Консультация "Каждому возрасту своя сказка"
консультация (старшая группа)
Данный материал полезен родителям дошкольников. Раскрыта работа по ознакомлению детей с народными и авторскими сказками. Как работать со сказкой, используя ее во благо ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kazhdomu_vozrastu_svoyu_skazku.docx | 199.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Каждому возрасту – своя сказка»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями, может
помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Подготовила: Яковлева Г.И.
Сказка берет свое начало еще из глубины веков - той поры, когда зарождалось устное народное творчество. Именно через сказку дети получают уроки мудрости, постигают законы мира, учатся тому, как действовать в тех или иных ситуациях.
Сказка, как и игра – настоящий символ детства – тут и герои, и антигерои, тут и сценарии, которые могут стать даже жизненным сценарием ребенка, тут и описание моральных и нравственных законов жизни, тут и «молодцам урок» в ненавязчивой форме, идущий прямиком в бессознательное, минуя детское сопротивление родительским наставлениям.
Сказка как вид работы с детской психикой и ее врачевания тем и хороша – обращаясь напрямую к нашим самым глубинным слоям психики, она минует все то, что мешает изменить себя к лучшему - сознательные запреты, сопротивление урокам, преподанным навязчиво или декларативно, негативной оценке себя, неверию в свой успех и т. д.
Попадая в сказку, мы попадаем… в сказку, в мир, где надежды сбываются, в мир, где возможно все, в мир, где добро побеждает зло, где самый маленький и испуганный зайчик в конце концов спасает целый лес, а замученная Золушка находит-таки своего принца.
Итак, сказка:
- расширяет багаж знаний об окружающем мире, о других и о себе;
- транслирует моральные и нравственные законы;
- помогает осознавать причинно-следственные связи событий;
- показывает, сколь велик человеческий потенциал и сколь богат мир своими возможностями
- учат тому, что безвыходных ситуаций не бывает и воспитывает веру в возможность позитивного решения проблем.
Как же работать со сказкой, используя ее во благо ребенку?
Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5 - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными ходами, набирающим раз от разу «оборот» - «Репка», «Колобок» и т. д. в этом возрасте для лучшего понимания происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.
Взрослея, дети становятся готовы к восприятию волшебных сказок - Андерсена, Перро, Братьев Гримм и т. д. Однако животные в качестве действующих персонажей по-прежнему в фаворе, и жизненный опыт лучше передавать через такие сказки.
Для более старших детей, от 6 и до 11-12 лет открыто все многообразие литературного мира – дети уже готовы усваивать символическое содержание практически любой сказки – теперь главное определиться с тем, что и по какому поводу читать. В подростковом возрасте хорошо идут притчи и мифы.
Как работать с народными и авторскими сказками?
Человечество оставило нам такое наследие сказочной литературы, что практически под каждый запрос можно найти сказку. Смелая и любящая Герда спасает любимого, находчивый, но не желающий поначалу учится Буратино в конце концов обретает свой Путь, Машенька находит способ выбраться из практически безвыходной ситуации – заточения в доме медведя, жадная старуха получает по заслугам от золотой рыбки и т. д.
Задача родителей – найти сказку, которая касается проблемы малыша, в чем-то с ней идентична, выражает ее символически, но не полностью ей аналогична.
Важно, чтобы сказка предлагала позитивный, успешный выход из проблемной ситуации, который малыш мог бы присвоить себе для использования в реальности.
При чтении сказки не нужно указывать на сходство ситуации или героя с ребенком, но просто обсудить происходившее - очень желательно. Можно поговорить с малышом о героях, причинах их поступков, реакции на поступки окружения и т. д. «Как ты думаешь, почему герой так поступил? А что подумали про него его друзья? Как ты думаешь, что будет происходить с ним дальше? Как правило, отвечая на подобные вопросы, делая предположения, прогнозируя, малыш, проецируя свой внутренний мир на героев, «выдает» много важной информации о себе.
Со сказкой можно работать и после прочтения – например, нарисовать сюжет, понравившегося ребенку героя, свои впечатления от сказки или наиболее значимый для малыша отрывок. Сказку можно разыграть по ролям, использовать в постановке готовый настольный театр или игрушки, придумать продолжение и т. д. Таким образом, ребенок еще глубже, больше усваивает полученный опыт и урок.
При описанной работе со сказкой, если вы хотите добиться ее исцеляющего эффекта, важно не диктовать ребенку правила, не оценивать сделанное, не вносить свои коррективы. При полной свободе самовыражения малыш интуитивно выберет и проживет еще раз в рисунке или драматизации (постановке) наиболее значимые для него моменты сказки.
Подводя итог значимости сказок в воспитании детей дошкольного возраста, хочется довести до сведения родителей, бабушек и дедушек, что сказка является универсальным развивающим, воспитательно - образовательным средством, способствующим социализации ребенка, его креативному, культурно – этническому развитию, формированию его языковой культуры, психоэмоционального потенциала, что в результате способствует сохранению и развитию индивидуального здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Каждому возрасту своя сказка
Стендовая консультация....
консультация для родителей" Каждому возрасту- своя сказка"
консультация для родителей...
Каждому возрасту - свою сказку
Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития....
Памятка для родителей "Каждому возрасту - свою сказку!"
Выбирая детскую сказку для своего малыша необходимо учитывать особенности его психического развития. Между двумя и пятью годами начинает развиваться способность ребенка образно представлять...
"Каждому возрасту своя сказка"
Консультация для родителей детей дошкольного возраста "Каждому возрасту своя сказка"...
Консультация для родителей: "Каждому возрасту - свою сказку"
Консультация для родителейКаждому возрасту – свою сказку.Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возра...
Консультация для родителей «Каждому возрасту свою сказку»
Выбирая детскую сказку для своего малыша, обязательно учтите особенности его психического развития. Необходимо знать, в каком возрасте данная сказка будет ребенку полезна....