Консультация «Межполушарные связи, что это такое и в чем их важность»
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)

Екатерина Александровна Ревякина

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл revyakina_e.a._mezhpolusharnye_svyazi.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Межполушарные связи, что это такое и в чем их важность»

В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать?

Известно, что у нашего мозга два полушария.

Основными талантами правого полушария являются:

• восприятие своего «телесного» я, различные ощущения, схема тела;

• пространственные представления;

• способность воспринимать информацию целостно;

• способность оценивать важность информации на основе ее эмоциональной окраски, комфортности для человека;

• правое полушарие эмоциональное, невербальное, музыкальное и образное.

Особыми талантами левого полушария являются:

• упорядочивание информации в пространственно-временном контексте,

• речевые функции, здесь находятся центры речи;

• логическая обработка информации и аналитическое мышление;

• чувство долга, ответственности, умение планировать и контролировать свою деятельность (лобные левые доли).

Да, таланты у полушарий разные, но любой психический процесс, а также такие виды деятельности как письмо, счет и чтение обеспечиваются слаженной работой двух полушарий, которые тесно связаны между собой системой нервных волокон. В случае если данных связей сформировано недостаточно, происходит искажение переработки информации и у ребенка возникают сложности в познавательной и учебной деятельности.

На данном этапе в случае несформированности межполушарных связей может наблюдаться такие явления как:

• зеркальное написание букв и цифр;

• псевдолеворукость или амбидекстрия вследствие несформированности доминантности полушарий мозга;

• логопедические проблемы, сложности формирования номинативной функции речи из-за отсутствия прочной связи между образом (правое полушарие) и словом (левое полушарие, а также задержка становления фонематического слуха;

• агрессивные вспышки, психосоматические проявления из-за сложностей вербализации аффекта, т. е. осмысления и переноса из правого в левые полушария сильных переживаний.

Далее, в школьном возрасте могут наблюдаться

• отсутствие учебной познавательной мотивации;

• сложности произвольной саморегуляции, расторможенность;

• бедность интересов;

• инфантильность, сложности формирования собственной активной позиции.

На что стоит обратить внимание родителям?

• если ребенок мало ползал или ползал больше задом, боком;

• если длительное время (до школы) не формируется доминантная рука (чаще правая, ребенок зеркалит, у него нет конвергенции глаз или уже есть астигматизм,

• ребенок неловкий, часто падает или натыкается на углы и мебель,

• у ребенка бывают вспышки агрессии,

• нет произвольного внимания к первому классу,

• есть логопедические проблемы, например, несформированность фонематического слуха или ребенок никак не может запомнить названия предметов или чем отличается курица от петуха и т. д., с трудом запоминает стихи.

Такие проблемы могут указывать на несформированность межполушарных взаимодействий. Сами по себе данные проблемы не уйдут, необходимо выполнять специальные упражнения для формирования связей между полушариями.

Что делать дома?

Для формирования или развития межполушарных взаимодействий можно рекомендовать следующие кинезиологические упражнения:

Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Упражнение "Лезгинка".Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в стороны, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки.

Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, «пересекая среднюю линию» тела. Время упражнения 1-2 мин. Дыхание произвольное.

Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе. Не забываем следить глазами за рукой!

Перекрестное марширование. Сделайте 6 пар перекрестных движений, «маршируя» на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот. Повторите «маршировку», выполняя односторонние подъемы бедра-руки вверх. Затем снова повторите упражнение перекрестно. Упражнение повторите 7 раз. Разновидность этого упражнения – ходьба с высоким подниманием рук и ног.

Пальчиковые упражнения:

Поочередно и как можно быстрее необходимо перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. Упражнение выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

Вот! – О’key! Смена одной позиции на другую. («Вот!» -Пальцы собраны в кулачок, большой палец поднят вверх. «О’key!» -Пальцы подняты вверх, большой и указательный пальцы собраны в колечко)

Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Для старшего поколения подобные упражнения помогут улучшить память, мышление и общую работоспособность.

Упражняйтесь и результат не заставит себя ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей».

В наше время бурно развивается наука и техника, на нас и наших детей обрушивается огромное количество информации. В школах в свою очередь усложняются программы, которые требуют от учеников более сильн...

Консультация для педагогов «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

В представленной консультации дается понятие "межполушарное взаимодействие", перечислены возможные причины нарушения межполушарного взаимодействия и последствия таких нарушений. Также предст...

консультация "Межполушарные связи что это?"

Консультация для родителей старшей группы.«МЕЖПОЛУШАРНЫЕ СВЯЗИ – ЧТО ЭТО?»...

Что такое межполушарные связи и как их развивать

В данной статье вы узнаете что такое межполушарное взаимодействие, для чего и как правильно его развивать. Рекомендовано родителям, педагогам в работе с детьми. Положительное влияние развитие межполуш...

Что такое межполушарные связи. Просто о сложном.

Легкие, не требующие особой подготовки, упражнения, важность и значимость развития МПС....

Консультация для воспитателей «Межполушарные связи: что это? Развитие межполушарного взаимодействия»

laquo;Межполушарное взаимодействие – особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетически...