Тренинг для молодых педагогов
учебно-методический материал по психологии
Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_pedagogov.docx | 84.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинговое занятие для молодых специалистов
Цель: способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Создать условия для преодоления трудностей начинающих педагогов в общении и взаимодействии с детьми, педагогами и родителями.
2.Содействовать повышению у педагогов уверенности в себе.
3.Оказать практическую помощь в построении эффективного общения с участниками образовательного процесса.
I. Вступление (5 мин)
Слайд 1.
Лена:
Здравствуйте, коллеги! Сегодняшняя встреча будет проходить в тесном кругу молодых специалистов нашего центра образования. На ней так же присутствует администрация и специалисты социально психологической службы.
Первые годы работы для молодого специалиста - самые трудные. Кроме готовности применить теоретические знания на практике, педагогу важно суметь адаптироваться в коллективе.
Адаптация работника - это приспособление человека к рабочему месту и трудовому коллективу. Таким образом, когда в организацию приходит новый сотрудник, наблюдается процесс привыкания. И возможность долгосрочного сотрудничества зависит от того, насколько успешно пройдет это привыкание.
Профессиональная адаптация - это приспособление работника к выполняемой работе. Она заключается в ознакомлении и активном освоении профессии, ее тонкостей, специфики, приобретении профессиональных навыков, достаточных для качественного выполнения обязанностей.
Раскрытию творческого потенциала молодого педагога может способствовать осознание своей позиции, которую они занимают по отношению к детям. Существует несколько воспитательных позиций, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций. Слайд 2.
Марина:
Первая позиция: Карабас-Барабас.
Карабасу-Барабасу нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Карабас не обучает, а дрессирует, добиваясь определенного успеха: куклы овладевают тем набором знаний, умений и навыков, которые нужны для спектаклей Барабаса.
Лена:
Вторая позиция: Мальвина
Мальвина - благовоспитанная девочка. Она точно знает, что следует мыть руки перед едой, чистить зубы, читать книжки и т.д. Она искренне считает, что все должны следовать этим правилам. Когда же поведение ребенка не укладывается в те нормы, которые она считает единственно правильными, Мальвина сажает непослушного малыша в чулан. Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности, воспроизведению стереотипных способов поведения и решения задач. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания.
Марина:
Третья позиция: Красная шапочка
Красная Шапочка беспечна, надеется на то, что все как-нибудь обойдется. Позиция педагога - Красной Шапочки приводит детей к трудностям планирования и прогнозирования собственных действий.
Лена:
Четвёртая позиция: Спящая красавица
Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву). Педагог, занимающий позицию Спящей красавицы, фактически находится вне ситуации взаимодействия с детьми. Он предоставляет их самим себе.
Марина:
Пятая позиция: Наседка
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, неустанно ухаживает, показывая, где и как следует добывать червячков и зернышки. Она постоянно тревожится о своем потомстве, кудахчет, скликая цыплят под свое крыло, под свой неусыпный контроль. Педагог, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Лена:
Шестая позиция: Снежная Королева
Цель Снежной королевы - власть над миром, и в частности над Каем. «Снежная королева» искусно воспитывает подчиненных, дети становятся покорными исполнителями чужой воли, у них нет стремления сделать что-либо по собственному желанию.
Марина:
Седьмая позиция: Мери Поппинс
Мери Поппинс весьма образованная особа, замечательно рассказывающая разные истории, хорошо воспитанная и точно представляющая, как следует себя вести в разных ситуациях (как в сказочных, так и в реальных). С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, хотят или не хотят, т.е. она знает детей как бы «изнутри». Педагог - Мери Поппинс преследует одну - единственную цель - развитие ребенка.
У каждого из присутствующих педагогов своя позиция воспитания, но из услышанного, мы можем сделать вывод: что самая оптимальная позиция для педагога – позиция № 7.
Слайд 3.
Лена:
II. Знакомство (5 мин.)
Инструкция: Теперь я предлагаю нам с вами познакомиться. Передавая мягкую игрушку по кругу вы должны называть свое имя и любимое занятие. Каждый следующий участник повторяет все то, что было сказано до него и добавляет свое имя и любимое занятие. Ну давайте я начну, меня зовут Лена, я люблю играть со своей собакой…
Марина: Лена – любит играть с собакой, меня зовут Марина – люблю путешествовать.
Вот мы и познакомились!
III. Практическая часть:
Марина:
Упражнение «Стаканчик» (5 мин.)
Психолог ставит на ладонь пластмассовый стаканчик и говорит участникам тренинга следующее:
«Представьте, что этот стакан - сосуд для ваших самых сокровенных желаний и мыслей по поводу вашей работы. В него вы можете положить то, что для вас действительно важно и ценно (пауза), это есть то, почему вы пришли в эту профессию и ваши представления об идеальной работе». Участники кладут в стакан свои стикеры с ответами. После того, как все выполнили задание. В неожиданный момент сминает этот стаканчик.
Вопросы: Что вы почувствовали в тот момент, когда я сминала стаканчик?
Ответы участников.
Заключительная фраза этого упражнения: то, что вы сейчас пережили –это реальный стресс, реальное напряжение. И то, как вы пережили, и есть ваша настоящая реакция на стресс. На проблемы, которые возникают у вас. Когда вы ожидаете один результат, а в замен получается все с точностью наоборот. Именно так разрушаются мечты в жизни.
Упражнение «Познай себя» (10 мин.)
Лена:
Что бы бороться со стрессовой ситуацией, нужно лучше знать себя и свой характер.
Предлагаем Вам пройти тест «Нарисуй свой характер».
Заполните 8 предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению за 5 минут.
А теперь проанализируем ваши рисунки.
Слайд 4.
1. В первом квадрате вы изобразили свое действительное отношение к себе и представление о себе. Если вы нарисовали улыбающуюся или смешную рожицу, то это свидетельствует о хорошем чувстве юмора, дипломатичности и миролюбивой натуре. Солнце означает, что вы часто берете на себя роль лидера. Цветок – знак женственности, вы уделяете много внимания своей внешности и своему окружению. Глаз означает, что вы обладаете гордым и подозрительным нравом, стремитесь управлять формированием своих взаимоотношений с людьми и сознательно строите свою жизнь.
2. Второй квадрат. Отношение к дому. Если вы изобразили что-то выходящее за пределы внешнего прямоугольника, то вы имеете беспокойный характер, домоседкой вас не назовешь. И наоборот, если внутренний квадрат превратился в одинокий домик или символ жилища – признак того что вы тоскуете по домашнему теплу. Если рисунок расположении во внутреннем квадрате и вне его, то в таком случае ваши интересы в правильной пропорции делятся между домом и окружающим миром.
3. Насколько вы целеустремленный человек. Если получилась стрела, летящая в цель (то есть в мишень) – то у вас развитии честолюбие, и вы способны упорно работать для достижения своей цели. Если же вы дополнили рисунок другими линиями или стрелами, то вы честолюбивы, но не уверены в своей цели. Если вы нарисовали что-то совсем другое, не похожее на стрелы и мишени, в таком случае, возможно, вы неуправляемый, мятежный человек.
4. Отношение с окружающими. Чаще всего в этом квадрате помещают множество фигурок или рисунков. Много рисунков означает множество друзей. Если провели всего одну линию, то вы, скорее всего, скрытный, сдержанный, замкнутый человек. Если изобразили кирпич, то склонны к меланхолиям и капризам.
5 Ваша коммуникабельность. Если вы подчиняетесь рисунку, это означает, что обладаете редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если не принимаете рисунок и, например, у вас получился угловатый геометрический узор, то вы выбиваетесь из общей компании; в ваших отношениях с обществом преобладает стремление к власти, диктату; вы очень ревнивы.
6 Ваша уверенность, отношение к прошлому, настоящему, будущему. Если вы нарисовали что-либо над расположенной посередине волнистой линией, то чувствуете себя уверенно, в безопасности. Если наоборот, то мало верите в свои силы. Изобразив утопающий или тонущий предмет, вы показали, что вас тревожит ваше будущее. Если нарисовали цепочку или какой - либо линейный орнамент, то вы, без сомнения, способны упорно трудиться, очень сознательны и изредка допускаете ошибки.
7 Ваше отношение к труду, дисциплине. Если вы подчинились рисунку, дополнив его геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то вы дисциплинированны и умеете организованно работать в коллективе. Если заштриховали черный квадрат, и у вас вышла картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на тривиальное геометрическое построение, то это говорит о том, что вы не склонны признавать авторитеты, упрямы и настойчивы.
8 Сильные и слабые стороны характера. Вы просто замкнули круги, значит, постоянно нуждаетесь в защите и поддержке, предпочитаете не решать ничего сами. К тому же на вас могучее влияние оказывают представления привитые в детстве. Если не замкнули круги – вы независимый человек, имеющий в жизни определенные цели. Если получилось человеческое ухо, то у вас скрытный характер. Если рисунок навел на вас мысль о ручке чашки, то вы обладаете сильным отцовским или материнским чувством.
Следующее наше упражнение:
Упражнение «Пересадка сердца»
Давайте мы разделимся на две команды по 7 человек.
Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 8 минут на принятие решения о том, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится и пациенты могут погибнуть».
Слайд 5.
Для команд на слайде показан список кандидатов на операцию:
1) Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник ФСБ, бизнесмен, сейчас депутат.
2) Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.
3) Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.
4) Священник, 27 лет.
5) Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.
6) Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида.
7) Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист
8) Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ-инфицирована.
9) Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.
10) Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.
Первая группа – кому вы решили сделать пересадку сердца?
Трудно было сделать выбор? Почему?
Вторая команда – озвучьте свое решение?
Трудно было сделать выбор? Почему?
Обратите внимание на нумерацию списка претендентов на донорское сердце, врачи — беспристрастные специалисты своего дела, которые руководствуются не эмоциями, а сухими данными. В данном случае, списочным составом претендентов на донорское сердце, которые претендуют на него в порядке очередности. Кто у нас был первый по списку?
Дети и подростки очень чувствительны к несправедливости и для педагога в своей работе очень важно быть объективным и непредвзятым. И одно из главных правил специалиста работающего с людьми – быть справедливым. И пусть это правило будет для вас приоритетным в течении всей вашей педагогической деятельности.
Мы продолжаем работу в группах.
Упражнение «Чемодан»
Каждый из вас недавно переступил порог нашего центра. Каждый имел свои тревоги, ожидания, цели, мечты.
Сегодня мы хотим попросить вас все это положить в импровизированный чемодан.
4 кармана:
1. Карман-Ожидания – вы пишите свои ожидания перед приходом в школу.
2. Работа со вторым карманом, формулировка ожиданий в утверждение «Я имею». Второй карман - я имею.
3. Карман-Тревоги - (учителя пишут свои тревоги и страхи) формулировка тревог.
4. Карман – Радости – (учителя пишут способы борьбы с тревогой) формулировка снятия тревожного состояния.
Первая команда, прошу представьте свой чемодан.
А теперь слово второй команде.
-Тревога возникает из-за незнания, что нас ожидает и это нормально.
Но если тревога вас преследует, с ней можно бороться.
Психологи в своей работе очень часто используют притчи, они носят терапевтический характер. В любом возрасте мы любим сказки за их теплоту и душевность. И все мы любим иносказательные сказки, именуемые притчами – они одновременно поучают и развлекают. Они полны мудрости и вдохновения. А этих вещей, как мы знаем, много не бывает.
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными тревогами и проблемами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы и тревоги от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!
Очень важно для каждого человека уметь восстанавливать свои жизненные ресурсы.
Правополушарное рисование
- Вот вы и познакомились с таким методом Арт-терапии как правополушарное рисование. И можете использовать этот метод для релаксации и восстановления жизненных ресурсов.
- А сейчас мы просим вас оставить свои отзывы о нашей встрече в импровизированном домике.
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи...
Тренинг для молодых педагогов "Искусство говорить"
Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда воспитателя.Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характ...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов на тему: «Личностный и профессиональный рост педагогов», в рамках реализации программы по организации наставничества.
Сценарий мероприятия....
Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов «Личностный и профессиональный рост педагогов»
Цель семинара: поиск резервов для эффективной педагогической деятельности....
Тренинг для молодых педагогов "10 лайфхаков для молодых специалистов"
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответс...