Тренинг для молодых педагогов "Искусство говорить"
консультация по логопедии на тему
Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда воспитателя.
Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности.
Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи воспитателя, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.
Если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_dlya_molodyh_pedagogov_quotiskusstvo_govoritquot.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тренинг для молодых педагогов
Тема: «Искусство говорить»
Подготовила:
Зяблицкая А.А.
учитель-логопед
высшей квалификационной категории
МБДОУ №61
Киселевский ГО, Кемеровсая область
2016 г.
Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть, так как речь является орудием труда воспитателя.
Расширяя кругозор детей, формируя их волю, поведение, характер, педагог воздействует на ребёнка посредством слова. Сообщение детям новых знаний в процессе ознакомления с окружающей жизнью, требует точности использования языковых средств, выразительности.
Речь воспитателя для ребёнка является образцом принятого употребления языковых средств. Дошкольник подражает речи воспитателя, заимствуя у взрослых и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить.
Если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на технику речи.
Техника речи – это, прежде всего, правильно поставленная дикция, речевое дыхание, артикуляция, поставленный голос.
Правильное дыхание – это основа красивой речи. От правильного дыхания зависит чистота, правильность и красота голоса.
Специальные дыхательные упражнения способствуют развитию силы голоса, формированию правильного тембра речи и предупреждают заикания и запинки.
На Востоке считается, что дыхание нижней частью живота является наиболее эффективным дыхательным упражнением. И ввести в свой дневной рацион минут десять такого дыхания будет очень полезно. Дыхательные упражнения можно выполнять и сидя за компьютером, и стоя. Дыхание животом идеально для расслабления.
- Вот один из самых простых методов снятия напряжения – сделать
несколько глубоких вдохов и выдохов (вдох носом, выдох ртом).
Одновременно с дыханием животом можно выполнять "незаметные" упражнения, например, сжимать-разжимать кулаки.
2. Упражнение "Ладошки" - одно из упражнений системы оздоровления А.Н. Стрельниковой.
И.п.: встать (сесть) прямо, показать ладошки, при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить – поза экстрасенса.
Делать короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки {хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.
Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.
Сделав 4 коротких шумных вдоха носом (и, соответственно, 4 пассивных выдоха, сделайте паузу – отдохните 3-5 секунд. В общей сложности нужно выполнить 24 раза по 4 коротких шумных вдоха-выдоха.
3. - Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) – вдох, опустить руки – выдох.
- развести руки в стороны – вдох, руки перед собой – выдох и т. д.
4. – Произнести слоги на одном выдохе (СПА – СПО – СПУ – СПЫ – СПЭ);
5. - Слова на одном выдохе (дни недели, счёт до 10, названия месяцев);
6. - Фразы на одном выдохе.
Пословицы:
Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Загадки:
«Сидит дед во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает».
4. Прочитать стихотворения на одном выдохе под мяч (каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол).
- Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит.
- Наша Таня громко плачет, уронила в речку мячик. Тише, Танечка, не плачь, не утонет в речке мяч.
Наверняка каждому в жизни встречались люди с приятным по тембру голосом. При этом зачастую даже не важно было, что говорит человек, начинаешь слушать именно его завораживающий голос.
Уже доказан тот факт, что низкие тембры голоса воспринимаются на слух гораздо лучше, нежели высокие, а у слушателя низкий голос вызывает больше симпатии и доверия. Поэтому, когда разговариваете, старайтесь не смеяться визгливым резким смехом и не повышать тон.
Голос должен как бы литься из грудной клетки. Очень помогают приобрести приятный тембр голоса и некую певучесть, мелодичность уроки вокала. Можно самому почаще петь. Наличие музыкального слуха в данном случае неважно, но чтобы пощадить чувства окружающих, можете громко включать любимые песни и подпевать. Если делать это достаточно часто и регулярно, довольно скоро ваш голос начнет звучать лучше. Это поможет также научиться правильно дышать во время разговора, и при длительных выступлениях вы не будете задыхаться.
Как правило, людям больше нравятся низкие голоса – и мужские, и женские. Так что, прежде всего, нужно научиться разговаривать в нижнем регистре. А вот повышать голос и тем более срываться на визг нельзя ни в коем случае: это сделает вас совсем неубедительным. Вот такая несправедливость – чем больше мы стараемся докричаться, тем меньше нас слышат.
Если вы хотите научиться красиво говорить, ни в коем случае не пропускайте гласные звуки – не надо говорить вместо «я пошел», «япшел». Не надо удваивать и утраивать согласные – не стоит говорить «зелленный», «иззъящный». Не проглатывайте звуки: например, не стоит говорить вместо «сколько» слово «скоко».
Красивая, правильная речь – это признак образованности, благородства и высокой культуры. А эти качества всегда в моде!
Кроме того, речь не должна быть монотонной. Она обязательно должна быть окрашена интонациями. Но не забывайте, что визгливые интонации очень раздражают окружающих. От них нужно избавляться. Вообще высокий голос привлекает только в случае, когда он достаточно ровный, без перепадов. В ряде экспериментов было выявлено, что низкие голоса обладают большей привлекательностью. Поэтому, чтобы научиться красиво говорить, необходимо поработать над высотой звучания.
Этому способствует простое упражнение – чтение вслух стихов, сказок, рассказов с различной интонацией, «по ролям» - меняя голос, в зависимости от того, чьи реплики читаете.
А сейчас мы с вами выразительно почитаем отрывки из любых стихов, сказок, рассказов, которые вы читаете детям. (Чтение отрывков)
Кроме того, если вы хотите научиться красиво и правильно говорить, необходимо обратить внимание на правильную дикцию.
Проблемы с дикцией, как правило, бывают из-за неправильного произношения некоторых звуков (шипение, подсвистывание, проглатывание, произношение одного звука вместо другого). Обычно это происходит из-за неправильной постановки артикуляционного аппарата, и необходимо развивать мышцы губ, языка. Но даже если дикционные дефекты связаны с такими недостатками, как неправильный прикус, щербинка между передними зубами и др., добиться четкой, внятной, выразительной речи возможно. Для более четкого произнесения звуков существует множество различных упражнений из дикционной гимнастики.
Например, гимнастика для губ
Положение 1 - Вытяните губы «для поцелуя» (до крайнего положения). Положение 2 – Растяните губы в улыбке (до крайнего положения, максимально). Упражнение следует делать, увеличивая темп.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте движения губами вверх, вниз, влево, вправо.
Вытяните губы «для поцелуя» и делайте круговые движения.
Вибрирование губами – «Останови лошадку»
Гимнастика для языка – артикуляционные упражнения.
«Почистим зубы», «Качели», «Маляр», «Вкусное варенье», «На лошадках» и т.д.
Для того, чтобы добиться улучшения дикции, необходимо выполнять специальные упражнения на артикуляцию и научиться правильно проговаривать звуки, создавая красивое течение речи. Подойдет вот такое упражнение: на протяжении некоторого времени проговаривайте вслух - рлы-рлы-рлы, рлу-рлу-рлу, рло-рло-рло, рла-рла-рла, рлэ-рлэ-рлэ, рли-рли-рли.
Скороговорки, чистоговорки также помогут сделать вашу речь чистой, внятной и четкой. Большое количество скороговорок, чистоговорок можно найти, пожалуй, в любом учебном пособии, к примеру «Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «В огороде у Федоры – помидоры, за забором у Федоры – мухоморы», «Корабли лавировали-лавировали, да не вылавировали» и т.п.
Можно обыграть скороговорку (проговаривание с разной интонацией, делая логическое ударение, выделяя наиболее существенные слова, произнести в разном темпе, меняя силу голоса). Например, скажи, как я «От топота копыт пыль по полю летит».
Старайтесь тренироваться в произношении тех скороговорок, звуки в которых у вас произносятся хуже всего.
Правильная осанка также способствует формированию уверенного, свободного голоса. Поэтому, сидя на рабочем месте, старайтесь держать спину ровно, прямо, не горбитесь, опирайтесь на спинку стула. Держите голову прямо, смотрите перед собой во время разговора (поворот головы, наклон головы вниз зажимает, сдавливает голос). Улыбайтесь. Улыбка поможет Вам не только расслабить мышцы, освободить голос, но и сделает речь эмоционально-выразительной, создаст хорошее настроение Вам и Вашим детям.
Речь воспитателя, чтение детям произведений художественной литературы должны быть безукоризненными. Не правильно усвоенная произносительная форма речи, с трудом поддаётся исправлению. Из этого, следует, что правильная речь педагога должна соответствовать нормам русского языка.
Чтобы насытить речь новыми словами, старайтесь каждый день запоминать хотя бы одно новое слово. Русский язык так богат, что за этим занятием можно провести всю жизнь. Поэтому не бойтесь заглядывать в словари толковые, этимологические и фразеологические.
Игра «Произнеси правильно» (слова наиболее часто нами употребляемые)
«ТОрты», а не «тортЫ», «позвонИшь», а не «позвОнишь», «досУг», а не «дОсуг», «договОр», а не «дОговор», «КаталОг», а не «катАлог», «кАмбала», а не «камбалА», «кУхонный», а не «кухОнный», «взялА», а не «взЯла», «далА», а не «дАла», «бралА», а не «брАла» и т.д. Также существуют устойчивые речевые сочетания типа «одеть кого-то» или «надеть что-то» – их тоже надо запомнить.
Старайтесь избегать неправильного употребления слов. Всегда уточняйте значение того или иного сложного термина, чтобы не выглядеть глупо. Если сомневаетесь, лучше используйте более простое слово. Следите за тем, чтобы все слова и словосочетания, используемые вами, согласовывались друг с другом в грамматическом, стилистическом и лексическом планах.
Умение говорить красиво и правильно – это важный навык, которым обязательно нужно овладеть. Все мы живем в обществе, и наши успехи во многом зависят от того, насколько убедительно мы можем донести свои мысли до других людей. Излагать свои мысли последовательно и убедительно - это не какой-нибудь врожденный талант. Этому можно научиться.
В заключении, хотелось бы зачитать несколько рекомендаций по данному вопросу.
Рекомендации
- Чтобы говорить грамотно, нужно быть грамотным. Необходимо учить родной язык!
- Заглядывайте чаще в словари, особенно в орфоэпический и толковый. Словари помогут вам избавиться от косноязычия.
- Читайте книги. Тем самым вы не только обогатите словарный запас, но и значительно расширите кругозор и повысите уровень эрудиции.
- Избавляйтесь от слов-паразитов. Если вы боитесь, что вас перебьют, то старайтесь избегать общения с такими людьми.
- Будьте уверенными в себе. Старайтесь также избегать вопросительных предложений вроде «Ну вы же понимаете?» и оправданий.
- Совершенствуйте технику речи.
- Работайте над дикцией, голосом и правильным дыханием.
- Импровизируйте, упражняйтесь в остроумии, занимайтесь словотворчеством! Разрабатывайте свой собственный, неповторимый и индивидуальный стиль.
- Ваша речь должна быть внятной, четкой, содержательной.
Список используемой литературы:
- Аванесов Р. И. Русское литературное произношение. М., 1972.
- Аксёнов В. Искусство художественного слова. М., 1954.
- Блинов В. Выразительное чтение и культура устной речи. М., 1946.
- Ожегов С.И. Лексикология. Лексикография. Культура речи. М., 1974.
- Розенталь Д. Э. Культура речи. М., 1960.
- Черноморов Л., Шустова А. Практикум по выразительному чтению. М., 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинг для молодых специалистов ДОУ «Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями»
Интерактивные мероприятия с категорией начинающих педагогов, направленные на восполнение знаний и отработку практических навыков общения и взаимодействия с родителями, способствующие также повышению у...
Тренинг для молодых специалистов "Здравствуйте, а вот и Я!"
Тренинг поможет максимально быстро адаптироваться и комфортно чувствовать себя в новом коллективе. Так же, данный тренинг, может использоваться для сплочения уже сформировнного...
Тренинг для молодых педагогов «Искусство говорить»
Специальные дыхательные упражнения для правильной и красивой речи...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога в ДОУ»
Одной из актуальных проблем в современной дошкольной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалис...
Тренинг для молодых педагогов «Профессиональная адаптация молодого педагога»
Одной из актуальных проблем в современной педагогике является проблема старения существующих педагогических кадров и отсутствие вливания свежих молодых сил за счет прихода молодых специалистов в детск...
Тренинг для молодых педагогов "10 лайфхаков для молодых специалистов"
Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответс...
Тренинг для молодых педагогов: «НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ». Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части «Знакомство».
Тренинг для молодых педагогов: "НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ".Комплекс упражнений тренинга для молодых педагогов в части "Знакомство"....