Формирование сенсорных эталонов у детей с ЗПР.
план-конспект занятия по психологии
Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может – войти в него. Не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
Актуальность приобретают вопросы сенсорного воспитания дошкольников старшего возраста с ЗПР и влияние игровых приемов на развитие сенсорных эталонов в рамках коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР.
Именно поэтому мы решили заняться разработкой творческого проекта по сенсорному воспитанию детей раннего, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов.
Цель- развитие сенсорно- перцептивных функций, у детей с ЗПР в сочетании с психическим недоразвитием, с использованием мульти- сенсорной интерактивной среды.
Задачи:
-динамическая реабилитация нарушенных сенсорно- перцептивных функций у детей с ЗПР в сочетании с психическим недоразвитием посредством использования различных видов стимулирующего воздействия мульти- сенсорной интерактивной среды;
- развитие зрительного гнозиса, навыка идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина);
-развитие всех видов восприятия, в особенности аналитического восприятия.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, которые проявляются в несформированности сенсорных эталонов.
Под сенсорным развитием ребенка понимается формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: форме, цвете, положении в пространстве, звучании и даже вкусе.
У детей с ЗПР не сформированы понятия формы, цвета, размера. Они не видят разницы между мячом и воздушным шаром, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигуры по размеру. Главная проблема заключается в том, что их сенсорный опыт медленнее обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины, что говорит о том, что у этих детей эталонные представления не формируются.
Все задания и проблемные ситуации создаются с учетом включения развлекательной методики в образовательный процесс.
Программа разделена на блоки, каждый из которых отвечает за развитие определенных навыков.
1-2 занятие: Знакомство с сенсорной комнатой.
1 блок. Цвет.
Цвета изучаются в той последовательности, в которой они представлены.
На закрепление каждого цвета из палитры радуги отводится по 3 занятия. Остальные занятия идут на дифференциацию цветов и на подведение промежуточных результатов.
2 блок. Форма. Изучение геометрических фигур.
Восприятие формы является необходимой сенсорной основой любой деятельности.
Вначале должны изучаться фигуры полностью отличающиеся по форме. Затем фигуры близкие по форме (круг – овал). Остальные задания направлены на сравнение фигур по форме и их дифференциацию. На закрепление каждой формы отводится по 2 занятия.
3 блок. Величина. На закрепление значения величин отводится по 3 занятия.
Восприятие величины осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Изначально используем образцы одинаковых величин. Следующий этап работы – различие между предметами по величине. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание рядов предметов по убыванию или возрастанию. Сначала дети ориентируются на общую форму образца, а потом начинают осознавать отношения между элементами.
Такой вид коррекционного воздействия позволит решить не только задачи умственного и речевого развития, но и полноценного развития двигательных навыков.
Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Он выполняет ряд определенных функций:
- стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики;
- стимуляция двигательной активности;
- повышение работоспособности детей;
-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- создание положительного эмоционального фона.
При организации сенсомоторного уголка в первую очередь было выбрано место его расположения в групповом помещении, чтобы оно было удобным для доступа детей. Особое внимание уделяется подбору сенсомоторных объектов для уголка. Уголок содержит постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Содержание сенсомоторного уголка в группе
Для развития слуха:
- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.
Для развития зрения:
Парные картинки с признаками различий, точечные изображения.
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
Колбы, воронки для перелива воды, пинцеты для захвата мелких предметов.
Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).
Для развития чувства осязания:
Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
Разные по форме мелкие предметы.
Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
корки, мыло, духи.
Для развития мелкой моторики:
Природный материал: горох, орехи, фасоль, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).
Бытовые материалы: колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т.п.)
Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто), трафареты и т. д.
Особую роль я отвожу нестандартным дидактическим средствам, например, пуговицам. Считаю, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица - идеальная развивающая среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать. Пуговичные занятия происходят легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения.
Итак, сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР), основываясь на развитии восприятия и ощущений , включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития детей. И от того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_sensornyh_etalonov_u_detey_s_zpr.docx | 18.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование сенсорных эталонов у детей с ЗПР.
«Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств. Если она закрыта, то он не может – войти в него. Не может вступить с ним в связь. Мир тогда не существует для сознания. Б. Прейер
Актуальность приобретают вопросы сенсорного воспитания дошкольников старшего возраста с ЗПР и влияние игровых приемов на развитие сенсорных эталонов в рамках коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ЗПР.
Именно поэтому мы решили заняться разработкой творческого проекта по сенсорному воспитанию детей раннего, так как именно этот возраст является сензитивным для усвоения сенсорных эталонов.
Цель- развитие сенсорно- перцептивных функций, у детей с ЗПР в сочетании с психическим недоразвитием, с использованием мульти- сенсорной интерактивной среды.
Задачи:
-динамическая реабилитация нарушенных сенсорно- перцептивных функций у детей с ЗПР в сочетании с психическим недоразвитием посредством использования различных видов стимулирующего воздействия мульти- сенсорной интерактивной среды;
- развитие зрительного гнозиса, навыка идентификации по сенсорным признакам (цвет, форма, величина);
-развитие всех видов восприятия, в особенности аналитического восприятия.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что у дошкольников с задержкой психического развития имеются особенности сенсорного развития, которые проявляются в несформированности сенсорных эталонов.
Под сенсорным развитием ребенка понимается формирование представлений о свойствах предметов окружающего мира: форме, цвете, положении в пространстве, звучании и даже вкусе.
У детей с ЗПР не сформированы понятия формы, цвета, размера. Они не видят разницы между мячом и воздушным шаром, не различают близкие по цвету предметы, не могут расставить фигуры по размеру. Главная проблема заключается в том, что их сенсорный опыт медленнее обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, величины, что говорит о том, что у этих детей эталонные представления не формируются.
Все задания и проблемные ситуации создаются с учетом включения развлекательной методики в образовательный процесс.
Программа разделена на блоки, каждый из которых отвечает за развитие определенных навыков.
1-2 занятие: Знакомство с сенсорной комнатой.
1 блок. Цвет.
Цвета изучаются в той последовательности, в которой они представлены.
На закрепление каждого цвета из палитры радуги отводится по 3 занятия. Остальные занятия идут на дифференциацию цветов и на подведение промежуточных результатов.
2 блок. Форма. Изучение геометрических фигур.
Восприятие формы является необходимой сенсорной основой любой деятельности.
Вначале должны изучаться фигуры полностью отличающиеся по форме. Затем фигуры близкие по форме (круг – овал). Остальные задания направлены на сравнение фигур по форме и их дифференциацию. На закрепление каждой формы отводится по 2 занятия.
3 блок. Величина. На закрепление значения величин отводится по 3 занятия.
Восприятие величины осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, ощупывания, измерения, группировки предметов по определенному признаку. Изначально используем образцы одинаковых величин. Следующий этап работы – различие между предметами по величине. Усложнение представлений об отношениях предметов по величине предполагает выстраивание рядов предметов по убыванию или возрастанию. Сначала дети ориентируются на общую форму образца, а потом начинают осознавать отношения между элементами.
Такой вид коррекционного воздействия позволит решить не только задачи умственного и речевого развития, но и полноценного развития двигательных навыков.
Организация сенсомоторного уголка в группе детского сада.
Сенсомоторный уголок в условиях группового помещения детского сада - это адаптированный вариант сенсомоторной комнаты без приобретения дорогостоящего оборудования.
Он выполняет ряд определенных функций:
- стимуляция сенсорных функций, развитие мелкой моторики;
- стимуляция двигательной активности;
- повышение работоспособности детей;
-активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- создание положительного эмоционального фона.
При организации сенсомоторного уголка в первую очередь было выбрано место его расположения в групповом помещении, чтобы оно было удобным для доступа детей. Особое внимание уделяется подбору сенсомоторных объектов для уголка. Уголок содержит постоянные дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от потребности и темы занятия.
Содержание сенсомоторного уголка в группе
Для развития слуха:
- Приспособления для создания звуков: шуршалки, гремелки, свистушки, необычные музыкальные инструменты, любые приспособления, издающие интересные звуки.
- Кассеты и диски со звуками: крики животных и птиц, звуки транспорта, звуки природы, звуки воды, звуки грозы, шелест листьев и т.д.
Для развития зрения:
Парные картинки с признаками различий, точечные изображения.
Цветовые пятна-кляксы различной формы.
Колбы, воронки для перелива воды, пинцеты для захвата мелких предметов.
Картинки-штриховки (на картинке основной контур заштрихован).
Картинки-прятки (на картинке "спрятаны" предметы, ребенок должен их найти).
Для развития чувства осязания:
Массажные мячи-валики (разные по форме, упругости, фактуре поверхности).
Шершавые и гладкие доски для ощупывания, шероховатые таблички.
Кусочки меха, шелка, шкурки, бархатной бумаги - различные материалы с разной фактурой.
Предметы для создания холодного и горячего (грелка, формочки для льда).
Разные по форме мелкие предметы.
Различные крупы в мешочках, подносы для круп, баночки.
корки, мыло, духи.
Для развития мелкой моторики:
Природный материал: горох, орехи, фасоль, шишки, ракушки, камешки, песок и т. д. (для пальчикового сухого бассейна, для творческих работ - выкладывания на пластилине, нанизывания, рисование пальцем на подносе с крупой и т. д.).
Бытовые материалы: колечки, шестигранные карандаши, веревки, прищепки, катушки, шнурки, пуговицы, липучки, шарфы (нанизывание бус, завязывание и развязывание узелков, бантиков, плетение косичек и т.п.)
Дидактические игры и материалы: рамки-вкладыши, пазлы, кубики, разрезные картинки, различные мозаики, шнуровки, лото, пирамидки, матрешки, конструкторы, пластический материал (пластилин, соленое тесто), трафареты и т. д.
Особую роль я отвожу нестандартным дидактическим средствам, например, пуговицам. Считаю, что дидактические игры и упражнения с пуговицами эффективно влияют на педагогический процесс. Пуговицы просты, но при этом имеют развивающий и обучающий эффект. Разная фактура, много цветов, оттенков, размеров и форм. Отсутствует заданная форма для композиции. У ребёнка развиваются ощущение пространства и чувство цвета. Пуговица - идеальная развивающая среда, где можно творить, без страха что-либо испортить или сломать. Пуговичные занятия происходят легко и ненавязчиво, в игре, поэтому и результаты, намного ощутимее, чем когда взрослые пытаются нудно проповедовать что-то. Пуговица может и просто позабавить, и стать средой для развития и обучения.
Итак, сенсорное развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ (ТНР, ЗПР), основываясь на развитии восприятия и ощущений , включает в себя знания таких сенсорных эталонов, как цвет, форма, величина и умение использовать их в своей деятельности. Сенсорное развитие составляет основу умственного развития детей. И от того, насколько полно ребенок научится воспринимать объекты, предметы, явления действительности зависит процесс его «вхождения» в окружающий мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная деятельность с родителями "Формирование сенсорных эталонов у детей при проведении подвижных игр"
Мастер-класс с подвижными играми и различными видами гимнастик.Образовательная область: "Сенсорное воспитание” Интеграция областей: "Здоровье", "Познание", "Социализация", "Коммуникац...
Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка
Из личного опыта...
Дидактические игры, как средство формирования сенсорных эталонов у детей раннего возраста
В данном материале представлены дидактические игры с помощью которых у детей раннего возраста можно знакомить с сенсорными эталонами. Данные игры можно использовать в домашней обстановке, что является...
Дидактические игры в процессе формирования сенсорных эталонов у детей 2-3 лет
В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания, особенно у детей раннего возраста. На них почти полностью возлагалась задача формирования се...
"Система работы по формированию сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи".
Формирование усвоения сенсорных эталонов у детей раннего возраста с тяжелым нарушением речи,через систему развивающих игр. Перспективный план работы по месяцам; перечень игр и игровых упражнений; Пере...
Презентация"Формирование сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и их значение для дальнейшего успешного развития ребёнка"
Сенсорное развитие ребёнка-это развитие его восприятияи формирование представлений о внешних свойствахпредметов: их форме, цвете, величине, положению в пространстве, а также запахе, вкусе и т.д.Значен...