семинар-практикум для педагогов "Метафорические карты в работе с детьми"
методическая разработка по психологии
МАК являются одним из тех инструментов которые помогают человеку проработать волнующие темы благодоря обращению к своему воображению и творческому потенциалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_master_1.docx | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка семинара-практикума для педагогов «Метафорические карты в работе с детьми»
Цель:
Повышение профессионального мастерства педагогов, специалистов – участников мастер - класса через педагогическое общение с демонстрацией применения метафорических ассоциативных карт( МАК)
Задачи:
- ознакомить с понятием «Метафорические ассоциативные карты»;
- рассмотреть продуктивные формы и методы работы с метафорическими ассоциативными картами;
- повысить интерес педагогов к нетрадиционным методам в работе с детьми
Целевая группа:
Педагоги, специалисты дошкольных образовательных учреждений
Материалы и оборудование:
ноутбук, проектор, 2 колоды карт («Дружок»; « Ресурсы»).
Раздаточный материал: листы бумаги, ручки, буклеты.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области применения МАК( понимание основных принципов и способов работы) ; Практическое освоение педагогами методов и упражнений, предлагаемых педагогом на мастер- классе; мотивация к дальнейшему изучению МАК и использованию для решения других педагогических задач.
- Вводная и теоритическая часть:
Метафорические ассоциативные карты являются одним из тех инструментов, которые помогают человеку проявить свои чувства, проработать волнующие темы благодаря обращению к своему воображению и творческому потенциалу.
В профессиональных кругах МАК известны под разными названиями:
- Метафорические. Любую картинку можно рассматривать как зрительную метафору, подобную двери, открывающейся во внутренний мир человека.
- Ассоциативные. Изображения вызывают ассоциации, благодаря которым человек проживает еще раз свою историю, актуализирует проблему.
-Проективные. Человек видит в карте именно то, что он хочет видеть, то, что эмоционально отзывается в нем.
- Терапевтические. Действуют успокаивающе на тревожных клиентов, помогают сосредоточиться детям с нарушением внимания.
Дошкольный возраст – это период открытий, достижений, сензитивный период для приобретения умений и навыков. Но наряду со всем этим он наполнен кризисными этапами, где встречаются и радости и трудности. Новые федеральные государственные образовательные стандарты ставят перед нами цели по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия.
Метафорические ассоциативные карты это чудесный, бережный, работающий инструмент в исследовании, коррекции, профилактики, развитии дошкольников. Перед вами на экране одна из метафорических карт, расскажите, какие ассоциации она у вас вызывает? ( Ответы педагогов) Спасибо за ответы! Что такое Метафорические ассоциативные карты?
Хозяин карты- хозяин истории, автор рассказа об этой картинке.
Карты – это психологическое зеркало, отражающее состояние и проблемы. Эти карты –набор картинок изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные картины. Важен не первоначально заложенный в картинке смысл, а душевный отклик отдельного человека на попавшуюся ему картинку. Причем, каждый может увидеть и почувствовать что- то своё. МАК- это эффективный и экологичный инструмент, помогающий заглянуть в наше бессознательное. МАК помогают получить ответы из глубин бессознательного не травмируя человека.
Преимущества карт заключаются в том, что:
Карты дают возможность осознать и прояснить переживания «здесь и сейчас»;
Карты ориентированы, а значит «работают» там, где преобладает рационализация, а чувства и переживания глубоко спрятаны и хорошо контролируются;
История :
Создателем первой колоды О- карт был канадский художник Эли Раман. Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельность и был увлечен карточными играми. О н создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения. Карты Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим. Увидев карты немецкий психотерапевт и издатель Моритц Эгетмейер понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека, они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество.
У вас, конечно же, появился вопрос: а, как и зачем применять метафорические карты педагогу, работающему с детьми, воспитателю. Поспешу напомнить вам, что современному педагогу необходимо обладать психологическими знаниями. Так как они являются важным условием педагогической деятельности, помогают педагогу выделять те реальные трудности, с которыми сталкивается воспитанник в процессе усвоения им учебного материала. Педагог, владеющий психологическими знаниями, может видеть связь усвоения знаний и эмоционального состояния ребенка; умеет глубоко и всесторонне анализировать эффективность используемых форм и методов работы с детьми.
Используя с детьми МАК, мы будто играем в их игру, со своими правилами, используя метафоры ( ведь сказка- это и есть своего рода метафора) , дети не ставят непробиваемые барьеры, и погружаются в процесс, а изменения не заставляют себя долго ждать… В своей работе я использую карты работая со всеми участниками образовательного процесса.
Опираясь на карту, ребенку легче рассказать о своих эмоциях и п ереживаниях. МАК развивают эмоциональный интеллект ребенка. МАК раз вивают творческую составляющую..
- Практическая часть :
Игра в карты проходит как обычно за столом
Метафорические К колодам метафорических карт имеется методич еская брошюра. Для разрешения конфликтов, в парном консультировании, при работе с эмоциональными нарушениями, психосоматическими симптомами, а также с детьми в качестве инструмента для развития эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта успешно применяются МАК колода для детей «Дружок» и « Ресурсы»
Спектр возможностей использования карт довольно широк и зависит от креативности и мастерства того, кто их применяет в своей работе. В первую очередь карты незаменимый инструмент диагностики. При этом может быть использована совершенно любая колода.
Упражнения:
- «Корабль надежды»
Цель: мотивация и осознание ответственности за достижение определенных результатов.
Психолог. «Все мы находимся в начале важного пути и для того, чтобы он был успешным, надо определить, чего Вы ожидаете от нашей работы»?
Продолжите предложение: «От семинара я ожидаю...
«Мы смотрим на картинку, а слова и образы сами приходят на ум. И мы поражены, потому что они попадают сразу в самую суть, открывают самое сокровенное и запрятанное, проскальзывая сквозь все границы и защиты. Это чудо. Это удивительно. Но удивительно и то, что разные люди дают совершенно разные интерпретации одних и тех же карт». Моритц Эгетмейер
Метафорические ассоциативные карты. Что это такое?
- Попросить найти себя и членов своей семьи и рассказать о каждом персонаже.
- Найти карту, которая похожа на то, что сейчас чувствует ребенок.
-Какая карта нравится, а какая не нравится.
- Попросить ребенка рассказать сказку по трем картам.
- Техника «Мне помогает, мне мешает…» Цель: помочь детям и взрослым понять, что каждое чувство может как помогать, так и мешать. Положите колоду с чувствами на середину стола. Каждый участник тянет карту и говорит, в каких ситуациях ему это чувство мешает, а в каких помогает.
Возможно, в начале упражнений детям понадобится помощь. Для детей помладше советуют отобрать в колоду достаточно однозначные чувства: злость, радость, страх, обида. Для старших детей и взрослых подойдут карты с более сложными чувствами ( отчаяние, стыд, горе) . Лучше, когда участников больше трех, однако вполне можно сыграть и вдвоем.
Вот так ненавязчиво и мягко можно подводить ребенка к осознанию своих чувств. В этой игре также скрыт глубинный смысл. Видя образы, называя эмоцию, проговаривая чувства, человек, даже еще маленький получает маленький опыт В работе с помощью карт мы можно решить проблемы , которые волнует ребенка. Образы карт помогут обойти защитные барьеры ребенка, которые мешают ему развиваться.
Варианты работы с картами:
- «Страх уходи! » Ребенок выбирает карту, персонаж которой ему кажется самым смелым – тем, кто не боится того, чего боится он сам. Далее ребенок сочиняет о персонаже историю, в которой ребенок может описать, как бороться со страхом.
- Другой вариант, когда ребенок выбирает два персонажа, один назначается трусишкой, другой смельчаком. Смельчак рассказывает трусишке, как перестать боятся.
- «Мой самый лучший день»/ «О чем мечтается» Ребенок выбирает одну из карт в открытую и рассказывает о том, каким он представляет свой самый лучший день.
- «Нарисуй продолжение»/ «Нарисуй начало» Ребенок выбирает карту и должен придумать и нарисовать продолжение( начало) сюжета, используя наводящие вопросы: Что изображено на карте? Кто является главным действующим героем изображенной истории? Чем история началась и чем закончилась? Кто я на этой картинке? Что она для меня означает? Разыграем историю На кого я похож? Плохо или хорошо?
- Техника « Внутренний ребенок » Цель: саморегулирование внутреннего эмоционального состояния. 1. В открыту ю выберите карту как она связана с Вашим детством: Сколько ему лет? О чем он думает, мечтает, к чему стремится? Какие эмоции он испытывает? 2. С таньте этому малышу заботливым родителем, поговорите с ним и скажите все, что хотел бы услышать он от любящих и добрых родителей. 3. Ответьте на вопрос: как часто малыш нуждается в вашей поддержке? Будете ли вы и дальше заботится о нем? 4. Сделайте выводы.
- «Сказочный персонаж» Ребенку предлагается охарактеризовать сказочного персонажа, озвучить что он чувствует. Далее, используя различные пейзажи рассказать как меняется его настроение.
- «Легкое путешествие» Ребенок выбирает карту и рассказывает что это за место, кто живет там, чем оно отличается.
- Техника «Я могу» Цель: осознание внутренних ресурсов. Выберите взакрытую по порядку 3 карт ы из колоды, которые будут окончанием предложений, запишите их: Я хочу научиться… У меня достаточно сил и способностей, чтобы… Меня вдохновляет…
- укрупнение и детализация. Укрупнение – это представление, будто ваша карта – только видимая часть некоей большей картины. Что осталось за кадром? Кто остался за кадром? Всегда можно положить доставшуюся карту на лист бумаги и изобразить вокруг неё цельную картину, а потом убрать карту и зарисовать ранее занятую ею часть листа. Детализация – это, наоборот, углубление в детали, в мелочи, поиск в изображении значимой части, на первый взгляд малой и незаметной. Это может быть концентрация на любой части изображения либо принятие во внимание какой- то формы, линии.
Поведение итогов, рефлексия:
Таким образом, МАК помогают работать с подсознанием. Раскрывают внутренние проблемы, помогают работать со страхами при этом, не оказывая травмирующего воздействия на психику. Карты помогают выявить внутренние переживания.
Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Каждый специалист может найти собственное применение картам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"
Материал содержит цель, задачи и план проведения семинара-практикума, а также краткое описание нетрадиционных техник рисования для дошкольников...
Семинар – практикум по теме «Сказкотерапия как метод работы с детьми дошкольного возраста».
Стрессы, неблагоприятная экологическая обстановка привели к тому, что в последние годы заметно увеличилось число детей – дошкольников с отклонениями в состоянии здоровья, в том числе и психического, ч...
Семинар – практикум: «Логоритмические упражнения в системе коррекционной работы с детьми с нарушением речи».
в помощь педагогам групп компенсирующей направленности для детей ТНР...
Семинар-практикум для воспитателей «Использование в практике работы с детьми дошкольного возраста занимательных речевых игр для формирования фонематических процессов»
В семинаре описана поэтапная работа с детьми от младшего до старшего дошкольного возраста по формированию фонематического слуха, предложен различный дидактический материал для разных возрастов. В игра...
Семинар-практикум с педагогами. Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ.
Раскрыты возможности занятий песочной терапией для детей с ОВЗ. Практическое упражнение на песке позволяет педагогам самим окунуться в мир детства, развивает фантазию,речь,поднимает настро...
Семинар - практикум "«Игровая деятельность, как эффективный метод работы с детьми по профессиональному самоопределению»
Знакомство детей с профессиями....
Семинар-практикум для педагогов "Использование мнемотехники в работе с детьми с детьми дошкольного возраста"
Для развития речевого, умственного и психического развития детей часто используют в работе с детьми мнемотаблицы. Дети лучше запоминают стихи, пословицы, поговорки, сказки с помощью картинок в таблице...