Что такое межполушарные связи. Просто о сложном.
статья по психологии
Легкие, не требующие особой подготовки, упражнения, важность и значимость развития МПС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Легкие, не требующие особой подготовки, упражнения, важность и значимость развития МПС. | 300.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое межполушарные связи. Просто о сложном.
Нужно ли развивать межполушарные связи для того, чтобы у ребенка запустилась речь и для коррекции фонематического восприятия?
Для ответа на этот вопрос нам нужно понять логику развития и созревания мозга.
Мозг развивается снизу вверх, справа налево и сверху вниз. Это значит, что первыми созревают подкорковые и стволовые отделы головного мозга. Потом онтогенетически основную нагрузку берет на себя правое полушарие. После этого происходит, условно говоря, "переход" информации из правого полушария в левое. Если говорить проще, правое полушарие стучится в левое, посылает туда сигналы, активирует его и т.д.
Процесс созревания мозга достигает своего высшего развития, достигая этапа "сверху вниз", когда управляющие функции коры достигают таких высот, что становятся способны оказывать регулирующее влияние на подкорковые процессы. Но нас здесь интересует второй этап-взаимодействия правого и левого полушария.
Так вот в плане развития речи также важно знать, что выделение из потока звуков собственно речевых звуков (левое полушарие) становится доступно для ребенка только после того, как он успешно прошел этап узнавания и выделения неречевых звуков (правое полушарие). Другими словами, звук "с" он сначала слышит в виде сдувающегося шарика или звук "шшш" в виде шипения воды в кране и т.д.
А весь фокус в том, что за восприятие неречевых шумов отвечает правое полушарие. А дальше, чтобы правое полушарие передало информацию дальше в левое, нужен "мостик"- хорошие межполушарные связи!
Теперь все встало на свои места. Таким образом, в работе по запуску речи, и в работе по развитию фонематического восприятия, обязательные этапами работы: развитие гнозиса неречевых звуков и наращивание межполушарных связей.
Поиграйте с малышом, помогите ему синхронизировать оба полушария мозга с помощью интересных игр, повышающих не только тонус, но и настроение)
Игра «Ухо – нос – хлопок»
Цель: Улучшает мыслительную деятельность, повышает стрессоустойчивость, способствует самоконтролю, произвольности деятельности. Возраст: 4 – 7 лет. Ход игры: «Левой рукой возьмитесь за кончик оса, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с точностью до наоборот»
Игра ««Повтори»
Цель: Развитие концентрации внимания. Возраст: от 5 лет. Ход игры: Попросите ребенка совершить одновременно одинаковые движения двумя руками, например, сжимать кулаки и разжимать. Научите совершать разные движения — указательным пальцем правой руки пишем на столе букву В, а указательным пальцем левой руки – букву С. Предложите ребенку выполнять задания, чередуя правую и левую руки.
Упражнение «Двуручное письмо и симметричные рисунки»
Цель: укрепить межполушарные связи, развивать внимание Возраст: от 5 лет. Ход упражнения: Рисование симметричных фигур одновременно двумя руками включает оба полушария в выполнение одной задачи. Разделить лист бумаги пополам вертикальной линией. Рисовать правой и левой руками одновременно, так чтобы движения и выполняемые рисунки получались зеркальными. Начать можно с рисования простых картинок (бабочка, елочка, геометрические фигуры) и усложнить его до написания слов курсивом. После того, как выполняющий упражнение поймет, что от него требуется, в данном упражнении поощряется творчество, создание собственных картинок, а не следование образцу. Разнообразить выполнение упражнения и приспособить его к выполнению в различных условиях: можно рисованием в воздухе, на доске мелом, на полу, на песке палочками или непосредственно пальцами и ладонями. Раздражение рецепторов кожи ладоней в последнем случае создает дополнительную стимуляцию зон коры полушарий с двух сторон.
Еще идеи для игр.
Кулак-ребро-ладонь.
Колечки.
Упражнения с шариком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».
В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...
Что ещё можно успеть? Развитие межполушарных связей.
Развитие нервной системы и головного мозга начинается с момента зачатия, продолжается после рождения и заканчивается в возрасте 9–12 лет. Дошкольный и младший школьный возраст – наиболее благопр...
Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...
Что такое межполушарные связи и как их развивать
В данной статье вы узнаете что такое межполушарное взаимодействие, для чего и как правильно его развивать. Рекомендовано родителям, педагогам в работе с детьми. Положительное влияние развитие межполуш...
Консультация «Межполушарные связи, что это такое и в чем их важность»
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос:...
Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...
Консультация «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»
Консультация о причинах нарушения и развитии межполушарных связей. Подобран комплекс игровых материалов для разития межполушарных связей у детей....