Как родителям и педагогам поддерживать себя, чтобы не транслировать детям тревожный фон.
методическая разработка по психологии

Семенютина Лариса Юрьевна

тренинг по преодолению тревожности в современных реалиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_trevozhnost.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

В период обострения внешнеполитической обстановки основной запрос на консультации у педагога-психолога связан с чувством паники, тревогой, общим эмоциональным напряжением, постоянной концентрацией на новостях и безразличием к остальным, обычно значимым для человека вопросам. Напряжение родителей и педагогов сказывается и на детях, которые восприимчиво считывают их эмоциональное состояние. На консультациях проясните причины проблемы, рекомендуйте стратегии поведения в тревожной ситуации и дайте экспресс-техники для успокоения.

Нежелательное эмоционального состояние приобретает устойчивый характер, когда травмирующая обстановка характеризуется высокой интенсивностью или длительностью. Будьте готовы к обращениям в связи с одной или несколькими из семи причин, которые вызывают у людей чрезмерный стресс в сложной политической ситуации. Их приводят педагоги и родители в качестве источника своего состояния:

  • ситуация на границе;
  • переезд родственников и напряженные отношения в связи с этим;
  • изменения цен на товары и услуги, колебания курса рубля;
  • страх за военнообязанных родственников;
  • тревога из-за усиления контроля за безопасностью детей в детском саду, контроля за входом и выходом в учреждение взрослых;
  • последствия ограничений и санкций.

Вне зависимости от причины обращения в первую очередь дайте обратившемуся возможность выговориться. При этом избегайте комментировать его видение ситуации обратившегося, сосредоточьтесь на эмоциях, которые он испытывает и поведенческих последствиях.

Стратегии поведенческого самообладания и самоконтроля

После того, как обратившийся детально опишет видение ситуации и свое эмоциональное состояние, помогите ему разграничить – что он может контролировать, а что нет. Предложите ему взять ответственность за вещи, которые находятся в зоне его контроля. Это эмоциональный фон в семье, отношения с ребенком и близкими, режим, сон, количество входящей негативной информации. Помогите обратившемуся сфокусироваться на том, чем он действительно может управлять, для этого рекомендуйте стратегии поведенческого самообладания и самоконтроля:

  • Ограничить поток информации по теме, которая вызывает интенсивные негативные эмоции. Для этого: выделить время на чтение новостей раз или два раза в день, а в остальное время игнорировать их; ограничить время на соцсети, в которых пользователи часто и эмоционально делятся негативными эмоциями; сократить количество источников информации – остановиться на двух-трех СМИ, к которым есть доверие, а от остальных отписаться.
  • Занять себя бытовыми делами, творчеством, спортом. Тело, быт, самовыражение – это те значимые части жизни человека, за которые в ответе лично он, поэтому соответствующие занятия помогают убрать ощущение потерянности и фрустрации. Можно провести уборку, погладить белье, прибить полку, до которой не доходили руки. Серии отжиманий или подтягиваний хороши для того, чтобы экстренно снизить накал эмоций, полноценная тренировка поможет привести мысли в порядок. А любое творчество – это способ экологично выплеснуть негативные эмоции и переживания.
  • Записывать мысли, которые приходят в голову. Когда человек фиксирует автоматические и навязчивые мысли, отражает на бумаге травмирующие ситуации и свои эмоции, то это помогает взглянуть на них с критической точки зрения. По возможности полезно вести дневник когнитивно-поведенческой терапии – на бумаге или с помощью бесплатных приложений.
  • Использовать стоп-сигнал, например, хлопок или щелчок со словами «Стоп! Я подумаю об этом позже!» каждый раз, когда нужно отогнать навязчивые негативные образы и мысли. Еще один вариант – считать неконструктивные негативные мысли – то есть те, которые мгновенно ухудшают состояние, но не приводят к реальным действиям. Это можно делать на бумаге, в электронном блокноте или с помощью приложений-счетчиков.

Приемы, которые помогут быстро успокоиться в кабинете психолога или дома

Если родитель или педагог на консультации находится во взвинченном состоянии, испытывает высокую степень тревоги, которая мешает конструктивно обсудить ситуацию, проведите техники для борьбы с тревогой. Например, можно начать с визуализации Шнайдера, использовать арт-терапию и подобрать индивидуальный способ успокоиться в зависимости от преобладающего канала восприятия:

  • Проделать визуализацию Шнайнера – это способ снизить тревожность на примере приема у зубного врача. Инструкция к визуализации: «Представьте, что вы записались к зубному врачу. В нужный день вы собираетесь и идете в поликлинику. По дороге вы ярко представляете, как садитесь на кресло. Справа от вас – стеклянный столик с инструментами, слева – бормашина. Ее вид напоминает вам прошлые неприятные ощущения. Вы чувствуете, как по спине ползут неприятные мурашки, вы брезгливо ежитесь. И вдруг ваши воспоминания прерывает звонок из поликлиники. Вас оповещают, что ваша запись отменили. В жизни многие из нас ведут себя так, как у зубного врача. Мы нервничаем, боимся, что впереди что-то плохое. Еще ничего не произошло, а мы переживаем заранее. А нужно всего лишь подождать и посмотреть, и, возможно, ничего страшного и не произойдет».
  • Использовать приемы арт-терапии. Представить преобладающую отрицательную эмоцию в виде образа, придать ей форму на листе бумаге или изобразить каракулями. Подойдут любые изобразительные средства – карандаши, фломастеры, краски и т. д. На обратной стороне листа написать название ведущей отрицательной эмоции. Можно «поговорить» с получившимся образом, попытаться выяснить, для чего нужна эта негативная эмоция, к чему она ведет, от чего защищает. Можно порвать картинку на кусочки или сжечь.
  • Обсудить и выбрать способ успокоения, который подходит человеку индивидуально, в том числе, в зависимости от ведущего канала восприятия информации. Рассмотреть пейзаж, цветы, вещи, которые положительно окрашены для человека – например, на фотографиях или видео. Мысленно обратиться к высшим силам. Понаблюдать за горящей восковой свечой с положительными для себя образами – слуховыми, звуковыми, кинетическим. Пообщаться с приятным, оптимистичным человеком, целенаправленно поговорить о хорошем, например, о добрых воспоминаниях.

Как родителями педагогам поддерживать себя, чтобы не транслировать детям тревожный фон.

  • Дети чутко реагируют на психологическое состояние значимых взрослых. Заботьтесь о себе, чтобы сохранять стабильный эмоциональный фон.
  • Старайтесь ограничить время, которое вы проводите за чтением новостей и блогов. Достаточно просматривать их 12 раза в сутки, лучше в утреннее или дневное время, но не сразу после пробуждения.
  • Оставляйте возможность для минимальной физической активности. Тревожные и депрессивные состояния отступают, когда мы двигаемся.
  • Обратите внимание на свой ритуал перед сном. Можно почитать, послушать аудио-медитации. Занимайтесь дыхательными практиками. Простая рабочая практика – глубокое дыхание в живот.
  • Работайте со своими эмоциями. Выполняйте психотерапевтические техники с помощью книг, например, Р. Лихи «Свобода от тревоги», – самостоятельно или с помощью специалиста.
  • Помогайте детям утилизировать свои эмоции. Да, они могут испугаться, начать тревожиться, но запрещать им чувствовать это совершенно бессмысленно – равно как и полностью впадать во власть аффекта.

Что делать, если ребенок или близкий сильно тревожится

Поддержите, дайте выговориться, выполните техники.

Быстрая помощь близким при сильной тревоге:

  • Дайте человеку присесть или прилечь, попить воды, при необходимости обнимите.
  • Напомните о том, что необходимо дышать.
  • Предложите проговорить, что он чувствует.
  • Предложите ребенку или близкому описать, что он ощущает в своем теле, а потом – что видит вокруг.

Примеры техник против тревоги:

  1. «Пальцы». Сосредоточьтесь на ощущениях в безымянном пальце левой руки: тепло или холодно, есть опора или нет? Дотроньтесь до безымянного пальца и поисследуйте ощущения. Переместите внимание на мизинец правой ноги и проделайте ту же операцию. Так вы сконцентрируете внимание на новых ощущениях, что поможет выйти из круговорота тревожных мыслей.
  2. «Уютное место». Попробуйте найти воспоминание о месте, когда вам было максимально уютно. Сконцентрируйтесь на деталях. Что вокруг, кто рядом? Что чувствовало тело? Если в памяти нет таких моментов, вообразите подобное место.
  3. «В порядке». Составьте два списка: «Что прямо сейчас в порядке со мной и внутри меня?» и «Что прямо сейчас в порядке в моем окружении?» Это могут быть простые вещи: сейчас вам тепло, близкие дома, а ваш ребенок сделал прекрасный рисунок. Так мы смещаем концентрацию на части реальности, которые в порядке.

Когда ребенок спрашивает о серьезных понятиях, важно их прояснять, чтобы у него не было тяги «играть» с такими определениями как «война», «конфликт» или «беженец». При этом смысла полностью изолировать детей от ситуации, которая их окружает, нет – если они не получат ответа на свой вопрос у значимого взрослого, они найдут его где-то еще.

Например, возьмем ситуацию, когда на прогулке кто-то кого-то назвал беженцем, и ребенок интересуется: «Что это?» Тогда взрослый может доступным языком объяснить ему, что существуют люди, которые ищут убежища в чужой стране, так как в своей собственной условия для жизни стали слишком тяжелыми, например, такими тяжелыми условиями могут стать военные действия. Можно продолжить, что при этом люди остаются людьми, а дети – детьми, и совершенно неважно, кто и где родился, откуда приехал, важно лишь, какой это человек. Например, попробуйте ответить следующим образом: «Скажи, а где ты услышал это слово? Как ты сам его понял? Смотри, бывает так, что находиться где-то становится невозможно или слишком тяжело. Например, если наступает война, или у тебя нет средств на еду и воду, тебе нечем прокормить свою семью, деток. Тогда некоторые люди вынуждены искать новое место для своей жизни. То есть беженец – это человек, приехавший из каких-либо тяжелых условий другой страны. Но мне кажется, важно только то, что это за человек, можно ли с ним дружить и доверять ему. Если это хороший человек, то ведь совершенно неважно, откуда он, правда?»

Придерживайтесь четырех правил, как отвечать на сложные и неудобные вопросы ребенка:

Отвечайте честно, ведь отвлекать, привирать и уводить разговор в другую сторону неэффективно с точки зрения воспитания. Во-первых, сложный вопрос не улетучится и возникнет снова. Во-вторых, ребенок может найти ответ на этот вопрос вовсе не там, где вы бы хотели, поверьте.

Отвечайте спокойно, ведь резкие ответы и попытки устыдить за некорректные с точки зрения взрослого вопросы могут привести к психической травме, с которой впоследствии ребенку придется сталкиваться и справляться. Кроме того, недостаток информации бывает крайне вреден и может создать у ребенка негативные установки.

Давайте минимум необходимой информации. Избыточные детали могут травмировать, пугать, дошкольник к ним не готов. Ребенку достаточно короткого ответа строго на заданный вопрос. А когда ему потребуется дополнительная информация, он сам об этом спросит – сразу или через неделю, через месяц или год.

Говорите на языке ребенка. Если пускаться в абстрактные и пространные размышления и философию, ребенок может попросту перестать слушать. Незнакомые термины тоже лишь запутают его. При этом избегайте неясных формулировок, намеков и полутонов, заискиваний – дети чувствуют неискренность взрослых, и это только повышает их тревожность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как вести себя, чтобы не попасть в беду»

НОД «Как вести себя, чтобы не попасть  в беду»...

Консультация для педагогов "Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников"

Согласно ФГОС ДО педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и поддерживать инициативу детей в различных видах деятельности. Почему вопрос ...

Как поддерживать себя, чтобы не транслировать детям тревожный фон. Памятка

Дети чутко реагируют на психологическое состояние значимых взрослых. Заботьтесь о себе, чтобы сохранять стабильный эмоциональный фон....

"Как научиться поддерживать себя?", Е.С.Копылова, МБДОУ № 35

В статье представлены способы, как научиться поддерживать себя....

Методические рекомендации для педагогов «Поддерживаем индивидуальность и инициативу воспитанников»

Ситуации, кода воспитатели поторапливают отстающего от остальных ребенка на занятии или прерывают его рассказ, встречаются часто. С чем это связано? С тем, что в группе много воспитанников, и уделить ...

"Как научиться поддерживать себя?"

Представлены средства и методы собственной поддержки....