Консультация для педагогов "Каждому возрасту своя сказка"
консультация по психологии
Сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребёнка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Выбирая сказку для ребёнка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_kazhdomu_vozrastu_svoya_skazka.docx | 443.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Иркутска, детский сад № 150
Консультация для
педагогов-воспитателей
«Каждому возрасту своя сказка»
подготовила:
педагог- психолог: Демидова Е.В.
г. Иркутск
Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребёнка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребёнка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций.
Почему надо слушаться родителей и не убегать от них далеко, можно прекрасно объяснить на примере сказки «Колобок», а необходимость уступать другому проиллюстрирует сказка «Под грибом». Главное –подобрать правильную сказку.
Так какие же сказки читать детям с воспитательной целью? Как выбирать сказки для детей? К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребёнка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Вряд ли Вы будете читать сказки Братьев Гримм годовалому ребёнку, а «Золотое яичко» старшему дошкольнику. И не потому что эти сказки плохи – просто каждая из них подходит для определенного возраста ребёнка.
Выбирая сказку для ребёнка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. Для гипервозбудимых детей вряд ли подойдут сказки с быстрым, активным сюжетом – для того, чтобы ребёнок не стал неуправляемым, лучше выбрать сказку поспокойнее. Если Ваш ребёнок очень любит пошалить – пока не стоит читать ему сказки, главным героем которых являются отъявленные хулиганы. Однако если в той или иной сказке хулиганы достаточно явным образом наказываются – такую сказку, наоборот, нужно прочитать маленькому сорванцу в качестве воспитательного момента. А если Ваш малыш излишне сентиментален – «Серая шейка» или «Дюймовочка» с мертвой ласточкой могут довести его до слез и истерики (даже если всё заканчивается хорошо).
Кстати, что касается страшных сказок. Страшные сказки, несмотря ни на что, крайне полезны для ребёнка – ведь если он будет слышать сказки, описывающие только мир, полный добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным к действительности. Главное здесь – учитывать возраст малыша и уровень страха, который он может выдержать. Вряд ли ребёнок испугается «Колобка», несмотря на то, что в конце главного героя съедают. В этом смысле, нужно обязательно учитывать возраст малыша, выбирая сказку для него. Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребёнка, попробуйте первый раз прочитать её сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребёнка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите её до того времени, когда Ваш ребёнок немного подрастёт. Какие сказки читать детям, чтобы им было интересно?
Чтение сказок для самых маленьких детей
(от 1 до 3 лет).
Первые сказки для ребёнка должны быть несложными и короткими. Их смысл должен быть хорошо уловим, а слова – простыми и понятными.
Деткам от 1 до 3 лет хорошо подойдут простые народные сказки с простыми предложениями и с множеством повторений (например, «тянут –потянут»; «бил, бил – не разбил»; «катится колобок, катится» и т. п.). Ребёнку нужны такие повторы, чтобы он лучше понял содержание, усвоил лексику, запомнил грамматические формы. Лучше всего, чтобы главными героями сказок для детей этого возраста были знакомые ребёнку животные, дети или взрослые. Мама и папа, рассказывая или читая сказку, могут подражать голосам животных, корчить рожицы и жестикулировать – это ребёнку очень понравится.
Читать малышам сказки данного возраста нужно медленно, нараспев, с выражением, чтобы малыш мог ясно представить себе всех героев сказки. Ваша главная задача в этот период – заинтересовать ребёнка чтением и сформировать у него любовь к книгам. Обязательно жестикулируйте, гримасничайте и показывайте весь необходимый спектр эмоций вместе с героями, читая сказку своему ребёнку – это очень важно. Ну и, конечно, обращайте внимание на внешний вид книги с той или иной сказкой. В этом возрасте книга прочно входит в число наиболее привлекательных игрушек для малышей. Выбирайте яркие, красочные книжки с большим количеством иллюстраций и плотными страницами, чтобы ребёнок не мог их разорвать. Множество картинок легко воспринимаются ребёнком в этом возрасте, пополняя его словарный запас.
Для этого возраста лучшими сказками будут: «Курочка Ряба»; «Колобок»; «Репка», (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила», (обр. М. Булатова); «Козлятки и волк», (обр. К. Ушинского); «Теремок», (обр.М. Булатова); «Маша и медведь», (обр. М. Булатова).
Чтение сказок для детей младшего дошкольного возраста
(от 3 до 4 лет).
При прочтении сказок для ребят от 3 до 4 лет, стоит переходить к более сложным произведениям, но по-прежнему, отдавать предпочтение нужно книгам ярким, красочным, с большим числом иллюстраций и большого формата (А5 и более). Детям старше 3-х лет желательно продолжать рассказывать и читать сказки, где главными героями являются животные и люди; отлично подойдут сказки в стихах, народные поучительные сказки, которые состоят из более сложных сюжетов и требуют более обширного запаса слов, а также терпения, ведь сказки становятся всё более длинными.
Сказки должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию: какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить. Если вы считаете, что в сказке присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от чтения этой книжки.
Примерный список сказок для младшего дошкольного возраста
(3-4 лет):
Русские народные сказки: «Колобок» (обр. К. Ушинского); «Волк икозлята (обр. А. Н. Толстого); «Кот, петух и лиса» (обр. М. Боголюбской); «Гуси-лебеди»; «Снегурочка и лиса»; «Бычок – чёрный бочок, белые копытца» (обр. М. Булатова); «Лиса и заяц» (обр. В. Даля); «У страха глаза велики» (обр. М. Серовой); «Теремок» (обр. Е. Чарушина); «Снегурушка и лиса» (обр. М. Булатова).
Сказки народов мира: «Рукавичка», «Коза-дереза» (укр., обр.
Е. Благининой); «Два жадных медвежонка» (венг., обр. А. Краснова и
В. Важдаева); «Упрямые козы» (узб., обр. Ш. Сагдуллы); «У солнышка в гостях» (пер. со словац. С. Могилевской и Л. Зориной); «Лиса-нянька» (пер. с финск. Е. Сойни); «Храбрец-молодец» (пер. с болг. Л. Грибовой); «Пых» (белорус, обр. Н. Мялика); «Лесной мишка и проказница мышка» (латыш. обр. Ю. Ванага, пер. Л. Воронковой); «Петух и лиса» (пер. с шотл. М. Клягиной-Кондратьевой); «Свинья и коршун» (сказка народов Мозамбика, пер. с португ. Ю. Чубкова).
Литературные сказки писателей России: «Телефон», «Мойдодыр»,
«Айболит» (К. Чуковский); «Яблоко», «Палочка-выручалочка» (В. Сутеев); «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» (Д. Мамин-Сибиряк).
Чтение сказок для детей среднего дошкольного возраста
(от 4 до 5 лет).
В возрасте 4–5 лет каждый ребёнок в сказке стремится выбрать персонажа, который наиболее близок ему, и если такого героя нет, повествование в сказочной истории для него может быть совершенно
неинтересным. Для девочек запаситесь сказками о прекрасных принцессах и милых пушистых зверюшках, а для мальчиков – о смелых и отважных воинах, задорных лесных жителях и ещё будут полезны рассказы с машинками и техникой в главных ролях. А вот сказки Андерсена лучше перенести на более взрослый период жизни ребёнка, так как многие из них достаточно жестокие. Этот период в развитии многих детей еще характерен появлением различных страхов (темноты, смерти, одиночества, врачей и прививок и др.). Многие сказки нацелены на то, чтобы помочь ребёнку преодолеть зависть, обиду, жадность, а также развеять эти страхи. Сказкотерапия – отличный помощник в преодолении таких неприятны моментов.
Множество «лечебных» положительных сказок можно найти сегодня на книжных прилавках, однако каждому по силам придумать сказку самостоятельно или вместе с ребёнком. Малыш отлично справится с выбором главного персонажа сказки, которого вы вместе наделите характером, а за вами – основной сюжет и, конечно, победная концовка. К этому любимому герою ребёнок сможет всегда мысленно обращаться в трудные моменты.
Помните, что в этом возрасте ребёнок очень раним. Стоит выбирать добрые сказки, без жестокости, насилия, лжи. Прежде чем прочитать ребёнку новую незнакомую книгу, стоит ознакомиться с ней самому.
Итак, дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) понимают больше – и сказки для них должны быть сложнее. Но остаются и неизменные особенности: сказки, которые нужно читать детям должны по-прежнему иметь достаточно понятный сюжет, описывать хорошо знакомых ребёнку героев и содержать несложные слова и речевые обороты. Но есть и некоторые отличия. Сказки для детей данного возраста должны содержать определенную мораль, не обязательно находящуюся на поверхности, быть поучительными для ребёнка и заставлять его размышлять. После прочтения сказок для детей в этом возрасте неплохо бы провести небольшую беседу о том, как малыш понял сказку, и какие вопросы у него возникли. Обязательно ответьте на все его вопросы и обращайте внимание на всё, что его интересует. Также перед чтением сказки проводится подготовка, в процессе которой следует познакомить ребёнка с новыми словами, то есть сообщить ему о том, что в сказке живут новые слова и дать им объяснение (например, в «Лисичка со скалочкой» новое слово это «скалочка – деревянная палочка, которой раскатывают тесто» и т. д.).
Примерный список сказок для среднего дошкольного возраста
(4-5 лет):
Русские народные сказки: «Про Иванушку-дурачка» (обр. М. Горького); «Война грибов с ягодами» (обр. В. Даля); «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (обр. Л. Н. Толстого); «Жихарка» (обр. И. Карнауховой); «Лисичка-сестричка и волк» (обр. М. Булатова); «Зимовье» (обр.И. Соколова-Микитова); «Лиса и козёл» (обр. О.Капицы); «Привередница», «Лиса-лапотница» (обр. В. Даля); «Петушок и бобовое зернышко» (обр.О. Капицы).
Сказки народов мира: «Три поросенка» (пер. с англ. С. Михалкова);
«Заяц и еж» (из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака); «Красная Шапочка» (из сказок Ш. Перро, пер. с франц.
Т. Габбе);. “Бременские музыканты» (из сказок братьев Гримм, пер. нем. В. Введенского, под ред. С. Маршака).
Литературные сказки писателей России: «Воробьишко» (М. Горький); «Волшебная иголочка» (В. Осеева); «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках» (Р.Сеф); «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе» (К. Чуковский); «Приключения Незнайки и его друзей» (Н. Носов, главы из
книги); «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого
Мишу – Короткий Хвост» (Д. Мамин-Сибиряк); «Первая охота» (В. Бианки); У слоненка день рождения» (Д. Самойлов).
Литературные сказки писателей разных стран:
«Винни-Пух и все-всевсе» (А. Милн, главы из книги, пер. с англ. Б. Заходера); «Знаменитый утёнок Тим» (Э. Блайтон, главы из книги, пер. с англ. Э. Паперной); «Приключения в лесу Ёлки-на-Горке» (Т. Эгнер, главы из книги, пер. с норв. Л. Брауде); «Про мальчика, который рычал на тигров» (Д. Биссет, пер. с англ.
Н. Шерепгевской); «Мафии и его веселые друзья» (Э. Хогарт, главы изкниги, пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько).
Чтение сказок для детей старшего дошкольного возраста
(от 5 до 6 лет).
Детям старше 5 лет можно читать почти любые сказки, сюжет которых интересен ребёнку. Эти сказки должны развивать все стороны личности ребёнка: мышление, воображение, эмоции, поведение. Помимо того, что вы читаете сказки вместе, нужно просить ребёнка самого сочинять сказки. Это хорошо развивает воображение, творческое начало, а также поможет Вам наблюдать проблемы и желания своего ребёнка.
Дети от 5 до 6 лет уже готовы к большим книжкам, к процессу чтения с продолжением. Они активно реагируют на содержание произведения, сочувствуют литературным героям. Охотно вступают в диалог о прочитанном, отвечая на вопросы, пересказывая услышанное из книги, увлечено иллюстрируя понравившийся сюжет. Но надо учитывать, что дети старшего дошкольного возраста уже всё хорошо понимают, но мышление у них ещё конкретное, поэтому сказки должны быть с простым и конкретным сюжетом. А главными героями должны быть животные и люди, и даже волшебники и колдуны. В таком возрасте детям отлично подойдут сказки народов мира, русские народные сказки, сказки Бажова, Андерсена, братьев Гримм и др. Дети 5 – 6 лет со всей серьезностью верят в то, что магия существует, волшебники живут среди нас. В связи с этим, во избежание смешения реальности и вымысла, волшебные сказки стоит начать рассказывать детям ближе примерно к 6 годам. К таким сказкам относятся: «Русалочка», «Золушка», «Снежная королева» и другие сказки, сюжет которых содержит волшебные превращения.
Примерный список сказок для старшего дошкольного возраста
(5-6 лет):
Русские народные сказки: «Заяц-хвастун», «Лиса и кувшин» (обр.
О. Капицы); «Крылатый, мохнатый да масляный» (обр. И. Карнауховой);
«Царевна-лягушка», «Сивка-Бурка» (обр. М. Булатова); «Финист – Ясный
сокол» (обр. А. Платонова); «Хаврошечка» (обр. А. Н. Толстого); «Рифмы» (авторизованный пересказ Б. Шергина); «Никита Кожемяка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Докучные сказки».
Сказки народов мира :
«Кукушка» (ненецк., обр. К. Шаврова); «Как
братья отцовский клад нашли» (молд., обр. М. Булатова); «Лесная дева» (пер. с чеш. В. Петровой (из сборника сказок Б. Немцовой); «Желтый аист» (кит. пер. Ф. Ярилина); «О мышонке, который был кошкой, собакой и тигром» (инд., пер. Н. Ходзы); «Чудесные истории про зайца по имени Лек» (сказки народов Западной Африки, пер. О. Кустовой и В. Андреева); «Златовласка» (пер. с чеш. К. Паустовского); «Три золотых волоска Деда-Всеведа» (пер. счеш. Н. Аросьевой (из сборника сказок К. Я. Эрбена).
Литературные сказки поэтов и писателей России:
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» (А. Пушкин); «Крупеничка» (Н. Телешов); «Домовенок Кузька» (главы) (Т. Александрова); «Серебряное копытце» (П. Бажов); «Сова» (В. Бианки); «Волшебник Изумрудного города» (главы) (А. Волков); «Серая звездочка» (Б. Заходер); «Цветик-семицветик» (В. Катаев); «Сказка про трёх пиратов» (А. Митяев); «Кот, который умел петь» (Л. Петрушевская); «Как лягушку продавали» (Г. Сапгир, «Смеянцы», Небылицы в лицах».
Литературные сказки писателей разных стран:
«Слоненок» (Р. Киплинг, пер. с англ. К. Чуковского, стихи в пер. С. Маршака); «Карлсон, который живет на крыше, опять прилетел» (главы, в сокр., А. Линдгрен, пер.со швед. Л. Лунгиной); «Господин Ау» (главы, X. Мякеля, пер. с фин. Э. Успенского); «Маленькая Баба Яга» (главы, О. Пройслер, пер. с нем. Ю. Коринца); «Волшебный барабан» (из «Сказок, у которых три конца», Дж. Родари, пер. с итал. И. Константиновой); «О самом последнем в мире драконе» (Т. Янссон, пер. со швед. Л. Брауде); «Шляпа волшебника» (глава, пер. В. Смирнова).
Чтение сказок для детей подготовительной к школе группа
(от 6 до 7 лет).
На седьмом году жизни ребёнок способен осмысливать многие произведения на уровне установления связей между внешними фактами. Он начинает проникать во внутренний смысл произведения, в эмоциональный подтекст. Детям в возрасте 6 – 7 лет нужно пополнять литературный багаж сказками, продолжать развивать к ним интерес, рассматривать рисунки и оформление книг. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям сказки, отождествлять себя с полюбившимся персонажем, воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты. Обращать внимание ребёнка на изобразительно выразительные средства (образные слова и выражения, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; побуждать рассказывать о своём отношении к конкретному поступку сказочного персонажа, помочь понять скрытые мотивы поведения героев сказки. При выборе книг для чтения дошкольнику 6 – 7 лет, надо учитывать, каковы герои, к чему они стремятся, как поступают, чему у них может поучиться ваш ребёнок. Воспитывать нужно на добрых сказках, без страшных событий, с хорошим финалом. Ниже приведён примерный список книг, но выбирать вам.
Примерный список сказок для предшкольного возраста (6-7 лет):
Русский фольклор: Сказки и былины: «Илья Муромец и Соловей разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок); «Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева); «Волк и лиса» (обр.И. Соколова-Микитова); «Добрыня и Змей» (пересказ Н. Колпаковой); «Снегурочка» (по народным сюжетам); «Чудесное облачко» (обр.Л. Елисеевой); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок); «Семь Симеонов – семь работников» (обр. И. Карнауховой); «Сынко-Филипко» (пересказ Е. Поленовой); «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться» (обр. К. Ушинского).
Фольклор народов мира: Сказки: из сказок Ш. Перро (франц.): «Мальчик-с-пальчик» (пер. Б. Дехтерева, «Кот в сапогах» (пер. Т. Габбе);«Айога» (нанайск., обр. Д. Нагишкина); «Каждый своё получил» (эстон., обр. М. Булатова); «Голубая птица» (туркм. обр. А. Александровой и М. Туберовского); «Беляночка и Розочка» (пер. с нем. Л. Кон); «Самый красивый наряд на свете» (пер. с япон. В. Марковой); «Истории из Бедокурии» (главы, Г. Фаллада, пер. с нем. Л. Цывьяна).
Литературные сказки поэтов и писателей России:
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» (А. Пушкин); «Хлебный колосок», «Гусилебеди» (А. Ремизов); «Тёплый хлеб» (К. Паустовский); «Про умную собачку Соню» (главы, А. Усачёв); «Старик-годовик» (В. Даль); «Конёк-Горбунок» (П. Ершов); «Слепая лошадь» (К. Ушинский); «Лекарство от послушности» (К. Драгунская); «Соль земли» (И. Соколов-Микитов); «Бобик в гостях у Барбоса» (Н. Носов); «Всяк по-своему» (Г. Скребицкий).
Литературные сказки поэтов и писателей разных стран:
«Дюймовочка», «Гадкий утёнок» (X.К. Андерсен, пер. с дат. А. Ганзен);
«Бемби» (Ф. Зальтен, пер. с нем. Ю. Нагибина); «Сказка про Джемаймлу Нырнивлужу» (Б. Поттер, пер. с англ. И. Токмаковой); «Принцесса, не желающая играть в куклы» (А. Линдгрен, пер. со швед. Е. Соловьевой); «Три ржаных колоска» (С. Топелиус, пер. со швед. А. Любарской); «Краски» (М. Эме, пер. с франц. И.Кузнецовой); «Приключения Таро в стране гор» (главы, М. Мацутани, пер. с япон. Г. Ронской).
Уделяйте детям как можно больше времени и внимания,
помните, что «счастливое детство нельзя вернуть,
но его можно подарить»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация для родителей" Каждому возрасту- своя сказка"
консультация для родителей...
Консультация для родителей: "Каждому возрасту - свою сказку"
Консультация для родителейКаждому возрасту – свою сказку.Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возра...
Консультация для родителей «Каждому возрасту свою сказку»
Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна....
Консультация для родителей "Каждому возрасту свою сказку"
информация для родителей...
Консультация для родителей: "Каждому возрасту своя сказка"
Консультация для родителей "Каждому возрасту своя сказка". Практические советы родителям дошкольников в выборе литературы для чтения....
Консультация "Каждому возрасту своя сказка"
Данный материал полезен родителям дошкольников. Раскрыта работа по ознакомлению детей с народными и авторскими сказками. Как работать со сказкой, используя ее во благо ребенка....
Консультации для родителей "Каждому возрасту своя сказка"
Сказка не только учит детей переживать, радоваться, сочувствовать, грустить, но и побуждать их к речевому контакту. Именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают зак...