Консультация для родителей "Труд в жизни дошкольников"
консультация по психологии (младшая группа)
Материал рекомендован родителям (законным представителям) воспитанников младшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей (законных представителей)
«Труд в жизни дошкольников»
Возможность труда и любовь к нему –
лучшее наследство, которое
может оставить своим детям и бедный, и богач.
К.Д. Ушинский
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет важное значение. От того, как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба.
Воспитание детей в труде во все времена и на всех этапах развития общества являлось главной заботой всех народов, так как вне труда нет ни эстетического, ни нравственного, ни физического, ни полноценного умственного развития.
Труду, как человеческой деятельности, большое внимание уделяется в народной педагогике. Об этом свидетельствуют многочисленные пословицы и поговорки о труде.
Уважаемые родители, предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки о труде, я начну, а вы продолжите:
Делу время, потехе (час)
Встань рано, вразумись здраво, исполни (прилежно)
Долог день до вечера, коли делать (нечего)
Труд человека (кормит), а лень (портит)
Каков рыболов, таков и (улов)
Терпение и труд все (перетрут)
Кто не работает, тот (не ест)
Без труда не вытащишь и рыбку из (пруда)
Без труда нет (добра).
Молодцы, хорошо знаете нашу народную культуру, в частности фольклор. Именно в коротких фольклорных произведениях отражена многовековая мудрость нашего народа.
Труд — высший нравственный принцип. Родители нередко задают вопрос: «С какого возраста следует приучать ребенка к труду?»
Трудовое воспитание малыша надо начинать как можно раньше, когда он впервые произносит: «Я сам!» Опыт показывает, что привлечение ребенка к труду является одним из первостепенных условий всестороннего его развития, формирования у него таких качеств, как трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплинированность, прилежание, бережливость учебе и жизни в целом.
Уважаемы родители, обратите, пожалуйста, внимание на доску, я приготовила для вас перечень поручений, выберите из предложенного списка только те, которые по вашему мнению подходят именно для воспитанников младшей группы, т.е. для ваших детей.
Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.
Заботиться о младшем брате или сестре.
Стирать свои мелкие вещи.
Мыть посуду.
Следить за чистотой обуви.
Выносить мусор.
Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
Гулять с собакой, кошкой.
Самостоятельно ходить в магазин
Ухаживать за растениями.
Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата)
Накрывать на стол и убирать со стола.
Подклеивать книги, коробки для настольных игр.
Выполнять посильную работу на приусадебном участке.
Убирать свою постель.
Одеваться на прогулку
Умываться самостоятельно
Расчесывать волосы расческой.
Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям, значение их меняется на том или ином возрастном этапе. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду. Дети начинают понимать, что все имеют трудовые обязанности, связанные с их повседневными потребностями. Это помогает воспитывать отрицательное отношение к безделью и лени.
В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда:
- Самообслуживание
- Хозяйственно-бытовой труд
- Труд в природе
- Ручной труд
Остановимся более подробно на каждом из них.
Самообслуживание – это труд ребёнка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание – раздевание, приём пищи, санитарно – гигиенические процедуры). это постоянная забота о чистоте тела, о порядке костюма, готовность сделать для этого все необходимое и сделать без требований, из внутренней потребности, соблюдать гигиенические правила. Понятно, что такого отношения детей к труду по самообслуживанию можно добиться кропотливой систематической работой в детском саду и семье.
Для того, чтобы облегчить детям, а следовательно, и ускорить процесс формирования навыков самообслуживания, в ДОУ педагоги используют разнообразные дидактические пособия: шнуровки, кнопочницы, дидактические куклы, коврики и т.п. Все это направлено на развитие мелкой моторики – пальцев рук. Также педагоги используют наглядные схемы с алгоритмами (последовательностью) процессов умывания и одевания (демонстрация).
В содержании труда по самообслуживанию у старших дошкольников входит и забота о себе: подготовка рабочего места перед началом изо деятельности; уборка и даже мытьё (дома) чашки, ложки после еды, застилание постели, уборка игрушек, книг. Научившись самообслуживанию, ребёнок приобретает определённую независимость от взрослого, у него формируется чувство уверенности в себе, приучение детей самим одеваться, умываться, есть, убирать за собой игрушки на место, формулирует у них самостоятельность, желание и умение преодолеть препятствия.
Хозяйственно-бытовой труд - ещё один вид труда, который ребёнок способен освоить в дошкольном возрасте.
Этот труд как, не какой другой, дает возможность воспитать у детей аккуратность, желание поддерживать чистоту и порядок. У дошкольников, постоянно участвующих в хозяйственно бытовом труде, как правило, сформировано бережное отношение к вещам, стремление по собственной инициативе включаться в дежурство, навести порядок, помощь товарищу. Дети активно включаются в различные виды хозяйственно бытового труда, самостоятельно распределяют обязанности, умеют наметить последовательность работы, критически оценивать результаты труда своего и товарищей.
Содержанием этого вида труда для детей дошкольного возраста являются:
- труд по уборке помещения (протирать пыль, мыть игрушки, расставлять лёгкую мебель);
- участка (сгребать снег, убирать листья);
- мытьё посуды, труд по ремонту книг, игрушек, одежды.
Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно – бытовой труд имеет общественную направленность. Ребёнок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно – бытового труда ребёнок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.
Постепенно дети приобретают самостоятельность и в этом виде труда. Важно формировать у дошкольников представление о значении хозяйственно – бытового труда для всех и для каждого. Именно этот труд даёт возможность показать ребёнку, что он сам может сделать красивым и приятным то окружение, в котором живёт. Если каждый из нас будет заботиться о том, чтобы вокруг было красиво, то не сможет бросить бумажку на пол и уж, конечно, не станет рисовать на стене. Только тот, кто не любит свой дом, может так поступать. Таким образом воспитывается умение замечать непорядок и без напоминаний взрослого устранять его.
В особый вид труда выделяется труд в природе.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действия разных органов, укрепляет нервную систему, большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как не в каком другом сочетается умственные и волевые усилия.
Труд в природе связан с расширением кругозора детей, получением доступных знаний, например, о почве, посадочном материале, трудовых процессов, орудиях труда. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду, и уважение к людям, которые им занимаются.
Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Через содержание труда в природе, например, выращивание красивых цветов, направленного на удовлетворении эстетических потребностей людей, через организацию трудового процесса в соответствии с требованиями культуры и эстетики, использование результатов труда для удовлетворения практических потребностей и радостных эстетических эмоций, осуществляется эстетическое воспитание детей.
Таким образом, труд в природе способствует не только трудовому воспитанию, но и нравственному, эстетическому, умственному, физическому развитию.
Ручной и художественный труд. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги, картона и пр. Этот труд способствует развитию фантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое дело до конца.
Как же нам взрослым привлечь ребенка к труду. Вашему вниманию я предлагаю список способов привлечения ребенка к труду. Ваша задача, расставить по вашему мнению эти способы по принципу эффективности. Какой из этих способов самый эффективный по вашему мнению и почему?
- Просьба
- Принуждение
- Поощрение
- Одобрение
- Благодарность
- Соревнование
- Наказание
Просьба – самый лучший и мягкий способ обращения, но и злоупотреблять просьбой не следует. Форму просьбы лучше всего употреблять в тех случаях, когда вы хорошо знаете, что ребенок с удовольствием просьбу вашу выполнит. Если же у вас есть какое-нибудь сомнение в этом, применяйте форму обыкновенного поручения, спокойного, уверенного, делового.
Принуждение может быть различное – от простого повторения поручения до повторения резкого и требовательного. Во всяком случаи никогда не нужно прибегать к физическому принуждению, так как оно меньше всего приносит пользы и вызывает у ребенка отвращение к трудовой задаче.
Поощрение – одобрение, благодарности, награждения, выражающие плюсы оценки деятельности ребенка.
Одобрение – простой вид поощрения.
Благодарность – более высокий уровень.
Соревнование – метод направления естественной потребности к соперничеству и приоритету на воспитание нужных человеку и обществу качеств. Эффективность повышается, если задачи определяют сами дети.
Наказание – по этому вопросу до сих пор идут споры. Оно должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывать чувство вины перед собой и др. людьми.
Больше всего затрудняет родителей вопрос, как нужно обращаться с так называемыми ленивыми детьми. Лень развивается у ребенка благодаря неправильному воспитанию, когда с самого малого возраста родители не воспитывают у ребенка энергии, не приучают его преодолевать препятствия, не возбуждают у него интереса к семейному хозяйству, не воспитывают у него привычки к труду и привычки к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет. Способ борьбы с ленью единственный: постепенное втягивание ребенка в область труда, медленное возбуждение у него трудового интереса.
В труде формируются такие качества личности, как ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, самостоятельность и инициатива. Выполнение определенных посильных трудовых обязанностей способствует воспитанию у ребенка чувства ответственности, доброжелательности, отзывчивости. Для формирования всех этих качеств в семье имеются самые благоприятные условия. Здесь все дела и заботы общие.
Совместный с родителями или другими членами семьи труд побуждает ребенка помогать друг другу, делать что-то для всех. Таким образом, у него закладываются основы нравственных качеств, необходимых для жизни в обществе.
Завершить обзор данной темы мне бы хотелось притчей:
Как-то, одна беспокойная мать спросила великого педагога А. С. Макаренко:
«С какого возраста надо начинать воспитывать ребёнка, если ему сейчас 9 месяцев?
Вы опоздали ровно на 9 месяцев! — ответил Макаренко.
Хочется всем нам пожелать, что бы мы никогда не опаздывали в вопросах воспитания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: "Роль книги в жизни дошкольника".
Дошкольное детство играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, и мир в целом. В дошкольном детстве необходимо как можно больше внима...
Консультация:"Роль игры в жизни дошкольника"
Игра ведущая деятельность дошкольника....
Консультация "Формирование здорового образа жизни дошкольника"
Сохранение здоровья и укрепление иммунитета ребенка в дошкольном возрасте являются важным условием формирования здоровой личности. Это обязанность и родителей и дошкольного учреждения, где пребывает р...
Консультация «Формирование здорового образа жизни дошкольников»
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека занимает во всем мире приоритетные позиции. Это и понятно, поскольку любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые. Ре...
Консультация "Пальчиковый театр в жизни дошкольника"
Консультация "Пальчиковый театр в жизни дошкольника"...
Консультация «Значение игры в жизни дошкольника»
Значение различных видов игр в жизни дошкольника. Ведь игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. В игре вырабатываются навыки и привы...