Основы развития воображения детей дошкольного возраста при помощи русской народной сказки
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voobrazhenie.doc | 302.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Введение…………………………………….………….………………………….3
Глава 1. Основы развития воображения детей дошкольного возраста при помощи русской народной сказки……………………………………………………..5
- Понятие творческого воображения………………………………………5
- Особенности творческого воображения у детей…………………………13
- Роль сказки в активизации творческого воображения у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..18
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации творческого воображения у детей подготовительной группы при работе над русской народной сказкой ……27
2.1. Диагностика воображения детей старшего дошкольного возраста……27
2.2. Методические рекомендации по использованию сказки в развитии творческого воображения у дошкольников………………………………………….33
Заключение………………………………………………………………………39
Список использованных источников……………………………………………41
Приложение 1……………………………………………………………………..44
Введение
Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Тема развития творческого воображения детей актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом. В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос о роли воображения в умственном развитии ребенка, об определении сущности механизмов воображения.
Воображение и фантазия - это важнейшая сторона жизни ребенка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно.
Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Одно из важных задач ДОУ – развитие творческого воображения дошкольника.
Примером замечательных сказок развивающих чувственное восприятие и воображение, умение творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, являются русские народные сказки. Воображение привлекает все больше внимания специалистов в самых различных областях человеческой деятельности: о его роли говорят педагоги и конструкторы, художники, артисты и финансисты. Говорят о воображении зрителя, воображении покупателя, воображении домашней хозяйки и воображении подростка.
Исследователи сходятся во мнении, что воображение - один из любопытнейших психических процессов, определяющих поведение человека и его индивидуальность.
Методологическая основа:
Как показали исследования Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И. Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Цель исследования - изучить теоретические подходы к проблеме, особенности развития и активизации творческого воображения дошкольников в процессе работы над русской народной сказкой, а также выявить уровень развития воображения у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс развития творческого воображения у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – сказка, как средство активизации творческого воображения детей.
Задачи исследования:
- Рассмотреть понятие творческого воображения.
- Изучить особенности творческого воображения у детей.
- Определить роль сказки в активизации творческого воображения у детей дошкольного возраста.
- Провести диагностику по выявлению уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.
- Прописать методические рекомендации.
Глава 1. Основы развития воображения детей дошкольного возраста при помощи русской народной сказки
- Понятие творческого воображения
Всякая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений и действий, а создание новых образов или действий; будет принадлежать к творческой деятельности. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и создающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку он воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающем его и видоизменяющем свое настоящее.
Эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга, психология называет воображением. Обычно под воображением имеется в виду все то, что не реально, что не соответствует действительности. На деле же воображение как основа всякой творческой деятельности одинаково проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество.
«Всякое изобретение, - говорит Рибо, - крупное или мелкое, прежде чем окрепнуть, осуществившись фактически, было объединено только воображением - постройкой, возведенной в уме при посредстве новых сочетаний или соотношений».
Воображение - не действительность, но оно не может без действительности, т.к. именно элементы действительности являются для него питающей средой. С другой стороны, именно воображение подчас определяет программу действий человека, ход его мыслей, его отношение к окружающей действительности, к собственной работе, к разнообразным формам своей деятельности.
Воображение порождает замысел, т.е. представление о будущем творении. И когда человек приступает к любой работе, он «видит» цель своей деятельности, ее результат. Даже самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Если же человек занимается творческой работой, то он должен вообразить то, что никто, и в том числе он сам, еще не делал и, следовательно, не видел и не слышал. Воображение порождает «образ» того, что лишь будет создано в процессе творческой работы.
Творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции. Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий, что дает ему возможность эффективного построения собственной деятельности в условиях развивающегося общества. На творчество, как многогранный процесс, большое влияние оказывают мышление, восприятие, и, конечно же, воображение.
Проблема воображения, в частности творческого, волновала еще Сократа, который определял данное понятие, как неотделимую часть искусства, которое представляется подражанием космосу или деятельности людей и животных.
Выготский Л.С. отмечает, что воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, ранее не существовавший образ, составляет, как известно, основу той деятельности, которую мы называем воображением [13].
По мнению С.Л. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. Он считает, что воображение связано со способностью и необходимостью творить новое.
Немов Р.С. подчеркивает, что «воображение является основой наглядно-образного мышления, позволяющего человеку ориентироваться в ситуации и решать задачи без непосредственного вмешательства практических действий, помогая в тех случаях, когда практические действия невозможны, затруднены, или просто нецелесообразны».
Как отечественные, так и зарубежные авторы с разных точек зрения рассматривают сущность понятия «воображения» и «творческого воображения». Л. Н. Коган А. Г. Спиркин утверждали, что «воображение — это психологическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком» [5, с. 19].
Интересно отметить, что Ж. Пиаже считал воображение «временной стадией искаженного отражения, и поэтому воображение деформирует представления ребенка о реальности, не давая взамен ему ничего нового, а лишь искажая картину самой действительности» [9, с. 125].
Я. Л. Коломенский определяет воображение как своеобразную форму отражения действительности, заключающуюся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений. Под воображение он понимал: «способ овладения человеком сферой возможного будущего, придающий его деятельности целеполагающий и проектный характер» [8, с. 317].
Л. С. Выготский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».
По мысли Л. С. Рубинштейна, основное значение воображения состоит в том, что без него был бы невозможен любой труд человека, так как невозможно трудиться, не представляя себе конечного результата и промежуточных результатов. Без воображения не был бы возможен прогресс ни в науке, ни в технике, ни в искусстве. По его мнению: «воображение связано с нашей способностью и необходимостью творить новое. При этом воображение — это отлет от прошлого опыта, преобразование его, это преобразование данного, осуществляемое в образной форме» [21, с. 318].
Л. С. Коршунова считает, что при помощи воображения человек отображает реальную действительность, но в иных, необычных, часто неожиданных сочинениях и связях.
Воображение преобразует действительность и создает на этой основе новые образы. Е. И. Игнатьев рассматривает основные признаки процесса воображения, замечая, что «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и переработке данных восприятия и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление» [12, с. 136].
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике само понятие «творчество» имеет множество определений, но все они сходятся в одном — это деятельность ребенка по созданию новых, оригинальных, общественно-значимых ценностей.
Л. С. Выготский говорил: «творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение».
Как отмечает Запорожец А. В., одним из важнейших компонентов творчества, без которого немыслимо создание нового является воображение. А. В. Петровский считает, что «Творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [5, с. 46].
Результатами творческого воображения могут быть материальные и идеальные образы. Существенный критерий данного вида воображения — социальная ценность его результатов, проникновение в сущность отображаемых сторон действительности, акцентирование, усиление наиболее существенных сторон действительности.
Принято выделять несколько видов творческого воображения, среди которых основные - пассивное и активное.
Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования - осуществленными. В образах пассивного воображения "удовлетворяются" неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Воображение выступает при этом как замена деятельности, ее суррогат, из-за чего человек отказывается от необходимости действовать.
В ходе процессов данного вида воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания.
Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. В активном воображении мало мечтательности и "беспочвенной" фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т.е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вневременных связей и обстоятельств). Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю. Оно включает в себя следующие виды:
Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой из вне стимуляцией в виде словесных сообщений (описание, рассказ), схем, чертежей, условных изображений (символов), знаков; имеет в основе создание тех или иных образов, соответственных описанию. Человек наполняет исходный материал имеющимися у него образами.
Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно, создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются ("кристаллизуются") в конкретные оригинальные продукты деятельности, предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций. В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций. Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность, мыслить по аналогии с частными чисто случайным сходством.
Воображение зависит от многих факторов: возраста, умственного развития и особенностей развития (присутствия какого-либо нарушения психофизического развития), индивидуальных особенностей личности (устойчивости, осознанности и направленности мотивов; оценочных структур образа «Я»; особенностей коммуникации; степени самореализации и оценки собственной деятельности; черт характера и темперамента), и, что очень важно, от разработанности процесса обучения и воспитания.
Опыт ребенка складывается и растет постепенно, он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. Отношение к среде, которая своей сложностью или простотой, своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества, у ребенка опять совсем другое. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого.
Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого. В то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка воображение богаче, чем у взрослого человека. Дети могут из всего сделать все, говорил Гете.
Ребенок живет в фантастическом мире чаще, чем в реальном. Но мы знаем, что интересы ребенка проще, элементарнее, беднее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение взрослого человека, а ведь это все важнейшие факторы, которые определяют работу воображения [17, с. 68].
В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукты настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.
Французский психолог Т. Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:
детство и отрочество - господство фантазии, игр, сказок, вымысла;
юность - сочетание вымысла и деятельности, «трезвого расчетливого рассудка»;
зрелость - подчинение воображения уму интеллекту.
Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, чем у взрослого, но оно занимает больше места в его жизни [22].
Таким образом, воображение - это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Вместе с тем воображение может выступать как средство создания образов, не программирующих активную деятельность, а заменяющих ее.
- Особенности творческого воображения у детей
Воображение дошкольника отличается от воображения взрослого: за кажущимся его богатством скрывается бедность, смутность, схематичность и стереотипность образов. Ведь в основе образов воображения лежит перекомбинирование материала, хранящегося в памяти. А у дошкольников знаний и представлений еще недостаточно. Видимое богатство воображения связано с низкой критичностью детского мышления, когда дети не знают, как бывает, а как не бывает. Отсутствие такого знания - недостаток и достоинство детского воображения. Дошкольник легко объединяет разные представления и некритически относится к полученным комбинациям, что особенно заметно в младшем дошкольном возрасте [31].
Дошкольник не создает ничего принципиально нового с точки зрения общественной культуры. Характеристика новизны образов имеет значение только для самого ребенка: было ли подобное в его собственном опыте [11].
До достижения детьми 5-6 лет, почти на протяжении всего дошкольного возраста, у них отсутствует замысел или он крайне неустойчив, легко разрушается. А подчас (особенно в 3-4 года) замысел рождается только после действия. Ребенок не задумывается о возможностях практической реализации образов, которые он создает. Для взрослого мечта выступает как побудитель к действию. А у ребенка комбинации образов практически бесперспективны. Он фантазирует ради того, чтобы фантазировать. Его привлекает сам процесс комбинирования, создания новых ситуаций, персонажей, событий, имеющий яркую эмоциональную окрашенность.
На первых порах воображение неразрывно связано с предметом, выполняющим функцию внешней опоры. Так, в игре ребенок 3-4 лет не может вообразить действие с предметом. Он не может переименовать предмет, если не действует с ним. Он представляет стул кораблем или кубик кастрюлькой, когда действует с ними. Сам предмет-заместитель должен иметь сходство с замещаемым предметом. Именно игрушки и предметы-атрибуты наталкивают ребенка на тот или иной сюжет игры. Например, увидел белый халат - стал играть в больницу, увидел весы - стал «продавцом». Если для младших дошкольников опорой в игре выступают игрушки, то для средних и старших - выполнение взятой на себя роли. Постепенно - воображение начинает опираться на предметы, вовсе не похожие на замещаемые. Так, старшие дошкольники в качестве игрового материала используют природный (листья, шишки, палки, камешки и пр.).
Особенно ярко проявляется роль наглядной опоры в воссоздании художественного текста. Таковой служит иллюстрация, без которой младший дошкольник не может воссоздать описанные в сказке события. У старших дошкольников слова текста начинают вызывать образы и без наглядной опоры. Но они все-таки испытывают трудности в понимании внутреннего смысла произведения. Для детей этого возраста важна иллюстрация, наглядно изображающая те действия и взаимоотношения героев, в которых ярче всего обнаруживаются их внутренние особенности и черты характера.
Постепенно необходимость во внешних опорах отпадает. Происходит интериоризация действий воображения в двух планах. Во-первых, переход к игровому действию с предметом, которого в действительности нет. Во-вторых, переход к игровому использованию предмета, придание ему нового смысла и представление действий с ним в уме, без реального действия. В этом случае игра происходит полностью в плане представления [17].
В 4-5 лет у детей возрастают творческие проявления в деятельности, прежде всего игре, ручном труде, рассказывании и пересказе. В возрасте пяти лет появляются мечты о будущем. Они ситуативны, нередко неустойчивы, обусловлены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик.
Приведем пример: пятилетняя девочка объясняет желание быть феей следующим образом: «У феи есть крылья. Она может летать как самолет. Можно полететь по небу в другой город к бабушке. Мама тоже полетит. Надо прикоснуться волшебной палочкой к ее плечу, и у нее будут крылья».
Таким образом, воображение превращается в особую интеллектуальную деятельность, направленную на преобразование окружающего мира. Опорой для создания образа теперь служит не только реальный объект, но и представления, выраженные в слове. Начинается бурный рост словесных форм воображения, тесно связанных с развитием речи, мышления, когда ребенок сочиняет сказки, перевертыши, продолжающиеся истории. Дошкольник «отрывается» в воображении от конкретной ситуации, у него возникает чувство свободы, независимости от нее. Он как бы поднимается над ситуацией и видит ее глазами не только разных людей, но и животных, предметов.
Воображение дошкольника остается в основном непроизвольным. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. В 5-7 лет внешняя опора подсказывает замысел и ребенок произвольно планирует его реализацию и подбирает необходимые средства. Так, просмотр мультфильма «Спящая красавица» наталкивает девочку на игру в фею. Она вырезает крылья, клеит и раскрашивает волшебную палочку и шапку. Воображая себя феей, снимает крылья и шапку только во время еды и сна, носит этот наряд несколько дней, дотрагивается до предметов палочкой, чтобы их во что-нибудь превратить [25].
Рост произвольности воображения проявляется у дошкольника в развитии умения создавать замысел и планировать его достижение.
У младших дошкольников замысел рождается нередко после того, как выполнено действие. А если и формулируется до начала деятельности, то очень неустойчиво. Замысел легко разрушается или теряется по ходу его реализации, например при встрече, с трудностями или при изменении ситуации. Само возникновение замысла происходит стихийно, под влиянием ситуации, предмета, кратковременного эмоционального переживания. У детей до 5 лет создание новых образов протекает непреднамеренно. Поэтому, несмотря на то, что они с удовольствием фантазируют, часто в ответ на просьбу взрослого «Нарисуй, что хочешь» или «Придумай сказку» отвечают отказом. Отказы объясняются тем, что малыши еще не умеют руководить деятельностью воображения.
О возрастании целенаправленности воображения на протяжении дошкольного детства можно сделать вывод по увеличению продолжительности игры детей на одну и ту же тему, а также по устойчивости ролей [17].
Младшие дошкольники играют 10-15 минут. Внешние факторы приводят к появлению побочных линий в сюжете, и первоначальный замысел теряется. Они забывают переименование предметов и начинают их использовать в соответствии с реальными функциями. В 4-5 лет игра длится 40-50 минут, а в 5-6 лет дети могут увлеченно играть несколько часов и даже дней. У старших дошкольников игровые замыслы относительно устойчивы, и дети часто осуществляют их до конца [9].
Старшие дошкольники способны фантазировать произвольно, заранее до начала деятельности планируя процесс воплощения замысла. Они намечают план достижения цели, предварительно отбирают и готовят необходимое оборудование.
Целенаправленное развитие воображения у детей сначала происходит под влиянием взрослых, которые побуждают их произвольно создавать образы. А затем дети самостоятельно представляют замыслы и план по их реализации. Причем в первую очередь этот процесс наблюдается в коллективных играх, продуктивных видах деятельности, то есть там, где деятельность протекает с использованием реальных объектов и ситуаций и требует согласованности действий ее участников.
Позже произвольность воображения проявляется в индивидуальной деятельности, которая не обязательно предполагает опору на реальные предметы и внешние действия, например в речевой [30].
Важным моментом в целеполагании и планировании выступает оформление замысла и плана в речи. Включение слова в процесс воображения делает его осознанным, произвольным. Теперь дошкольник в уме проигрывает предполагаемые действия, рассматривает их последствия, понимая логику развития ситуации, анализирует проблему с разных точек зрения.
Воображение позволяет ребенку познавать окружающий мир, выполняя гностическую функцию. Оно заполняет пробелы в его знаниях, служит для объединения разрозненных впечатлений, создавая целостную картину мира.
Растущая познавательная потребность ребенка во многом удовлетворяется с помощью воображения. Оно как бы снимает дистанцию между тем, что ребенок может воспринять, и тем, что недоступно его непосредственному восприятию. Ребенок представляет лунный пейзаж, полет в ракете, тропические растения, арктических животных [15].
Следовательно, воображение значительно расширяет границы познания. Кроме того, оно позволяет дошкольнику «участвовать» в событиях, которые не встречаются в обыденной жизни.
Укажем особенности развития воображения в дошкольном возрасте:
Воображение приобретает произвольный характер, предполагая создание замысла, его планирование и реализацию;
Оно становится особой деятельностью, превращаясь в фантазирование;
Ребенок осваивает приемы и средства создания образов;
Воображение переходит во внутренний план, отпадает необходимость в наглядной опоре для создания образов [23,с.228].
Таким образом, начиная уже со старшего дошкольного возраста важно помочь ребенку воплощать свои замыслы, помочь подчинить его воображение определенным целям, сделать его продуктивным. Приучайте ребенка реализовывать задуманное, и вы увидите, как постепенно он начнет испытывать радость творчества, не замыкаясь в собственных фантазиях, а раскрывая себя все полнее и полнее в творческом созидании.
- Роль сказки в активизации творческого воображения у детей дошкольного возраста
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. К анализу сказок все чаще обращаются психологи, говоря о том, что сказки влияют на развитие личности и поведения. Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития мышления маленького ребенка. Сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир.
Сказка - это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными... Использование жанров народного творчества было характерной особенностью творчества многих русских писателей. К ним обращались и А.С. Пушкин, и М.Ю. Лермонтов, и Н.В. Гоголь, и М.Е. Салтыков-Щедрин. Но все-таки сказка ярче и показательнее демонстрирует своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству.
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению.
Сказка - это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка - это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Сказковед В.П. Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты» [14, стр.5].
Что же такое сказка, каково её определение. Разные ученые давали множество определений. Исследователей-сказковедов волновали такие проблемы:
- как понимать фантастический вымысел в сказке;
- считать ли сказкой вообще любой фантастический рассказ или выделять в устной народной прозе и другие её виды - несказочную прозу.
Профессор Ленинградского государственного университета В.Я. Пропп вошел в историю мировой филологической науки ХХ века как один из наиболее значительных теоретиков и исследователей. Он исследовал исторические корни сказки, его работы о сказке были переведены на многие языки и известны каждому фольклористу.
В.Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё» [12. c.23].
Так каково же определение сказки? Некоторые исследователи сказкой называли всё, что сказывалось.
Академик Ю.М. Соколов отмечает, что под народной сказкой в широком смысле этого слова понимается устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового характера.
Одно из определений, принятых в Европе, звучит так: под сказкой со времён Гердера и братьев Гримм понимается рассказ, основанный на поэтической фантазии, в особенности из волшебного мира, история, не связанная с условиями действительной жизни, которую во всех слоях общества слушают с удовольствием, даже если находят её невероятной и недостоверной.
Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное произведение, не просто игра, это - жизнь, это - приемлемое и созвучное возможностям ребенка средство материализации волнующих его отношений и обстоятельств, конституция нравов и свод законов бытия, правил общежития и норм деликатности, категорий добра и зла, многополярности и относительности социальных оценок.
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития.
Сказка в определенной степени удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка:
· Потребность в автономности (независимости). В каждой сказке герой действует самостоятельно, полагаясь на свои силы.
· Потребность в компетентности (силе, всемогуществе). Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия, оказывается победителем, достигает успеха.
· Потребность в активности. Герой всегда находится в действии.
Метафоричность и символизм сказки позволяют развивать воображение ребенка, поскольку фантастический сказочный мир, наполненный чудесами, тайнами и волшебством, всегда привлекает его. Ребенок с радостью погружается в воображаемый нереальный мир, активно действует в нем, творчески преобразует его. Но при этом воспринимает все происходящее в нем как реальность. Этого требует его внутренний мир.
Дети очень любят слушать невероятные истории и сказки, расширяющие их познания и кругозор, показывающие, что помимо реального существует волшебный мир приключений и побед. Именно через сказки, обращенные к сердцу ребенка (Андерсен, братья Гримм) и не подверженные влиянию современной цивилизации с ее приверженностью к целесообразности и выгоде, ребенок получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Даже когда действующие лица сказки кажутся неправдоподобными, истинные сказки все же исполнены огромного жизнеутверждающего смысла. Вспомним, как в реальной жизни люди сталкиваются с добром и злом. Форма восприятия этих понятий для взрослого не является образной. Мысли ребенка в такой форме существовать не могут, им необходима игра воображения, образность. В сказках это получается очень легко.
Почему образ зла менее правдив, чем соответствующее необразное понятие? Наше понятие о добре предстает в сказке в виде богатыря, рыцаря, принца» воплощающего силу и храбрость, в виде доброй волшебницы или феи, всегда готовой прийти на помощь. В старинных сказках и историях повествуется о внутренних эмоциональных переживаниях, чувствах героев, а не о внешних событиях и разворачивающееся в них действо часто противоречит обычной реальности [19].
Но это только на первый взгляд. Например, помните, махнула царевна, убегающая от злого волшебника, рукой, и выстроится воздушный мост через реку. Если бы говорилось, что царевна нарубила кучу дров, притащила груду кирпичей и работала месяц, чтобы сотворить себе путь для спасения, то сказка лишь бы правдиво и научно описала внешние факты. «Таких мостов никогда не бывает!» – скажет взрослый. Но если вспомнить, что в сказке повествуется о внутренних переживаниях, то можно понять ее правдивое содержание буквально [13].
Нередко можно встретить ребенка-дошкольника с богатой фантазией, но с полным неумением использовать ее для решения конкретного задания. Такой ребенок долго не может сосредоточиться на объекте действия; его все отвлекает, начиная что-то делать, он легко переключается на другое, не заканчивая первого действия.
Например, начиная сочинять сказку, он придумывает одну фантастическую историю за другой, связывая их чисто внешними ассоциативными связями. В результате происходит сумбурное нагромождение одних событий на другие. При этом ребенок может забыть и о главном герое сказки и о первоначальном замысле. Поэтому воспитание целенаправленности поведения необходимо, как условие развития творческого воображения. Очень важно заранее обсудить с ребенком, каким должен быть конечный результат его творчества.
При сочинении сказок сначала придумать благоприятный конец для положительного героя, а потом уже обсуждать с ребенком интригу отрицательного героя и возможные способы победы положительного. Таким образом, сама сказка возникает лишь на последнем этапе работы. Чтобы ребенок не потерял интереса к сочинению текста сказки (все, что должно произойти, ему уже известно), можно на этапе создания текста вместе писать книгу "Авторских сказок". Ребенок при этом может диктовать текст, а взрослый - его записывать.
В изобразительной или конструкторской деятельности целенаправленность будет развиваться в ситуациях, когда ребенку будут заранее заданы требования к желаемому рисунку или конструкции. Длительность работы ребенка над своим произведением может свидетельствовать о развитии целенаправленности. Ребенок к шести годам должен уметь самостоятельно и не отвлекаясь работать над одним рисунком или конструкцией в течение 10 минут [19].
С социально-педагогической точки зрения важны социализирующая, креативная, голографическая, валеолого-терапевтическая, культурно-этническая, вербально-образная функция сказки. Наличие этих функций выявляется в практике обыденно-бытового, педагогического, художественного и других видов использования сказок.
Во-первых, сказка выполняет функцию социализации, т.е. приобщения новых поколений к общечеловеческому и этническому опыту.
Сказки, как любому явлению искусства присуща компенсаторная функция. Любой человек ограничен в своем индивидуальном жизненном опыте: во времени, пространстве, профессионально, событийно, ограничен половой дифференциацией и т.д. Искусство в целом, в частности и сказка, приходит на помощь человеку, раздвигая границы его индивидуального жизненного опыта, подключая к опыту личности опыт человечества, аккумулированный в интернациональным и этническом мире сказок. Вариативная природа сказки побуждает личность слушающего к собственной, индивидуальной интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их оценки, т.е. превращает слушателя из объекта воздействия в субъекта взаимодействия, в соавтора сказки. Это выражается в индивидуальной визуализации текста в своеобразии эмоционального переживания сюжета, в индивидуальном стиле изложения сказки и т.д.
Во-вторых, сказке присуще креативная функция, т.е. способность выявлять, формировать, развивать и реализовывать творческий потенциал личности, его образная и абстрактное мышление. Фантастический мир сказки, наличие в ней ирреальных, вариативных элементов, способность «приглашать к соавторству» позволяют слушателю преодолеть стереотипы мышления, комплексы отчужденности, пробудить «спящие», не выявленные творческие (поэтические, музыкальные, танцевальные, актерские, живописные, графические и т.д.) способности.
Формируя привычные навыки, приемы, действия, умения детей, педагог должен вызывать заинтересованность их не только и не столько в конечном результате, сколько в самом процессе творения новых сюжетов или новых образов. Это соответствует деятельностной природе творчества. Этот этап, этап формирования творческого потенциала, предполагает органическое единство как репродуктивных, стандартных, традиционных так и новаторских, креативных элементов.
В-третьих, в сказке можно обнаружить голографическую функцию, с нашей точки зрения проявляющуюся в трех основных формах.
Прежде всего, голографичность образных посторенний сказки проявляется в её способности своим внутренним строем целокупно представлять мироздание в его трехмерном пространственном (высота, ширина, длина; макромир, микромир; небесный, земной, подземный миры; неживая, живая природа и человеческое общество) и временном измерениях (прошлое, настоящее, будущее). Эти аспекты пространственно – временного содержания сказок как бы образуют его голографический континуум (универсальность, целостность, многомерную объемность), что созвучно психике ребёнка. Вот почему дети так чувствительны в универсальности сказки: в ней они находят созвучие своему такому же универсальному внутреннему миру. Более того, универсальный мир сказки способен актуализировать все органы чувств и психические функции формирующиеся личности.
Далее, голографичность сказки можно трактовать в синестетическом смысле слова. Эта способность сказки не только актуализировать все органы чувств человека, но и быть основой, фундаментом для создания всех видов, жанров, типов эстетического творчества [23].
Важно отметить и такой аспект голографичности сказки, как ее способность в малом являть большое, в локальном представлять глобальное, в микросюжете отражать макропроблемы . Иначе говоря, сказка как большое локальное образование с конкретным сюжетом и конкретными образами способна отображать глобальные проблемы, непреходящие ценности, вечные темы противоборства доброго и злого, света и тьмы, радости и печали, силы и слабости т.е. она характеризуется всем тем, что специфично для голографического эффекта. В педагогической практике этот аспект сказки может быть использован для формирования целостного мировоззрения слушателей, их нравственной, художественной, экологической, валеологической культуры.
В-четвертых, выделяется развивающее-терапевтическую функцию сказки. О «сказкотерапии» давно уже говорят в литературе, подразумевая ее психотерапевтический эффект. Терапевтическая функция сказки имеет свои корни в той функции искусства в целом, которую Аристотель обозначал термином «катарсис» (очищение души, умиротворение, снятие стресса). Эта катарсическая функция искусства послужила основание для формирования целого направления – эстетотерапия, т.е. лечение людей при помощи музыки, поэзии, живописи, танца.
В сказке присутствует и функции профилактики, функция воспитания здорового образа жизни, охрана человека от пагубных, носящих урон здоровью увлечений, пристрастий, действий, поведенческих актов и пр. Иначе говоря, сказка выполняет и терапевтическую и профилактическую функцию, поэтому целесообразно использовать общее понятие «развивающе-терапевтическая функция». Это соответствует становлению здоровьесберегающего направления, цель которого – сохранение и развитие индивидуального здоровья личности, утверждение здорового образа жизни.
Если учитывать, что сказка является одной из форм народной мудрости, выраженной в образной, доступной каждому форме, то сказкотерапию можно рассматривать как одно из направлений софиотерапии. При этом, если софиотерапия скорее обращена к интеллектуально – рассудочной сфере личности, то сказка активно воздействует на эмоционально-образный потенциал личности.
В-пятых, учитывая этнонациональное своеобразие большинства сказок мира, можно говорить о культурно-этнической функции сказки. Сказка как феномен культуры этноса исторически отражает в себе хозяйственно – бытовой уклад народа, его язык, особенности его менталитета, его традиции и обычаи, предметно-вещную атрибутику. Поэтому через сказку любой слушатель, особенно дети, могут усваивать все богатство этнической культуры, приобщаясь к историческому опыту своего народа. Сказка – это как бы социальная память этноса. В ней аккумулирована его многовековая практика с её положительными и отрицательными сторонами, подвигами и поражениями, радостями и печалями и т.д. Этнопедагогика как раздел социальной педагогике располагает богатейшими возможностями использования материалов народных сказок для включения подрастающего поколению в мир этнической культуры естественным, образно-игровым способом.
В-шестых, в исследованиях сказок с позиции литературоведения, педагогики, этнографии фиксируется и лексико-образная функция сказки, её способность формировать языковую культуру личности, владения многозначностью народной речи, её художественно-образным богатством, композиционно-сюжетной вариативностью. Внешне данная лексико-образная структура сказки активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память индивида. При слушании и чтении сказок происходит индивидуальная интериоризация вербально-знаковых форм сказок, а при воспроизведении (пересказе, интерпретации, повторении, драматизации) сказок осуществляется развитие способности к индивидуальной экстериоризации, развитие речевой культуры индивида. При этом функционируют и развиваются обе основные языковые функции – экспрессивная и коммуникативная. Если экспрессивная функция формирует вербально-образный каркас языка личности, то коммуникативная функция развивает социальные качества личности, её способность к общению, к пониманию, к диалогу. Сказка даёт великолепный общий язык для взрослого, работающего с ребенком. Обычно они разговаривают на разных языках. При этом двуязычен скорее ребёнок, а проблемы с общением есть скорее у взрослого (тем более, что эти взрослые чего-то хотят). Язык сказки их естественно сближает.
Именно поэтому, чтобы ребенок полностью прожил, прочувствовал сказку, нужно, чтобы она была отражена во всех видах деятельности ребёнка, чтобы он жил в ней какое-то время. Используя сказочные сюжеты, сказочные мотивации в разных видах деятельности, можно, как показывает опыт, успешно развивать творческий потенциал детей дошкольного возраста.
Глава 2. Экспериментальная работа по активизации творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста при работе над русской народной сказкой
2.1. Диагностика воображения детей старшего дошкольного возраста
Экспериментальная работа проводилась на базе МКДОУ № 5 «Ромашка».
В эксперименте приняли участие 20 детей. Из них 5 мальчиков и 15 девочек.
Возраст испытуемых 5-7 лет.
При исследовании теоретических аспектов по данному вопросу, изучив виды воображения, влияние воображения на развитие дошкольников, а также методы развития воображения, возникла необходимость в разработке плана и проведении практической работы с детьми старшего дошкольного возраста по выяснению уровня развития воображения.
Целью экспериментального этапа было выявление уровня развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста. Для этого была использована методика Е. Торренса "Неполные фигуры", тест «Свободный рисунок» Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной, Л.Ю. Субботиной.
Методика № 1. "Неполные фигуры".
Цель: определить уровень развития творческого воображения у детей исследуемой группы.
Ход занятия: Детям было предложено задание.
Инструкция: На листе изображены геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг. Дорисуйте их так, чтобы получилось осмысленное изображение какого-либо предмета. Причем дорисовывание может проводиться, как внутри контура фигуры, так и за ее пределами при любом удобном, для ребенка, повороте листа и изображении фигуры, т.е. использовать каждую фигуру в разных ракурсах.
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитывается, поскольку в первую очередь нас интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Критерии и обработка результатов представлены в приложении 1.
В таблице 1 мы отразили получившиеся результаты, для наглядности представили их и в виде диаграммы (рисунок 1).
Таблица 1
Результаты методики «Неполные фигуры»
Имя ребенка | Круг | Квадрат | Треугольник | Баллы | Уровень |
Андрей | 1 | 3 | 2 | 6 | Высокий |
Антон | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Захар | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Михаил | 3 | 3 | 3 | 9 | Высокий |
Олег | 2 | 1 | 1 | 4 | Средний |
Алена | 3 | 2 | 2 | 7 | Высокий |
Ангелина | 1 | 1 | 1 | 3 | Низкий |
Виктория | 0 | 1 | 1 | 2 | Низкий |
Вероника | 1 | 1 | 0 | 2 | Низкий |
Галина | 1 | 3 | 1 | 5 | Средний |
Жанна | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Ирина | 2 | 1 | 0 | 3 | Низкий |
Ольга | 0 | 0 | 1 | 1 | Низкий |
Полина | 2 | 0 | 1 | 3 | Низкий |
Раиса | 2 | 3 | 1 | 6 | Средний |
София | 2 | 1 | 2 | 5 | Средний |
Тамара | 1 | 0 | 1 | 2 | Низкий |
Ульяна | 2 | 2 | 2 | 6 | Средний |
Юлия | 1 | 0 | 1 | 2 | Низкий |
Яна | 2 | 3 | 1 | 6 | Средний |
Полученные результаты показали, что 10 детей (50 %) имеют низкий уровень развития воображения, средний уровень у 7 детей (35 %), и высокий уровень лишь у 3 детей (15 %). Результаты данной методики огорчают, половина детей имеет низкий результат развития воображения. Чаще всего дети рисовали простые рисунки. Круг у большинства детей это солнце, квадрат – дом, треугольник – елка. Многие дети вообще не могли ничего нарисовать, ссылаясь на то, что не умеют рисовать.
Рис.1. Результаты методики "Неполные фигуры"
Следующая методика № 2 «Свободный рисунок».
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводилось 4 минуты.
Обработка результатов:
10 баллов - ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов - ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов - ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла - ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла - за отведенное время ребенок так и не сумел нечего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов - очень высокий;
8-9 баллов - высокий;
5-7 баллов - средний;
3-4 балла - низкий;
0-2 балла - очень низкий.
Таблица 2
Результаты методики «Свободный рисунок»
Имя ребенка | Рисунок | Баллы | Уровень |
Андрей | Кошка на колесах | 7 | Средний |
Антон | Телефон с ручкой | 3 | Низкий |
Захар | Машина-самолет | 4 | Низкий |
Михаил | Необычная птица-робот | 8 | Высокий |
Олег | 3 | Низкий | |
Алена | Фея | 6 | Средний |
Ангелина | Летающий велосипед | 7 | Средний |
Виктория | Юла с глазками | 3 | Низкий |
Вероника | Машина-трансформер | 3 | Низкий |
Галина | Человек-паук | 4 | Низкий |
Жанна | Кошка-мышка | 4 | Низкий |
Ирина | Дерево-цветок | 6 | Средний |
Ольга | Кружка на ножках | 4 | Низкий |
Полина | Корова-слон | 6 | Средний |
Раиса | Неведомый зверь | 7 | Средний |
София | Робот-кирпич | 3 | Низкий |
Тамара | Человек-дракон | 5 | Средний |
Ульяна | Подводная птица | 4 | Низкий |
Юлия | Летающая мышь | 6 | Средний |
Яна | Стул самолет | 3 | Низкий |
Результат данного теста показали, что у 11 детей (55 %) низкий результат, средний результат у 8 детей (40 %), 1 ребенок (5 %) имеет высокий уровень развития воображения.
Для наглядности предоставляем диаграмму (рисунок 2).
Рис.2. Результаты методики «Свободный рисунок»
Исходя из проделанной работы, мы можем сделать вывод, что уровень воображения детей старшего дошкольного возраста находится на низком уровне.
Мы считаем, что у детей дошкольного возраста необходимо развивать воображение, и начинать необходимо как можно раньше. Все дети любят сказки, поэтому, мы считаем, что будет правильно использовать русские народные сказки, как средство развития творческого воображения детей дошкольного возраста. В связи с этим, мы предлагаем методические рекомендации по использованию сказки.
2.2. Методические рекомендации по использованию сказки в развитии творческого воображения у дошкольников
Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем. Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.
Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.
Сказка, как уникальный вид творчества, ближе всего детской душе. Она заставляет ребенка смеяться, переживать и надеяться, одним словом чувствовать. А тонко чувствующий человек способен на настоящее творчество [7].
Одна из наиболее эффективных методик для развития воображения в дошкольном возрасте использует сказку в качестве средства формирования воображения. Каждый человек сталкивался с выдумками еще младенцем, начиная с прибауток о сереньком волчке и заканчивая полноценными народными или литературными историями, несущими в себе огромный потенциал для воспитания.
Сказка сама по себе является основой для развития воображения:
- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;
- воспринимая сказочный сюжет, ребенок активизирует свой жизненный опыт;
- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти, креативности;
- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;
- окружающий мир приобретает новые краски благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;
- дети учатся представлять себя на месте героев, перебирать возможные варианты решения трудностей, возникающих перед персонажами;
- развивается эмоциональная сфера малышей через метафорические формы - одно только слово «волшебство» уже вызывает у детей восторг.
Вся работа проходит в форме игры, но при этом сохраняются элементы познавательного и учебного общения. Роль педагога в совместной взросло-детской деятельности при работе со сказкой состоит в том, чтобы отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, рассказывание, пересказ, просмотр спектаклей, м/ф и кинофильмов по сказкам) и подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно. Это значит, инициировать у детей умение нестандартно, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для сочинения ребенком собственной сказки. При этом, учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип "От простого - к сложному"; создаем в группе комфортную предметно-пространственную развивающую среду. В приложении 2 мы представили фрагмент занятия по знакомству со сказкой.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти этот ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находиться в позиции глаза - в - глаза.
Рассмотрим отдельные методы и приемы работы со сказкой.
Моделирование сказок. Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает творческое воображение и абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.
В своей работе мы предлагаем использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.
Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.
Например, в сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра, а в сказке "Теремок - полоски разной высоты и цвета (соответствует цвету персонажа: лягушка - зеленый; лиса - оранжевый и т.д.).
Пиктографические изображения.
Ребенок (сначала вместе со взрослым) выделяет количество картинок, которые будут являться "планом" сказки и с помощью пиктограммы изображает их.
Выразительные движения. Главной задачей при использовании в работе со сказкой выразительных движений является развитие творческих способностей детей. Усвоение того или иного выразительного движения, жеста происходит в специально подобранных упражнениях, также в свободных играх. Вспомогательными средствами освоения выразительных движений выступают слово и музыка.
Например, при передаче психоэмоционального состояния "Грусть" звучит пьеса "Болезнь куклы" из "Детского альбома" П.И. Чайковского.
Например, изображая разгорающийся "Огонь" под "Танец с саблями" А. Хачатуряна, дети передают этот образ резкими движениями, мимикой.
Проблемные ситуации (от греческого problema - задача, задание и латинского situation - положение) - это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. В приложении 2 представлен фрагмент занятия с проблемной ситуацией.
План открытого игрового занятия.
«Развитие творческого воображения в процессе работы над сказками».
Группа: старшая
Тема: «Весенняя сказка»
Цель занятия: изучить влияние сказки на развитие творческого воображения и мышления детей.
Задачи занятия: учить составлять сказку на предложенную тему и изображать ее на бумаге, передавая особенности сказочного жанра. Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений к заданным словам. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде. Закреплять уже известные способы словообразования. Развивать способность передавать интонацией различные чувства. Развивать художественные и творческие способности.
Формы работы: групповая форма
В приложении 3 представлен ход урока.
«Рассказ о конкретном персонаже» - суть метода в придумывании персонажа сказки, определении его характера, поступков, целей и действий. Цель метода: развитие творческого воображения, формирование нравственного воспитания ребенка, а также навыков межличностного общения с взрослыми и сверстниками.
Любая сказка строится по определенной структуре. В ней есть главный герой, другие люди, препятствия, которые он преодолевает, жизненные уроки, которые персонаж извлекает в итоге. Предлагаем ребенку придумать собственного персонажа, наделить его мыслями и чувствами. Пусть он создаст герою трудности, и окружающих людей, с которыми он будет взаимодействовать. Ребенок должен описать действия главного героя, и результат, к которому герой в итоге придет. Ребенок должен научиться рассуждать о том, как изменился персонаж в конце его сказки, какие выводы сделал. А затем, придумать название собственной сказки.
«Сказка с помощью картинок» - суть метода: в том, чтобы по серии картинок ребенок смог не только рассказать о героях, которые изображены на рисунках, но и поразмышлять, что происходит вокруг. Цель метода: развитие творческого воображения, обучение ребенка навыкам правильного подбора глаголов и прилагательных для характеристики персонажей, научить ребенка выстраивать сюжет в логической последовательности, давать оценку месту действия. Эти упражнения позволят хорошо подготовить ребенка к школе, так как чаще всего именно они вызывают у детей трудности при поступлении.
В работе используется стимульный материал, состоящий из серии картинок. Для этого подойдут картинки из детских книжек, пособия или буквари. Показываем ребенку картинку, и просим его детально рассмотреть изображение, а затем описать то, что он видит. Можно помочь ребенку наводящими вопросами, или обратить внимания на детали, которые малыш не заметил. Можно спросить ребенка, куда направляется герой на картинке, что он думает, хороший он или плохой, что на это указывает и т.д.
«Инсценируем сказку» - суть метода: воплощение сюжета прочитанной или сочиненной сказки, в придумывании образов и костюмов под конкретных сказочных персонажей в соответствии с их характерами. Цель метода: активизация творческого отношения к слову, выработка навыков совмещать сказочный образ с драматическим.
Для того чтобы инсценировать сказку, необходимо задействовать группу детей. Подготовить нужные костюмы или куклы. И дать возможность детям самим подумать над характером того или иного персонажа, над декорациями и постановкой сказки.
Необходимо чередовать разные типы заданий, не играть в одну игру много раз подряд. Взрослый должен находиться рядом, но не надо выполнять задание за ребенка. Начинать нужно с заведомо легких заданий, учитывать темперамент каждого ребенка, продумать варианты одного и того же упражнения.
Не надо предлагать сразу много игр, заданий. На одном занятии брать несколько игр, различных по своему характеру. Учитывая образный характер мышления дошкольника, проводить оживление разных игровых ситуаций.
Можно выделить следующую модель работы со сказкой:
- выяснение конкретного содержания сказки;
- словесное описание по воображению персонажей сказки, эпизодов;
- сравнение персонажей;
- выявление посыла сказки, морального, этического урока;
5. определение личного отношения к персонажам сказки, событиям, высказывание оценочных суждений;
6. наблюдения над жанровыми особенностями сказки;
7. творческая работа по мотивам сказки.
Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:
1. Самым эффективным средством для развития воображения в дошкольном возрасте является сказка.
2. При работе над сказкой используют следующие приемы:
- моделирование сказок;
- пиктографические изображения;
- выразительные движения;
- проблемные ситуации.
3. На занятиях необходимо чередовать разные виды заданий и упражнений.
Заключение
Завершая исследование, можно прийти к выводу, что, пожалуй, нет ни одного ребенка, который не любил бы сказки, не хотел бы подолгу слушать увлекательные истории, полные ярких событий и чудесных приключений. Однако, сказка – это не только развлечение, но и отличный способ для того, чтобы развить творческое воображение ребенка. А для этого нужна всего лишь фантазия, желание подарить детям позитивные эмоции, и, конечно, специальные методики. Сказки можно сочинять где угодно, когда угодно и о чем угодно. Существует множество методик по работе над сказками, которые позволяют развивать творческое воображение детей, а также пополнить словарный запас, закрепить грамматический строй речи, научить выражать эмоции, развить речь. Дети 4 лет могут сочинять сказки вместе со взрослыми, а 5-6-летние ребята уже свободно могут сочинять сказки самостоятельно.
Использование сказки дает весьма высокие результаты в плане детского развития (познавательного, эмоционального, личностного, творческого).
Необходимым условием развития творческого воображения детей является включение субъекта в активные формы деятельности и, прежде всего, предметно-творческой. Сказка может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Благодаря сказке дети расширяют свой кругозор, черпают из нее множество познаний, понятий. Через сказку дошкольники получают глубокие знания о человеке, о связях его с природой, о свойствах предметного мира. Совместная деятельность по придумыванию сказок способствует сплочению детей, учит их работать вместе.
Сказка может быть успешно использована в развитии творческоговоображения у детей.
Взаимосвязь сказки с различными упражнениями создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитиютворческого воображения.
Взаимосвязь сказки с игрой создает у детей лично значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает ее эффективность. И результат деятельности получается более высокий, так как ребенок не просто придумывает сказки, а передает в сказках образы, что способствует развитию творческого воображения.
Экспериментальная работа показала нам, что у детей старшего дошкольного возраста плохо развито воображение. Именно поэтому мы представили методические рекомендации по использованию сказки для повышения уровня воображения у дошкольников.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, поставленные задачи решены.
Список использованных источников
Законодательные и инструктивные материалы
- Программа обучения воспитания и развития ребенка в детском саду [Текст] / Под ред. М.А. Васильевой. Т.С. Комаровой // Дошкольное воспитание. – 2003. - № 1-12.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М. 2002.
Монографическая и учебная литература
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений [Текст]: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2011. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271.
- Немов Р.С. Психология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М., 2005. - 442 с.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие / Н.В. Шайдурова. – М.: Просвещение, 2010 - 172 с.
Периодическая литература
- Арамовская-Дубовис Д.М. Идеи А.В.Запорожца о развитии личности дошкольника [Текст] / Д.М. Арамовская-Дубовис, Е. В. Заика. 2008 - № 5. - С.18-23.
- Березина В.Г. Детство творческой личности [Текст] / В.Г.Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов. СПб.: издательство Буковского, 2011 - 60 с.
- Боровик О.В. Развитие воображения [Текст] / О.В.Боровик. – М.: ООО «ЦГЛ «Рон»», 2000 – 112 с.
- Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2007 – 169 с.
- Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева. – М.: Просвещение, 2003 – 295 с.
- Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи [Текст] / З.А.Гриценко.– М.: Линка-Пресс, 2003 – 295 с.
- Гурова Л.Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одаренности [Текст] / Л.Л.Гурова. 2011. - №6.
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. – М.: Знание, 2006 – 96 с.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей [Текст] / Вопросы психологии. - 2008. - № 6. - С. 52-59.
- Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения детей дошкольного возраста [Текст] // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 44-51.
- Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей [Текст] // Дошкольное воспитание. 2007. №12. С. 73-75.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения [Текст] // Вопросы психологии. - 2003. - № 2. - С.16-20.
- Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества [Текст] / Р.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2006 - 274 с.
- Кириллова Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] // Дошкольное воспитание. 2011. – № 2. с. 41 – 46.
- Комарова Т. Коллективное творчество детей [Текст] / Т. Комарова, А. Савенко. - М.: Знание, 2008 - 90 с.
- Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании [Текст] / Л.С.Коршунова. – М., 2009 – 198 с.
- Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей [Текст] // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С.54-56.
- Левин В.А. Воспитание творчества [Текст] / В.А. Левин. - Томск: Пеленг, 2009 - 56 с.
- Поддъяков, Н.Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников [Текст] / Н.Н.Поддъяков. - М.: Знание, 2011 - 187 с.
- Потапова Е.В. Современные изобразительные материалы как средства художественно-эстетического развития дошкольников [Текст] // Воспитатель ДОУ. 2009. №1. С. 90-93.
- Рубинштейн С.А. Основы общей психологии [Текст] / С. А. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 2009 – 360 с.
- Саккулина Н. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Н.Саккулина, Т. Комарова. - М.: Просвещение, 2007- 202 с.
- Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей-дошкольников [Текст] / А.Э.Симановская. – Ярославль, 2009 – 202 с.
- Соломенникова О.А. Радость творчества [Текст]. Ознакомление детей 5 - 7 лет с народным искусством. 2-е издание исп. и доп. М: Мозаика - Синтез. 2005 - 210 с.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей [Текст] / Л.Ю.Субботина. – Ярославль: «Академия развития», 2007 – 240с.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. М., 2010 - 132 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обработка результатов методики «Неполные фигуры»
Качество рисунков с точки зрения их художественности, соблюдения пропорций и т.д. при анализе не учитываются, поскольку исследователя в первую очередь интересует сам замысел композиции, многообразие возникающих ассоциаций, принципы воплощения идей.
Оценка детских работ по методике Торренса «Неполные фигуры» происходит по следующим критериям:
- если ребенок выполнил оригинальный рисунок - 3 балла
- если ребенок видит в фигуре предметы ближайшего окружения - 2 балла;
- если рисунок ребенка выходит за рамки изображаемого предмета - 1 балл;
- если ребенок ничего не сделал – 0 баллов.
По выдвинутым критериям детей можно разделить на три группы по уровню развития творческого воображения:
высокий уровень - 7-9 баллов;
средний уровень - 4-6 балла;
низкий уровень - 0-3 балл.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Фрагмент занятия с проблемной ситуацией
Сюрпризный момент:
Появляется сказочник под сопровождение музыки и приветствует детей.
Сказочник: Здравствуйте, ребята, я сказочник, сказки сказывать привык, что вы ищите, куда путь держите?
Воспитатель: Здравствуй, сказочник, мы с ребятами решили оправиться в мир сказок, чтобы узнать интересное о сказках и послушать сами сказки.
Сказочник: Хорошо, ребята, а вы любите сказки? Какие у вас самые любимые сказки? А герои?
Дети: Ответы
Сказочник: Молодцы, ребятишки, а теперь я хочу загадать вам загадки. Вы умеете отгадывать загадки?
Дети: Ответы
Сказочник:
Есть одна игра для вас –
Загадки говорю сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором дружно отвечайте.
Сдобный, пышный, круглощекий,
У него румяный бок.
Убегает по дорожке.
И зовется …. (Колобок)
Хитрая плутовка,
Рыжая воровка.
В лесу первая краса
Догадались кто?. (Лиса)
Бабушка внученьку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, подскажите, как звали её? (Красная Шапочка)
Бедняжка я и замарашка,
К золе привыкла и печам.
Мне днём бывает очень тяжко,
И я мечтаю по ночам.
Но я не плачу, я не плачу,
Я улыбаюсь и терплю.
Я верю в счастье и удачу
И всех жалею и люблю. (Золушка)
У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы.
Высоко они летят.
Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)
Сказку быстро вспоминай:
Персонаж в ней — мальчик Кай,
Королева Снежная
Сердце заморозила,
Но девчурка нежная
Мальчика не бросила.
Шла она в мороз, метели,
О еде забыв, постели.
Шла она на помощь другу.
Как зовут его подругу? (Герда)
Сказочник: Ой, какие смышлёные ребятишки мне встретились. Молодцы!
Проводится физ. Минутка «Прочь усталость, лень и скука»
Мы к плечам прижали руки, начинаем их вращать.
Прочь усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать.
(руки к плечам, вращение вперед и назад)
А теперь покрутим шеей, это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети, скажем: нет на все на свете. (вращение головой)
А теперь мы приседаем и колени разминаем.
Ноги до конца сгибать, раз, два, три, четыре, пять. (приседания)
Напоследок пошагаем, выше ноги поднимаем (ходьба на месте).
Затем сказочник предлагает вспомнить названия любимых сказок и их содержание. Обращает внимание детей на картинки которые появляются на экране монитора.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Фрагмент конспекта по развитию воображения при работе над сказкой
Воспитатель: Прислушайтесь, Вы ничего не слышите? Кто это так тихо прошагал за окном?
Кто пришел так тихо-тихо?
Ну, конечно, не слониха,
И конечно, бегемот
Тихо так пройти не мог,
И никто из вас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли вы,
Как зеленые травники,
Сняв зеленые ботинки,
Тихо вышли из земли,
И подснежник тихо вышел,
И повсюду тишина.
Это значит, это значит:
Тише всех пришла весна.
Вот и к нам пришла весна. Вы уже догадались, что говорить мы сегодня будем о весне. Вы знаете, что у каждого слова есть слова-родственники. Этой зимой было много снега. Подберите слова-родственники к слову «снег» (снежок, снежинка, снежная, подснежник). А сейчас найдите родственников к слову «весна» (весняночка, веснушки, весенние и т. д.). О чем можно сказать «весенний»? (ручей, дождь, день, сад). «Весенняя»? (вода, лужа, капель, проталинка, река). «Весеннее»? (облако, настроение, солнце, небо, утро). Придумайте определения к слову «весна». Какая она? (тепля, красивая, добрая, ранняя). Как можно назвать солнце? (солнышко). Молодцы! Вот сколько хороших и красивых слов мы вспомнили!
В гости к нам кто – то пришел. Кто же это? Это солнышко послало нам свой волшебный лучик (вносит игрушку Солнечный зайчик). Сейчас этот добрый волшебник прикоснется к каждому из вас, и вы превратитесь в великих сказочников! Давайте порадуем нашего гостя весенней сказкой? Поможет нам сочинить сказку волшебной блюдце.
Ой, весна моя, ты весняночка.
Из – за синих морей приходи,
Солнцем, светом озари.
В нашу сказку ты войди.
Ты, яблочко волшебное, катись!
Наша сказка расскажись!
Только в сказке происходят чудеса, в сказке могут ожить и заговорить ручеек, трава, дерево, звери… на нашем волшебном блюдце кто – то поселился. Это кот. Давайте сочиним вместе сказку. А называться она будет «Сосулька и кот».
«Жил был кот. Звали его… Он очень любил гулять, но хозяйка редко выпускала его зимой на улицу. Но вот пришла теплая, ласковая…. Вышел кот на крыльцо на солнышке погреться. Только улегся, как вдруг что-то капнуло ему на нос. Посмотрел кот наверх и увидел блестящую….» И так далее.
Наше волшебное занятие продолжается. Солнечный зайчик опять коснулся нас своими лучиками. Теперь он превратил детей в художников. Итак, сказка продолжается.
Чтобы нарисовать весеннюю сказку, нужно проложить в сказку весенние дорожки. (дети выполняют графические упражнения на карточках).
Что ж, дорожки в сказку проложены. А вот и солнышко взошло и стало рассыпать повсюду свои золотые ручьи, будить землю. Первый лучик коснулся зайчика, пошевелил ушками зайчик и весело запрыгал к ….(Алене… И так далее).
А нарисовать весеннюю сказку нам помогут акварельные краски, в которых спрятаны и солнышко, и ручеек. И голубое небо… мы должны их освободить. Кого можно освободить из коричневой краски? (Воробья, муравья). А из голубой? И т. Д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
НОД по познавательно - речевому развитию для детей старшего возраста "Путешествие по русским народным сказкам"
Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках.Задачи:Образовательные:Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью модели...
Сценарий занятия по психогимнастике для детей дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки
Занятие проводится с целью обучения саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста....
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки"
Выступление на педсовете "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей старшего дошкольного возраста на примере русской народной сказки" Речь – инс...
Интерактивное пособие для детей дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Интерактивное пособие для детей дошкольного возраста по мотивам русской народной сказки «Колобок»...
Консультация для воспитателей на тему "Развитие речи детей старшего возраста с помощью русского народного фольклора"
Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности...