Коррекционные методики для преодоления детских страхов
материал по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петелина Елена Владимировна

В первую очередь – это игры.

Одной из самых простых, но в то же время эффективных игр, является игра в прятки. Она помогает избавиться от страха темноты, одиночества, замкнутого пространства. Максимальный эффект от игры достигается, если играть в темноте.

Эффективна  игра в «Тоннель». Создаются тоннели, их можно сделать из стульев и одеял, и дети по очереди пытаются их преодолеть. Используется при боязни замкнутого пространства.

Игра «Коридор», направлена на преодоление  страха перед животными, Дети  и взрослые образуют как бы коридор, изображая сидящих на цепи собак. Задача ребенка быстро пробежать по коридору, когда собаки «спят».

Второй этап борьбы со страхами, это рисование страхов. Ребенка просят нарисовать то, чего он боится. Лучше, если задание будут давать не родители, а авторитетный взрослый. Не надо бояться того, что при рисовании страхи на какое-то время становятся более реальными, это первый шаг по их преодолению. Дальше ребенок должен рассказать о своем страхе, если ребенок не боится это сделать, то это уже большой успех. Потом взрослый забирает рисунок, как бы берет страх себе и закрывает его.

 Весьма эффективными в преодолении страхов являются ролевые игры. Особенно актуальны они, если ребенок боится какое-то животное, сказочного персонажа или кого-то из людей, например, врача. Лучше, если сначала ребенок играет, изображая персонаж (которого боится, врача, собаку и тд), а взрослый берет роль ребенка, потом они меняются местами.

Преодоление страхов через сказку. Лучше, если это будет сказка, придуманная одним из родителей ребенка, которые знают о его страхах. 

 Теперь поговорим о конкретных страхах и путях их преодоления.

Страх животных или крупных насекомых. Эффективным будет метод постепенного привыкания. Начать нужно с картинок, на которых изображено животное, которого ребенок боится. Затем, когда картинка уже не кажется очень пугающей, можно начинать читать сказки об этом животном. Если ребенок хорошо к этому относится и не боится, то следующий этап – мягкая игрушка, например щенок, в случае если ребенок боится собак. И наконец, если это возможно, знакомство с реальным щенком. Важно не спешить, если игра вызывает у ребенка негативные эмоции, надо на время отказаться от нее.

Страх врачей. Преодоление страха можно начать с чтения сказки о докторе Айболите и обсуждения этой сказки. Затем игра, где взрослый становится пациентом, а ребенок врачом, потом они меняются местами. Еще раз повторю, очень важно никогда не пугать ребенка врачами и больницей. Перед посещением врача, особенно, если предстоят болезненные процедуры, не стоит врать ребенку, что будет не больно, лучше честно объяснить ему необходимость процедуры, проиграть ее. В противном случае, кроме испуга и боли ребенок испытает разочарование от обмана.

Страх темноты. Хороший эффект оказывают игры. Мама может спрятаться с ребенком под одеяло, как будто они – мышки в норке, сначала ребенок попробует оставить какое-то пространство для того, чтобы свет проходил, потом привыкнет играть в полной темноте. Можно разнообразить игру в прятки таким образом, чтобы прятались не люди, а игрушки, т. е. взрослый прячет игрушки в разных комнатах, в одной из них погашен свет, а ребенок должен их найти.

Не пытайтесь действовать с помощью силы, насильно выключая свет и оставляя малыша в темноте, наедине со своими страхами. Оставьте ему ночник или оставьте дверь приоткрытой. Если ребенка пугают какие-то конкретные предметы, на ночь уберите их в другую комнату. Предложите ребенку спать с мягкой игрушкой, которая ночью будет его охранять.

Кошмарные сновидения и связанный с этим страх засыпания. Для преодоления этого страха необходимо ограничить просмотр телевизора, тщательно отбирать сказки, которые вы читаете малышу, в них не должно быть страшных сцен. Также вы можете предложить ребенку нарисовать, то, что ему приснилось, а потом сжечь этот рисунок.

Страхи – это определенный этап в жизни вашего ребенка, в них нет ничего патологического, если они не носят затяжной характер и не мешают ребенку взрослеть и адоптироваться к жизни.Чтобы страхи остались позади, – это ваше внимание и ваша любовь.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретическое сообщение из опыта работы "Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности"

Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СИМВОЛДРАМЫ И АРТ-ТЕРАПИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ДЕТСКИХ СТРАХОВ И ТРЕВОЖНОСТИ

Актуальность использования методик «Символдрамы» и «Арт-терапии» состоит в том, что в дошкольном возрасте страхи наиболее успешно подвергаются психологическому воздействию, поскольку они пока больше о...

Мастер-класс «Использование символдрамы и арт-терапии в коррекционной работе по преодолению детских страхов и тревожности»

Цель: коррекция детских страхов и тревожности у детей с использованием символдрамы и арт-терапии в индивидуальной и подгрупповой коррекционной работе. Задачи:-Обобщить теоретический материал по п...

Коррекционно-развивающая программа по преодолению детских страхов (старший дошкольный возраст)

Новое время диктует новые вопросы. И, пожалуй, чаще всего люди задают сегодня вопрос: «Почему?» Многочисленные реформаторы дошкольных учреждений как будто не слышат этого вопроса и активно...

Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультационной практике

Коррекционная работа по преодолениюдетских страхов в консультативной практике Чаще всего к психологу обращаются родители дошкольников и младших школьников. Одна из причин обращения — страхи...

Коррекционные игры и упражнения на преодоление детских страхов

Коррекционные игры и упражнения на преодоление детских страхов...