые места своего ребенка. Полезно, чтобы он все-таки умел читать и немного писать, считать - если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе.
Вы можете дать волю своей фантазии и видоизменять задания, а можете точно придерживаться инструкции, - в любом случае ваш ребенок растет и приближается к школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.
Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...
Музыка как средство развития ребенка, Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка.
Консультации для родителей...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №19» городского округа город Салават Республики Башкортостан Консультация на тему: «Развитие речи ребенка в условиях внедрения ФГОС» выпол
В настоящее время в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, с внедрением федеральных государственных образовательных станда...