Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе ("хочу" и "надо")
консультация по психологии
Рекомендации родителям ребёнка старшего дошкольного возраста по развитию эмоционально-волевой сферы для подготовки к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_roditelyam_hochu_i_nado.docx | 14.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоционально-волевая готовность ребёнка к школе («хочу» и «надо»)
Для того чтобы принять систему школьных требований, в которую входят и «скучные» моменты, быть сосредоточенным и внимательным на уроках, слушать объяснения учителя и стараться их запомнить, выполнять домашние задания не
«из-под палки», нужно уметь управлять своим поведением. Уровень волевого развития ребёнка психологи считают наряду с развитием познавательных интересов необходимой стороной психологической готовности к школе. У разных детей этот уровень оказывается различным, но для 7-летних детей в норме становится важнее не то, что «хочется», а то, что «надо». Это умение воспитывается на протяжении всего дошкольного детства.
Для развития волевых качеств дошкольников имеет значение, как взрослые оценивают деятельность детей. Когда дети рисуют, убирают за собой, начинают читать, то взрослые оценивают их действия. На основании этой оценки у детей складывается представление о том, что они могут делать хорошо, что им ещё не совсем удаётся, а что совсем не получается. Эти представления становятся тем критерием, по которому дошкольники начинают рассуждать о своих возможностях (я рисую хорошо, но спортсмен из меня не получится). У детей могут быть одинаковые возможности, но дети оценивают их по-разному (одни дети завышают свои возможности, другие – занижают). И то, и другое является следствием усилий взрослых, насколько правильно они направляли и оценивали деятельность детей. Оценка одних и тех же действий должна быть разной в зависимости от возраста. Если сказать 5-летнему ребёнку: «Ты плохо убрал постель», то это будет несправедливо, потому что он ещё не может это сделать хорошо. С одной стороны, Ваша оценка должна быть направлена на то, чтобы ребёнок поверил в свои силы, а с другой стороны, она не должна отбить желание выполнять начатое дело. Когда ребёнку говорят, что он всё делает плохо, у него пропадает стремление за
что-либо бороться, он начинает думать, что ни с чем не справится, занижая свои возможности. «Всё равно не получится, не буду пробовать», – думает ребёнок, не пытаясь применить минимальное волевое усилие. Аналогичный «нулевой» с точки зрения развития волевых качеств результат получается в противоположной ситуации, когда родители хвалят детей независимо от того, как они что-либо выполняют. Дети начинают думать, что им под силу «свернуть горы», а пока нет занятия «по плечу», лучше не тратить времени на пустяки. Происходит неоправданное завышение своих возможностей, которые проверить в реальной деятельности ребёнок не хочет.
Многие поколения родителей, не обладающие специальными психологическими знаниями, часто добивались успеха, воспитывая волю ребёнка. Они постепенно и настойчиво приучали детей к малопривлекательному занятию (например, убирать за собой игрушки, ставить разбросанные книги на место, поливать цветы, накрывать на стол и т. п.). Если порученное ребёнку дело он выполняет систематически, то появляется привычка, которая часто действует вопреки желанию играть, гулять, рисовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе. » ( Проблема готовности ребёнка к школе)
Рекомендации для родителей будующих школьников....
Занятие по эмоционально- волевому развитию детей подготовительной к школе группы .Тема : "Встреча с учителем".
Цель: Помощь детям в благополучном переходе из ДОУ в школу, повышение школьной мотивации и эмоционально - волевых усилий....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе....