Психологическое сопровождение детей 2-3 лет в период адаптации.
консультация по психологии (младшая группа)
Формы работы педагога-психолога с детьми раннего возраста в период адаптации в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskoe_soprovozhdenie_detey_2-3_let_v_period_adaptatsii.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическое сопровождение детей 2-3 лет в период адаптации.
Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года – трудная пора для детей раннего возраста, так как это период адаптации к новым для них условиям детского сада. Малыш, разлучаясь с мамой и оказываясь в группе, безутешно плачут. Родители тоже тяжело переживают расставание со своим ребенком, наблюдая негативные изменения в поведении и настроении своего чада. Нелегко и персоналу группы: дети плачут, заражая своими отрицательными эмоциями других, нужно хоть на время успокоить плачущих, чтобы дать передохнуть остальным.
Период перехода от семейного общения в мир социальных контактов дошкольного учреждения сказывается на физическом и эмоциональном состоянии всех детей, а особенно - воспитанников раннего возраста. Возрастная незрелость адаптационных механизмов приводит к психическому напряжению, беспокойству, заторможенности в период адаптации; в результате нарушаются сон, аппетит, появляются страхи, малыш отказывается играть со сверстниками, бывает конфликтным, плаксивым, часто болеет и др.
В процессе адаптации детей раннего возраста можно отметить и еще некоторые закономерности.
Ребенок 2-3 лет не испытывает потребности общения со сверстниками – она пока не сформировалась, они могут играть рядом, наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом подчас оставаться равнодушными к другому ребенку. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворения потребностей малыша в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.
Чтобы облегчить адаптационный процесс, необходимо создать для малыша особый, психологический комфортный климат в группе, правильно организовать деятельность, направленную на формирование позитивных эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок», обязательно включающую игры и упражнения.
Среди форм работы педагога-психолога с детьми можно выделить:
- Наблюдение за адаптационным процессом;
- Организация игровых ситуаций в течении недели. Необходимо ежедневно заходить к детям в группу в период адаптации. Так дети быстрее привыкнут к психологу.
- Индивидуальная работа с детьми. Данная форма работы может проводиться, как в кабинете у психолога (если ребенок согласен пойти), так и в групповом помещении. В индивидуальной помощи нуждаются дети, которые подолгу не могут успокоиться. Тогда задача психолога переключить внимание ребенка на любой вид деятельности. Здесь важно создать интерес и передать его своими эмоциями.
- Контроль за нервно – психическим развитием, заполнение карт нервно-психического развития.
При помощи методики определения нервно-психического развития детей раннего возраста, разработанной Н.М. Аксариной, К.Л. Печорой, Г.В.Пантюхиной. Эта методика позволяет – своевременно выявить отклонения в развитии и поведении ребенка для организации необходимой коррекции. Диагностика предполагает эмоционально – деловое общение взрослого с ребенком, проходящее в непринужденной обстановке. Одномоментно проверяется развитие ребенка по двум – трем показателям. Поведение ребенка, состояние возбудимости нервной системы, выносливость, подвижность, уравновешенность, контактность и другие индивидуальные особенности могут быть определены путем наблюдения за ним.
- Подгрупповые занятия.
Психологическая работа с детьми по снижению напряженности периода адаптации и по развитию коммуникативных умений рассчитана на 1 год – с середины сентября по май, 1 раз в неделю. Первые две недели сентября, психолог включается в режимные моменты вместе с воспитателями, организует предметную деятельность малышей.
Занятия по программе Е.И. Пазухиной «Психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ» строятся в интересной и необычной для детей форме – игротренинга.
Игротренинг – это комплексная форма общения, в процессе которой дети овладевают навыками самовыражения и самообучения, а также расширяют поведенческий репертуар в ходе организованной игровой деятельности.
Две составляющие данной формы – «игра» и «тренинг», решая свои задачи, во взаимодействии дают возможность малышу почувствовать себя более уверенно и защищенно и развивать свои коммуникативные качества, проживая определенные ситуации вместе со сказочным героем и своими ровесниками.
Игра дает возможность детям находиться в естественной для дошкольного возраста среде, позволяющей творчески осмыслять и отображать окружающий мир.
Используя тренинг как активный метод групповой психологической работы, взрослый усиливает решение задач по адаптации детей к дошкольному учреждению. Тренинговая система формирует и развивает такие качества, как усидчивость, организация внимания и восприятия в условиях коллективной деятельности, умение слушать, отвечать на вопросы и дополнять друг друга.
Структура занятий.
- Ритуал приветствия.
- Разминка.
- Загадки.
- Рассматривание предмета.
- Основное содержание занятия
- Игры с правилами, ролевые, подвижные, развивающие с речевым сопровождением.
- Пальчиковая гимнастика.
- Игры с предметами.
- Разыгрывание этюдов.
- Релаксационные упражнения.
- Итог занятия. Ритуал прощания.
Целью занятий является обеспечение условий для успешной адаптации детей посредством формирования и развития у них навыков общения и взаимодействия. В соответствии с этой целью формулируются следующие задачи.
- Создание в группе эмоционально комфортной атмосферы.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии.
- Обучение игровым навыкам взаимодействия детей друг с другом.
- Формирование произвольного поведения, умения действовать по сигналу и соответственно правилам игры.
- Развитие внимания, восприятия, речи, воображения.
- Развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики, координации движений.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Месяц | Тема занятий | Теоретические часы | Практические часы | Всего часов |
Сентябрь |
| 3 минут на каждом занятии | 12 минут на каждом занятии | 15 минут каждое занятие |
Октябрь |
| |||
Ноябрь |
| |||
Декабрь |
| |||
Январь |
| |||
Февраль |
| |||
Март |
| |||
Апрель |
| |||
Май |
| |||
Всего | 32 темы | 1ч.36 мин. | 6 час.24 мин. | 8 час. |
Реализация данной программы будет способствовать:
- Снижению у детей тревожных переживаний при поступлении в детский сад, тем самым обеспечению более успешной и менее болезненной адаптации воспитанников к условиям дошкольного учреждения;
- Оптимизации самооценки воспитанников, укреплению позитивного Я-образа детсадовца;
- Обучению положительно относиться к детскому саду, взрослым педагогам и сверстникам;
- Формированию коммуникативных навыков и развитию игровых мотивов;
- Обучению внимательно слушать взрослого и детей в процессе совместной игровой деятельности;
- Развитию положительных качеств (доброты, сочувствия, оптимизма, аккуратности, самостоятельности, дружелюбия);
- Снижению импульсивности, негативизма, агрессивности;
- Формированию моно- и диалогической речи как средства общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения
Перспективное планирование адаптационного периода в ДОУ...
Создание психологического комфорта и программы психологического сопровождения детей, реализуемых в ДОУ»
создание психологического комфорта и краткое описание программ психологического сопровождения детей , реализуемых в ДОУ...
Психолого-педагогическое сопровождение детей третьего года жизни в период адаптации к условиям ДОУ
Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температу...
Программа психологического сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ
Данная программа определяет содержание и организацию деятельности педагога – психолога ДОУ по сохранению и укреплению психологического здоровья детей в период адаптации....
Сопровождение субъектов образовательной деятельности в системе непрерывного образования. Психологическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДОО.
Введение новых ФГОС влечет серьезные изменения в деятельности педагога-психолога образовательного учреждения, ведь новые стандарты, по словам разработчиков, «особенно психологичны» и требу...
Сопровождение педагогом-психологом адаптационного периода в детском саду. Снижение у детей негативных эмоциональных проявлений в период адаптации к дошкольному образовательному учреждению.
ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ РЕБЕНКА В ДОУ?Адаптация в детском саду – это процесс привыкания ребенка к новым условиям его жизни: новое помещение, непривычный распорядок дня, педагоги и другие дети вокруг...
Календарно-тематическое планирование психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ
Календарно-тематическое планирование психологического сопровождения детей 2-4 лет в период адаптации к условиям ДОУ...