конспект по применению метафорических карт в работе с детьми
план-конспект занятия по психологии (старшая группа)
применение метафорических карт в работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по применению метафорических карт | 26.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование МАК
(метафорических ассоциативных карт)
в работе с детьми»
Использование МАК в работе с детьми
Направление МАК приобретает все большую популярность во всем мире. Так что же это такое – метафорические ассоциативные карты?
Метафорические ассоциативные карты (сокращенно их еще называют МАК) – это не новое направление в психологии, это – действенный и разносторонний инструмент, опора, наглядное средство в работе.
Как самостоятельный жанр появились в 1975 году. Созданные в сотрудничестве художника и психотерапевта, они стали новым инструментом арт-терапии, и в таком качестве начали победное шествие по планете. За прошедшие десятилетия проективные карты распространились по всему миру, а первая колода, положившая начало новому направлению, переведена на двадцать два языка.
В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них.
Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН».
Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон.
И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской.
МАК представляют собой набор карточек размером с игральную карту или открытку. На них может быть изображено все, что угодно: люди, пейзажи, животные, сказочные персонажи, абстракция – абсолютно разные по стилю и содержанию картинки, иногда подкрепленные словами и фразами. Важнее всего понимать, что главное – не то, что изображено на карте, а то, как изображенное на ней откликается в человеке.
Когда человек всматривается в метафорическую карту, он, по сути дела, путешествует по своему внутреннему музею. Например, он смотрит на картинку, изображающую плачущего ребенка, и она порождает в нем какое-то воспоминание – это может быть ситуация, участником которой он был сам, а может – что-то, что происходило не с ним самим, но каким-то образом затронуло его. В любом случае, подобный экспонат или даже несколько в его личном музее есть, и при взгляде на карту они «оживают».
При использовании МАК необходимо помнить и соблюдать правило:
• «Хозяин карты – хозяин рассказа». Кто вытащил карту, тот ее и интерпретирует. Остальные не вмешиваются в его рассказ со своими ассоциациями, не навязывают свою точку зрения и, упаси Боже, не оспаривают слова хозяина карты.
• «Истина в глазах смотрящего». Нам совершенно не важно, что на самом деле изображено на карте. В работе с проективными картами нет никакого «на самом деле». Важно только то, что в данный момент видит человек, держащий карту.
Более того, в разные периоды жизни и в контексте разных тем ассоциации и толкование происходящего на картинке будут отличаться даже у одного и того же человека. С этой точки зрения колода ассоциативных карт неисчерпаема: количество комбинаций тем работы и картинок бесконечно. Метафорические ассоциативные карты позволяют быстро и наглядно получить необходимый объем информации для качественной работы с клиентом.
Карты наглядно демонстрируют картину любых межличностных отношений или картину взаимоотношений человека. Карты запускают внутренние процессы самоисцеления и поиска своего уникального пути выхода из кризиса, работа с картами поражает глубиной диагностики и быстротой терапии.
Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры. Метафорические ассоциативные карты (МАК) – особый инструмент арт-терапии. Преимущество МАК в сравнении с другими методами арт-терапии, заключается в том, что в них отсутствуют закрепленные значения. Каждый человек в процессе работы сам определяет их смысл.
Один из наиболее распространенных вопросов при работе с метафорическими картами – на какой возраст они рассчитаны? Условно можно считать, что применять карты в работе стоит с клиентами не младше 5 лет. Почему? Потому что работа с картами предполагает определенный уровень развития абстрактного мышления, возможность обращаться к образам. Поэтому перед началом работы стоит оценить, насколько ваш клиент способен к этому. В остальном никаких ограничений нет – метафорические карты подходят для работы с детьми, с подростками, со взрослыми, независимо от пола, социального положения и других факторов. Метафорические карты могут использоваться в консультировании, групповой и индивидуальной работе.
Преимущества применения МАК при работе с детьми:
1. Карты воспринимаются как игра, а игровой формат снижает напряжение и тревожность.
2. С помощью карт проще удовлетворить любопытство ребенка, и это тоже снижает тревожность.
3. Легко установить контакт. Для начала, взрослый сам может с помощью карты рассказать о себе, а потом дать такую возможность ребенку.
4. Облегчает диагностику и дальнейшую работу. Для диагностики можно использовать простые упражнения. Например, попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже. Или найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок. Или какая карта нравится, а какая не нравится. Или попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.
5. Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и переживаниях.
6. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка.
7. МАК развивают творческую составляющую.
Как работать с метафорическими картами?
Общие стратегии работы. Можно выделить следующие стратегии работы с метафорическими ассоциативными картами:
- Произвольный, открытый выбор карточек – клиент сам выбирает изображения. Это более безопасный и менее тревожный вариант работы для клиента.
- Закрытый выбор, выбор вслепую – клиент выбирает карточку наугад, не видя изображения. Такой вариант с одной стороны сложнее и требует более глубокой работы, а с другой – привносит элемент игры, судьбоносности.
Так же можно подразделить стратегии работы с картами на:
- работу с изображениями;
- работу со словами.
Подробнее о принципах и техниках работы с ассоциативными картами можно прочитать в книге «Метафорические карты. Руководство для психолога» (авторы - Г. Кац, Е. Мухаматулина).
Сколько карточек необходимо предъявлять ребенку? Количество должно быть оптимальным, то есть не слишком мало и не слишком много: для дошкольников 20–30 карт, для подростков – 40–50. Для гиперактивных и тревожных детей необходимо сократить вдвое.
Варианты работы:
1)1. Прошлое; 2. Настоящее; 3. Будущее.
2)1. Чувства; 2. Идеи; 3. Действия.
3)1. Проблема; 2. Источник проблемы; 3. Выход из проблемы (путь).
4)1. Сущность трудностей; 2. Перспектива решения; 3. Виды решения.
5)1. Сущность ситуации; 2. Действия во вред; 3. Действия на пользу.
6)1. Предпочитаемая цель; 2. Что препятствует её достижению; 3. Что ускорит её приближение.
7)1. Моё положение сейчас; 2. Что будет происходить, если….; 3. Совет – выход.
8)1. Что станет происходить; 2. Как станет происходить; 3. Как поступить.
Как получить ответы на свои вопросы при помощи проективных карт?
Рассмотреть выбранную карту внимательнее, дать ответы на вопросы:
• Если на картинке изображен человек – кто он? О чем он думает? Каков его характер? Каково его настроение? Что бы он сказал вам с позиции своего опыта по выбранной вами теме? Если этот человек – ваша внутренняя часть, то какая? Что эта часть вашей личности хочет до вас донести? Какова ее точка зрения на проблему?
• Если на картинке изображено взаимодействие людей – кто из этих людей вы? Кто остальные изображенные люди? Что происходит? Каким будет развитие событий? В какой области вашей жизни происходит это взаимодействие? Если на картинке присутствует животное, кого или что (черту характера, стиль поведения и т. д.) оно символизирует?
• Если на картинке изображен пейзаж – где находится это место? Чьими глазами мы видим этот пейзаж? Что привело этого человека туда? Куда он стремится? Что его ведет? Что происходит за границами видимого на картинке?
• Если на картинке имеются различные предметы – для чего они служат? Как бы вы могли их применить в контексте выбранной темы? Где в вашей жизни есть место для таких вещей? С каким состоянием души ассоциируются эти предметы и вещи?
• Для чего вам досталась эта карта? Что она хочет вам сказать о вашей жизни? Какой урок вам следует извлечь?
Достоинства проективных карт как инструмента практической работы
Проективные карты создают обстановку, способствующую подлинно глубокому, искреннему общению людей, их самовыражению, раскрытию и рефлексии. Кроме того, к числу их достоинств относятся: – чувства доверия и безопасности, возникающие у ребенка, который сам выбирает, насколько глубоко он готов раскрыться в данный момент;
– создание общего контекста, общего метафорического языка при обсуждении той или иной ситуации из жизни клиента;
– возможность решения проблем на символическом уровне, возможность привлекать неосознаваемые ресурсы психики;
– развитие творческих способностей;
– стимулирование развития мышления, навыков кооперации и ведения дискуссий (в групповой работе);
– легкость освоения методики психологом – не требуется длительное обучение, с базовыми техниками можно разобраться по инструкции к любой колоде;
– гибкие правила использования, возможность разрабатывать новые авторские техники и адаптировать существующие техники под требования актуальной ситуации, широкое поле для безопасных экспериментов и проявлений творчества;
– привлекательность методики для клиента: яркие цветные картинки нравятся людям любого возраста и вызывают приятные эмоции.
Особое влияние оказывает то, что работа с проективными картами проходит в форме игры – взрослым людям редко выпадает случай поиграть, и для них очень привлекательна такая возможность.
Экспресс – техники:
- Один вопрос – один ответ
- карта дня, недели, месяца
- карта как фокус внимания
- карта как совет
- Хочу – не хочу
- Помощь зала – (сюжетная колода)
1 карта – проблема, каждый участник втаскивает по данной карте и предлагает решение проблемы, опираясь на свою карту.
- Моя семья
Игра «Запретная картинка»
Цель: развитие внимания (устойчивость, концентрация).
Педагог определяет «запретную картинку» или группу картинок, например, картинки с изображением явлений природы. Далее: либо ведущий показывает картинки по очереди, а игроки хлопают в ладоши на «запретной картинке»; либо колода пускается по кругу «вслепую» (т.е. изображением вниз), а тот, кто вытащит «запретную картинку», выполняет условленное задание.
Игра «Что пропало?»
Цель: развитие оперативной памяти»
На столе выкладывается ряд картинок. Игрок за 10 секунд запоминает ряд и отворачивается. Ведущий убирает карточку и
1 вариант. Игрок описывает, какой не хватает.
2 вариант. Игрок находит карточку среди других.
3 вариант. Ведущий убирает карточку, а взамен кладет другую. Игрок должен определить лишнюю и найти пропажу.
Игра «Жестовые этюды»
Цель: развитие воображения, раскрепощение креативности.
На столе выкладываются картинки, сходные по сюжету. Игроку предлагается пантомимой передать содержание картинки, которую группа не видит. Любой, кто понял, о чем речь, может найти загаданную картинку из нескольких. Если не угадал, пантомима продолжается.
Вариант для группы: картинку молча показывает одна группа другой.
Упражнение «Рассказывание историй»
Цель: развитие речи, воображения.
Способ 1.Предложите ребенку вытянуть карту из сюжетной колоды, попросите его, глядя на карту, рассказать историю: «Однажды…» Историю можно сочинить по 1 карте, можно добавлять другие.
Способ 2. Предложите ребенку вытянуть 3 карты, рассмотреть их и положить в ряд, не обязательно в порядке вытягивания. Затем попросите рассказать историю, основываясь на картах: начинать следует с первой карты, основной сюжет составить из второй и закончить третьей.
Способ 3. Сочинение коллективных историй. Дети садятся за круглый стол и каждому участнику дается карточка изображением вниз. Первый участник раскрывает свою карточку и начинает рассказ. Карточка является опорным инструментом для начала рассказа. Следующий участник открывает свою карточку и продолжает рассказ. Таким образом создается общий рассказ. Когда круг замыкается, первый участник берет из лежащих посередине стола карточек любую закрытую карту и продолжает рассказ. Рассказ продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из участников не поставит логическую точку в завершении рассказа.
Способ 4.Все карты можно использовать для рисования. Предложите ребенку вытянуть карту и положите ее на листок бумаги. Попросите ребенка дорисовать изображение, представляя, что карта – это лишь часть большой картины. Затем ребенок рассказывает историю, основываясь на том, что он нарисовал.
Техника работы с метафорическими картами "Незаконченные предложения"
Предложить закрытым способом достать карты, которые будут продолжением предложений:
Самое трудное сейчас...
Хочу научиться...
Надеюсь на...
Сейчас для меня важнее всего…
Сколько ни стараюсь...
Я хочу…
Моя слабость сейчас в...
В первую очередь мне нужно сделать…
Я хочу закончить...
Думаю, что...
Я хочу поразмышлять...
Хочу назвать то, что свербит и беспокоит...
Думаю, что я достаточно способен, чтобы...
Хочу начать...
Сейчас мне не хватает...
Ищу ключ к...
Моя сила сейчас в...
Я уверен, что у меня достаточно сил и способностей...
и т.д., то, что актуально сейчас.
Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам. Потому что карты не требуют какой-то особой трактовки и расшифровки, работая с ними, нужно только уметь слушать и понимать себя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метафорические ассоциативные карты в работе с детьми дошкольного возраста
В коррекционной работе с детьми дошкольного возраста метафорические ассоциативные карты являются эффективным и незаменимым инструментом. На сегодняшний день с успехом используются целый ряд детских ко...
Применение интеллект-карт в работе с детьми дошкольного возраста
Метод интеллект-карт, был создан американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. В переводе это "карты ума".В мир дошкольных технологий, интеллект – карты пришли благодаря кандидату п...
«Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»
laquo;Использование метафорических ассоциативных карт в работе с детьми дошкольного возраста, как инструмент всестороннего развития»...
Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР
Метафорические- ассоциативные карты в работе с детьми с ЗПР...
Консультация для родителей « Применение интеллект – карт в работе с детьми».
Консультация для родителей « Применение интеллект – карт в работе с детьми»....
Метафорические карты в работе с детьми дошкольного возраста
Техники МАК для детей дошкольного возраста...
семинар-практикум для педагогов "Метафорические карты в работе с детьми"
МАК являются одним из тех инструментов которые помогают человеку проработать волнующие темы благодоря обращению к своему воображению и творческому потенциалу....