программа "Разноцветный мир" с применением арт-технологий
рабочая программа по психологии (старшая группа)
в программе представлены занятия с детьми с применением арт-технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raznotsvetnyy_mir.doc | 343 КБ |
Предварительный просмотр:
"СОГЛАСОВАНО" "УТВЕРЖДАЮ"
Заведующая МБДОУ № 17 "____"___________2020г.
Центр всестороннего развития
Программа по арт-терапии
"Разноцветный мир"
(Возраст обучающихся: 3 - 7 лет)
Автор - составитель
Семенова Е. Г.
педагог-психолог
д. Путилково, 2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Дошкольное образование в России в основном ориентировано на обеспечение познавательного развития ребёнка. С психологической же точки зрения, специфика развития в дошкольном возрасте заключается не столько в овладении ребенком знаний, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки, эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.
Направленность программы: Данная программа направлена на всесторонние гармоничные развития личности ребенка через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность: Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости. Новизна данной программы заключается в использовании художественного творчества как способа психологической работы с детьми. Программа является эмоционально – развивающей, что позволяет применять ее в дополнение к реализуемой в МБДОУ №17 программе «Детство».
Цели программы:
- формирование психологического здоровья детей;
- психологическая поддержка и сопровождение детей дошкольного возраста;
- привлечь детей к активной продуктивной деятельности способствующей формированию всех психических процессов.
Основные задачи:
- способствовать самопознанию ребенка, осознанию своих характерных особенностей и предпочтений;
- обучать ребенка положительному самоотношению и принятию других людей;
- развивать у ребенка социальные и коммуникативные навыки поведения;
- учить ребенка понимать и выражать свои чувства;
- вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;
- обучать ребенка рефлексивным умениям;
- формировать у ребенка потребность в саморазвитии.
Участники программы: дети 3-7 лет
Режим занятий: 2 раза в неделю (30 минут).
Ожидаемые результаты:
- позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
- развитие творческих способностей детей, через овладение арт-технологических упражнений;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие социально-коммуникативных навыков;
- развитие самосознания;
- улучшение детско-родительских отношений;
№ № п/п | Возраст воспитанников | Время занятий |
1 2 3 | 3-7 лет | 15.15-15.45 2 раза в неделю, вторник, четверг |
Данная цель реализуется через ряд задач сформированных и отражённых в трех основных разделах программы:
- «Я и мой мир»
- помочь ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения, понять, что он уникален и неповторим, как каждый человек;
- раскрыть в ребёнке его потенциал общения, развивать и совершенствовать его возможности поддерживая в ситуациях, как успеха, так и неудачи.
- «Эмоции и чувства»
- научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, переживания;
- знакомить ребёнка с языком эмоций, учится пользоваться ими для проявления собственных чувств и переживаний, и для понимания эмоционального состояния другого.
- «Социальные навыки»
- обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми;
- формировать коммуникативные навыки;
- учить устанавливать и поддерживать контакты, решать конфликтные ситуации в общении.
Блок 1. «Я и мой мир»
Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам.
Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя.
Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого педагогам важно обсуждать с детьми тот или иной выбор каждого ребенка в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараться понять его сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. При этом педагог учит детей тому, что стремление к удовлетворению собственных желаний не должно ущемлять интересы других людей.
Уверенность в себе связана с осознанием человеком своих внешних и внутренних особенностей, поэтому в старшем дошкольном возрасте важно формировать у ребенка достаточно точные представления о своей внешности, семейном сходстве наряду со знаниями о бесконечном разнообразии внешнего облика людей — детей и взрослых. Например, в процессе изобразительной деятельности ребенок может нарисовать свой собственный портрет или портрет своей семьи.
Блок 2. Эмоции и чувства
Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми.
Проявлять эмоциональную отзывчивость дети нередко способны уже в младшем дошкольном возрасте. Вместе с тем педагогу важно специально знакомить ребенка со своеобразным эмоциональным букварем, так как передать наши чувства другим, сделать их понятными можно с помощью не только слов, но и особого языка эмоций, столь необходимого в общении. Радость и грусть, гнев и обида — обо всем этом и о многом другом могут рассказать позы, жесты, мимика. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.
Многие темы этого раздела для детей младшего дошкольного возраста предусматривают привлечение материала знакомых сказок. Вспоминая основные события и переживания персонажей, дети с помощью педагога смогут сопоставить их с собственным личным опытом. Это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях и основных эмоциональных состояниях. Соответствующие темы предоставляют педагогам возможность побеседовать с детьми о чувстве страха и одиночества.
В более старшем возрасте дети уже должны иметь представление об основных настроениях и эмоциональных состояниях людей. Педагог обучает их не только выражать свои эмоции так, чтобы они были ясны окружающим, но и по внешним проявлениям понимать, какие чувства в тот или иной момент может испытывать другой человек. Некоторые темы для детей этого возраста направлены на дальнейшее приобщение ребенка к языку эмоций.
Кроме того, дети учатся соотносить собственные эмоции с состоянием природы, погодой, а также с соответствующими событиями и индивидуальными предпочтениями.
Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами.
Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания.
Блок 3. Социальные и коммуникативные навыки
Навыки общения формируются у человека с ранних лет. Как обеспечить ребенку комфортное существование в среде сверстников? Как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте?
Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать.
Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. При этом педагог должен помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к товарищам и уважать их мнение.
Для того чтобы научить детей правильно строить отношения с другими людьми, проявлять уважение к своим сверстникам, педагог может предложить детям проблемные ситуации, разрешение которых поможет им в овладении определенными коммуникативными навыками, или сюжеты для игр различного содержания.
Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками.
Необходимо отметить, что представленная на основе трех разделов структура программы рассматривается как примерная и носит рекомендательный характер, т. е. задает только основу планирования педагогического процесса. При более подробном знакомстве с программой можно заметить, что обозначенные три раздела тесно связаны между собой и их содержание постоянно перекликается. Поэтому педагог вправе варьировать программное содержание и его последовательность, при необходимости отступая от предложенной структуры.
Общие принципы и содержание программы
Содержание программы ориентировано на эмоциональное благополучие ребёнка – уверенность в себе, чувство защищённости и жизненные успехи. Во многом это зависит от того, как складываются отношения ребёнка в семье, с окружающим миром, с людьми, со сверстниками.
Принципы содержания программы:
- Системность: в течение учебного года работа по программе проводится систематически, в определённый день недели. Конкретно запланированная тема может не ограничиваться рамками одного занятия, так как нельзя заранее обозначить всю гамму спонтанно возникающих ситуаций (таких как: дополнительные объяснения, ответы на вопросы, дополнительная игровая ситуация).
- Преемственность взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ГДОУ и в семье: для эффективной реализации программы родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка.
- Это реализуется через беседы со своим ребёнком на конкретно предложенные педагогом темы; через родительские встречи содержательного характера, связанные с тематикой программы, на которых обсуждаются достижения детей; через индивидуальные беседы педагога с родителями, если возникают проблемные ситуации в воспитании или в семье; через совместную деятельность детей, родителей и педагога по темам программы; через проведение тренингов (по дополнительному соглашению).
- Комфортность: создание атмосферы доброжелательности, вера в силы ребёнка, создание для каждого ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе занятий.
- Личностно ориентированное взаимодействие: создание условий для раскрепощения и раскрытия, стимулирующих творческую активность ребёнка.
- Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребёнком материалов, способов работы, и степени активности.
Реализация программного материала рассчитана на 3 года. Планируется проведение одного занятия в неделю с детьми во второй половине дня. Количество встреч с родителями может варьироваться в зависимости от потребности по дополнительному соглашению.
Занятия с детьми проводятся с учётом индивидуальных особенностей детей. В занятия включены элементы: изотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, сказкотерапии, песочной терапии, глинотерапии, игротерапии, что во многом повышает эффективность овладения детьми разными формами и средствами общения, открытого отношения к окружающему миру, выражению активной познавательной позиции, инициативности и независимости в суждениях, для полноценного развития эмоционального интеллекта.
Структура занятия
Этапы работы | Комментарий |
Ритуал приветствия. | Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. | Выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать детей, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения. |
Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия (изотерапия, игротерапия, сказкотерапия, музыкатерапия, песочная терапия, проигрывание ситуаций, групповая дискуссия). | Техники направлены одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике. |
Рефлексия – оценка занятия (беседы). | Две оценки: эмоциональная (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали). |
Введение и “разминка” (5минут)
Этап основного занятия (20 минут)
Рефлексия (этап обсуждения) (5 минут)
Содержание программного материала
Краткое описание направлений.
Изотерапия – одно из направлений арт-терапии; психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Изотерапия опирается на психологию творчества и применяет благотворное воздействие рисования в психотерапевтических целях. Щадящая методика такой психотерапевтической практики позволяет успешно использовать изотерапию в работе не только с взрослыми, но и с маленькими детьми.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета. В рамках традиционной психологии неоднократно проводились исследования по воздействию того или иного цвета на психологическое состояние. Цветотерапия использует данные этих исследований в практических целях для формирования гармоничного состояния индивида в ходе занятий цветотерапией.
Сказкотерапия - психологическое консультирование с использованием сказок, метод практической психологии. Сказкотерапия разнопланово использует потенциал сказок, открывающий воображение, позволяющий метафорически выражать те или иные жизненные сценарии. В ходе сказкотерапии, сказка может использоваться по-разному. Например, специалист-психолог предлагает клиенту обсудить трактовки сказки, или придумать сказку самостоятельно, или представить себя одним из персонажей, или инсценировать сказку. Эти и другие методы сказкотерапии выбираются в зависимости от конкретной психотерапевтической ситуации.
Музыкотерапия – одно из направлений арт-терапии, реализует психотерапию при помощи музыки. Использование музыки может быть активным и пассивным. При активной музыкотерапии консультируемый получает возможность поиграть на музыкальных инструментах. При пассивной – при помощи прослушивания специально подобранной музыки достигается необходимый психотерапевтический эффект. Музыкотерапия помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии.
Песочная терапия — один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и открывает новые пути развития. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к глубинному, подлинному Я, восстановить свою психическую целостность, собрать свой уникальный образ, картину мира.
Игротерапия — вид психотерапии, в которой специально обученный игротерапевт использует терапевтическое воздействие игры, чтобы помочь взрослому или ребенку преодолеть психологические и социальные проблемы, затрудняющие личностное и эмоциональное развитие.
Учебно-тематический план
Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание каждого года основывается на трех тематических блоках.
№ п/п | Тема (раздел) Основные задачи | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1 | «Я и мой мир» - Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, анализу групповых ситуаций, проблем отдельных участников. | 45 | - | 45 |
2 | «Эмоции и чувства» - Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки. | 45 | - | 45 |
3 | «Социально-коммуникативные навыки» - Формирование значимых групповых норм и форм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений. | 45 | - | 45 |
ИТОГО: | 135 | - | 135 |
Содержание
Название темы | Цели | Краткое описание направлений |
«Я и мой мир» - | Побуждение каждого участника к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, предоставлению обратной связи, анализу групповых ситуаций, проблем отдельных участников. | Содержание этого раздела предполагает оказание необходимой помощи каждому ребенку для преодоления его неуверенности в себе, поддержку его положительной самооценки, а также будет способствовать лучшему пониманию других людей и самого себя. |
«Эмоции и чувства» - | Создание в группе атмосферы взаимного принятия, доброжелательности, безопасности, взаимопомощи, эмоциональной поддержки. | Содержание раздела поможет взрослым понять эмоциональный мир детей, осознать, что именно их тревожит и радует. Это позволит при необходимости уделить каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть негативные, а порой и тяжелые переживания, связанные с объективными жизненными проблемами. Таким образом, педагог сможет установить с детьми более доверительные отношения, что, несомненно, облегчит процесс воспитания. |
«Социально-коммуникативные навыки» - | Формирование значимых групповых норм взаимодействия, развитие ценных социальных навыков, улучшение межличностных отношений. | Темы настоящего раздела предполагают обучение детей анализу причин межличностных конфликтов и умению самостоятельно их регулировать, предотвращать ссору. Раздел предполагает также обучение нормам и правилам общения. Данный раздел призван также специально обучить детей позитивным поддерживающим приемам общения со сверстниками. |
Тематический план занятий с детьми по программе «Разноцветный мир».
Возраст детей (3-7 лет)
Расписание занятий по вторникам
Блок 1. Я и мой мир
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цель | Срок реализации |
1. | «Встреча в сказочной стране» | 1. Приветствие. Упражнение «Клубочек» на тему: «Назови свое имя» 2.Психологическая разминка «Попробуй повтори» 3. Вхождение в сказку. Упражнение с минифигурками «Сказочники» 4.Рефлексия (обсуждение) 5. Ритуал прощания «Солнечные лучики» | 1. Знакомство друг с другом и психолога с группой. 2.Создание сказочной атмосферы. 3.Стимулирование творческого самовыражения. | С Е Н Т Я Б Р Ь - О К Т Я Б Р Ь - Н О Я Б Р Ь С Е Н Т Я Б Р Ь - О К Т Я Б Р Ь - Н О Я Б Р Ь |
2. | «Мое настроение» | 1.Приветствие. Упражнение «Ветер дует на …» 2. Разминка «Ветер дует» 3. Упражнение «Рисуем настроение» 4. Рефлексия (обсуждение детских работ) 5. Ритуал прощания «Доброта внутри нас» | 1) желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя); 2) понимание того, что надо делать (понимание задачи). | |
3. | «Какой Я" | 1.Приветствие. Упражнение: «Покажи погоду в душе» 2. Психологическая разминка «Попробуй повтори» 3. Упражнение с использованием пластилина «Какой Я» 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие воображения, изобразительных навыков, активизация мышления и речи. | |
4. | «Мои желания» | 1.Ритуал приветствия. Сонастройка 2.Разминка. 3.Упражнение с использованием акварели «Мои желания». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. «Доброта внутри нас» | Снижение психофизического напряжения. | |
5. | Путешествие в мир сказки «Четыре дочери года» | 1. Приветствие. 2. Разминка. Упражнение: «Зеркало» 3.Вхождение в сказку «Четыре дочери года». Упражнение «Времена года» с использованием масляной пастели. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения. 2.Стимулирование творческого самовыражения. 3.Установление доверительных отношений в группе. | |
6. | Цветотерапия «Страна Цвета» | 1.Вступление. 2.Погружение в цвет. 3.Упражнение 1. «Сказка о том, как появился разноцветный мир». 5.Упражнение 3. «Цветик – семицветик» (раскрасить заготовки) 6.Упражнение 4. «Разноцветный мир». Использовать масляную пастель 10.Самовыражение в цвете (рисование красками гуашь). 10.Рефлексия. 11.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. 2.Развитие слухового и зрительного внимания. 3.Формирование вкусовых образов. 4.Формирование умения плавно и длительно выдыхать. 5.Развитие фантазии и творческого воображения. 6.Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам. | |
7. | «Мой талисман» | 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Сказка «Лесная школа» (по З. Лобановской). 4.Коллективная работа – коллаж «Талисманы». 6.Упражнение «Продолжи сказку». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Развитие вариативности и оригинальности мышления. 3.Развитие коммуникативных навыков. | |
8. | Создаем волшебный элексир | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Волшебный элексир». С использованием глины. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Регуляция мышечного напряжения, расслабление. | |
9. | «Неведомый рай» | 1.Приветсивие. 2.Вхождеие в сказку. 3.Прослушивание аудиозаписи «Океан». 4.Ароматерапия. 5.Упражнение «Продолжи сказку». 6.Коллаж «Лебединый рай». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Развитие умения направлять свой потенциал в сферу творчества. 3.Стабилизция психических процессов, снятие напряжения. | |
10. | Цветотерапия «Красный цвет» | 1.Вступление. 2.Погружение в цвет. 3.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 4. Упражнение 2. «Он, она, оно, они». 5.Упражнение 3. «Кто самый внимательный». 6.Упражнение 4. «Красные пуговицы». 7.Упражнение 5. «Волшебное превращение». 8.Упражнение 6. «Дары осени». 9.Упражнение 7. «Составление описательного рассказа «Яблоко»». 10.Упражнение 8. «Стихотворение про яблоко». 11. Самовыражение в цвете (Рисование акварельными красками). | 1.Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 2.Развитие слухового и зрительного внимания. 3.Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов. 7.Формирование умения плавно и длительно выдыхать. 8.Развитие фантазии и творческого воображения. | |
11. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Мы едем в гости». 4.Упражнение «Отпечатки» 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. | Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе». |
Блок 2. Эмоции и чувства
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цель | Срок реализации |
1. | Стихии: «Времена года» | 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Как появляется Звездочет». 4.Цветотерапия «Магический знак». 5.Упражнение «Что будет?». 6.Танцевально-ритмическое упражнение «Танец Огня и Солнца». 7.Упражнение «Самые солнечные». 8.Рефлексия. 9.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие способности видеть ситуацию с разных сторон. 2.Развитие символических представлений, креативности. 3.Стабилизация психических процессов, снятие напряжения. | Д Е К А Б Р Ь - Я Н В А Р Ь - Ф Е В Р А Л Ь Д Е К А Б Р Ь - Я Н В А Р Ь - Ф Е В Р А Л Ь |
2. | Игра "Придумай инопланетянина" | 1.Приветствие. 2.Рисунок 3.Обсуждение. | Развитие воображения, активизация внимания, мышления и речи. | |
3. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный ветер». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Дыхательное упражнение. | |
4. | «Сказка о каменном короле» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение «Как перебраться через Огненную реку?». 4.Цветотерапия «Цветной мост». 5.Встреча с жителями Планеты камней. (Элен Нийт. «Сказка о каменном короле). 6.Упражнение «Камешки на берегу». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие творческих способностей в изобразительной деятельности. 2.Развитие сенсорно-перцептивной сферы. 3.Развитие вариативности и оригинальности мышления. | |
5. | Цветотерапия «Желтый цвет» | 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они». 4.Упражнение 3. «Огонек». 5.Упражнение 4. «Осень». 6.Упражнение 5. «Родственные слова». 7.Упражнение 6. «Желтые листья». 8. Упражнение 7. «Ветерок». 9.Упражнение 8. «Бал осенних листьев». 10.Самовыражение в цвете (рисование с элементами аппликации). | 1.Расширение представления детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 2.Развитие слухового внимания. 3.Развитие зрительного внимания. 4.Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук. 5.Воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп данной мелодии. | |
6. | «Легенда о камнях» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение «Разговор с камнем». 4.Упражнение «На что похоже?». 5.Рассказ «Легенда о камне» (по А. Глебову) 6.Упражнение «Чтобы вы увидели, если бы смогли взлететь, как птица?». 7.Упражнение «Счастливый конец». 9.Рисования на камнях. 10.Рефлексия. 11.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Гармонизация эмоционального состояния. 3.Активизация мыслительных процессов. | |
7. | Психокоррекционные сказки | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Грязнуля (сказка Грязь- грязища и Иван). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | «Замещение» неэффективного стиля поведения ребенка на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. | |
8. | «Разговор деревьев» рисунок | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение «Сказочный мир деревьев». 4.Рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев». 5.Аромотерапия. 6.Рисование «Волшебное дерево». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Развитие сенсорной памяти. 3.Активизация мыслительных процессов. 4.Развитие эмоциональной сферы. | |
9. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Необыкновенные следы». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие тактильной чувствительности, воображения. | |
10. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра – упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. |
Блок 3. Социальные навыки
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цель | Срок реализации |
1. | «Четыре желания» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение «Составление загадок». 4.Рассказ «Четыре желания» (по К. Ушинскому). 5.Упражнение «Зимние слова». 6.Рефлексия. 7.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие коммуникативных навыков. 2.Развитие сенсорно-перцептивной сферы. 3.Развитие креативности. | М А Р Т - А П Р Е Л Ь - М А Й М А Р Т - А П Р Е Л Ь - М А Й |
2. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Песочные строители». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. | |
3. | Цветотерапия «Коричневый цвет» | 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они». 4.Упражнение 3. «Коричневый запах». 5.Упражнение 4. «Грибы». 6.Упражнение 5. «Грибы». 7.Упражнение 6. Сказка «Лесные силачи». 8. Самовыражение в цвете (Аппликация из обрезков коричневой бумаги). | 1.Расгирение представлений детей о коричневом цвете. 2.Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. 3.Развитие связной речи. 4.Стабилизация психических процессов. | |
4. | «Чего на свете не бывает?» | 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Лабиринт» и использованием глины. 4.Упражнение «Кто-то в городе живет». 5. Упражнение «Фантазеры». 6.Упражнение «Необыкновенный город». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Стимулирование творческого самовыражения. 3.Развитие коммуникативных навыков. | |
5. | «Музыкальная шкатулка» | 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Музыкальная шкатулка». 4.Цветотерапия «Волшебный цвет музыки». 5.Упражнение «Рисуем музыку». 6.Рефлексия. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Гармонизация эмоционального состояния. 3.Развитие сенсорно-перцептивной сферы. | |
6. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Узоры на песке». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. | |
7. | «В гостях у Вини-Пуха» | 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Сказка «Винни-Пух и все-все-все (А. Милн, пер. Б. Заходера). 4.Упражнение «Волшебная чашка». 5.Упражнение «Плюшевые мишки». 6.Решение проблемных ситуаций. 7.Упражнение «Буки и Бяки». 8.Танцевально-ритмическое упражнение «Танец Бук и Бяк». 9.Рисование «Слонопотам». 10.Рефлексия. 11.Ритуал прощания. Домашнее задание. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Развитие умения свободно и ясно выражать свои мысли. 3.Развитие сенсорной памяти. | |
8. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Кто к нам приходил?». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие зрительного и тактильного восприятия. | |
9. | Цветотерапия «Зеленый цвет» | 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 3.Упражнение 2. «Положи и скажи». 4.Упражнение 3. «Зеленая змейка». 5.Упражнение 4. «Лес». 6.Упражнение 5. «Зеленые обитатели леса». 7.Упражнение 6. «Родственные слова». 8.Упражнение 7. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов). 8. Самовыражение в цвете (Рисование акварелью по мокрому листу). | 1.Расширение представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 2.Развитие диалогической речи. 3.Развитие слухового и зрительного внимания. 4.Развитие умения ориентироваться в пространстве. 5.Стабилизация психических процессов. | |
10. | Игра "Двое с одним мелком" | 1.Приветствие. 2.Рисунок в парах. 3.Рефлексия. 4.Ритуал прощания. | Развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе. | |
11. | Игра "Неожиданные картинки" | 1.Приветствие. 2.Рисунок. 3.Рефлексия. 4.Ритуал прощания. | Показать каждому ученику, какой вклад вносит каждый член группы в общий рисунок. |
Расписание занятий по четвергам
Блок 1. Я и мой мир
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цель | Срок реализации |
1. | «Давайте дружить!» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Знакомство с материалами. 4.Игротренинг. 5.Ритуал прощания. | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях. | С Е Н Т Я Б Р Ь - О К Т Я Б Р Ь - Н О Я Б Р Ь |
2. | Психокоррекционные сказки | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Трусишка (сказка про Чебурашку). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | «Замещение» неэффективного стиля поведения ребенка на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. | |
3. | «Твоё любимое занятие» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение « Какой ты?» 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Определять вместе с детьми их предпочтения в играх и занятиях, сравнивать с предпочтениями других людей. | |
4. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Здравствуй, песок». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Снижение психофизического напряжения. | |
5. | Психокоррекционные сказки | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Хвастун (сказка Котенок-Матросенок). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | «Замещение» неэффективного стиля поведения ребенка на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. | |
6. | Цветотерапия «Страна Цвета» | 1.Вступление. 2.Погружение в цвет. 3.Упражнение 1. «Сказка о том, как появился разноцветный мир». 4.Упражнение 2. «Феи». 5.Упражнение 3. «Цветик – семицветик». 6.Упражнение 4. «Раз-но-цвет-ный». 7.Упражнение 5. Сказка «Знаменитый дождь в Пьомбино» (Дж. Родари). 8.Упражнение 6. «Мою руки». 9.Упражнение 7. «Конфеты». | 1.Расширение представления детей о разных цветах и развитие умения их различать. 2.Развитие слухового и зрительного внимания. 3.Формирование вкусовых образов. 4.Формирование умения плавно и длительно выдыхать. 5.Развитие фантазии и творческого воображения. 6.Воспитание эстетического отношения к цвету и краскам. | |
7. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный дождик». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Регуляция мышечного напряжения, расслабление. | |
8. | «Дом, в котором ты хочешь жить» | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игротренинг. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Определять вместе с детьми их предпочтения по отношению к предметам обстановки и быта. | |
9. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Мы едем в гости». 4.Упражнение «Отпечатки» 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. | Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе». | |
10. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Мы едем в гости». 4.Упражнение «Отпечатки» 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. | Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе». |
Блок 2. Эмоции и чувства
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цель | Срок реализации |
1. | «Погода и настроение» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Беседа 4.Сказкотерапия. 4.Рассматривание картинок. 5.Психогимнастические упражнения. 6.Работа с пособиями. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | Помочь детям осознать, какие чувства и настроения вызывает у них та или иная погода. | Д Е К А Б Р Ь - Я Н В А Р Ь - Ф Е В Р А Л Ь Д Е К А Б Р Ь - Я Н В А Р Ь - Ф Е В Р А Л Ь |
2. | Цветотерапия «Красный цвет» | 1.Вступление. 2.Погружение в цвет. 3.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 4. Упражнение 2. «Он, она, оно, они». 5.Упражнение 3. «Кто самый внимательный». 6.Упражнение 4. «Красные пуговицы». 7.Упражнение 5. «Волшебное превращение». 8.Упражнение 6. «Дары осени». | 1.Расширение представления детей о красном цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 2.Развитие слухового и зрительного внимания. 3.Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов. 4.Формирование умения плавно и длительно выдыхать. 5.Развитие фантазии и творческого воображения. 6.Формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов. | |
3. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Песочный ветер». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Дыхательное упражнение. | |
4. | «На природе» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Беседа 4.Сказкотерапия. 4.Рассматривание картинок. 5.Психогимнастические упражнения. 6.Работа с пособиями. 7.Рефлексия. | Учить детей осознавать, как влияет природа на их настроение и чувства. | |
5. | «Маски эмоций» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Беседа. 4.Сказкотерапия. 5.Рассматривание картинок: (Добрый, злой; Грусть, Гнев, Страх, Удивление, Спокойствие, Радость). 5.Психогимнастические упражнения. 6.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | Знакомство детей с внешними выражениями разных эмоциональных состояний. | |
6. | Цветотерапия «Желтый цвет» | 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 3.Упражнение 3. «Огонек». 4.Упражнение 4. «Осень». 5.Упражнение 6. «Желтые листья». 6. Упражнение 7. «Ветерок». 7.Упражнение 8. «Бал осенних листьев». | 1.Расширение представления детей о желтом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 2.Развитие слухового внимания. 3.Развитие зрительного внимания. 4.Развитие мелкой моторики рук и двигательной координации, расслабление рук. | |
7. | Цветотерапия «Коричневый цвет» | 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 3.Упражнение 2. «Он, она, оно, они». 4.Упражнение 3. «Коричневый запах». 5.Упражнение 4. «Грибы». 6.Упражнение 5. «Грибы». 7.Упражнение 6. Сказка «Лесные силачи». | 1.Расширение представлений детей о коричневом цвете. 2.Совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. 3.Развитие связной речи. 4.Стабилизация психических процессов. | |
8. | «Разговор деревьев» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Упражнение «Сказочный мир деревьев». 4.Рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев». 5.Аромотерапия. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Развитие сенсорной памяти. 4.Развитие эмоциональной сферы. | |
9. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Необыкновенные следы». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие тактильной чувствительности, воображения. | |
10. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра – упражнение «Маленькие волшебники – мы создаем мир». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека. |
Блок 3. Социальные навыки
№ п/п | Название занятия | Содержание | Цель | Срок реализации |
1. | «Встреча со звездочетом» | 1.Необычное приветствие. 2.Знакомство. «На что похоже имя?». 3.Встреча со звездочетом. 4.Упражнение «Ассоциации». 5.Цветотерапия «Цвет сказки». 6.Сказка звездочета. 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | 1. Знакомство друг с другом и психолога с группой. 2.Создание сказочной атмосферы. 3.Стимулирование творческого самовыражения. | М А Р Т - А П Р Е Л Ь - М А Й М А Р Т - А П Р Е Л Ь - М А Й |
2. | «Четыре желания» | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Рассказ «Четыре желания» (по К. Ушинскому). 5.Упражнение «Зимние слова». 6.Рефлексия. 7.Ритуал прощания. | 1.Развитие коммуникативных навыков. 2.Развитие сенсорно-перцептивной сферы. 3.Развитие креативности. | |
3. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Песочные строители». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти. | |
4. | «Как принять гостей» | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игротренинг. 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Учить детей позитивным поддерживающим приёмам общения со сверстниками; помочь им понять, в чём состоит роль хозяина дома во время приёма гостей. | |
5. | «Чего на свете не бывает?» | 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Лабиринт». 4.Упражнение «Кто-то в городе живет». 5. Упражнение «Фантазеры». 6.Упражнение «Необыкновенный город». 7.Рефлексия. 8.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Стимулирование творческого самовыражения. 3.Развитие коммуникативных навыков. | |
6. | «Музыкальная шкатулка» | 1.Приветствие. 2.Ритуал вхождения в сказку. 3.Упражнение «Музыкальная шкатулка». 4.Цветотерапия «Волшебный цвет музыки». 5.Рефлексия. 6.Ритуал прощания. | 1.Развитие творческого воображения и фантазии. 2.Гармонизация эмоционального состояния. 3.Развитие сенсорно-перцептивной сферы. | |
7. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Упражнение «Узоры на песке». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. | |
8. | Психокоррекционные сказки | 1.Приветствие. 2.Вхождение в сказку. 3.Изгой (сказка Ежик). 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | «Замещение» неэффективного стиля поведения ребенка на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. | |
9. | Игра – занятие с сухим песком | 1.Ритуал приветствия. 2.Разминка. 3.Игра «Кто к нам приходил?». 4.Рефлексия. 5.Ритуал прощания. | Развитие зрительного и тактильного восприятия. | |
10. | Цветотерапия «Зеленый цвет» | 1.Вступление. 2.Упражнение 1. «Ощущение цвета». 3.Упражнение 2. «Положи и скажи». 4.Упражнение 3. «Зеленая змейка». 5.Упражнение 4. «Лес». 6.Упражнение 5. «Зеленые обитатели леса». 7.Упражнение 6. «Родственные слова». 8.Упражнение 7. Сказка «Зеленушка» (В. Кротов). | 1.Расширение представления детей о зеленом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет. 3.Развитие слухового и зрительного внимания. 4.Развитие умения ориентироваться в пространстве. 5.Стабилизация психических процессов. |
Календарный учебный график
Дополнительная общеразвивающая программа по арт-терапии
«Разноцветный мир»
№ | месяц | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения |
1. | Сентябрь | 2 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | «Встреча в сказочной стране | Кабинет психолога |
2 | 7 | «Мое настроение» | |||||
3 | 9 | «Какой я», «Какая я» | |||||
4 | 14 | «Мои желания» | |||||
5 | 16 | «Путеществие в мир сказки» | |||||
6 | 21 | «Страна Цвета» | |||||
7 | 23 | «Мой талисман» | |||||
8 | 28 | «Волшебный эликсир» | |||||
1 | Октябрь | 5 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | Цветотерапия «Разноцветные листья» | Кабинет психолога |
2 | 7 | «Лебединый рай» | |||||
3 | 12 | «Волшебное превращение» | |||||
4 | 14 | «Дары осени» | |||||
5 | 19 | «Отпечатки в песке» | |||||
6 | 21 | «Танец огня и солнца» | |||||
7 | 26 | «Самые солнечные» | |||||
8 | 28 | «Появление песочной феи» | |||||
1 | Ноябрь | 2 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | «Осенний бал» | Кабинет психолога |
2 | 9 | «Цвет моего настроения» | |||||
3 | 11 | «Планета камней» | |||||
4 | 16 | «Песочный ветер» | |||||
5 | 18 | «Камушки на берегу» | |||||
6 | 23 | «Сказка о каменном короле» Элен Нийт. | |||||
7 | 25 | «Мой пейзаж» | |||||
8 | 30 | «Цветной мост» | |||||
1 | Декабрь | 2 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | «Четыре желания» | Кабинет психолога |
2 | 7 | «Зимние забавы» | |||||
3 | 9 | «Песочные строители» | |||||
4 | 14 | «Маленькая страна» | |||||
5 | 16 | «Зимние слова» | |||||
6 | 21 | «Выход из лабиринта» | |||||
7 | 23 | «Фигуры из песка и глины» | |||||
8 | 28 | «Новогодние узоры» | |||||
1 | Январь | 11 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | «Наша новая сказка» | Кабинет психолога |
2 | 13 | «Фантазеры» | |||||
3 | 18 | «Необыкновенный город» | |||||
4 | 20 | «Жители в сказочной стране» | |||||
5 | 25 | «Рисуем музыку» | |||||
6 | 27 | «Узоры на песке» | |||||
7 | 28 | «Волшебные превращения в сказочной стране» | |||||
8 | 31 | «Красивые мелки» | |||||
1 | Февраль | 1 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | «Легенда о камне» рассказ по А. Глебову | Кабинет психолога |
2 | 3 | Упражнение «Разговор с камнем» | |||||
3 | 8 | «Уральские самоцветы» | |||||
4 | 10 | «Каменный цветок» | |||||
5 | 15 | «Рисование на камнях» | |||||
6 | 17 | « Счастливый день» | |||||
7 | 22 | « Маленькие волшебники» | |||||
8 | 24 | «Песочные истории» | |||||
1 | Март | 1 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | «Весенние сказки» | Кабинет психолога |
2 | 3 | «Праздничное настроение» | |||||
3 | 10 | рассказ М. Пришвина «Разговор деревьев» | |||||
4 | 15 | рисование «Волшебное дерево» | |||||
5 | 17 | упражнение «Сказочный мир деревьев» | |||||
6 | 22 | Цветотерапия с использованием красок | |||||
7 | 24 | «Необычные кляксы» | |||||
8 | 29 | упражнение «Сказочный лес» | |||||
1 | Апрель | 5 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | «Маленькие волшебники» | Кабинет психолога |
2 | 7 | «Необыкновенные следы» | |||||
3 | 12 | «Четыре дочери года» сказка Зинкевич-Евстигнеева | |||||
4 | 14 | «Эмоциональная разминка» | |||||
5 | 19 | «Ощущение цвета» | |||||
6 | 21 | «Покажи и скажи» упражнение | |||||
7 | 26 | « Разнообразные обитатели леса» | |||||
8 | 28 | «Рисунок в парах» Диалог | |||||
1 | Май | 5 | 15.15-15-45 | подгрупповая | по 30 минут каждое занятие, итого 4 часа | Упражнение «Цветик-семицветик» | Кабинет психолога |
2 | 10 | Сквазка «Разноцветный мир» | |||||
3 | 12 | «Песочный дождик» | |||||
4 | 17 | «Волшебный цвет музыки» | |||||
5 | 19 | «Глиняные узоры» | |||||
6 | 24 | «Маленькие затейники» | |||||
7 | 26 | «Музыкальная шкатулка» | |||||
8 | 31 | «Весеннее настроение» |
№ п/п | Тема (раздел) | Формы занятий | Приёмы и методы | Дидактический материал, техническое оснащение | Формы подведения итогов |
1 2 3 | «Я и мой мир» «Эмоции и чувства» «Социальные навыки» | 1.Изотерапия. 2.Цветотерапия. 3.Музыкотерапия. 4.Сказкотерапия. 5.Песочная терапия. 6.Игротерапия. 7. Глинотерапия | 1.Беседа. 2.Психогимнастические упражнения. 3.Работа с пособиями. 4.Игротренинг. 5.Релаксационные упражнения. 6.Проигрывание ситуаций. 7.Групповая дискуссия. | 1.Занятия проходят в отдельном, специально оборудованном помещении. 2.Литературно-художественные материалы: стихи, загадки, сказки. 3.Фонотека – музыкальные произведения различного жанра: классическая, релаксационная музыка, детские песенки, используемые для фона, сопровождающего творческую деятельность детей и для усиления чувствования в игровой ситуации в соответствии с разработанными темами. 4.Комплекс дидактических, развивающих, психопрофилактических и подвижных игр. 5.Кисти художественные. 6.Фломастеры. 7.Карандаши цветные. 8.Карандаши чёрнографитовые. 9.Краски акварельные. 10.Гуашь. 11.Ножницы. 12.Клей канцелярский. 13.Бумага для рисования (А1,А3,А4). 14. Бумага для черчения (ватман) А1, А3, А4. 15. Мелки для рисования. 16.Оргсекло. 17.Подносы деревянные для песка. 18.Песок кварцевый. 19.Картон цветной. 20.Бумага цветная. 21.Магнитофон. 22.Масла ароматические. 23.Обои. 24.Пластилин. 25.Бумага бархатная. 26.Кукольный театр. 27.Глина. 28.Сценические костюмы детские. | 1. Общий просмотр и обсуждение выполненных работ. 2. Выставки лучших работ. |
Методическое обеспечение
Список литературы:
- Алябьева Е.А. «Психогимнастика в детском саду», ТЦ «Сфера», М., 2003г.
- Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. «Практикум по сказкотерапии», Спб, «Речь», 2006г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», СПб. «Речь», 2006 г.
- Киселева М. В. «Арт-терапия в работе с детьми»: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. - СПб.: Речь, 2006г.
- Копытин А. И., Свистовская Е. Е. «Арт - терапия детей и подростков». - М.: Когито - Центр, 2007.
- Копытин А.И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Спб, Речь, 2007г.
- Капская А.Ю., Мирончик Т.Л. «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. 224 с. обл. Речь, СПб, 2008г.
- Лебедева Л.Д. «Практика Арт-терапии: Подходы, диагностика, система занятий», Спб, Речь, 2008г.
- Монина Г.Б., Ларечина Е.В. «Игры для детей от года до трех лет», Спб, «Речь», 2008г.
- Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг», Речь, Спб, 2007 г.
- Сакович Н.А. «Технология игры в песок – Игры на мосту», Спб, «Речь», 2008г.
- Штейнхард Л. «Юнгианская песочная психотерапия», Спб, «Питер», 2001г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение "Кейс - технологии" в ДОУ. Технология «Фото – кейс».
Кейс технология объединяет данную сложную реальность и учебную задачу. Обеспечивает интеллектуально – нравственное развитие. Все фото о детях такого же возраста....
Применение игровых технологий в образовательном процессе в ДОУ в условиях реализации ФГОС. ТРИЗ технологии. Для реализации потенциала каждого воспитанника.
Цель: Вызывать интерес у детей к занятиям....
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».Описание материала: предлагаю вам ко...
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка.
Конспект НОД для детей первой младшей группы с применением игровой технологии З. Дьенеша и здоровье - сберегающих технологий «Путешествие колобка....
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».
ООД "Познавательное развитие" в средней группе с применением инновационных технологий и здоровьесберегающих технологий «Поможем бедной тучке».Описание материала: предлагаю вам ко...
Инновационная технология «ПОЗНАВАЙКА». Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возраста
Опытно-экспериментальная деятельность с применением ТРИЗ – технологии для детей дошкольного возрастаЦель, задачи ТРИЗМетоды обучения по ТРИЗОпыт работы воспитателя по данной теме...
Обобщение опыта работы по применению ТРИЗ технологий Тема"Развитие речи младших дошкольников средствами технологии ТРИЗ"
Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше...