Моделирование как основа развития воображения дошкольников
материал по психологии

Галышева Ирина Владимировна

Материал будет полезен как для психологов, так и для методистов и воспитателей ДОО

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            МБОУ СОШ №13

Сообщение 

на семинаре

для старших воспитателей ДОО

Тема:

        «Моделирование как основа развития воображения дошкольников».

                                                                    Выполнил: педагог-психолог

                                                                                       Галышева И.В.

г.о. Серпухов, 2023г.

Моделирование как основа развития воображения дошкольников.

1 слайд.

Дошкольный возраст – это возраст образных форм сознания. Основными средствами, которыми ребенок овладевает в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки, носящие образный характер. Это особенно важно для дошкольников, ведь мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью наглядных средств, поскольку мышление отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

2 слайд.

 От рождения до конца жизни человек присутствует в человеческой знаково-символической среде. В совместном общении со взрослыми ребенок учится понимать знаки, оперировать различными знаковыми системами, что формирует знаковое сознание.

Формирование знаково-символьного сознания ребенка-дошкольника напрямую связано  со становлением воображения и  развитием креативности в том числе через операции моделирования.  Также  развитие воображения в свою очередь связано с  моделированием реальной действительности и с экспериментированием со знаковыми моделями в процессе познания мира ребенком-дошкольником.

3 слайд.

 У детей с 3 до 6 лет нагляднее всего видны основные «узлы» формирования знаково-символической функции: появляются внутренний план деятельности, развивается наглядно-образное мышление, элементы воображения и дивергентного мышления, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла. Сам дошкольный возраст может рассматриваться как модель, иллюстрирующая эволюцию знаково-символической деятельности. Для того чтобы формировать знаково-символьное сознание, необходимо развивать воображение, а также креативные способности. Включение в программу дошкольных учреждений специальных материалов по формированию знаково-символической деятельности значительно расширяет возможность формирования воображения дошкольников, креативных установок, интеллектуальной самостоятельности ребенка и т.д.

4 слайд.

Однако, в дошкольном возрасте моделирующий механизм воображения еще не совершенен из-за зависимости ребенка от знания единичных, наглядных, конкретных признаков вещей и явлений, неумения рассматривать вещь со стороны взаимосвязанности ее характеристик. Воображение дошкольника сильно ориентировано на задаваемые образцы, оно несамостоятельно.

Процесс же выработки нового с помощью воображения всегда опирается на имеющийся прошлый опыт, элементы которого должны быть по новому скомбинированы, повернуты к наблюдателю, подчинены иному системообразующему принципу  т.д.

5 слайд.

Основным действием в процессе воображения является представление, «направленное на воспроизведение того или иного представления и на мысленное изменение его». Существует и другая точка зрения, согласно которой воображение не рассматривается как самостоятельный психический процесс, поскольку, по мнению сторонников этой точки зрения, преобразование образа и открытие нового, традиционно выделяемые в качестве основных признаков воображения, являются необходимыми сторонами и функциями всех психических процессов (мышления, восприятия, внимания и т.д).

В воображении всегда есть элементы фантазии и вымысла. Характер воображения зависит от своеобразия деятельности, выполняемой человеком, что касается и детской деятельности. Творческая деятельность, направленная на создание нового, ранее неизвестного невозможна без творческого воображения.

6 сайд.

 Для формирования механизмов воображения через операции моделирования в дошкольном возрасте необходимо целенаправленно стимулировать следующие операции: выделения признаков объекта, переноса и сравнения признаков, классификации, усмотрения целого в неоформленном материале (структурирования действительности), создания целого по признаку и др.

Для формирования навыков моделирования необходимо стимулировать возникновение таких операций как: видения целого до усмотрения частей, дополнения признаков, анализа и синтеза, уменьшения и увеличения, схематизации, планирования, поиска аналогий, фокусирования существенных и второстепенных признаков, акцентирования, структурирования, домысливания до целого, домысливания частей,  ассоциирования. Легче всего дошкольникам даются операции дополнения признаков.

Экспериментальные данные многих исследований свидетельствуют о необходимости специальной работы по стимулированию и активизации детского воображения с использованием выше перечисленных операций моделирования. Развитие вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей облегчает ребенку познание, открывает доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям.

Формирование навыков моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников, которые постепенно переходят к самостоятельному моделированию.

7 слайд.

Процесс воображения всегда опирается на имеющийся уже прошлый опыт. Первый вид детского опыта можно назвать познавательным. Основная форма его организации – это наблюдение. Так, при ознакомлении с природными явлениями, временами года ребенок обязательно сначала получает опыт наблюдения. Например, зимой он действует со снегом и со льдом, выявляет некоторые их свойства, наблюдает такие явления, как буря, снегопад ит. п. Задача взрослого – создать условия для такого наблюдения, помочь ребенку увидеть новое в знакомом. Только затем взрослый помогает обобщить этот опыт, выделить то, что наиболее характерно для зимы, и поводит детей к возможному обозначению: зиму можно обозначить кружком,  пятнышком белого цвета; снежинкой, сосулькой и т.д.

Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций. Например, при том же ознакомлении с зимой возможна и организация опыта в форме проживания: дети могут послушать музыку, вызывающую представление о буре, метели; покружиться, как снежинки; подрожать от холода, как маленькие зайчики и т.д. В этом случае дети свои впечатления, свое отношение к зиме и зимнему холоду выражают языком движений. С помощью этого языка они отображают свое отношение к зиме, тот смысл, который для каждого из них имеет зима. В данном случае важно, что ребенок обобщает и выражает свой эмоциональный опыт также с помощью существующих в культуре символических средств.

Развитие способностей к символизации и моделированию у дошкольников происходит  с возрастом в несколько этапов:

  • Усвоение и анализ сенсорного материала;
  • Перевод его на знаково-символический язык;
  • Работа с моделью

8 слайд.

        Первый этап – это младший дошкольный возраст. Осуществляется лишь подготовка к освоению наглядного моделирования. Малыши овладевают разрозненными действиями замещения и используют простейшие формы символизации. Основное средство познания – сенсорные эталоны, и именно их как первые единицы образного познания ребенок начинает использовать как символы. Ребенок ориентируется прежде всего на отдельные признаки действительности, и в качестве символов на данном этапе выступают отдельные свойства предметов, прежде всего цвет.

 9 слайд.

Сначала дети используют конкретные признаки (например, цвет) для описания своего эмоционального состояния или отношения. Центральными задачами в младшей группе являются развитие сенсорных способностей (усвоение сенсорных эталонов и действий с ними) и простейших форм символизации. Маленький ребенок очень пластичен и легко обучаем, но порой на занятиях бывает трудно удержать его внимание – карточки с символами вызывают интерес и помогают решить проблему.

10 слайд.

Методика «100 цветов» (проведение игры для педагогов).

11 слайд.

          Второй этап – ребенок начинает выделять наглядные структуры. С 4 лет решающую роль начинают играть наглядные модели, которые передают строение объектов и отношение между ними. В это время именно модельные представления могут нести символическую нагрузку.

12 слайд.

Развиваются умственные способности путем усвоения действий с наглядными символами.

13 слайд.

Формируются различные формы символизации (графические модели предметов – применяемые при решении конструктивных задач; графический план - используемый при ознакомлении с пространственными отношениями).

14 слайд.

      Итак, в младшей и средней группах осуществляется лишь подготовка к освоению символизации. Дети овладевают преимущественно разрозненными действиями замещения и использования простейших символов в их внешней форме. К старшему дошкольному возрасту используемые ими средства расширяются, детализируются.

15 слайд.

       Как показывают работы В.В. Брофман, В.В. Холмовской, дети к 5 годам могут переходить к выражению своего отношения к действительности с помощью определенной структуры в своих рисунках, постройках. К концу дошкольного возраста для выражения своего отношения к персонажам, самому себе, жизненным ситуациям дети начинают обращаться к общепринятой символике (например, плохое настроение – дождь; дружба – рукопожатие).

16 слайд.

Педагогом-психологом используются на этом этапе карточки и схемы эмоций.

17 слайд.

        Третий этап – дети переходят к выделению скрытых, не наглядных характеристик действительности. Начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение в решение интеллектуальных задач для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети овладевают способностью к построению символической модели по ситуации и по собственному замыслу. К концу дошкольного возраста особую роль начинает играть словесное опосредствование. Здесь за словом, его значением для ребенка начинает выступать не только предмет, но и некоторая идея, носителем которой может быть данный предмет. Таким образом слово, его значение, начинают приобретать символическую нагрузку, в качестве символа выступает фиксированное в слове скрытое свойство объекта.

18 слайд.

         В старшем дошкольном возрасте начинается целенаправленное развитие различных форм символизации и включение символов и знаков в решение интеллектуальных задач. Символическая аналогия – это обобщенный, абстрактный, своеобразный словесный или графический образ объекта. С символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни, например,  речь человека записывается буквами-символами звуков; количество – цифрами, символами числа. Психологи, которые  применяют в своей работе с дошкольниками таблицы Шульте, также занимаются развитием знаково-символической деятельности.

19 слайд.

       Итак, резервные возможности моделирования как основы развития воображения дошкольников достаточно широки. Но, стоит учитывать, что связь воображения со всем познавательными процессами неоспорима. Невозможно развивать творческое воображение, не имея хорошей базы в развитии всех остальных психических процессов. Приведение примеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Воображение — великая сила. С его помощью можно полететь на Луну, отправиться в путешествие по древнему миру и представить себе лицо далекого друга. Именно благодаря воображению в науке совершены вели...

Развитие воображения дошкольников при помощи сказки.

Как развить в ребенке творческий потенциал, фантазию, воображение? Лучший помощник в этом- сказка....

«Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования»

Статья о том,как влияют нетрадиционные техники рисования на развитие воображения ребенка....

Консультация для родителей "Развитие воображения дошкольников"

Советы для родителей о том, как развивать воображение, фантазию....

Основы развития воображения детей дошкольного возраста при помощи русской народной сказки

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования  творчески  активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые ж...

Презентация к материалу "Моделирование как основа развития воображения дошкольников"

Материал предназначен для педагогов-психологов, старших воспитателей, методистов и воспитателей детских садов...

Моделирование как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Моделирование  как основа развития связной речи детей дошкольного возраста...