Пример заключения по "Экспресс-диагностике в детском саду Н.Н. Павловой,Л. Г. Руденко" в подготовительной группе
методическая разработка по психологии (подготовительная группа)

Пример заключения по "Экспресс-диагностике в детском саду Н.Н. Павловой,Л. Г. Руденко" в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primer_zaklyucheniya.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам исследования психологической готовности к обучению в школе воспитанников подготовительной  группы № 9

по состоянию на октябрь 2023-2024 учебного года.

Исследование проводилось в сентябре 2023 года.

Цель исследования: определить уровень подготовки детей к школьному обучению.

При проведении диагностики были использованы следующие методики:

- метод наблюдения;

- опрос воспитателей; 

- «Ориентировочный тест школьной зрелости» Керна-Йирасека;

- «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

В исследовании принимал участие 29 детей.

Все три задания графического теста Керна-Йирасека направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Данный тест также позволил оценить возможности детей работать в соответствии с фронтальной инструкцией, умение самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль за деятельностью, то есть сформированность регуляторного компонента деятельности в целом.

В исследование приняли участие воспитанники подготовительной группы № 9 (общеразвивающая группа) – 29 человек.

Данные по результатам «Ориентировочного теста школьной зрелости» Керна-Йирасека представлены в таблице № 1.

Таблица № 1.

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Группа № 9

 7 человек (24%)

 17 человек (59%)

5 (17%)

Выполненные задания показали, что у детей сформирована сенсомоторная координация, произвольность внимания на достаточном уровне, координация зрения и движения тонкой моторики руки, а также соотнесение числа и количества, сформированы представления «больше–меньше» — то есть собственно предпосылки к учебной деятельности.

В ходе психодиагностического обследования уровня готовности детей подготовительной групп к школьному обучению было выявлено, что 7 детей (24%) имеют высокие показатели готовности к школьному обучению. Это значит, что у этих ребят хорошо сформированы графомоторные навыки, зрительно-моторная координация. Дети внимательны, могут выполнять задание довольно длительное время не отвлекаясь, интеллектуальное развитие на достаточно высоком уровне.

17 детей (59%) имеют средние показатели, что также свидетельствует о достаточно хорошей подготовленности детей к обучению в школе.

У 5 детей (17%) выявлен низкий уровень развития графомоторных навыков. Ребятам трудно выполнять задание в соответствии с образцом и оценивать результат своей деятельности.

Несформированность графической деятельности определяет наличие трудностей в обучении. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики проявляется в неспособности проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании образцов (так называемая «дрожащая линия»). Незрелость в развитии моторных функций проявляется в скованности, неловкости движений пальцев и кистей рук. Движения нечетки, недостаточно координированы. Дефицит в развитии сложнокоординированных графических движений руки может стать препятствием для освоения базисных движений, необходимых для дальнейшего формирования навыка письма, поэтому требуется специальная работа не только по развитию моторики, но и целенаправленной работы по формированию базисных графических движений.

Таким образом, у 83% воспитанников подготовительной группы № 9 на достаточном уровне развита тонкая моторики руки и нормальная координации зрения и движений руки. Дети способны работать в соответствии с инструкцией, а также самостоятельно действовать по образцу и осуществлять контроль за деятельностью. В целом, у воспитанников достаточно высокий уровень развития произвольного внимания, они способны удерживать инструкцию в памяти, затем выполнять ее. У большинства детей сформирована произвольная регуляция деятельности, высокие возможности переключения внимания, достаточная работоспособность и темп деятельности.

        В таблице № 2 представлены обобщенные результаты исследования уровня психологической готовности воспитанников подготовительных групп к школе по методике «Экспресс-диагностика в детском саду» Н.Н. Павловой, Л.Г. Руденко.

  Таблица № 2

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Группа № 1

4 человека (14%)

 21 человек (72%)

4 человека (14   %)

В таблице № 3 представлены результаты по диагностируемым параметрам.

Таблица № 3

Субтест

ВЫСОКИЙ

СРЕДНИЙ

НИЗКИЙ

Кол-во

%

Кол-во

%

Кол-во

%

1

«Лесенка»

(Самооценка)

17

59

12

41

-

-

2

«Вырежи круг»

(мелкая моторика рук)

18

62

8

28

3

10

3

«Домик»

(внимание)

4

14

10

34

15

52

4

«10 слов»

(память)

16

55

10

34

3

10

5

«Закончи предложение»

(словесно-логическое мышление)

2

7

19

66

8

28

6

«4 лишний»

(мышление)

22

76

2

7

5

17

7

«Последовательные картинки»

(мышление, речь)

12

41

4

14

13

45

8

«Найди недостающий»

(логическое мышление)

3

10

21

72

5

17

9

«Рисунок человека»

8

28

14

48

7

24

10

«Разрезные картинки

(6 частей)»

(восприятие)

27

93

2

7

-

-

11

«На что это похоже?»

(воображение)

25

86

4

14

-

-

12

«Запрещенные слова»

(произвольность)

12

41

6

21

11

38

13

«Графический диктант»

(произвольность, графомоторные навыки)

9

31

13

45

7

24

Анализ полученных данных показал, что большинство воспитанников имеют трудности с называнием сведений о себе. Если фамилию и имя называют все дети, то отчество только половина из них. Очень немногие знают дату своего рождения, некоторые называют время года или месяц рождения. Адрес также указывают не все, многие ограничиваются лишь улицей. Большинство детей затрудняются назвать ФИО родителей, место их работы и род деятельности.

Трудности вызвали задания, требующие произвольности внимания, направленные на выявление уровня развития пространственного восприятия. Многие дети не справились с заданиями на выявление логических цепочек, установление причинно-следственных связей, выявление закономерностей и обоснование своего выбора, умения делать обобщения. Обнаружился небогатый словарный запас, узкий кругозор и бедность речи, что и определяет трудности в вербальных заданиях, таких как составление рассказа по картинкам, объяснение выделения 4 лишнего.

Лучше всего дети справляются с заданиями, направленными на выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (Субтест «Разрезные картинки»). Высокие показатели по субтесту «На что это похоже?» позволяют сделать вывод о хорошо развитом воображении и творческом мышлении у большинства воспитанников.

У большинства детей есть желание идти в школу, присутствует познавательная мотивация. Некоторые дети не хотят идти в школу из-за того, что «будут много задавать заданий» или «не будет времени поиграть», что говорит о несформированости познавательного интереса и позиции школьника.

17 детей (59%) имеют достаточно высокую самооценку, 12 детей (41%) -  адекватно оценивают себя, детей с низкой самооценкой не выявлено.

Таким образом, результаты диагностики воспитанников подготовительной группы № 9 показали, что 4 человека (14%) имеют высокий уровень и 21 человек (62%) имеют средний уровень психологической готовности к обучению в школе. У этих детей есть желание учиться в школе, присутствует познавательный мотив учения. В плане интеллектуальной готовности – дифференцированное восприятие, высокая концентрация внимания, сформировано аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания, умения воспроизводить образец и работать в соответствии с инструкцией, а также хорошо развиты тонкие движения руки и сенсомоторная координация.

4 человека (19%) имеют низкий уровень психологической готовности к обучению в школе. Эти дети имеют трудности с саморегуляцией, снижена произвольность внимания, слабо развиты тонкая моторика руки, логическое мышление, способность анализировать и систематизировать информацию. Данной категории детей рекомендованы занятия на развитие вышеперечисленных характеристик.

Рекомендации:

  1. Развитие общих представлений об окружающем мире, о себе и своей семье.
  2. Развитие речи и увеличение словаря воспитанников, стимулирование самостоятельных рассуждений и высказываний.
  3. Развитие произвольности внимания, произвольности поведения в целом, саморегуляции.
  4. Развитие тонкой моторики руки, графомоторных навыков.

30.10.2023 г.

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)"

Взаимодействие детского сада и семьи, в развитии речи детей подготовительной группы (из опыта работы)....

Осенний праздник в детском саду «Осень, осень в гости просим!» в подготовительной группе.

Осенний утренник в подготовительной группе «Осень, осень в гости просим!»...

Сценарий утренника в детском саду ко Дню знаний для старших и подготовительных групп.

Вот и промелькнуло лето,                    Солнцем радостным согрето....

Конспект родительского собрания в детском саду по теме «Речевая готовность к школе». Подготовительная группа

Цель выступления: Привлечь внимание родителей к недостаткам речи у детей, раскрыть влияние этих недостатков на успеваемость, в первую очередь по русскому языку и чтению.Задачи:• 1) Познакоми...

Комплексное занятие в детском саду. Тема «Планета Земля - наш дом». Старшая-подготовительная группа.

Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ....